Конспект урока "Искусство в религиозной культуре. Икона и картина"

Конспект урока
«Искусство в религиозной культуре. Икона и картина»
Цель: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и
ценностях художественной культуры.
Задачи:
знакомство с особенностями древнерусской иконописи.
- формирование духовной культуры как части общей культуры человека; содействие
духовно-нравственному воспитанию учащихся; воспитание у учащихся любви к своему
Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины через
знакомство с русской иконописью
развитие у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному
восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях; развитие навыка
анализа произведений изобразительного искусства.
Этап урока
Действия учителя
Действия учащихся
Слайд
презентации
1.Организационный
момент.
Приветствует учащихся,
напоминает тему предыдущего
урока.
Организуют рабочее
пространство
Слайд 1.
2. Проверка
домашнего задания
«Священные
сооружения
религий мира»
1. Дает задание: Заполните
верхние графы таблицы
названиями религий и
священных сооружений, им
соответствующих.
2. Организует взаимопроверку
заполненных карточек
1. Работают в парах,
заполняют таблицу в
карточке № 1.
2. Обмениваются
карточками,
проверяют, называют
правильные ответы и
признаки, по которым
они атрибутировали
храмы
Слайд № 2
3. Актуализация
знаний учащихся
об искусстве.
1. Задает вопросы
учащимся:
- Что такое искусство?
2. Организует работу с
терминами (карточка № 2)
- Теперь проверим себя:
знакомимся с определениями
термина «искусство» из разных
словарей
1. Учащиеся отвечают
исходя из собственного опыта и
знаний, полученных при
изучении других предметов.
2. Читают вслух
определения, сравнивают со
своими ответами, составляют
удобное для них определение,
записывают его в тетрадь.
В тетрадь: Искусство –
отражение идей, чувств или
эмоций человека в
художественном образе.
Слайд № 3.
4. Актуализация
знаний учащихся о
видах искусства.
Организует эвристическую
беседу.
- Какие виды искусства Вы
знаете?
Виды искусства это формы
художественно-творческой
деятельности людей. Различает
их между собой способ
Учащиеся перечисляют
знакомые им виды искусства,
рассуждают о том, какие виды
искусства могут быть
использованы в религиозной
культуре.
Слайд 4-5
воплощения художественного
содержания: слово для
литературы, звук для музыки,
движение, пластика для танца,
объем для архитектурных
сооружений и т.д.
- Какие виды искусства могут
быть использованы в
религиозной практике?
В истории культуры
взаимодействие искусства с
религией было очень давним и
достаточно органичным,
несмотря на противоречия и
даже взаимные гонения в
определённые эпохи в разных
странах. В иудаизме и
христианстве сами по себе
священные тексты Библии и
Священного Предания, а также
многочисленные произведения
на их основе были и остаются
величайшими достижениями
культуры. Сегодня на уроке мы
поговорим об использовании в
религиозной культуре живописи.
Слайд 6
5. Актуализация
знаний учащихся
об иконе
1.Организует слушание
отрывка из «Казачьей
колыбельной» на стихи М.Ю.
Лермонтова в исполнении Е.
Дятлова:
Вы прослушали отрывок из
«Казачьей колыбельной» на
стихи М.Ю. Лермонтова в
исполнении Евгения Дятлова.
Цитата из нее – на слайде.
Вопрос: О чём нам говорят эти
слова?
- Что такое «образок святой»?
- Для чего мать дает его сыну?
2. Организует работу с
иллюстрациями на слайде.
- Что вы видите на слайде?
- Что такое иконостас? -
перегородка с иконами в
православном храме,
отделяющая от основной части
его интерьера алтарную часть. И.
пришёл на смену низкой
алтарной преграде с иконами над
ней.
- Что такое «красный угол»? -
Слушают песню и отвечают
на вопросы.
Слайд 7
Слайд 8
Часть жилого помещения, где
установлена икона, либо
домашний иконостас
Самое почетное место в храме, в
жилом доме отводилось иконе,
которая является наиболее
известным образцом церковного
искусства. Для православного
христианина икона это способ
приобщения к тайне, средство
получения благодати, способной
оказывать влияние на человека,
чудесным образом решать его
проблемы и даже воздействовать
на ход событий. Не случайно в
России пользуются широкой
славой иконы заступницы,
защитницы, целительницы.
6. Работа с
термином «икона»
Организует работу учащихся с
термином икона (карточка
№2)
Знакомятся с термином икона,
составляют определение для
записи в тетрадь
В тетрадь - Икона живописное
изображение лиц или событий
церковной истории, которым
верующими воздается особое
почитание.
Слайд 9
7. Работа с
живописными
изображениями
Задает вопросы:
На слайде – живописные
изображения событий
библейской истории, но лишь
одно из них является иконой.
Какое? Как вы определили?
