Исследовательская работа "Храмы в Клявлинском районе"


1
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа №2 им. В. Маскина
ж.-д. ст. Клявлино
муниципального района Клявлинский
Самарской области
Исследовательская работа по краеведению: «Храмы в Клявлинском районе».
Выполнили:
учащиеся 6б класса
Научный руководитель:
Буравова Н.Н.
кл.руководитель 6б класса
2
Содержание:
Глава 1. ............................................................................................................................ 5
1.1. История возникновения Клявлинского района. .......................................... 5
1.2. Географическое положение. .............................................................................. 5
Глава 2. Храмы в Клявлинском районе .................................................................. 7
2.1. Храм в честь бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана в с.
Борискино Игар. ........................................................................................................... 7
2.2. Храм во имя святого преподобного Александра Свирского в с. Степное
Дурасово ........................................................................................................................ 8
2.3. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в д. Ерыкла ......................... 10
2.4. Храм в честь Святителя Николая Чудотворца на ж.-д. ст. Клявлино ........... 12
2.5. Храм в честь святого Великомученика Димитрия Солунского в с. Клявлино
...................................................................................................................................... 13
2.6. Храм в честь Рождества Христова в с. Старый Маклауш .............................. 14
2.7. Храм в честь святаго Михаила, Архистратига Божия в с. Старые Сосны .... 15
2.8 Храм в селе Иваново Подбельское ..................................................................... 16
2.9 Храм в с. Сходнево .............................................................................................. 16
Заключение. .................................................................................................................. 17
Выводы. ......................................................................................................................... 17
Список использованной литературы ...................................................................... 18
3
Введение.
Перед лицом быстрого, даже стремительного развития техники, науки,
средств общения людей нетрудно заразиться пренебрежительным, высокомерным
отношением к людям прошлого, так как они меньше знали, жили в неведении о
таких сторонах жизни, которые сейчас доступны младшему школьнику.
Как будто все верно. И, тем не менее, нам не следует « задирать нос» перед
минувшими поколениями. Они решали задачи своего времени и были не глупее
нас. Свидетельство тому – бесценные памятники нашей истории и культуры,
доставшиеся нам от людей прошлого. Сохранять и изучать это достояние значит
воспитывать в себе уважение и любовь к Родине, чувства патриота и гражданина.
Каждое село, деревня, каждый город да и все, где жили или живут люди,-
должно быть описано, чтобы остаться на скрижалях истории. Мы, молодое
поколение России, поддерживая мысль А. В. Чаянова, что «пытливому уму
человека всегда свойственно интересоваться далеким прошлым тех поселений и
местностей, в которых он живет или которые он посещает», интересуемся
историей своего края.
Открытие «железного занавеса» принесло в Россию не только
положительные стороны демократии, такие как свобода слова, свобода личности,
но и все ее отрицательные стороны - получила широкое распространение
наркомания, стала гораздо шире проблема алкоголизма.
Ненужной оказалась работа с молодежью, утрачены институты семьи,
закрылись кружки, секции, нет культа родителей, утрачены многие традиции,
слабеет связь поколений. Образовались социальные, психологические, моральные
пустоты в обществе, которые заполняются различными негативными явлениями.
Обращение к западной культуре привело к так называемой американизации
общества. Появилось много заимствованных иностранных слов, засоряющих
русский язык. Изменилось поведение подростков, возросла их агрессивность.
Утрата национальных традиций, отказ от семейных укладов привели к утрате
связи поколений. Бездуховность общества, психологическая опустошенность
порождают высказывания о том, что у русского народа нет будущего.
4
Как один из способов выживания можно принять обращение к собственной
истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах
жизни русского народа. И сейчас как никогда актуально обращение молодого
поколения к истории, к прошлому своей страны, с целью возрождения
духовности, веры, нравственности.
Цель моей работы:
-изучить и оценить исторические места Клявлинского района;
- рассмотреть это событие через призму исторических событий России
XVIII XIX веков.
Задачи:
1) Изучение краеведческой литературы.
2) Найти сведения по теме в архивах села, района.
3) Подобрать материал по теме в фондах районного краеведческого музея.
4) Интервьюирование старожилов села.
План исследования:
1) Составление библиографии по теме
2) Изучение литературы
3) Составление вопросов для интервью. Интервьюирование.
4) Обработка архивных документов
5) Написание работы
Методы исследования:
1. Интервьюирование.
2. Изучение архивных документов, материалов школьного музея.
3. Изучение литературы по теме.
5
Глава 1.
1.1. История возникновения Клявлинского района.
