Рабочая программа по МХК 11 класс 2016-2017 уч. год

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
« ШКОЛА № 41 имени Григория Алексеевича Тарана»
___________________________________________________________________
119027 г. Москва, ул. Большая Внуковская, дом 4 e-mail: [email protected]os.ru
тел.:736-11-10, факс:736-11-1 http://www.sch41.mskobr.ru
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Председатель ШМО Директор ГБОУ
СОШ №41
______________________ _____________________
Дровянникова Т.А. Васильева Е.В.
Художественно- эстетическая направленность
Рабочая программа
По Мировой художественной культуре
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование (11 класс)
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 34 в год Уровень базовый
(базовый, углубленный,профильный)
Учитель ______Корина Илона Викторовна_______________
Рассмотрено на педагогическом совете:
31.08.2016 год
Москва 2016/2017 уч. год
Корина И.В. 2016-2017 уч.год
Исходными документами для составления данной рабочей
программы являются:
Федеральный компонент государственного образовательного
стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03.
2004 года № 1089;
Примерная программа полного (общего) образования по мировой
художественной культуре (базовый уровень)
Авторская программа Рапацкой Л.А. ("Мировая художественная
культура. Программы курса: 5-9 классы, 10-11 классы"– Москва:
«Владос», 2008год); - Допущено Департаментом образовательных
программ и стандартов общего образования Министерства
образования и науки РФ.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета " МХК"
11 класс.
Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объем
знаний, который позволяет ориентироваться в окружающем мире,
понимать мотивы поведения и поступки других людей и,
следовательно, максимально эффективно взаимодействовать с ними и
успешно функционировать в обществе.
Личностными результатами изучения МХК являются:
обогащение духовного мира на основе присвоения
художественного опыта человечества;
обобщенное представление об эстетических идеалах,
художественных ценностях произведений разных видов искусства;
Корина И.В. 2016-2017 уч.год
инициативность и самостоятельность в решении
разноуровневых учебно-творческих задач;
наличие предпочтений, художественно-эстетического
вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного
отношения к искусству;
умение рассуждать, выдвигать предположения,
обосновывать
собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
соответствующий возрасту уровень культуры восприятия
искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;
сформированные навыки проектирования индивидуальной
и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль
собственных учебных действий и самостоятельность в постановке
творческих задач;
активность по отношению к личностным достижениям в
области разных видов искусства;
участие в учебном сотрудничестве и творческой деятель-
ности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметными результатами изучения МХК являются:
понимание роли искусства в становлении духовного мира
человека, культурно-историческом развитии современного социума;
общее представление об этической составляющей
искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие
устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной
внеурочной и внешкольной деятельности;
самостоятельность при организации содержательного и
Корина И.В. 2016-2017 уч.год
увлекательного культурного досуга;
соответствующий возрасту уровень духовной культуры и
уравновешенность эмоционально-волевой сферы;
оригинальный, творческий подход к решению различных
учебных и реальных, жизненных проблем;
расширение сферы познавательных интересов,
гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и
норм социального поведения;
эстетическое отношение к окружающему миру
(преобразование действительности, привнесение красоты в
человеческие отношения и др.).
Предметными результатами изучения МХК являются:
постижение духовного наследия человечества на основе
эмоционального переживания произведений искусства;
обобщенное понимание художественных явлений
действительности во всем их многообразии;
общее представление о природе искусств и специфике
выразительных средств отдельных его видов;
освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и
зарубежного искусства;
овладение умениями и навыками для эмоционального
воплощения художественно-творческих идей в разных видах
искусства;
осознанное применение специальной терминологии для
обоснования собственной точки зрения в отношении проблем
искусства и жизни;
Корина И.В. 2016-2017 уч.год
многообразный опыт художественно-творческой деятельности в
разных видах искусства;
участие в разработке и реализации художественно-творческих
проектов класса, школы и др.;
развитие художественного мышления, творческого
воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой
и др.;
эмоциональное восприятие существующих традиционных и
современных видов искусства в их взаимопроникновении.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого
курса МХК у обучающихся предполагается формирование
универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных,
коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных
и метапредметных результатов.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении
приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная
культура» являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать
свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены
культуры и искусства;
Корина И.В. 2016-2017 уч.год
осуществлять поиск и критический отбор нужной
информации в источниках различного типа том числе и созданных
в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные
технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как
средства развития культуры личности; определять собственное
отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную
принадлежность.
