Презентация "Архитектура. Конструкции" 3 класс


Подписи к слайдам:
Архитектура. Конструкция

Архитектура. Конструкции

  • Урок 4
  • 10-11 лет
  • УМК любой
  • Березина Ирина Викторовна
  • Преподаватель теоретических дисциплин
  • МАУДО г. Нижневартовска ДШИ № 2

  • Прочность — основа любого архитектурного сооружения.

  • Конструктивные системы:
  • стоечно-балочная,
  • система арочного свода,
  • крестово-купольная
  • каркасная готическая.

  • Стоечно – балочная конструкция

    • Балочные перекрытия основаны на сочетании опоры и балки. На колонны-опоры кладется балка. Балка, непосредственно опирающаяся на колонны, называется архитрав. Чтобы перекрыть все помещение, на главные балки настилаются поперечные.
    • Стоечно-балочной системе отдавали предпочтение греки. Внутреннее пространство греческого храма было не столь важно — все шествия, праздники проходили по наружной стороне храма, а внутрь допускались лишь избранные, там хранилась казна города.

  • Балочное перекрытие испытывает неимоверную силу вертикального давления, и кровля может обрушиться на вас вот таким вот образом…

  • Уменьшить силу вертикального давления поможет сводчатое перекрытие, но в таком случае появляется боковой распор, раздвигающий в стороны несущие конструкции, стены, и ваша постройка обрушится на вас вот таким образом . Выход – толстые стены.

  • ЗАДАНИЕ.
  • Чтобы понять, что такое арка, сцепим пальцы и поставим согнутые в локтях руки на стол. Вот наша арка. Там, где пальцы сцеплены, — замок арки. Там, где стоят наши локти — пяты арки. Пятами арка опирается на столбы, или пилоны, или колонны. А как же распространяется давление? Для этого возьмем лист бумаги, отрежем узкую полоску и согнем ее дугой — аркой. Куда давят края листа бумаги? Конечно, в стороны. Проверим это, отпустив бумажку. Максимально раздвинув пяты арки, бумажка упадет. Значит, у арки давление осуществляется в стороны. Как же удержать его? Конечно, поставить мощные стены. Вот почему в архитектуре появляется романский стиль, основной характеристикой которого станут мощные стены.

  • Арку изобрели римляне, благодаря бетону.

  • Римляне изобрели бетон, который помог создать арку. Дугообразное перекрытие стало возможным благодаря тому, что камни стали скреплять с помощью бетона.
  • Интересно, что арочное перекрытие способно выдержать большие нагрузки, нежели стоечно-балочное. Причем перекрываемое расстояние увеличивается от 3–8 метров при балочной конструкции до 42 метров при арочной.

  • Свод цилиндрический

Задание:

  • Встаньте парами в ряд и поднимите руки, как при игре в «ручеёк». У вас получился цилиндрический свод.

  • Римляне стали использовать арку для перекрытия больших помещений. Самым распространенным сооружением Рима была базилика — общественное здание, где часто происходили судебные заседания. Базилика была прямоугольной в плане. Прямоугольник делился на три продольные части — нефы. Части так называются, потому что похожи на корабль («неф» — корабль). Между средним и боковыми нефами стояли колонны, а в них были сделаны проходы в виде аркад.

  • Базилика – прямоугольное здание, разделенное внутри колоннадой на коридоры – нефы.
  • Римляне использовали арки для перекрытия базилик.

  • В Древнем Риме сформировалась еще одна конструктивная система — крестово-купольная. Она будет унаследована Византией — восточной частью Римской империи, а от нее придет на Русь в виде основной конструкции храмов.
  • Тот же принцип был использован и в византийской, а позже в древнерусской архитектуре — один свод пересекался другим, на их пересечении располагался крестовый купол. Крестовый купол — это конструкция покрытия в виде двух цилиндрических сводов одной высоты, пересекающихся под прямым углом в плане.

  • В Риме сформировалась крестово-купольная система
  • Крестово- купольная конструкция состоит из двух перпендикулярныхцилиндрических сводов одной высоты

Задание:

  • Постройтесь в два «ручейка».
  • Теперь второй «ручеёк» встает под прямым углом к первому.
  • Дети, которые оказались на средокрестии, поднимите руки и объедините их в «купол». У вас получился крестово-купольный свод.