История сел начинается, как правило, с заселения различными
народностями пустующих плодородных земель. Самарский край издавна
привлекал переселенцев не только плодородными землями, но и выгодным
географическим положением. Территория, которую занимает наша область,
известна ещё с Х века. Она была освоена камскими булагарами, пришедшими
сюда из приазовских степей и основавших на реке Волге государство под
названием Волжская Булгария. Коренное население здесь состояло из разных
племен: марийцев, мордвы, чуваш.
В начале XIII века Волжская Булгария была охвачена татаро-монголами,
основавшими в Поволжье Золотую Орду, которая существовала до конца XV
века, пока окончательно не была разгромлена русскими войсками.
На развалинах Золотой Орды возникло несколько ханств: Казанское,
Крымское, Астраханское, Симбирское и Ногайская Орда. Территория нынешнего
Клявлинского района входила в состав Казанского ханства. В середине XVI века
Казанское ханство было заваёвано русскими войсками. Проживающие на этой
территории мордва, чуваши, марийцы и часть казанских татар перешли в
подданство России.
1.2. Географическое положение.
Клявлинский район рассоложен на Северо-Востоке Самарской области,
граничит с Шенталинксим, Исаклинским, Камышлинским муниципальными
районами, с Оренбургской областью и Республикой Татарстан. Протяженность
административной границы района с Севера на Юг 35 км, с Запада на Восток
38 км. Административный центр находится в 215 км от областного центра и имеет
с ним автобусное и автомобильное сообщение.
По природно-ландшафтному районнированию территория района относится
к лесостепи «Высокого Заволжья» с присутствием среди степных пространств
больших лесных массивов. В целом рельеф сильно пересеченный, холмисто-
6
увалистый. Преобладающими формами являются склоны. Очень сильно развита
овражно-балочная сеть. Климат умеренно-континентальный с холодной зимой и
теплым летом, с повышенным увлажнением.
Местность сравнительно хорошо и довольно равномерно покрыта лесами
следующих пород: сосна, осина, берёза, дуб, клен, лиственница, липа.
На территории Клявлинского района находятся памятники истории и
культуры: Церковь Святого Преподобного Александра Свирского (1790г.,
с.Степное Дурасово), поместье Долгорукова(с.Долгоруково), мемориал склеп
Лагутиной(1862 г., с.Поляево).
7
Глава 2. Храмы в Клявлинском районе
2.1. Храм в честь бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана в с.
Борискино Игар.
Настоятелем прихода служит игумен Михаил - Михайлов Игорь Петрович.
В 1899 году в с. Борискино-Игар с благословения епископа Гурия построен
деревянный храм во имя святых Космы и Дамиана в центре села, на видном
возвышенном месте. Первый храм был освящен Преосвященным Гурием
(Буртасовским) в день святителя Гурия 17 (4) октября 1899 г. До первой Мировой
войны этот храм сгорел..
Настоящий храм был построен и освящен в 1914 г. Богослужения
совершалось до 1931 г, когда священнослужители были репрессированы. Здание
храма было переоборудовано под школу, затем под колхозную столовую и
доведено до аварийного состояния. Вновь приход зарегистрирован 21 декабря
1998 г. Постоянное богослужение возобновилось с января 2002 г.
В настоящее время настоятелем храма св. Козьмы и Домиана в селе
Борискино-Игар игумен Михаил.
Церковь в исторических датах: 15.05.2004 г были найдены крест и табличка
в закладном камне на Горнем месте уничтоженного Алтаря;
19.05.2004 г крест и новая табличка заложены на свое место в закладном
камне;
с 03.09.2006 г начато богослужение во вновь отстроенном Алтаре;
30.06.2007 г подняты и установлены новый купол и крест на храме;
24.04.2007 г освящены новые колокола на звоннице;
22.02.2007 г настоятелем освящен новый иконостас;
23.06.2010 г начало заливки фундамента под колокольню.
В настоящее время игумен Михаил тесно сотрудничает с нашей школой. Он
приходит к нам на классные часы, читает проповеди.
8
2.2. Храм во имя святого преподобного Александра Свирского в с. Степное
Дурасово
Настоятелем прихода служит отец Владимир - Краснов Владимир
Николаевич.
Скудные исторические записи гласят, что в 1802 году бригадиру Дурасову,
потомственному польскому дворянину, из отчужденной в пользу казны земли,
были сделаны значительные земельные пожалования. Помещик Дурасов поселил
на этой территории своих крепостных, русских крестьян ( в 1859 году их было 447
обоего пола) и стал самым крупным в Елизаветинской волости (ныне часть
Клявлинского района) землевладельцем.
