Конспект урока "Высокое Возрождение"


Урок №
Тема: «Высокое Возрождение»
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Мультимедийный проектор, учебник
Цели:
- познакомить учащихся с основными представителями эпохи Высокого возрождения и их
произведениями;
- развивать интерес к изучаемой теме?
- воспитывать эстетический вкус на примере произведений эпохи Возрождения
План:
1. Орг.момент
2. Проверка домашнего задания
3. Изучение новой темы
А) Донато Браманте
Б) Рафаэль Санти
В) Микеланджело Буанаротти
4. Домашнеее задание
5. Итог урока
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята!
2. Проверка домашнего задания:
- Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте сначала вспомним основные
моменты прошлого урока.
Фронтальный опрос учащихся:
1. Что значить универсализм?
2. Какие произведения Леонардо да Винчи в области живописи вы знаете?
3. Расскажите более подробно каком-нибудь из них.
4.
5.
3. Изучение новой темы.
Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией презентации. На слайдах
которой приведены основные тезисы и иллюстрации к уроку.
- Для более удобного и полного усвоения материла составим таблицу.
Область
культуры
Деятель
Основные
произведения
Архитектура
Живопись
Скульптура
Период Высокого Ренессанса являет собой зенит, кульминацию всей этой великой
культуры. Для художников этого периода особенно характерна масштабность. Которая на
ряду с крупными архитектурными формами, такими как собор св. Петра
В Риме архитектора Браманте, появились скульптурные и живописные произве-
дения огромных размеров, например «Давид» Микеланджело, фигуры пророков
и сивилл в его же росписи Сикстинской капеллы.
Различие в идеалах искусства раннего и Высокого Возрождения заключалось
также к смене «натурализма» идеализацией образов. Главным стало изображение
отдельной личности и почти полное отсутствие пейзажного фона.
Особое значение в чтот период приобрело Отображение различных движений,
часто не мотивированных сюжетно, а передаваемых ради красивой пластики ли-
ний, ритма, эффектного ракурса, как в знаменитых фигурах сикстинского плафо-
на Микеланджело.
Общий уровень искусства раннего Возрождения был настолько высоким, что его
уподобляли могучему горному кряжу, где отдельные произведения выдающихся мастеров
были ненамного лучите работ их менее талантливых собратьев. Искусство Высокого
Ренессанса предстает в виде гораздо менее высокой гряды, над которой возвышаются
несколько грандиозных вершин: это творчество Браманте, Рафаэля, Микеланджело,
Джорджоне и Тициана.
Выдающимся архитектором эпохи Высокого Возрождения является Донато
Браманте (1444-1514), создавший стиль римского классицизма. Этот стиль восходил к
римской античности и отличался рациональностью, уравновешенностью несущих и
несомых частей, сочетанием арки, круга и купола. Все эти особенности были отражены в
проекте собора св. Петра в Риме, который должен был напоминать по форме греческий
крест с закругленными сторонами, мощным сферическим куполом и башнями по углам,
доводящими план почти до квадрата. Браманте первым нашел «идеальную» композицию
здания, которая со всех сторон выглядела одинаково и в которой пространство
преобладало над массой, придавая зданию необычайную «воздушность». Эта грандиозная
симметричная крестово-купольная постройка в процессе возведения была преобразована в
традиционную базилику, но позже, в архитектуре европейского классицизма, именно
она получила широкое распространение и стала основной сначала во Франции, а
затем в Англии и России. Арочные пролеты были навеяны сводами базилики Максенция и
Константина, самого грандиозного сооружения Древнего Рима; мощный барабан повторял
абрис римской ротонды; сферический купол соотносился с формой купольного
завершения Пантеона.