2. Содержание учебного предмета «Мировая художественная
культура» в 11 классе
Содержание программы по мировой художественной культуре
базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее
ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах.
Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера
уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи
времени, поэтому был проведен тщательный отбор памятников
культуры, наиболее знаковых для каждой эпохи.
Основные течения в европейской художественной культуре
XIX начала ХХ в.
Романтизм в художественной культуре Европы. XIX века:
открытие «внутреннего человека». Романтизм как многогранное
Корина И.В. 2016-2017 уч.год
направление в развитии европейской художественной культуры ХIX
века.
Романтизм как многогранное направление в развитии
европейской художественной культуры. Художественная картина
мира в романтическом искусстве разных видов. Несовпадение
личного и общественного как основа романтической рефлексии.
Усиление психологического начала, проникновение во внутренний
мир личности и развитие лирической образности в произведениях
романтиков.
Романтическое направление в европейской литературе (Дж.
Байрон, В. Гюго, Г. Гейне). Фантастический мир сказок Гофмана.
Романтизм в изобразительном искусстве Творчество Ф. Гойи.
Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Борьба
человека со стихией в работе яркого романтика Т. Жерико.
Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э.
Делакруа.
Расцвет музыки эпохи романтизма. Национальные музыкальные
школы, поиск самобытного музыкального языка. Оперное творчество
Дж. Верди, Ж. Бизе, Р.Вагнера. Фортепианная музыка Ф. Листа, Р.
Шумана, Ф. Шопена. Симфоническая музыка Г. Берлиоза. Песенное и
симфоническое наследие Ф. Шуберта.
Фундамент национальной классики: шедевры русской
художественной культуры первой половины 19 века.
Усиление свободомыслия, идеи декабристов. Завершение
«дворянского этапа» развития культуры. Характерное сочетание
классицизма с новыми романтическими и реалистическими идеалами.
Отражение в искусстве наболевших социальных проблем. Рождение
образа «маленького человека» (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь).
Корина И.В. 2016-2017 уч.год
Европейская романтическая концепция свободной личности и ее
преломление в русской художественной культуре.
Художественная картина мира в искусстве пушкинской эпохи.
Сохранение рационализма в литературе, зодчестве, музыке, живописи,
переплетение идеалов классицизма с новыми романтическими
общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для
развития русского искусства. М.И. Глинка основоположник
русской классической музыки.
Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектурные ансамбли
новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова).
М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение
романтических и реалистических тенденций в русском
изобразительном искусстве.
Романтизм, сентиментализм в различных видах искусства.
Сочетание классицистских и романтических образов в изо-
бразительном искусстве. Обращенность живописи к внутреннему
миру человека (О.А. Кипренский).
Венецианов — родоначальник бытового жанра. Творчество К.П.
Брюллова. Критический реализм в изобразительном искусстве (П.
Федотов). Музыкальное искусство (А.С. Даргомыжский, М.П.
Мусоргский)
Основные течения в европейской художественной культуре
XIX начала ХХ в.
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.
Рождение импрессионизма во французской живописи.
Творчество К. Моне, Э.Мане, А Сислея, С. Писсаро и др.
Импрессионизм в музыке (К. Дебюсси, М. Равель).
Импрессионизм как предтеча нетрадиционных направлений
Корина И.В. 2016-2017 уч.год
европейском искусстве XX в. Влияние эстетики импрессионизма на
изобразительное искусство, музыку, театр.
Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и
пессимизма.
Экспрессионизм как одно из ведущих стилевых направлений в
европейской художественной культуре конца XIX—XX вв. Сущность
экспрессионистической образности. Отражение в экспрессионизме
идеи утраты гуманистических и религиозных идеалов, болезненной
тоски, одиночества, страха, ненависти. Деструктивные,
антигармоничные начала бытия — главная тема экспрессионизма.
Экспрессионизм в изобразительном искусстве (Э. Мунк, Э.
Нольде, Ф. Марк и др.)
Экспрессионизм в музыке (Г. Малер, А. Шенберг)
Художественная культура России пореформенной эпохи.
