Творческий проект "Магия этюда, или Этюд как явление художественного творчества"


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЗАТО
Северск «Детская школа искусств»
Творческий проект
«Магия этюда, или Этюд как явление художественного
творчества»
подготовили учащиеся
Коротун Вероника
Шапкина Ксения
Руководители:
Колесникова Лариса Васильевна,
преподаватель фортепиано и МХК;
Усова Татьяна Львовна,
преподаватель фортепиано ДШИ
Северск
2015
I. Актуальность проекта
Цель и задачи
Профессионалы различных творческих специальностей: художники,
скульпторы, музыканты, кинорежиссеры, фотографы - употребляют термин
«этюд». Разумеется, в каждом виде искусства это слово имеет свой смысл. Нет
скрипача, пианиста, флейтиста, музыканта любой специальности, которому на
любой ступени обучения не пришлось бы сыграть ни одного этюда пьесы,
предназначенной для развития технических навыков и мастерства музыканта.
На эту задачу указывает и значение самого слова: в переводе с французского
«этюд» означает «учение», «изучение». И сейчас этюды для фортепьяно
австрийского композитора и педагога К. Черни, написанные еще в XIX в.,
незаменимы для юных музыкантов, овладевающих техникой и различными
приемами игры на этом инструменте.
Термин этюд употребляется почти во всех видах искусства. В театре,
музыке, живописи, и литературе этюды являются ключевой ступенью,
переходом от техники и упражнений к творчеству. Этюды один из важнейших
моментов и в образовании, ведь учащиеся могут опробовать свои силы в
подлинном искусстве в доступной для них форме, и в создании произведения
искусства картина, спектакль начинаются с этюдов. Найти нечто
объединяющее в различных видах искусства.
Период, начинающийся со второй половины ХVIII века, становится
поворотным моментом в развитии многих жанров, поскольку ознаменовался
ломкой многовековых канонов. Кульминацией этого периода является ХIХ век,
вместивший в себя множество художественных направлений, среди которых
наиболее значимым считается романтизм. В это время происходит
переосмысление старых жанровых традиций в соответствии с новыми
эстетическими установками. Впервые заявляют о себе, так называемые,
нелитературные (по меркам классицизма) или низшие жанры. Это дневники,
мемуары, неотшлифованные тексты, которые ранее считались
антихудожественными. Они были свободны от канонов, что представляло
широкое поле деятельности для романтиков.
Как в живописи, так и в музыке жанр этюда имеет древние корни,
поскольку еще со времен И. С. Баха и Д. Скарлатти создавались произведения,
предназначенные для того, чтобы выработать у ученика различные технические
навыки игры на инструменте. Сначала они не имели единого названия, так,
например, у И. С. Баха они обозначались, как инвенции («изобретения»), у Д.
Скарлатти сонаты, в комментариях к которым композитор назвал их
«экзерцициями», то есть упражнениями.
Во всех классах музыкальных школ учащиеся разучивают этюды. Для
многих это неинтересное занятие. Но нам стало интересно посмотреть на жанр
этюда с иной точки зрения. Узнать, когда он появился, какие композиторы и
художники обращались в своем творчестве к нему, какие бывают этюды, только
ли в музыке применяется и используется этот жанр?
Тема проекта важна, поскольку систематизирует сведения об этом жанре
художественного творчества и результаты работы могут быть применимы в
работе не только для юных музыкантов и художников, но и для широкого круга
любителей искусства.
Гипотеза: мы предположили, что если в разных видах искусствах так активно
используется один и тот же жанр, то это может означать, что этюд является
необходимым звеном в развитии обучающихся и важным элементом,
объединяющим разные виды искусства.
Этапы разработки проекта:
I. Этап проблематизации. Формулировка проблемы, темы проекта, на котором
мы постарались ответить на следующие вопросы.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос: В чем ценность этюдов в разных видах
художественного творчества? Что привлекает в жанре этюда представителей
разных видов искусства?
Вопросы для исследования:
1. Что означает термин «Этюд»?
2. Каково его назначение и история его возникновения?
3. О чем могут рассказать нам памятники культуры и искусства?
4. Как проявляется этот жанр в различных видах художественного
творчества?
5. Что общего в этюдах, которые используются в разных видах искусства?
6. Каково значение этюда в развитии начинающих обучаться различным
видам творческой деятельности?
