Проект "Искусство Древней Греции. Древняя Спарта"

Проект «Искусство Древней Греции. Древняя Спарта»
Цель данного проекта:
1. Привлечь внимание к мировому культурному наследию, к плохо изученному
материалу в искусстве Древней Греции – культуре Древней Спарты.
2. Развить познавательные способности учащихся, умения находить особенности и
различия в древних артефактах.
3. Воспитание уважения к мировой культуре, интереса и научного поиска у
учащихся.
Участники проекта: учащиеся 10 класса.
Вступительное слово учителя:
Спарта (или Лакония, Лакедемон) одно из самых известных и могущественных
государств Древней Греции, прославленное своей армией, которая никогда не отступала
перед врагом. Идеальный полис, Спарта была государством, которое не знало смут и
гражданских распрей. В этой стране не было ни бедных, ни богатых, ни денег. Даже когда
сюда приезжали купцы из разных стран, то спартанцы у них ничего не покупали и своего
ничего не продавали. В стране правил царь Ликург, который установил свои законы и
свой государственный строй. Спартанцы были воинами: не было ни одной войны, где бы
ни принимали участие спартанские воины. Как и в других греческих городах, в Спарте не
хватало земли и поэтому спартанцы завоевывали соседние территории.
Спартанское государство называли «общиной равных», хотя современные
историки сомневаются в этом определении. Ведь если спартанцы завоевывали соседние
земли, что же происходило с этими людьми?
В других греческих городах существовала своя культура: возводились храмы,
театры, имелась богатейшая художественная культура. Но о культуре Спартанского
государства мы ничего не знаем: в учебниках, в других литературных источниках очень
мало информации. Поэтому нам необходимо узнать, была ли культура в Спарте?
Основополагающий вопрос: Были ли предметы искусства в Древней Греции?
Вопросы для изучения:
1. Рассмотреть основные этапы развития города-государства Спарта. Почему в
греческой культуре много внимания обращено как Афинам, так и Спарте, но в
книгах и учебниках нет ни одного изображения спартанского полководца или
спартанского божества?
2. С чем связан упадок этого государства?
3. Какова культура Спарты города-полиса? Рассмотреть основные виды искусства
древней Спарты.
Класс делится на группы:
1 группа работает над изучением основных этапов развития государства Спарта.
2 группа работает по изучению упадка Спарты.
3 группа работает над изучением культуры Спарты.
Группы изучают информацию в библиотеке, в сети Интернет.
Результаты поиска:
Работа 1 группы:
Одной из первых реформ Ликурга была организация управления гражданской
общиной. Был создан совет старейшин герусия, состоящий из 28 человек. Старейшины
(геронты) избирались народным собранием (апелой). Избирались из людей не моложе 60
лет. Античные писатели утверждают, что Ликургом был создан совет старейшин (герусия)
из 28 человек. Старейшины (геронты) — не моложе 60 лет — избирались народным
собранием граждан (апеллой). В герусию входили и два царя, которые командовали
армией.
Общество жило в особых условиях: все были равны. Специальными
предписаниями указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить, и даже еда
должна была быть у всех одинаковой. Спартанские граждане не знали покоя домашней
жизни, не могли по своему усмотрению распоряжаться своим временем. Вся их жизнь от
рождения и до смерти проходила под неусыпным контролем. Спартанец вступал в брак,
когда ему разрешала община, но молодые женатые мужчины ещё долгое время жили
отдельно от своих семей. Спартиаты называли себя "общиной равных". В 30 лет мужчины
становились гражданами. Но даже взрослые граждане не могли распоряжаться собой, а
должны были подчиняться общим правилам. Даже дети не принадлежали родителям.
Новорождённого младенца отец приносил в лесху, где заседали старейшины. Ребёнка
внимательно осматривали, и если находили больным и хилым, то отправляли к Апотетам
(обрыв на горном хребте Тайгет) и там оставляли умирать.
С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитывали в отрядах (агелах).
Суровая система воспитания была направлена на то, чтобы они выросли сильными,
послушными и бесстрашными. Детей учили читать и писать, приучали подолгу молчать и
говорить кратко и чётко (лаконично). Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссорили,
вызывая драку, и следили, кто в драке ловчее и смелее. На год мальчикам выдавали
только одно платье, мыться разрешали только несколько раз в год. Кормили детей скудно,
приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за
неловкость.
Возмужавших юношей после
16 лет подвергали очень суровому
испытанию у алтаря богини
Артемиды. Юношей жестоко
бичевали, они же при этом должны
были молчать. Некоторые не
выдерживали испытания и умирали.