Рафаэль Санти (1483-1520) родился в Урбино, и первыми его учителями были
его отец Джованни Санти и глава умбрийской школы прославленный Пьетро Пе-
руджино. Рафаэль настолько глубоко усвоил манеру учителя, что работы обоих
мастеров было невозможно различить. Особенно это проявляется в цикле его
неповторимых по своей прелести и лиризму мадонн. Еще в Урбино двадцатилетний
художник, рано оставшийся без матери, одним порывом души написал «Мадонну
Конестабиле», в девичьем хрупком образе которой воплотил грёзу о красоте, об
идеальной гармонии. В небольших картинах, посвященных вечной теме материнства,
женственности, обаяния «Мадонна в зелени», «Мадонна с щегленком», «Мадонна-
садовница», «Мадонна в кресле» и др., Рафаэль воплотил самые светлые идеалы
гуманизма итальянского Ренессанса. Вместо устоявшихся канонов в вековом жанре
мадонн художник создал пленительный образ, полный света и добра.
Именно такова «Сикстинская Мадонна». В движениях рук Мадонны, несущей
младенца, чувствуется инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ре-
бенка, и вместе с тем - ощущение того, что он ей не принадлежит, она несет его
в жертву людям. Взгляд Мадонны нефиксирован и трудноуловим, но в нем уга-
дывается то выражение, которое появляется у человека, когда ему вдруг откры-
вается его судьба. Мадонна словно предвидит трагическую участь сына. В цикле
мадонн наиболее наглядно проявилось главное открытие Рафаэля - удачное,
почти в равных пропорциях соединение языческого и христианского мироощущения,
поэтому его мадонны не слишком возвышенны, но и не слишком чувственны.
Рафаэльль, как и Перуджино, был блестящим мистером пространственной ком-
позиции. Он интуитивно точно, словно зодчий, выстраивал картину на плоско-
сти п связывал ее части в единое целое, что наиболее полно проявилось при рос-
писи им личных апартаментов папы римского в Ватикане.
Чдесь проблема синтеза архитектуры и изобразительного искусства нашла (нос наиболее
полное решение.
Поскольку идейная программа фресковых циклов в папской резиденции призвана была
служить прославлению католической церкви и ее первосвященника, наряду с
аллегорическими и библейскими образами здесь запечатлены эпиоды из истории папства
и введены портретные изображения Юлия II и его преемника Льва X.
В первой комнате, где скреплялись печатью папские указы, так называемой станце делла
('еньятура, темой росписей являлись четыре области духовной деятельности человека:
богословие, философия, поэзия и правосудие. Они были представлены фресками
«Диспут», «Афинская школа», «Парнас», «Мудрость, Умеренность, Сила».
«Диспут» изображал беседу о таинстве причастия. Сам символ причастия - дарохрани-
тельница с гостией (облаткой) была установлена на алтаре в центре композиции. По обе
стороны от него располагались отцы церкви, папы, священнослужители, а над ними,
подоб но небесному видению, возникала Троица и святые. Во фреске «Афинская школа»
Рафаэль представил собрание античных мыслителей и ученых в грандиозной анфиладе
величественных арочных пролетов, навеянных проектом собора св. Петра.
Фреска «Парнас» была написана на узкой боковой стене с широким прямоугольным
окном посередине, которое Рафаэль гениально обыграл, поместив вершину Парнаса над, а
склоны холма по сторонам проема. На вершине Парнаса изображен Аполлон, вдохновен-
но играющий на виоле, в окружении муз и великих поэтов древности: Гомера, Сафо,
Вергилия, Горация, Плавта, Данте, Петрарки и др.Роспись четвертой стены украшена
аллегорическими фигурами Силы, Мудрости, Умеренности и фигурками гениев, трое из
которых символизируют святые добродетели - Веру, Надежду, Милосердие (Любовь).
Принципы гармоничного единства архитектуры и изобразительного искусства основаны
на том, что Рафаэль взял за основу мотив арочного завершения стен, сделав его
лейтмотивом каждой композиции. В «Диспуте» он повторяется в двух огромных ду-
гах, охватывающих мир земной и мир небесный, и созвучен мотиву круга, трижды
повторяющегося: в облатке причастия, сиянии вокруг голубя - Святого Духа и огромного
нимба Христа. Гафнии, Саити. Парнас. Фрагмент «Данте, Гомер,
1(с|и Илий». Фреска. Станца делла Сеньятура. Ватикан В «АФИНСКОЙ школе» арочное
завершение стены созвучно уходящим вглубь аром ным проемам храма. В «Парнасе» оно
определяет очертания групп поэтов и муз, расположенных на пологой горной вершине.