Этап целеполагания. Цель предполагаемой деятельности заключается в
поиске и исследовании данной темы.
Целью проекта является изучение жанра этюда как явления художественного
творчества, его многосторонних связей с другими видами искусства.
Задачи:
1. Узнать, что обозначает термин этюд.
2. Выяснить причины и время возникновения этого жанра.
3. Познакомиться с классификацией этюдов.
4. Собрать материалы о творцах искусства, которые в своем творчестве
обращались к жанру этюда.
5. Найти примеры в других видах искусства и деятельности человека, где
применяется понятие этюд.
6. Систематизировать знания, полученные при изучении видов искусства.
7. Сравнить и сопоставить жанр этюда в разных видах художественной
деятельности.
8. Развивать свои творческие способности в практической деятельности.
9. Формировать позитивное отношение к окружающему миру и желание
откликаться на его красоту, познавая виды искусства.
Этап планирования. Чтобы осуществить проект необходимо проделать
определенную работу от исходной проблемы до реализации цели проекта. Для
этого важно определить структуру проекта, которая будет складываться из двух
частей:
Содержательная структура проекта:
Часть I. Исследовательская, связанная с изучением теоретических
основ этюдов в методической литературе.
Часть II. Практическая, направленная на создание реального
результата нашей исследовательской работы.
1. Этап реализации проекта.
Изучение и анализ исследовательского материала.
Изготовление и оформление учебного продукта.
Подготовка к презентации исследовательского материала.
2. Рефлексия
В результате реализации данного проекта были усовершенствованы
навыки работы с поиском необходимой информации, умение
отбирать и оценивать материал для раскрытия темы.
С учащимися нашего класса был проведен мастер-класс по
постановке театральных этюдов.
Создание учебных материалов для уроков МХК.
3. Презентация
Подготовка к проведению презентации полученных результатов.
Презентация полученных результатов на уроках МХК, на
Областной конференции, а также в конкурсах и фестивалях.
Участники проекта:
Распределение ролей и позиций в проекте: учащиеся исполнители,
учителя – консультанты по вопросам искусства, подготовки презентации.
Проектный продукт:
1. Разучивание этюдов на уроках по специальности в ДШИ для участия во
Всероссийском конкурсе юных пианистов.
2. Выполнение этюдов на занятиях в Детской художественной школе.
3. Проведение с учащимися мастер-класса для проявления творческих
способностей в театральных этюдах-импровизациях.
4. Провести анкетирование среди учащихся своего класса.
5. Представить проект на конференциях различного уровня.
6. Сделать презентацию к проекту.
Использование технологий: проблемные, поисково-исследовательские,
творческие.
Методы исследования:
исторический анализ развития жанра этюда;
сравнительный анализ памятников культуры и искусства;
сопоставление жанра этюда в разных видах художественной
деятельности;
комплексный подход в решении проблемы.
Ресурсы для предстоящей работы:
Литература
Интернет
II. Исследовательская часть проекта
2.1. Понятие «Этюд»
Жанр этюда широко представлен в различных видах искусства
литературе, живописи, музыке. В жанре этюда создавались и создаются работы,
относящиеся к различным областям человеческой деятельности. Известны
математические этюды, шахматные этюды, в жанре «этюда» создаются научные
и научно-популярные труды: этюды о Вселенной, медицинские этюды,
литературные этюды апример, «Психоаналитические этюды» З. Фрейда,
поэтические этюды, фотоэтюды, театральные этюды, в том числе, кино- и
телесценарии в этом жанре, нередко используется этот термин и в рекламе:
мексиканские этюды (реклама ресторана), чешские этюды (туры в Чехию).
В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает
следующее определение слова этюд: «ЭТЮДЫ м., мн., франц. (étude), в
художестве, опыты, попытки, образчики для изученья, для наторенья» [1].
Словарь С. Ожегова представляет ряд толкований этого слова: «1) Музыкальное
произведение виртуозного характера. 2) Рисунок, картина или скульптура,
выполненные с натуры, обычно часть будущего большого произведения. 3)
Небольшое по объему произведение (научное, критическое), посвященное
частному вопросу. 4) Вид упражнения музыке, шахматной игре). 5)
Рисование, писание красками с натуры для упражнения, заготовки эскизов» [6].