В сентябре 1861 году капитан второго ранга Федор Александрович Дурасов,
сын первого хозяина здешних земель, построил близ Дурасовки церковь во имя
святого преподобного Александра Свирского. После революции храм был
разорен. Долгие годы местный колхоз хранил здесь десятки тонн аммиачных
удобрений.
На собрание по случаю образования прихода пришли местные жители –
всего около тридцати человек. Собрали первые скудные копейки. Отслужили
молебен. И народная стройка началась. Велась она в основном вахтовым методом
добровольцы приезжали из окрестных сел Пронино, Зеленый Ключ, Черный
Ключ и станции Клявлино. За эти несколько лет люди стали свидетелями многих
необычайных явлений.
Не раз по ночам слышали в храме пение ангелов. Как-то после купания в
пруду дети с учительницей зашли в храм помолиться и увидели на стене большой
нерукотворный лик Богородицы Ее Иверский образ. Когда по благословению
Владыки Сергия сюда были перевезены для дальнейшего перезахоронения
останки родственников жены Дурасова из рода Рычковых, с востока по ночному
небу к храму приблизился большой огненный шар. Он словно вошел в церковь и
исчез.
9
А камера цифрового фотоаппарата зафиксировала над останками
клубящиеся цветные шарики. « Видно, это радуется Небо» - так объяснили люди
необычное явление, вызвавшее у всех душевную радость.
Но случалось и прямо противоположное. - При восстановлении святого
источника, при перезахоронении останков семьи Дурасовых мы пережили много
неприятных искушений,- вспоминает отец Владимир. Было и так, что без всякой
на то причины людьми вдруг овладевало уныние, начинались ссоры, ломалась
техника, происходили аварии. Навязчиво приходила мысль все бросить и уехать
отсюда. Помогала лишь молитва. Долго не удавалось отыскать захоронений семьи
Дурасовых, которые, по рассказам сельчан, были осквернены в советское время.
Снова стали соборно молиться.
И вот однажды строительные леса, на которых работал батюшка,
неожиданно сложились, и он с высоты шести метров рухнул головой вниз на
груду кирпичей. Все, кто был рядом, закричали от ужаса. Но каким-то чудом
обошлось даже без царапин. А упал батюшка, как позже оказалось, рядом с
полуразрушенными склепами.
В них покоились останки Федора Александровича Дурасова, его жены и
троих детей. Когда открыли склеп, в котором, предположительно, была
похоронена дочь Дурасова Елизавета, в воздухе разлился тонкий медовый аромат.
Через несколько дней после захоронения останков по благословению
Архиепископа Сергия из Клявлино в Степное Дурасово прошел покаянный
крестный ход. Сотни людей вышли с иконами и хоругвями.
Инвалиды и немощные - кто не мог идти встали у обочины на колени.
Люди плакали, искренне сокрушаясь за грех богоборчества своих предков. -
После перезахоронения останков и покаянного крестного хода над селом словно
солнце засияло,- говорит отец Владимир. Люди повеселели, работа стала
ладиться. Любопытная деталь: все собаки, сопровождавшие крестный ход из
райцентра, остались в Степном Дурасове.
10
Одновременно с храмом восстанавливали источник, который в старину
называли «барским». Сегодня он носит имя святого преподобного Александра
Свирского. Вода из него никогда не портится.
Несколько лет назад источник расчистили, положили в него камни из
оскверненного безбожниками алтаря, рядом выкопали купель, поставили над ней
бревенчатый сруб. Когда внутри сруба у воды установили большой деревянный
крест, а сработан он был из деревянных лаг обветшавшего пола церкви, разлилось
неземное благоухание. Источник известен многочисленными исцелениями.
Особенно горячо здесь молятся преподобному Александру Свирскому об
исцелении от кожных болезней, немощей в теле, просят о даровании ребенка
мужского пола. Приезжают не только из области, но и из соседних Татарстана и
Башкирии. В зеленой зоне вокруг источника всегда много птиц. Недавно были
немцы и обнаружили здесь целую колонию бабочек, занесенных в Германии в
Красную книгу.
2.3. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в д. Ерыкла
Настоятелем прихода служит отец Николай Кузьмин Николай
Васильевич.
Житель села Ерыкла Клявлинского района Самарской области Николай
Семёнович Антипов был признан лауреатом премии "Известность" в номинации
"Благое дело". Этой чести он удостоен за подвижнический труд - строительство в
селе православной церкви.