На своде, живопись которого имитировала мозаику, над каждой фреской, в
четырех медальонах - тондо - размещались аллегорические фигуры Теологии, Фи-
лософии, Поэзии и Правосудия. Таблички с надписями подчеркивали идею позна-
ния Истины различными путями: через религию («знание божественных вещей»),
философию («познание причин»), искусство («божественное вдохновение») и пра-
восудие («справедливость воздастся каждому»). Причем между ними и неболь-
шими композициями в угловых частях свода - «Грехопадение», «Суд Соломона»,
«Урания», «Наказание Марсия» существует сложная символическая связь.
В станце д'Элиодоро тематикой фресок были выбраны эпизоды религиозных
легенд и истории папства, связанные с чудесным вмешательством божества.
Росписи станцы дель Инчендио отразили эпизоды, героями которых были папы,
носящие имя Лев.
Последним крупным монументальным циклом, созданным Рафаэлем, была роспись
так называемых Лоджий - большой арочной галереи во втором этаже ватиканского
дворца. Роспись эта представляла сочетание великолепного живописного декора и
небольших фресковых композиций. Мотивы для декора были почерпнуты из изысканно-
прихотливых орнаментальных росписей сводов Золотого дома Нерона, обнаруженных под
руинами римских терм. Они получили название «гротески», поскольку помещения, где их
обнаружили, были приняты за гроты, подземелья. Пятьдесят две фресковые композиции,
расположенные в небольших арочных сводах, включали истории Ветхого завета и
составили так называемую «Библию Рафаэля».
Рафаэль был создателем простого, усредненного стиля, основой которого стало
идеальное совершенство формы. Этот придуманный художником идеал противо-
поставлялся природе, полной случайностей. «Идеальный стиль» Рафаэля опирался
на совокупный художественный опыт. Неслучайно, работая над фреской «Гала-
тея» на вилле «Фарнезина», Рафаэль говорил, что для написания одной красавицы
ему нужно видеть много красавиц. Живопись понималась им как преображенная
реальность, светлая, радостная, гармоничная, и во всех произведениях Рафаэля
господствовал дух пленительной идиллии. Но идеализм Рафаэля, не неся в себе
творческого импульса, подлинного художественного открытия, начал перерождаться в
академизм, поражая пустотой и банальностью, еще при жизни мастера.
Имя Рафаэля стало синонимом классического искусства, а его полотна на целые столетия
определили вкусы живописцев академического направления.
Итальянское Возрождение дало миру целый сонм прославленных мастеров, но
мощь творческого гения Микеланджело Буонарроти (1475-1564) выделяет его
даже среди величайших художников этой эпохи. Его искусство знаменует собой
не только кульминацию эпохи Возрождения, но и ее завершение. Долгий, почти
семидесятипятилетний творческий путь Микеланджело совпал с историческим
периодом, полным бурных потрясений. И очень важным на этом пути явилось
полное слияние для художника понятий человека и борца. Способность к герои-
ческому подвигу, борьба за утверждение прав человека на свободу - вот что служило
лейтмотивом его творчества. Знаменитая микеланджеловская «Статуя Давида»
«напряжение духа» - прямо-таки титаническое напряжение воли лучше всего
характеризовало созданные им образы, как скульптурные, так и живописные.
Стремясь к воплощению своей главной темы - борьбы духа и материи, Мике-
ланджело впервые в истории скульптуры соединил идеал телесной красоты с от-
269влеченной духовной идеей, найдя новую художественную форму в статуе Давида.
В отличие от своих предшественников, Донателло и Верроккьо, Микеланджело
изобразил Давида перед свершением подвига. Обнаженная фигура героя пе-
редает одновременно и красоту идеализированного на античный манер тела, и
внутреннее, духовное напряжение библейского героя, выраженное в мимике
лица, укрупненных деталях головы, кистей рук, что порождает странную дисгармонию
образа. Открытие монумента как символа мужественного защитника города,
постановленного перед Палаццо Вероккьо, зданием городского самоуправления,
превратилось в народное торжество, а «Давид» сделался самым популярным
произведением Флоренции.