Ещё одним испытанием для юношей
были криптии тайные войны
против илотов (рабов), которые
время от времени объявляли эфоры
(восстания). Днем молодые спартанцы прятались в укромных уголках, а ночью выходили
охотиться на илотов, убивая самых крепких мужчин, что позволяло держать илотов в
постоянном страхе. Юноши с 20 лет начинали военную службу, которая продолжалась до
60 лет. Только удача на военной службе могла прославить спартиата. Лишь имя погибших
в бою за отечество могло быть выбито на могильном камне. Каждый спартиат мечтал
попасть в отряд трехсот,
который в битве
сражался рядом с царем.
Спартанское войско
было единственным
профессиональным во
всей Греции, т. к.
спартанцы не
занимались ручным
трудом, проводя все время в военных занятиях и охоте.
Земли не хватало, поэтому спариаты поработили соседние государства Лаконику и
Мессению. Все порабощенные граждане и их земли объявлены собственностью
спартанцев. Рабы (илоты) оставались жить на своих землях, вели хозяйство, имели семьи
и платили подать пфора) спартанцам. Все. Что оставалось после выплаты апфоры, они
использовали по своему усмотрению. Илоты считались рабами не отдельных граждан, а
всего государства в целом. Они могли заводить семьи и владеть некоторым имуществом.
Отношения спартиатов с илотами регулировались законом, а не основывались на
произволе непосредственного хозяина. Илоты имели относительную экономическую
свободу, т. к. спартиаты, по-видимому, не вмешивались в их хозяйственную деятельность.
Их положение было в общем стабильным, среди них встречались даже зажиточные люди.
Но все же это создавало благоприятные условия для восстаний, которые илоты, во много
раз превосходящие по численности своих господ, поднимали довольно часто.
Другой значительной группой населения Лаконики были периэки, свободные
жители городов, зависимых от Спарты. Так как спартанские цари считались царями всех
лаконцев, в периэкских городах они имели особые участки земли - темены. Царю
выплачивался особый "царский" налог. Главной обязанностью периэков была служба в
спартанской армии.
Для сохранения всеобщего равенства в Спарте было запрещено употреблять
золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, были введены
железные деньги, настолько тяжёлые, что даже для небольшой суммы требовалась целая
повозка. На эти деньги можно было купить только то, что производилось в самой Спарте,
периэкам же было строжайше запрещено производить предметы роскоши, разрешалось
изготовлять только простую посуду и одежду, оружие для спартиатов.
Воля законодателя и постоянная угроза со стороны илотов создали необычайно
сплочённую гражданскую общину, не знавшую внутренних смут на протяжении
нескольких столетий. Но спартанцы заплатили за это дорогую цену. Суровая дисциплина,
военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической
отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала мировой
культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора или художника. Всё, что смогла
создать Спарта, это сильная армия. Безграничное право эфоров контролировать все
стороны жизни общины сделало их власть, по определению Аристотеля, «близкой к
тирании». Постепенно Спарта превратилась в оплот политической реакции для всей
Греции.
Вывод: Локальная политика спартанской общины, отсутствие торговли, но главной
причиной являлось постоянная угроза восстаний илотов, что не позволяло далеко и
надолго уводить армию за пределы государства. Поэтому в моменты большой опасности
для эллинского мира Спарта часто руководствовалась сугубо эгоистическими интересами.
Всё это способствовало отсутствию литературных источников (мифов) о Древней Спарте.
Мы считаем, что именно эта причина и явилась тем, что в греческой культуре много
внимания обращено Афинам и другим греческим городам, а не Спарте.
Работа 2 группы:
Через год после окончания Пелопоннесской войны спартанское государство попало
в полосу затяжного внутриполитического кризиса. Общество разбилось на несколько
враждующих между собой партий, во главе которых стояли соответственно Лисандр,
Павсаний и Агис. Лисандр выступал за смягчение слишком суровых законов Ликурга,
касающихся богатства и роскоши, в то время, как партия Павсания скорее всего ратовала
за возвращение к традиционным ценностям. Агис склонялся в вопросах внутренней
политики к образу мыслей Павсания, а во внешней - был скорее последователем
Лисандра.
Всё это привело к расколу среди правящей элиты. Отсутствием единой
политической платформы помешали Спарте выработать направления во внешней
политике. Нестабильность спартанского общества привела к тому, что Спарта в самый
важный для нее момент оказалась неспособной выработать долговременный
внешнеполитический курс и по-прежнему проводить активную внешнюю политику.
Негативные явления накапливались в обществе, за несколько послевоенных лет
выплеснулись наружу и парализовали весь государственный организм. Война привела
Спарту к глубокому кризису. К моменту вступления Агесилая на престол уже не
существовало однородного гражданского коллектива - гаранта стабильности всего
общества. Появление именно в этот период большого количества "второсортных" граждан
- лишнее свидетельство интенсивности процесса дестабилизации, охватившего Спарту.
