Презентация "Культура варварских королевств: рождение новой культуры"


Подписи к слайдам:
Diapositiva 1

  • Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
  • ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
  • Презентация к уроку МХК
  • в 6 (10) классе
  • «Культура варварских королевств: рождение новой культуры»
  • Автор:
  • Колесникова Лариса Васильевна
  • преподаватель фортепиано и МХК
  • Северск 2016

  • План урока
  • 1. Основные виды художественной деятельности варваров.
  • 2. Преобладание декоративно-прикладного искусства, его магический смысл.
  • 3. Сюжеты и образы варварского искусства.
  • 4. Полихромный стиль.
  • 5. Образ зверя — главный образ в искусстве. Звериный стиль .
  • 6. Принятие христианства и его влияние на культуру варварских королевств.
  • 7. Каролингский ренессанс.
  • 8. Итоги и выводы.

  • Основополагающий вопрос:
  • Была ли культура у варваров?

  • Проблемные вопросы:
  • 1. Какие виды искусства могли развиваться у варваров?
  • 2. Какие изменения произошли в их культуре с принятием христианства?

  • Цель: выявление основных принципов художественной деятельности варваров и определение роли христианства в формировании новой культуры.
  • Задачи:
  • 1.Познакомиться с памятниками культуры и искусства варваров.
  • 2. Определить ведущие виды искусства в художественно-творческой деятельности.
  • 3. Объяснить, почему их привлекали образы силы и могущества, заключенные в образах зверей.
  • 4. Развивать творческие способности учащихся путем выполнения зарисовок памятников искусства.
  • 5. Определить изменения, произошедшие в искусстве с принятием христианства.
  • 6. Подчеркнуть роль данного этапа в формировании и становлении культуры эпохи феодализма.

  • Могла ли развиваться архитектура
  • у варваров?
  • Нет, это были кочевые народы, которые не сидели на одном месте

  • Стихия варварского искусства – декоративно-прикладное искусство, имеющее практическое значение. Преобладание орнамента и любовь к ярким цветовым сочетаниям являются характерной чертой искусства эпохи переселения народов. Выработанные искусством декоративно-орнаментальные принципы композиции явились новыми средствами художественного выражения.

  • Изготовление оружия (кузница франков)

  • Оружие викингов
  • Излюбленным оружием считались топор и секира (обоюдоострый топор). Их вес достигал 9 кг, длина рукоятки — 1 метр. Рукоятка была окована железом, что делало удары сокрушительными.
  • Шлемы викингов имели закругленную верхушку со щитками для защиты носа и глаз, или заостренную — с прямой носовой планкой. Накладные планки и щитки украшались чеканками из бронзы или серебра.

  • Оружие варваров
  • Орнаментально-декоративные формы искусства отличались богатством. Викинги знали технику золотой и серебряной насечки, которыми украшали булатные мечи, перегородчатые эмали и филигрань. По-видимому, многое они заимствовали у кельтов Центральной Европы.

  • Оружие и военные доспехи кельтов
  • Удивительно хорошо сохранившиеся оружие, орудия труда, ювелирные украшения, конская сбруя и боевые колесницы свидетельствовуют о высоком мастерстве древних литейщиков и кузнецов.
  • Кельты на войне с Римом

  • Варвары к каждой вещи подходили с позиций магии. Они словно боялись гладких поверхностей, чтобы злые духи не могли зацепиться за предмет, вся поверхность которого украшена, заткана или изрезана узором. Мир представлялся им ареной борьбы фантастических и враждебных сил. Воин, украшая доспехи их изображением, заставлял их служить себе.
  • Магическая сила орнамента
  • Меч викингов
  • Рукоять меча

  • Клад королевы в Осеберге
  • Погребальная ладья норвежской королевы Осы
  • Деревянная повозка
  • В Осеберге (Норвегия) об­наружено хорошо сохранившееся королевское погребение (IX в.). Там находились украшенные резьбой предметы быта, повозка, несколько саней, а также корабль с фигурой фантастического существа для отпугивания злых духов.

  • Драккар — корабль викингов
  • При возвращении домой голову дракона следовало убирать, чтобы не напугать духов родной земли.

  • Декоративно-прикладное искусство.
  • Полихромный стиль
  • Техника художественной обработки металлов находилась на высоком уровне. Памятники этого искусства были найдены в погребениях и кладах. Чаще всего встречаются фибулы (застежки, пряжки), украшения, оружие, декоративная утварь, а со времени принятия христианства - предметы культа: чаши, кресты, оклады церковных книг.
  • «Полихромный стиль» впервые появился у готов во время их пребывания в Северном Причерноморье, где они познакомились с техникой перегородчатой эмали и оправы драгоценных камней золотом и серебром.