  • На крестовом куполе ставился барабан, а на нем маленький куполок.

  • Но обычно неф был не один, их было, например, три,
  • и тогда здание приобретало форму прямоугольника или квадрата, а на его внешней стороне можно было видеть закомары — полукруглые завершения, которые на внешней стороне здания отмечали коробовые или цилиндрические своды.
  • На их стыке находится крестовый купол,
  • а над ними на барабане возвышается маленький купол.

  • А что же круглое здание? Оказывается, оно тоже может быть перекрыто системой арок,
  • расположенных веером и скрепленных
  • замковыми камнями воедино.
  • Расстояния между арками могут быть заложены
  • кирпичом. Тогда получается купол.
  • Таким образом перекрыт купол Пантеона.

  • В XII–XIII вв. арочная конструкция
  • перестает удовлетворять потребности градостроительства и возникает новая
  • архитектурная конструкция —
  • готический каркас.

Задание:

  • Возьмите полоску бумаги, перегните её пополам и поставьте на стол. У вас получилась стрельчатая арка. Обратите внимание, что она не разъезжается в стороны, как сводчатая, а значит боковой распор у нее невелик. Это позволяет сделать стены, на которые она опирается более тонкими, прорезать из оконными проемами, что мы и наблюдаем в готическом стиле.

  • Готический каркас, в основе которого – стрельчатая арка

  • Из стрельчатых арок делают сложные переплетения, на которых, как на каркасе, держится крыша. Рассмотрим, как это происходит. Центральный неф делится на ряд прямоугольных отрезков, каждый из которых перекрывается сначала по прямой — между четырьмя столбами, а потом по диагонали. Создается арочный каркас.

  • Арка каркаса называется нервюр. Таким образом, у каждой колонны собирается по три нервюры. Все три нервюры давят на один столб, но кроме тяжести свода есть и его распор. В арочной конструкции его гасили мощные стены, а в готической распор передается на дополнительные опоры — контрфорсы — мощные столбы, которые стоят за пределами здания. Чтобы передать этот распор, в том месте, где нервюра опирается на столб и доходит до замковой части, переброшены два мостика — аркбутаны. Они служат и для того, чтобы подпирать столбы, на которых ложится мощь нервюр, и для того, чтобы передать распор на контрфорсы. Чтобы украсить контрфорсы на них делают островерхие крыши — пинакли.

  • Боковой распор в готическом храме с внешней стороны принимают на себя контрфорсы и аркбутаны. Контрфорсы надёжны, но некрасивы; аркбутаны изящны, но их одних недостаточно.
  • Они по-разному принимают на себя силу бокового распора, в разной манере.
  • Контрфорс удерживает стену вот так, а аркбутан – вот таким вот образом.

  • Итак, к XIV–XV вв. сложились четыре конструктивные системы:
  • — стоечно-балочная, — система арочного свода, — крестово-купольная, — каркасная готическая.
  • Все последующие конструктивные системы в какой-то мере основаны на этих четырех типах. Они изменились с появлением новых материалов и развитием инженерной мысли, но в большинстве состоят из двух частей конструкции — перекрывающих и опорных и сопоставимы с четырьмя уже известными системами.

Домашнее задание:

  • Подбери иллюстрации к каждому типу конструкции
  • Составь кроссворд из терминов.

Использованная литература и сайты.

  • А. М. Вачьянц. Введение в мировую художественную культуру. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. (Мировая художественная культура). – (Вариации прекрасного)
  • http://art.1september.ru/article.php?ID=200602210
  • Локтева О. Язык искусства: как раскрыть детям тайну архитектуры. // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО, 2006, № 22
  • http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201202115
  • А.Дежуров. Дидактика на кончиках пальцев//ИД «Первое сентября», 2012 №21