2.2. Этюд как литературный жанр
В литературе этюд встречается и как техническое упражнение, и как
подготовительный этап работы, и как самостоятельное художественное
произведение. В поэтической речи отличие этюда заключается в том, что здесь
наиболее крепка связь формы и художественного смысла. Как техническое
упражнение, лишенное художественной основы, подобный этюд, естественно, в
печати не появляется. В то же время примеры стихотворных этюдов в плане
разработки формальных поэтических задач давались, в частности, В. Брюсовым
на протяжении всей его деятельности.
В 1918 г. брюсовские этюды были изданы под названием «Опыты» особой
книгой. В «Опытах» среди множества произведений есть несколько таких, где
разрешение задачи связано с интересом общехудожественным. «Опыты» В.
Брюсова подтверждают, что и при разработке технической проблемы можно
создать полновесные художественные произведения.
Другое значение этюда как подготовительной работы наиболее
отчетливо проявляется в литературно-критической области. Многие книги об
искусстве первой половины ХХ века есть не что иное, как сборники подобных
этюдов, возникших в разное время и соединенных лишь впоследствии в одно
целое. Таковы, например, работы А. Белого «Символизм», В. Брюсова «Далекие
и близкие» и множество других.
Этюд в третьем своем значении как опыт, приобретающий
самостоятельную художественную ценность - встречается и в литературной
критике, и в художественной прозе, и в стихотворном творчестве. Литературно-
критический этюд отличается от исследования по своему внутреннему
построению. В нем ставятся не столь широкие задачи и охватывается менее
обширный материал. Характерными в этом смысле могут быть «Опыт
характеристики русского четырехстопного ямба» и «Не пой, красавица, при
мне...» А. Пушкина.
Чем более отчетлива и детализирована тема, тем более отчетливой и
углубленной разработки она требует. Эстетическая сторона литературно-
критического этюда основана именно на отчетливости мысли, на стройности
изложения материала. Отчетливость мысли связана с отчетливостью слова, что
способствует созданию художественного впечатления. Небольшие же размеры
этюда дают дополнительную возможность пользоваться более образным и
выразительным языком, более взыскательно употреблять слова, чем это принято
в крупном исследовании.
Значительное место принадлежит работам, написанным в жанре этюда, в
области музыкознания, в том числе отечественного. К примеру, знаменитые
«Симфонические этюды» Б. Асафьева или его же аналитические этюды,
посвященные творчеству русских композиторов линке, Чайковскому,
Мусоргскому и др.), «Музыкально-исторические этюды» (1956) И.
Соллертинского. В жанре этюда писал свои исследования по искусствоведению
выдающийся ученый М.В. Алпатов: «Этюды по истории русского искусства»,
том 1, 2, которые включают статьи по русскому вкладу в мировое искусство,
начиная с глубокой древности и до наших дней
Литературный этюд обязательно имеет связь (может быть, не явную,
внутреннюю) с содержанием работы. Его задача - создать настроение, углубить
звучание основной части. Содержанием самого этюда может быть любая
пейзажная зарисовка, прогулка по любимым местам, описание настроения,
когда только что закрыта последняя страница полюбившейся книги. Словом,
это должен быть «моментальный снимок» состояния души, яркого впечатления,
лирического переживания. Главное в этюде должно быть особое настроение,
эмоциональная заряженность даже при внешней сдержанности повествования.
Композиционно этюд (набросок) имеет некоторую незавершенность,
«открытость» финала, и, может быть, именно в этом состоит его особая
привлекательность.
2.3. Жанр этюда в музыке
В музыкальном творчестве определение жанра этюда связано с
разграничением понятий «этюд» и «упражнение». Возникший первоначально
как инструктивный, в котором основой являлись простые технические
формулы, призванные вырабатывать у пианиста навыки владения разными
видами техники, этюд постепенно трансформировался, превратившись в
концертно-художественное произведение.
Жизнь начинающего музыканта состоит из бесконечного повторения гамм
и других упражнений. Этюды изначально являлись всего лишь упражнениями,
до сих пор применяемыми в школах. Для исполнения этюда требуется
определенное количество повторений, зависящее от сложности. Но, в
определенный момент, ученик в техническом исполнении выявляет для себя
художественное содержание произведения. Он ощущает красоту и
эмоциональность, подчиненность всех элементов единому целому порыву,
причине, заставившей композитора написать это произведение именно так и
дать именно такие указания к его исполнению. Исполнитель этюда становится
творцом, так как открывая для себя смысл, заложенный автором в
произведение, он может варьировать свое исполнение, усиливая посыл автора
или создавая объем за счет собственного отношения к произведению.