  • Ювелирное искусство
  • Двупластинные германские фибулы. нач. V века
  • Готская фибула, полихромный стиль. V век
  • Детали готского меча (рукоять, ножны). сер. V века
  • Германская накладка на ремень в виде орла Вотана. V век.
  • В результате взаимопроникновения культур были созданы прекрасные образцы «варварского» ювелирного искусства, не уступающие по красоте римско-византийским образцам.

  • Ювелирное искусство
  • Драгоценные украшения были связаны с древней магией и выполняли функцию отличия королей и вождей, служили знаком богатства и могущества. У германских племен, как и у других народов времен великого переселения, бытовали подвески из благородных металлов, украшенные цветными и резными камнями, эмалью, рельефными и живописными изображениями.
  • Вотивная корона лангобардской королевы Теоделинды. Конец VI-нач. VII вв. Монца, сокровищница собора.
  • «Железная Корона» лангобардских королей. Вопреки названию, корона изготовлена из золота и украшена 22 драгоценными камнями. Последним владыкой Священной Римский империи, увенчанным ею, стал Карл V. Наполеон Бонапарт, вступая в права короля Италии, был коронован именно ею.

  • Ювелирное искусство
  • Меровингские пряжки и накладки
  • Меровингские фибулы
  • Пряжки и заколки из захоронения франкской королевы Арнегунды. VI век
  • Фибулы времен Теодориха

  • У истоков звериного стиля.
  • Скифское золото
  • Происхождение звериного стиля связано с почитанием священного зверя, с тотемизмом. Изображение этого почитаемого племенем животного постепенно превратилось в условный орнаментальный мотив. Из древнего искусства переходят образы львов, орлов, грифонов и других могучих животных - стражей, охранявших Древо жизни и считавшихся «прародителями» племен. Украшая одежду воина, его доспехи и оружие, сбрую боевого коня они становятся не только амулетами, но и своеобразными знаками высокого социального статуса владельца.

  • Декоративно-прикладное искусство.
  • Звериный стиль
  • Звериный стиль — это стиль, отличительной чертой которого были стилизованные изображения отдельных животных, частей их тела или сцен борьбы зверей. Эта система распространилась по всей Европе и оказала влияние на всю художественную культуру средних веков.

  • Декоративно-прикладное искусство.
  • Звериный стиль
  • Звериный стиль несет в себе огромную смысловую нагрузку. «Напряженность» является одним из ключевых качеств - она служит выражением динамики не столько внешней, сколько внутренней — тела зверей напоминают сжатые и готовящиеся распрямиться пружины. Для него характерен мотив «звериного кольца».

  • Образ зверя — главный образ в искусстве
  • Сделай зарисовку

  • Образование варварских королевств
  • 418 — королевство вестготов
  • (от Гибралтара до р.Луары)
  • 420 — королевство аллеманов
  • (Северная Галлия, столица Тулуза)
  • 429 — королевство вандалов
  • (Северная Африка, на месте Карфагена)
  • 443 — королевство бургундов
  • (долина Рейна и Соны, столица Лион)
  • 486 — королевство франков
  • (Галлия, столица Париж)
  • 493 — королевство остготов
  • (Италия, столица Равенна)
  • На территории Британии к концу VI в. образовалось 7 королевств. Созданные германскими племенами государства воевали между собой, их границы были непостоянны, а существование - недолговечно.

  • Рождение новой культуры
  • С принятием христианства могло ли искусство оставаться прежним?
  • Варварские традиции
  • Античные традиции

  • Гробница Теодориха в Равенне
  • Гробница Теодориха в Равенне (526-530). Купол из монолитного 300-тонного камня доставили с противоположного берега Адриатики, предварительно выдолбив его для уменьшения веса. Для установки подняли на земляную насыпь в уровень гробницы, затем насыпь срыли. Это перекрытие не имеет аналогий в истории искусства. Не владея римской техникой возведения куполов, варвары решили конструктивную задачу своим способом.

  • Гробница Теодориха в Равенне

  • Каролингcкий ренессанс
  • Франки в IX-X вв. образовали могущественную державу, которая стала первой империей средневековья. Ее императором стал Карл I. Под его владычеством оказалась значительная часть территории бывшей Западной Римской империи.
  • Карл видел свою задачу в создании единого христианского мира. При Каролингах идеалом в искусстве была провозглашена античность. Античным традициям подражали архитекторы и строители, римская живопись служила образцом для миниатюристов.
  • Культура эпохи каролингского возрождения существовала в рамках первого в Европе государства с централизованной властью, с программно создаваемым искусством, идеологией и целенаправленной политикой.