Учащиеся могут указать на
наличие автора, на светские
одежды на картинах Тинторетто
и Ван дер Вейдена, на
отсутствие нимбов, на
отсутствие надписей на
картинах, могут опираться на
чувственное восприятие
живописи
Слайд 10
8. Целеполагание
Учитель озвучивает цель:
изучения нового материала:
Сегодня мы с Вами постараемся
разобраться в том, как светские и
церковные произведения
живописи различаются между
собой
Записывают тему,
размещенную на слайде.
Слайд 11
9. Сравнение иконы
и картины
Учитель предлагает сравнить
картины с одинаковым
сюжетом икону богоматери
«Одигитрия» и картину
Леонардо да Винчи «Мадонна
Бенуа». И там, и там один и тот
же сюжет. А в чем разница?
Учитель: Младенец Христос на
руках Богородицы. Если мы
посмотрим на картину Леонардо
Учащиеся могут обратить
внимание на позы, на одежды,
на выражение лиц
Слайд 12
"Мадонна с цветком", и
мысленно уберём нимбы, то
увидим перед собою кого?
Обычную молодую маму с
ребёнком на руках. Такая могла
жить в Италии в Эпоху
Возрождения. Нам на это
указывает причёска, костюм,
окружающие детали. Младенец
на её руках обычный пухленький
малыш, который заигрался с
цветком. Мама ребёнком
любуется, умиляется, т.е.
изображена обычная тихая
семейная сцена. На картине
изображение реалистично, т.е.
всё изображается так, как мы
видим в действительности.
На иконе Божьей Матери мы
видим нечто иное. Иконописец
передал какое-то неземное
спокойствие, огромное
достоинство. Мы не можем
сказать, что перед нами обычная
женщина. Взгляд Младенца
совсем не детский, а очень
мудрый, серьёзный.
10. Мотивация
учащихся к
размышлению и
анализу
Учитель задает вопросы:
Художник всегда изображает
так, как он видит? Может ли
художник на картине
приукрасить? Может, а
значит картина это
художественный образ. А
икона?
Учащиеся отвечают на
вопросы, говорят о том, что
художник может изобразить по
своему, могут сделать выводы о
том, что художественный образ,
воплощенный в иконе иной,
нежели в картине
Слайд 13
11. Работа с
деталями картины
и иконы.
Фрагменты
пейзажа
Организация работы с
иллюстрациями на слайде:
Посмотрите на иллюстрации.
Сравните изображение деталей
одежды и пейзажа на иконе и
картине. В чем отличие?
условность
Учащиеся могут сделать
вывод о том, что детали пейзажа
разнятся, что пейзаж картины
более реалистичен.
Слайд 14
12. Работа с
деталями картины
и иконы.
Рассказ учителя:
Как нельзя менять ни одного
слова в Библии, так же нельзя
произвольно толковать и
изображать ее сюжеты.
Итак, первое отличие иконы от
картины это соблюдение
канона, поэтому все иконы,
написанные на один сюжет,
Запись в тетрадь:
Отличия иконы от картины:
1. Соблюдение канона.
2. Предметы и фигуры не
отбрасывают теней
3. Обратная перспектива
легко узнаваемы. Канон
система правил создания
изображений.
В канон входят правила о
технике написания икон, о
пропорциях фигур (пропорции
человеческого тела сознательно
нарушаются: фигуры
устремляются вверх, становятся
выше, тоньше; всё тело, кроме
лица и рук, скрывается под
складками одежды), овал лица
удлиняется, лоб пишется
высоким, нос и рот мелкими,
глаза большими; внешность
всех святых, одежда, в которой
их следует писать, строго
определены. Икона,
находящаяся в храме, имеет еще
одно значение. В Библии
говорится «Бог есть Свет», свет
духовный, как озарение.
Поэтому предметы и фигуры в
иконе не отбрасывают теней.
Они сами излучают свет.
Художники пишут картины с
помощью перспективы.
Перспектива - это способ
изображения объёмных фигур,
который передаёт их
расположение в пространстве
Слайд 15
13. Работа с
понятием
«Перспектива»
Сравнивает две схему
обратной и прямой
перспективы, предлагает
посмотреть в окно и сделать
вывод о том, как человек видит
крупные, но удаленные
предметы, как мы видим в
прямой перспективе
параллельные линии (рельсы)
Вывод: В прямой перспективе
Точка схождения всех линий –
на линии горизонта. Дорога
сужается, чем дальше предмет,
тем он меньше. В обратной
перспективе – точка схождения
всех линий – перед
изображением, предметы
расширяются при удалении от
зрителя
Учащиеся рассматривают вид
из окна, делают выводы об
особенностях человеческого
зрения.
Слайд 16
14. Закрепление
понятия на примере
Учитель предлагает учащимся
самим сформулировать
Учащиеся находят точки
схождения всех линий на
Слайды 18-
19
произведений
искусства.
различия использовании
перспективы.
картине и на иконе, могут
сделать сравнение иконы с
открытым окном
15. Сопоставление
понятий «лицо» и
«лик».
Учитель предлагает учащимся
самим сравнить фрагмент
картин и икон.