За проведение реформ в интересах обедневшего большинства взялись спартанские
цари, выдвинув лозунг возврата к ликурговым порядкам. Но начались война за престол.
После череды правителей, воевавших со старыми врагами Спарты при поддержке Рима,
престол захватил Набис. Он изгнал или убил многих знатных и богатых спартиатов, а их
земли и имущество поделил между бедняками и наемниками. Он также освобождал и
наделял землей илотов. Во внешней борьбе Набис опирался на союз с Римом. Но после
между Римом и Набисом возник конфликт, в котором спартанец потерпел поражение. Он
продолжил борьбу в союзе с сирийским царем Антиохом. В 192 г. до н. э. Набис был убит,
а Спарта присоединилась к Ахейскому союзу. Когда спартиаты вновь не поладили с
ахейцами, римляне использовали это как повод и, победив ахейцев, подчинили всю
Грецию. Спарта утеряла свое значение и стала рядовым городом в составе провинции
Ахайя, хоть и получила статус союзника Рима.
Вывод: Локальная обособленность Спарты и упадок самого Спартанского
государства закончилась войной за престол, союз Рима и войной между Сирией и
Спартой.
Работа 3 группы:
Изучив материалы Интернета, мы обнаружили монографию Ю.В.Андреева,
который являлся известным ученым по изучению Древней Греции. Он рассмотрел труды
английских археологов, работавших при раскопках в Спарте. Он выяснил, что английские
археологи из Британского археологического института в Афинах неожиданно нашли
много артефактов, свидетельствующих о богатейшем культурном наследии Спарты. Это
были керамика, изделия из терракоты, слоновой кости, янтаря, драгоценных металлов. Все
это дало возможность совершенно по-другому подойти в
проблеме происхождения Спартанского государства.
Британскими учеными были произведены раскопки
древнего святилища Артемиды Орфии одной из наиболее
почитаемых в Спарте богинь, которая считалась
покровительницей эфебов, как Деметра в Афинах; перед ее
алтарем происходили знаменитые порки спартанских юношей.
Было установлено, что святилище здесь существовало с древнейших времен. Первый
храм, очень примитивный, был построен из сырцового кирпича, хотя на каменном
фундаменте, еще в IX в. (может быть одновременно с
возникновением Спартанского государства). В VI в. на его месте
воздвигли другой храм, теперь уже целиком каменный. В обоих
святилищах было найдено множество художественных изделий из
глины, янтаря, слоновой и простой кости, различных металлов. В
основном это либо вотивные предметы, посвященные богине, либо
всякого рода реквизит, употреблявшийся при богослужении (сюда
можно отнести, например, вырезанные из янтаря изображения самой
богини).
При раскопках были обнаружены керамические и медные
вазы. Керамические вазы были художественно расписаны, содержали
сюжеты из мифологии, изображение богов, геометрический
орнамент. Вазопись имеет коринфское влияние, но отличалось
построением композиции. Соперничая с мастерами коринфской
вазописи, спартанские мастера преуспели в росписи малых сосудов,
типа килик и не посягались на расписывание больших ваз. Но запрет
на вывоз товаров из Спарты свелось к тому, что декоративное
убранство ваз становится в целом беднее. Исчезают некоторые характерные его элементы,
как, например, стилизованные изображения лотоса и фаната. Появляются
орнаментальные мотивы.
Терракотовые вотивные статуэтки, по преимуществу
изображающие женскую одетую или реже обнаженную фигуру
(вероятно, богиню), а также головы, когда-то, видимо, являвшиеся
частью таких статуэток. Были найдены куросы и коры статуэтки
мужских и женских фигур.
При раскопках были найдены предметы из свинца. Они
применялись как украшения кольца простые и с печатями, подвески,
плакетки, булавки, всевозможные орнаментальные мотивы, которые
могли и сами по себе служить украшениями, и входить в состав более сложных
композиций реди них встречаются изображения загадочных предметов, не находящие
никаких аналогий ни в лаконском, ни вообще в греческом искусстве, например, так
называемые решетки — grids).
Наиболее важным как по количеству находок, так и по степени своей
художественной и культурно-исторической значимости являются изделия из слоновой и
обычной кости. Это парные сидящие фигуры, одиночные сидящие фигуры, печати
четырехсторонние и круглые, также просверленные диски, подвески и кольца, гребни,
бусы, фигурки лежащих животных.
Назначение этих фигурок до сих пор остается загадкой: по мнению ученых,
фигурки были похожи на восточные печати, могли использовать как
подвески в виду того, что у большинства имелись отверстия. В виду
того, что в большом количестве фигурки изображали лежащих овец, то
их могли использовать в качестве жертвоприношений. Хотя последняя
версия не могла быть правдоподобной, т.к. овца из дефицитной
слоновой кости стоила дороже, чем обыкновенная.