Отмена крепостного права и его культурные последствия.
Непосредственное отражение в искусстве общественных борений,
идеалы народничества. Понятие «народ», его трактовка в
художественных образах. Слияние образа народа и героя. Опыт
духовного наставничества в литературе, живописи, музыке,
театральной драматургии.
Литература как ценностное ядро русской художественной
культуры. Просветительский, учительский пафос литературы. Нрав-
ственно-философские проблемы в творчестве.
Реалистическая образность произведений художников-
передвижников. Отказ живописи от функций «украшения». Вера
художников в общественную миссию изобразительного искусства.
Просветительский характер живописи передвижников. Работы В.Г.
Перова, предвосхищение эстетики передвижничества. Творчество
Корина И.В. 2016-2017 уч.год
И.Я. Крамского. Пейзажная живопись А.К. Саврасова, В.Д. Поленова.
Вершинные достижения русской живописи в творениях И.Я. Репина и
В.И. Сурикова. «Былинный стиль» произведений В.М. Васнецова.
Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Идеи
национального самовыражения в эстетике «кучкистов». М.А.
Балакирев и В.В. Стасов. Эпический дар А.П. Реализм в музыке М.П.
Мусоргского. Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н.А.
Римского-Корсакова.
Мир реальности и мир «новой реальности»: Традиционные и
нетрадиционные направления в искусстве конца 19 нач. 20 в.
Символизм как философская «сверхидея» искусства конца XIX
~ начала XX в. Влияние символизма на многие стилевые направления
и художественные течения. Предшественники символизма (Ш. Бодлер
«Цветы зла»). Символизм в творчестве П. Верлена, А. Рембо, И.
Малларме, М. Метерлинка. Вселенский пессимизм, отчаяние,
бессилие человеческого разума — образы поэзии Э. Верхарна
Изобразительное искусство в поисках радикального обновления
средств выразительности.
Постимпрессионизм во французской живописи (П. Сезанн, П.
Гоген и др.).
Фовизм во французском изобразительном искусстве (А.
Матисс).
Изобразительное искусство в поисках радикального обновления
средств выразительности.
Кубизм как принципиально новое направление в живописи и
скульптуре (П. Синьяк, Ж. Брак, П. Пикассо и др).
Русская художественная культура ХХ века.
Корина И.В. 2016-2017 уч.год
Переоценка ценностей в художественной культуре
«Серебряного века»: открытие символизма.
«Серебряный век» как этап, завершающий традицию развития
русской художественной культуры от древности до советского
периода. Расцвет искусства на новой философско-эстетической почве.
Обновление религиозно-философской мысли, отказ от реализма и
возрождение духовной основы художественных образов.
Стремительное развитие нетрадиционных художественных течений и
направлений. «Гармония противо положностей» в искусстве
«серебряного века»: обращенность к истокам в сочетании с
авангардистскими идеями.
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.
Рождение теории «искусства будущего» в художественной
культуре «серебряного века». Новизна как эталон современности в
искусстве авангардных направлений. Декларирование свободы
самовыражения художника, не скованного общественным служением,
как скрытая основа художественных произведений авангардистов.
Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка
вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов,
Акмеизм в поэзии («Цех поэтов»).
В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний
романтизм.
Социалистический реализм: глобальная политизация
художественной культуры.
Общественные потрясения и ломка духовно-нравственных
устоев культурной жизни России, революционный переворот 1917
года.
Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет.
Корина И.В. 2016-2017 уч.год
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п
Разделы, темы
Количе
ство
часов
1.
Повторение
2
2.
Основные течения в европейской
художественной культуре XIX начала ХХ
в.
Романтизм.
4
3.
Художественная культура России
XIX –ХХ вв.
Шедевры русской художественной
культуры первой половины XIXв.
5
4.
Основные течения в европейской
художественной культуре XIX – начала ХХ
в.
Импрессионизм. Экспрессионизм.
3
5.
Традиционные и нетрадиционные течения
в искусстве конца XIX – начала XX в.
Постимпрессионизм. Фовизм. Кубизм.
6
6.
Художественная культура пореформенной
эпохи.
7
7.
Русская художественная культура ХХ в.
7
всего
34
Корина И.В. 2016-2017 уч.год