Учитель обращает внимание, что
даже нимб пишется по-разному,
в иконе он символ святости,
исходящей изнутри, в картине
атрибут, которого может и не
быть.
Учащиеся могут указать на
изображение (анфас и
полупрофиль), на выражение
лица, на наличие и отсутствие
нимба, на наличие и отсутствие
света и теней.
Запись в тетрадь: на иконе не
лицо, а лик
Слайды 18-
19
16. Подведение
итогов.
Учитель организует работу с
таблицей «Отличия и коны и
картины», просит учащихся
сравнить содержание таблицы с
тем, о чем говорилось на уроке.
Учитель выводит на экран
таблицу-резюме, обращает
внимание на последнюю строку
таблицы.
Учитель:
Итак, мы с Вами выяснили, что
картина – это художественный
образ. А можно ли сказать, что
икона – это образ?
А можно сказать, что икона это
картина?
Икона - это не картина, икона -
это святой образ.
Учащиеся отмечают
неозвученные моменты.
Делают выводы.
Обращают внимание на
изначальное предназначение
картины и иконы.
Делают вывод о различии
между художественным образом
и святым образом.
Запись в тетрадь:
Икона – это святой образ.
Икона, как правило, не имеет
автора
Икона соединение
изображения и слова
Слайд 20
17. Рассказ об
иконе «Троица
Андрея Рублева».
Учитель рассказывает об иконе
«Троица» Андрея Рублева:
О величайшем иконописце
Древней Руси монахе
Андроникова монастыря Андрея
Рублёва известно немного.
На его иконе Святая Троица
изображена в виде трех
ангелов. В Библии говорится о
том, как Бог явился к праотцу
Аврааму в виде трех
странников, один из которых
сказал Аврааму, что через год
его жена Сарра родит сына.
Аврааму в то время было 99 лет,
а Сарре 89 лет. Сарра,
конечно, не поверила и
рассмеялась про себя. Но
странник произнес: “Есть ли что
трудное для Господа?”. И тогда
праведный Авраам понял, что
Учащихся может удивить
факт о том, что Андрей Рублев
нарушил канон (не изобразил
Авраама и Сарру), может
возникнуть вопрос о том,
почему у этой иконы есть автор.
Слайд 21.
под видом трех странников его
посетил Сам Бог.
На иконе же, написанной
Андреем Рублевым, изображены
только три ангела, он, вопреки
канону, не изобразил Авраам и
Сары. В рублёвской иконе
внимание сосредоточено на трех
ангелах, их безмолвном
общении. Все лица Святой
Троицы абсолютно равны между
собой, поэтому ангелы похожи
между собой, у них общие черты
лица. Они изображены
восседающими вокруг престола,
в центре которого помещена
чаша с головой жертвенного
тельца, символизирующего
Христа. Левый ангел - Бог Отец
благословляет Бога Сына на
смерть на кресте во имя любви к
людям. Бог Дух Святой (правый
ангел) присутствует здесь как
утешитель, утверждая высокий
смысл всепрощающей любви.
19. Работа с
высказываниями
Учитель организует работу с
высказываниями Анри
Матисса и Андрея Кураева:
Как оценивает икону Анри
Матисс?
Что он видит в ней в первую
очередь?
Как оценивает икону
протодиакон Андрей Кураев?
Какое высказывание Вам ближе.
Учащиеся отмечают, что
Матисс говорит об иконе
именно как о произведении
искусства, обращают внимание
на высокую оценку данную
знаменитым живописцем
русскому искусству, делают
выводы о том, что для Андрея
Кураева икона это и святой
образ, и окно в другой мир.
20. Резюме учителя
Слово учителя: Древнерусские
иконописцы не называли себя
художниками и, как правило, не
ставили своих имен на
созданных ими иконах. Не имя
художника делало икону
знаменитой, а несказанная
красота ее, особый свет,
дававшийся людям ею. Поэтому
не так много имен иконописцев
мы знаем это Феофан Грек,
Андрей Рублёв, Дионисий,
Симон Ушаков - эти живописцев
в своей памяти хранят и
Церковь, и история
Учащиеся рассматривают
репродукции икон на слайде
Слайд 22
21. Подведение
итогов
Учитель: Что мы сегодня
узнали?
Что Вам запомнилось?
Какие вопросы возникли?
Учащиеся дают ответы
22. Домашнее
задание.
Найти материал о технике
создания икон.
Записывают домашнее
задание.
Слайд 23
23. Завершение
урока
Учитель благодарит учащихся
за работу на уроке, отмечает
индивидуальную работу
учащихся, прощается с
учениками.
Прощаются с учителем,
собирают вещи, покидают
класс.
Примечания:
1. В зависимости от подготовленности детей и темпа работы на уроке материал,
выделенный курсивом, может даваться в сжатом, ознакомительном варианте или
может быть опущен.
2. Материал для рассказа учителя дан с избытком. В более слабом классе можно
опустить работу с высказываниями.