На основе учебных этюдов сложился этюд художественный, концертный,
которому отдали дань крупнейшие композиторы XIX в. Что же привлекло их в
этюде?
Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших
этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более 1000 фортепианных
этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединенных в циклы
(«Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.). На новый уровень этот жанр
вывел Фридерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на
технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в
концертах. В творчестве композиторов-романтиков нередко этюды
объединяются в циклы, приближающиеся по духу к сюитам. Среди
выдающихся композиторов, писавших этюды для фортепиано - Роберт Шуман
Симфонические этюды», ор. 13), Ференц Лист («Этюды высшего мастерства»,
также называемые «Трансцендентными»; Этюды по каприсам Паганини;
Большие концертные этюды и др.), Камиль Сен-Санс, Клод Дебюсси и другие.
Можно выделить три этапа развития этюда.
Первый этап развития жанра музыкального этюда связан с
закреплением за этюдом определенных условий педагогического назначения.
Форма воплощения миниатюра, написанная преимущественно в развитой
одночастной форме; содержание выражение общего динамического подъема
без ярко выраженной содержательной наполненности; выразительные средства
развитие одной технической формулы, быстрый темп.
Второй этап характеризуется появлением нового условия для
исполнителей концертного зала. Это обогатило жанр инструктивного этюда
новыми характеристиками: форма воплощения миниатюра, написанная в
трехчастной форме; содержание наличие одной эмоциональной
характеристики; выразительные средства виртуозные технические приемы и
использование максимального диапазона инструмента. Всё это позволило
говорить о появлении жанровой разновидности – концертного этюда.
Третий этап является вершиной развития жанра, в котором формируется
художественный этюд. Большое значение в формировании художественного
этюда приобретает именно эпоха романтизма, когда в процессе развития малых
музыкальных форм к объективным факторам активно подключаются и
субъективные: художественный мир музыканта, определивший путь
качественно нового этапа в развитии жанра.
Наделение композитором музыкального этюда глубоким содержанием
привело к становлению этюда уже как художественного музыкального
произведения. Этюд встал в один ряд с ведущими жанрами музыкального
искусства того времени и приобрел следующие жанровые признаки: форма
выход за рамки миниатюры (развернутая композиция); содержание
эмоциональные переживания человека, отображение стихий природы,
конкретизация художественных образов, заложенная в программном названии
произведения, внутренняя программность (картинность); выразительные
средства «этюдность» как фактурная модель, экспрессивность музыкального
языка, развитый мелодизм, многопластовая фактура.
Существуют этюды для разных инструментов (зачастую их авторами
становились сами исполнители, так как сочинение этюда не требует больших
композиторских навыков, а сложности исполнения им были хорошо известны):
циклы этюдов для гитары Маттео Каркасси, Фердинандо Карулли, Мауро
Джулиани; для скрипки — Анри Вьетана и Шарля Берио и др.
Сложные исполнительские задачи, требующие виртуозного владения
инструментом, открыли перспективу для выражения новых граней
художественного содержания. Возьмем, например, до-минорный этюд Ф.
Шопена, часто называемый «Революционным». Он создан под впечатлением
трагических событий польского восстания 1830-1831 гг. Но можно ли было
достичь огромной силы воздействия без виртуозных пассажей в левой руке,
которые выражают боль и отчаяние композитора при трагическом известии с
далекой родины - вида фортепьянной техники, на развитие которой рассчитан
этот этюд? Все этюды Ф. Шопена несут в себе неповторимую образность,
художественную выразительность и одновременно решают специальные задачи
технического плана.
Мощный толчок становлению жанра художественного этюда дали 24
«каприса» для скрипки Н. Паганини (каприччо, каприс - инструментальная
пьеса свободной формы в виртуозном стиле). Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс
сделали их обработки для фортепьяно. Каждый по-своему трактовал жанр
этюда. Шуман свои «Симфонические этюды» написал как цикл этюдов-
вариаций на одну тему, бесконечно разнообразных и в то же время скрепленных
единством развития, устремленного к праздничному финалу. Многочисленные
<