Презентация на тему "Серебряный век русской поэзии" 11 класс скачать


Презентация на тему "Серебряный век русской поэзии" 11 класс

Подписи к слайдам:
Серебряный век русской поэзии Подготовила учитель : Самарина М.В. Введение
  • Конец 19 - начало 20 века. В России возникает социально-политическая напряженность. И одновременно резкий всплеск, расцвет культурной жизни. Особенно динамично в это время развивалась русская поэзия. Позднее поэзия этой поры получила название «поэтического ренессанса», или «серебряного века».
Характеристика серебряного века
  • Эпитет «серебряный» подразумевает индивидуальность и особое сияние, одухотворенность целого созвездия неповторимых художников слова этого времени.
Характеристика серебряного века
  • Крепнет одна из интереснейших тенденций эпохи – нарастание личностного начала, повышение статуса творческой индивидуальности.
Литературные течения серебряного века

Модернизм

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Имажинизм

Символизм
  • Новое мировоззрение потребовало от новой поэтической школы нового приема. Таковым стал символ - многозначное иносказание, сформировавшее еще поэтику Священного писания, а затем причудливо разработанное французскими символистами.
Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. Русской символизм резко отличался от западного всем своим обликом - духовностью, разнообразием творческих единиц, высотой и богатством своих свершений.
  • Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. Русской символизм резко отличался от западного всем своим обликом - духовностью, разнообразием творческих единиц, высотой и богатством своих свершений.
Поэты-символисты
  • Брюсов
  • Мережковский
  • Блок
  • Бальмонт
  • Гиппиус
  • Иванов
  • Андрей Белый
  • Балтрушайтис
Александр Блок (1880-1921)

Обыкновенно поэт отдает людям свои творения. Блок отдал людям самого себя.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Акмеизм
  • На смену символизму уже спешил акмеизм. Он вернул поэзию в вещественный, реальный, предметный мир без мистики, без тайн и проклятий. Выполнив свою роль, он тихо ушел с арены русской поэзии, оставив после себя неизъяснимую любовь к предмету.
Акмеизм
  • Акмеисты отпочковались от символистов. Акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали «возлюбить землю», как можно меньше говорить о вечности. Они хотели воспеть земной мир во всей его множественности и силе, во всей плотской, весомой определенности.
Поэты-акмеисты
  • Гумилёв
  • Городецкий
  • Мандельштам
  • Зенкевич
  • Ахматова
  • Адамович
Анна Ахматова (1889-1966)

Сжала руки под тёмной вуалью...

«Отчего ты сегодня бледна?»

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.»

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Футуризм
  • Русские футуристы - явление самобытное, как смутное предчувствие великих потрясений и ожидание грандиозных перемен в обществе. Это надо отразить в новых формах. «Нельзя, - утверждали они, - ритмы современного города передать онегинской строфой». Футуристы вообще отрицали прежний мир во имя создания будущего.
Поэты-футуристы
  • Маяковский
  • Хлебников
  • Северянин
  • Гуро
  • Каменский
  • Якобсон
Велимир Хлебников (1885-1922) Еще раз, еще раз, Я для вас Звезда. Горе моряку, взявшему Неверный угол своей ладьи И звезды: Он разобьется о камни, О подводные мели. Горе и вам, взявшим Неверный угол сердца ко мне: Вы разобьетесь о камни, И камни будут надсмехаться Над вами, Как вы надсмехались Надо мной. Имажинизм
  • Имажинизм литературное течение, возникшее в первые послереволюционные годы на основе художественных поисков русского авангарда. Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.
Поэты-имажинисты
  • Мариенгоф 
  • Шершеневич 
  • Есенин
  • Ивнев
Сергей Есенин (1895-1925) Гой, ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, Живи в раю!"- Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". заключение
  • Они жили и творили на изломе века, создавали свои лирические миры и вживались в реально существующий, врастая в него плотью, но не всегда душами. Они искали, теряли, находили, любили, ненавидели, ошибались… Но строки их, хлесткие и чарующие, мистические и обволакивающие, живы, когда авторы их давно уже отошли в «мир иной». Но это лишь физический уход, а души их остались промеж живых людей. Они бродят, тоскуя и скорбя, в своем безмолвии. Но стихи их кричат и шепчут: «Они живы, они – навсегда!»
Спасибо за внимание! Список использованной литературы: 1. Вспоминания о серебряном веке. Москва, 1993 год 2. История русской литературы: XX век: Серебряный век. Москва, 1995 год 3. Мандельштам Н. Вторая книга. – Москва, 1990 год 4. Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX: Хрестоматия. – Москва, 1988 год 5. Русская литература XX века. Дооктябрьский период: Хрестоматия. – Ленинград, 1991 год 6. Русская поэзия XX века: Антология русской лирики первой четверти XX века. – Москва, 1991 год 7. Русская поэзия серебряного века: 1890-1917 Антология. – Москва, 1993 г 8. Смирнова Л.А., Михайлов О.Н. «Русская литература XX века» 9. Справочник школьника", М: "Филолог. об-во "Слово", 1997 г. 10. Шамурин Е. Основные течения в дореволюционной русской поэзии. Москва, 1993 год 11. Шершеневич В. Великолепный очевидец. – Москва, 1990 год 12. Школа классики: Серебряный век. Поэзия. – Москва, 1998 год