  • https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR-N4VlibCGFM1V4krXxQ02mbCBCl2dwNvrP2rpCO2ixt0VVhUysg -Парфенон. Сл 4.
  • http://ps.1september.ru/2012/21/6.jpg - сл.5
  • http://ps.1september.ru/2012/21/7.jpg -сл6.
  • http://www.lepnostyle.ru/photos/roman.jpg -сл. 9.
  • https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQg95dy0Z9sIQXS2NFw_A3LxNWbhsMKyMrtYPrAF711hX-9RY3a –сл.9.
  • http://arch-proect.com/wp-content/uploads/2013/04/romanskij-stil-v-arxitekture-11.jpg -сл.9.
  • https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQGciuWNqPkH1QtIOKvPVi8V8Z3HiHTLCyStKvNnf4SxjO0fLx-rbEYnA -сл.10.
  • http://ru2.anyfad.com/items/t1@0fd5b77b-93d0-4c4a-8123-f22381c35662/Rimskiy-Kolizey--Gigant-iz-proshlogo.jpg -сл.10.
  • http://forumbuild.ru/ext/bb3mobi/imgposts/images/attach-338.jpg -сл.10.
  • https://lh3.googleusercontent.com/oYpK0ujY13I3zXC5hI9e6bsEMt0npxNLmps5Ykw254ALlNahVXEZxvAGj_aVRzKEkgLA-A=s132 -сл.12.
  • http://dic.academic.ru/pictures/es/267331.jpg -сл.15.
  • https://lh3.googleusercontent.com/hz6yYigIh8FZSEp2hze-WuY64ex6I4xwuBHiBnfOrtzzmOrCDKS93Z2cF5J3MkBVGZ9MQa8=s85 - сл.15.
  • http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT4uDgB4wqqIJtkaeVrpoKU3rah3SbD_gOwrsFtysibGeGJmukt-A - сл. 17.

  • http://art.1september.ru/2006/22/no22_85.gif -сл.17.
  • http://imgdepo.ru/out.php/i163636_10.jpg -сл.19.
  • http://player.myshared.ru/422133/data/images/img7.png -сл. 20.,21.
  • http://art.1september.ru/2006/22/no22_88.gif -сл.20,21.
  • http://vziskaniye.ru/img/hrami/hram_pokrova_na_nerli/hram_pokrova_na_nerli_1.jpg - сл.20,21.
  • https://lh3.googleusercontent.com/WVWqnUwmxOy61l0MQk6-XrDCq7WpNi0MF7NLmwbiWFbFVLLBYLsrkQSJvqCr0GDwmE2e=s170 сл.22, 23
  • https://lh3.googleusercontent.com/TJ3lSB6RNpmI55QuPhfmoV0UTB_x6B4SO6d_yZ94uq6-ZduvlJ1Tdk9gx2csucE2RCJpQQ=s139 -сл.22,23.
  • http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTiJWjkI8ce6Xvg4EI0EeUVzB5RWyfZGcviOUS5NaFwvgUH27L5 -сл 24.
  • http://euroupe-turizm.ru/uploads/posts/2010-10/1287313716_rt04-pantheon1.jpg -сл 24.
  • http://www.plam.ru/compinet/autocad_2010/i_349.png -сл.24.
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/18/Cathedrale_de_Coutances_bordercropped.jpg/100px-Cathedrale_de_Coutances_bordercropped.jpg сл. 27.
  • https://lh3.googleusercontent.com/seHyZBhk0ICj8LhbtoS2eQzmIVa3zVnRT4RlfHBByd5BYMDeTeFvXR4tTRNq3GoKOoYDnjw=s164 -сл 27.
  • http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/pic/st031_00.jpg -сл.27.
  • http://fototelegraf.ru/wp-content/uploads/2013/11/notr-dam-de-pari-2.jpg сл.30.
  • http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSbieowxqzM6KfNWvwy70SOb__fravmyiVOpaHeoPG16G9MlhALrA -сл.31.

  • https://lh3.googleusercontent.com/e67xZ0DSrhm1XMSeQiyRd3R6ygzxvA77NFWuR0YPXq9qNkYvnccT5Zxa_PDQaeef-Z5O9A=s85 сл.31.
  • https://lh3.googleusercontent.com/aunMMIraNF-aznvT6gHuo5BZRsCh5YVXeQPjbM7PG-ulTcv97EL_1rRS2xKfLVvOR5xnF58=s119 сл.32
  • http://ps.1september.ru/2012/21/9.jpg -сл. 32.
  • http://www.yefremov.ru/image/BEST/IMG_7657.JPG сл33.
  • http://art.1september.ru/2006/22/no22_79.gif -сл.33.