Следующей крупной работой была гробница папы Юлия II, задуманная как
величественный мавзолей, со всех сторон украшенный мраморными статуями,
общим числом около сорока, и бронзовыми рельефами.
Художник самовольно покинул Рим, и только нажим флорентийских властей,
опасавшихся ухудшения отношений с Римом, вынудил его примириться с папой.
Во втором десятилетии XVI в., уже после смерти Юлия II, Микеланджело возобновил
работу над гробницей, подписав контракт с наследниками о создании
памятника более скромных размеров и с меньшим количеством статуй. В числе
выполненных им статуй и статуя Моисея, поразительный динамизм которой но-
си г не физический, а духовный характер, наиболее полно выражая знаменитое
микеланджеловское «напряжение духа».Но именно роспись Сикстинского плафона стала
самым великим из его творений, прославляющих духовную и телесную красоту человека.
Совершенно другой эмоциональной тональностью окрашены картины на евангельские
сюжеты, характерные для эпохи контрреформации1. Это «Положение во гроб»,
«Коронование терновым венцом», «Святой Себастьян», «Оплакивание Христа». Тема
страдания прекрасного человека является лейтмотивом
этой серии картин. На них и Христос, и св. Себастьян представлены как мужи,
наделенные всеми чертами физического и нравственного превосходства над
своими мучителями, но они повержены в неравной борьбе и отданы на поругание.
«Оплакивание Христа» считается самым трагическим и вместе с тем патетическим про-
изведением художника. «Летящая» снизу вверх и по диагонали композиция картины
сложна и вместе с тем гармонично уравновешена. Действие разворачивается на фоне
ниши, свод которой отмечен традиционным символом Христа - пеликаном,
вскармливающим птенцов своей кровью. По сторонам ниши изображены Моисей и
сивилла, предсказавшая смерть Христа. Кажется, что вся вселенная сузилась до размера
этого небольшого пространства, где у холодной стены горстка людей, оцепеневших в
беспредельном горе. Чувство скорби и страдания столь велико, что оно вырывается
наружу в открытом, обращенном вовне жесте Марии Магдалины. Подобного образа
Магдалины, вестницы трагедии и одновременно плакальщицы, живопись Италии не
создавала. «Тициан наделил свои образы героическим величием и нашел манеру колорита
столь мягкую и в красках столь правдивую, что поистине можно сказать - он срав-
нился в ней с природой», - писал биограф Тициана Людовико Дольче.
Творчество Тициана и его младших современников Веронезе и Тинторетто
завершило эпоху Возрождения. И хотя эта эпоха выдвинула целую плеяду великих
мастеров, именно творчество Тициана оказало особенно значительное воздействие
на художников последующих поколений и развитие реалистической живописи
XVII в.
4. Домашнее задание.
5. Закрепление материала.
- Для закрепления изученного материала. Предлагаю выполнить небольшое
тестовое задание(представленное на слайдах).
1. Выберите один правильный ответ.
Гуманизмом называют:
А) науку о возникновении и
развитии человеческого общества;
Б) учение, признающее человека
высшей ценностью мира;
В) борьбу против продажи
индульгенций;
Г) христианскую религию.
3. Выберите несколько правильных
ответов. Черты искусства эпохи
Возрождения:
А) внимание к личности человека;
Б) отказ от удовольствий земной
жизни;
В) значительная связь со
средневековой живописью;
Г) использование достижений
античной культуры.
2. Укажите неверный элемент в
предложении:
Яркими представителями эпохи
Возрождения являются: Леонардо да
Винчи, Донателло, Микеланджело, Платон.
4. Добавьте недостающий элемент в
предложении:
Имя деятеля эпохи Возрождения,
который был живописцем, скульптором,
архитектором, инженером и учёным
одновременно………