  • Этой монограммой, включающей согласные буквы латинского имени Karolus, император Карл Великий подписывал важные документы.
  • Почему правителей называют королями?
  • О нём писали:
  • Несметных ратей предводитель,
  • Племен владыка и отец,
  • Науки друг и покровитель,
  • Законодатель и Мудрец…
  • http://rulers.narod.ru/karl/karl.htm

  • Корона Карла Великого — чудо искусства
  • 25 декабря 800 г., в день Рождества Христова, Папа Лев III, служивший мессу в соборе Св. Петра в Риме, возложил на голову короля франков Карла усыпанную драгоценностями диадему императора. За два дня до этого церковный собор принял постановление: «в стране греков» нет более носителя императорского титула, «ибо престол незаконно захвачен женщиной, императорскую корону должен получить король франков Карл, который держит в руках Рим, где некогда имели обыкновение жить цезари». Так появилась первая средневековая империя Европы.

  • Король-просветитель
  • Карл устроил при дворе школу, именуемую «Ака­демией», где он и его приближенные зани­мались «свободными науками»: риторикой, грамматикой, диалектикой. Глава Академии - монах Алкуин. Император был усердным учеником, но писать так и не научился: «возил с собою на постели под подушкой дощечки и листи­ки, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы. Но мало имел успеха труд, начатый не в свое время, слишком поздно».

  • Аахен — столица империи Каролингов
  • Капелла императорской резиденции в Аахене (788-805 гг.) представляет собой величественное сооружение высотой около 32 метров. Ее нижний, шестнадцатиугольный в плане этаж, символизирует землю, верхний, в плане восьмиугольный, олицетворяет небо.

  • Культура Каролингов
  • На втором этаже, напротив алтаря, располагался королевский трон, на котором короновались германские императоры. До находки мраморного трона Карла в Майнце, этот трон считался самым древним.

  • Культура Каролингов
  • В куполе капеллы находится мозаичное изображение восседающего на троне Христа в окружении двадцати четырех святых и четырех символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), тельца (Лука) и орла (Иоанн).

  • Книжная миниатюра —
  • поиски нового языка
  • Слово «миниатюра» от лат. названия красной краски (minium), которой выделяли начало текста.
  • Античные традиции с мягкой, живописно-пластичной трактовкой спокойных фигур
  • Аахенское Евангелие Карла Великого
  • Евангелие Эбо
  • Утрехтская псалтырь
  • экспрессивная графическая манера
  • быстрые наброски пером, художник спешит передать массу впечатлений
  • «варварская» плетенка

  • Оттоновское возрождение
  • В конце X века на первый план выступает Германия. В 962 году Оттон I коронуется в Риме, положив начало Священной Римской империи германской нации. В отличие от Каролингов, империя Оттонов не имела единого культурного центра, развитие литературы и искусства было связано с монастырями. Роскошные иллюстрированные рукописи создавались в монастырских скрипториях.
  • Оттон III и аллегории четырех покоренных стран. Миниатюра Евангелария Оттона III.

  • 1. Христианизация Европы приобрела необратимый характер.
  • 2. Расцвет светской культуры.
  • 3. В каролингском искусстве, воспринявшем торжественную импозантность позднеантичного и византийского искусства и местные традиции, сформировались основы европейского средневекового искусства.
  • 4. В результате распада империи образовалось три государства, перед ко­торыми лежал большой исторический путь, — Франция, Германия, Италия.
  • 5. Зарождается феодализм как уклад жизни, который стал основой средневековой культуры и искусства.
  • Значение эпохи Каролингов

  • Повторение
  • 1. С чего варвары начали созидание своей культуры?
  • 2. Какой вид искусства был ведущим у варваров?
  • 3. Почему архитектура и живопись их не интересовали?
  • 4. Что такое звериный стиль?
  • 5. Какой смысл вкладывали варвары в орнамент?
  • 6. Влияние какой культуры испытали на себе варвары?
  • 7. Если бы вы были варварами, образ какого зверя поместили бы на своем щите?
  • 8. Какие украшения предпочли бы девочки?