Особое место в изделиях из слоновой кости занимают гребни, на
которых изображались комбинации фантастических существ: сфинксов, грифонов и т. д.
или же их одиночные фигуры. Излюбленный прием резчиков, изготовлявших гребни,
«конфронтация» двух симметричных фигур сфинксов в одних случаях как бы мирно
беседующих, в других терзающих какую-нибудь жертву.
Найденные при раскопках более мелкие изделия из слоновой кости - очковые
фибулы, печати, плектры и так называемые Kohl-needles (лопаточки
для краски век) и различные фигурки, изображающие людей,
животных, птиц и фантастических чудовищ. Среди этих последних
некоторые выполнены в технике рельефа.
Бронзовые изделия представлены тремя основными видами:
отдельные бронзовые фигурки по преимуществу очевидно вотивного
характера, т. к. большая их часть найдена в святилищах - бронзовые
зеркала с ручками, имеющими форму женских фигурок, бронзовые
сосуды, в основном гидрии и кратеры с фигурными украшениями
ручек, горла и т. д.
Основная масса этих изделий найдена за пределами Спарты, из
чего следует, что их производство было уже с самого начала
ориентировано на экспорт, хотя какая-то часть продукции этого рода,
безусловно, поступала на внутренний рынок. Это были фигурки
богинь, простых людей, воинов. Кроме этого были бронзовые вазы,
скульптурки богини Артемиды, зеркала с подставками, гоплиты, фигурки людей и зверей.
Еще одним из малопредставленных предметов спартанской культуры являются
изделия из известняка или из низкокачественного местного серо-голубого мрамора.
Наиболее ранними по времени памятниками спартанской мраморной скульптуры могут
считаться найденные в разных местах фрагменты так называемых периррхантериев, т. е.
люстральных чаш или бассейнов, опорами которых обычно служили три, иногда четыре
фигуры кор, облаченных в длинные пеплосы (можно назвать спартанские кориатиды). Эти
фигуры ставились иногда спинами друг к другу, иногда же
размещались вокруг центрального опорного столба. Их опорой в
свою служили фигуры лежащих львов и круглый ступенчатый
постамент.
Каменные стелы с рельефами служили скорее всего
надгробными памятниками. Например, две стелы с
изображениями девушки, одетой в длинный хитон с цветком лотоса в
руке. Одна из этих стел с вырезанным на ней именем некоего
Анаксибия, очевидно, посвятителя, была найдена на
спартанском акрополе.
Среди выдающихся архитектурных шедевров Спарты
можно выделить храм Афины Меднодомной в спартанском
акрополе и так называемый Трон и алтарь Аполлона в
Амиклах. Храм Афины Меднодомной (конец VII началом VI
вв.) был построен лаконским зодчим Гитиадом, который
украсил его стены бронзовыми пластинами с рельефными
изображениями различных мифологических сцен (отсюда
название святилища). Гитиад также создал и поставленную
здесь же статую Афины.
Рельефы изображали подвиги Геракла, приключения Диоскуров, Гефест,
освобождающий Геру от оков, Персей, отправляющийся на битву с Медузой, рождение
Афины, Посейдон и Амфитрита.
Трон Аполлона в Амиклах считался в древности созданием ионийского
архитектора и скульптора Бафикла из Магнезии. Наиболее интересная особенность этого
сложного архитектурного комплекса состоит в том, что все замысловатое и, видимо,
искусно выполненное скульптурное убранство «Трона» и «могилы Гиакинфа» было
предназначено служить лишь своего рода декоративным фоном или обрамлением для
колоссальной и «очень древней и сделанной безо всякого искусства» статуи Аполлона.
Статуя имела лицо, ступни ног и кисти рук, то все остальное подобно медной (бронзовой)
колонне. На голове статуи шлем, в руках — копье и лук.
Сам замысел «Трона» может расцениваться, таким образом, как свидетельство
компромиссного сочетания в официальной культуре позднеархаической Спарты, а,
точнее, в той ее отрасли, которая может быть названа «монументальной пропагандой»,
двух разнонаправленных тенденций: стойкого консерватизма, проявившегося в
приверженности к давно вышедшим из моды «отеческим святыням», каким бы
варварским не казался грекам, жившим в конце VI в. и еще позже, их внешний облик, и
интереса к новаторским поискам и открытиям мастеров, усилиями которых продвигалась
вперед революционная перестройка греческого искусства.
Вывод: Спартанское государство имело свою культуру, архитектуру и искусство,
которое развивалось в традициях греческих мастеров, хотя и обособленно. Государство
хоть и развивалось в отрыве от других городов-полисов, но всё же имело торговлю, хоть и
считалось, что торговли не было.
Представители трёх групп исследователей составили презентацию «Культура
города-полиса Спарта».