  • Итоги и выводы
  • 1. Вхождение варваров в античное общество шло посредством усвоения ими культурных ценностей этого общества.
  • 2. Происходит активное взаимодействие и обогащение двух противоположных культур - варварской и античной.
  • 3. Соприкосновение двух миров происходило по разным направлениям: образование, на бытовом уровне, появлении новых родственных связей, в художественно-творческой деятельности.
  • 4. Христианство оказало влияние на формирование духовного мира варваров.
  • 5. Образы варварского искусства будут одухотворять искусство средневековья.

  • Рождение нового мира!
  • Раннее Средневековье (V-XI вв.) - период формирования средневекового типа жизни: мировоззрения, социального и экономического уклада, отношений и эстетических ценностей. Была создана основа для всего искусства западного средневековья.
  • Возникает новый мир - мир Средневековья, который появился в результате слияния римского и варварского миров.

  • Спасибо за внимание

  • Ссылки на изображения
  • http://lib.convdocs.org/docs/index-164265.html?page=2
  • http://i75.beon.ru/50/73/2497350/73/105570273/pv_series_the_avengers_loki_by_woshibbdoud5nzy6s.png
  • http://wordteen.ru/uploads/posts/2012-08/1346319726_vwarrior2gs.jpg
  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/76/96076558_VOPROS_.jpg
  • http://www.studyblue.com/notes/note/n/western-medieval-art—architecture/deck/10715142
  • http://kolizej.at.ua/forum/12-483-1
  • http://www.kartinki24.ru/kartinki/korabli/10225.html
  • http://forum.ladoshki.ch/showthread.php?32319-%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%B5
  • http://bizantinum.livejournal.com/85560.html?thread=4320056
  • http://www.bellabs.ru/Scandinavia/Stockholm_Historiska.html
  • http://www.testent.ru/_ph/5/2/276222751.png
  • http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st025.shtml
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/1108/%D0%97%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%B9
  • http://ornament-i-stil.livejournal.com/170413.html
  • http://www.vashaktiv.ru/md_sv_do.html
  • http://www.evpatori.ru/skifskij-zverinyj-stil.html

  • Ссылки на изображения
  • http://yourelement.rolka.su/viewtopic.php?id=25
  • http://www.permianstyle.ru/u_pics/Si.1.88.jpg
  • http://elbilge.ucoz.ru/image/74.jpg
  • http://coollib.net/b/185373/read
  • http://www.archeurope.com/uploads/images/Viking/Art/urnes_1_s.jpg
  • http://1.bp.blogspot.com/_XxdgU-mVbm0/TQbe0CkcdPI/AAAAAAAADcI/ATVdjC5Y8uc/s1600/viking%2Bart%2B01.jpg
  • http://www.tribal-celtic-tattoo.com/New_Folder/Book%20o3.jpg
  • http://frank-history.limarevvn.ru/odin.htm
  • http://www.medievalmuseum.ru/05treasures/medieval_treasures_barbarian_gold.htm
  • http://gabriela12.ya.ru/replies.xml?item_no=206
  • http://www.historel.net/moyenage/10e/charlem3.jpg
  • http://subscribe.ru/group/pole-chudes/5994272/
  • http://www.siproshvili.ru/st/4/srednevekovoe_iskusstvo.html
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5241/%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%9B
  • http://rulers.narod.ru/karl/karl.htm
  • http://expositions.bnf.fr/rouge/bande/images/3/116.jpg
  • http://s11.radikal.ru/i184/1009/ff/1cd859b7f3df.jpg
  • http://s005.radikal.ru/i211/1009/e2/3180857e7d07.jpg
  • http://amazin.ru/_fr/0/1109738.jpg
  • http://www.norway-live.ru/library/povsednevnaya-zhizn-vikingov28.html
  • http://g-r-p.livejournal.com/325251.html?nojs=1
  • http://www.medievalmuseum.ru/01mss/medieval_codexes_ottonian.htm

  • Ссылки на изображения
  • http://truefriends.ucoz.ru/forum/4-198-109
  • http://www.worlds.ru/europe/germany/history-akhenskijj_sobor_aachen_cathedral.shtml
  • http://www.hram-podmoklovo.ru/russian_italy
  • http://www.liveinternet.ru/users/aramill_stells/post216738008/
  • http://www.medievalmuseum.ru/01mss/medieval_codexes_carolingian.htm
  • http://nationaliste-info.freeiz.com/wp-content/uploads/2014/08/image.jpg
  • http://dick-k.narod.ru/Germanic_Warriors.html
  • http://www.2do2go.ru/uploads/full/d5b5477eb5a13f8a74ded8704b6b8142_w960_h2048.jpg