Когда по деревне разнёсся слух, что Коля Антипов собрался строить храм,
Ерыкла сразу поверила. Николай человек верующий, основательный и "всякое
дело доводит до конца". Впрочем, род Антиповых этими качествами отличался
всегда. - Ты, значит, начинай, а мы поможем, - сказали Антипову крестьяне.
Мечты о храме у них с давних времён.
Трудно людям ездить в соседние сёла, чтобы помолиться за Божественной
литургией, на панихиде по усопшим. Сложно и батюшке отцу Николаю Этнюкову
11
добираться к ним, особенно зимой по заснеженным дорогам, чтобы отпеть,
исповедать, причастить...
Когда Антипов собирал подписи, обошёл все 65 дворов, со всеми
потолковал, Подписались 150 человек! В Самарскую епархию коллективное
прошение вместе с чертежами каменного храма в форме креста поступило в 1997
году. У Николая тогда осторожно поинтересовались: где мы с вами возьмём
два миллиарда рублей?" (неденоминированных ещё).
И посоветовали ещё раз всё звесить и обдумать", согласовать с
благочинным. Поразмыслив, Антипов размах умерил. - Эскиз деревянного храма
благочинный протоиерей Василий Анисимов одобрил и строительство
благословил, - позднее рассказывал он мне. "Если Бог не созиждет дом, напрасно
трудятся строящие его", - говорится в Библии. Вот чтобы не вышло напрасно,
Николай много постился, часто исповедывался и причащался, немало жертвовал
на храмы и постоянно молился, просил Господа даровать ему силы и разум на
благое дело.
У главы администрации района он попросил 5 соток земли под
строительство. - Бери 50! -предложил Иван Николаевич Соловьёв. Поддержка
уважаемым руководителем значит очень многое. После этого даже те, кто ещё
сомневался, стали союзниками Антипова. Застучали топоры, крестьяне понесли
ему деньги. Кто 100, а кто и 500 рублей.
Первыми "вкладчиками" стали пенсионерки Галина Павлова, Анастасия
Носова, Мария Кузьмина. Местный фермер Александр Ахметов выделил трактор
с тележкой для подвоза песка и камня. Библиотекарь из Когалыма Алла Прокаева
в далёкой чувашской деревне по собственной инициативе собрала 15 тыс. рублей.
Как-то Николая подвезли на машине татары из соседней деревни. Пока
ехали, расспрашивали о строительстве, а на прощание дали 100 рублей. Помогли
они и в другой раз. А в селе Старое Ермаково он покупал железо на крышу, и
продавец-татарин пожертвовал 250 рублей. Список благотворителей и доброхотов
- десятки имён.
12
Но конечно, главный спонсор строительства он сам. Основную часть из
того, что нелёгким трудом зарабатывает Антипов на Севере, откладывалась для
будущей церкви. В деревне говорят, что у него не только сердце щедрое и руки
золотые, но и голова светлая. Это - о его способностях как архитектора,
хозяйственника и бухгалтера.
Месяц на Севере, месяц дома. Дома, это значит на строительстве храма.
Недостатка рабочих рук в деревне нет, поскольку давно нет колхоза. Пришли
поначалу те, кто решил лишь подзаработать. Работу по принципу "шабашки"
Николай сразу стал пресекать: храм стоить - не брёвна тесать! И как же трудно
поначалу давалась мастерам работа на трезвую голову и без крепкого словца!
Когда в бригаде назревала ссора, Николай прекращал работу, обращался к
Господу, читал молитвы и акафисты. Люди успокаивались и снова брались за
топоры.
У подножия горы, на виду у всей деревни, строители подняли рукотворный
храм, а в душах их Господь сотворил дивное. Мужики перестали материться,
некоторые отказались от курева. Заработанное они теперь приносят в семьи, а не
пропивают.
Вся деревня заметила: в отношениях между людьми появилось больше
теплоты и любви. Раньше, бывало, что ни попросишь - за всё плати. А теперь
бескорыстная помощь, дела милосердия, сострадание к ближнему. И они знают,
от чего с ними произошли такие перемены.
2.4. Храм в честь Святителя Николая Чудотворца на ж.-д. ст. Клявлино
Настоятелем прихода служит иерей Григорий - Шелтыганов Григорий
Константинович. Храм образован в 2001 году. В ноябре по просьбе жителей и
по благословению владыки Сергея Архиепископа Самарского и Сызранского.
При Храме находится список с чудотворной иконы Божией матери «Неупиваемая
чаша» с Владычнего женского монастыря г.Серпухова .
При Храме действует Воскресная школа и православная библиотека.
13
2.5. Храм в честь святого Великомученика Димитрия Солунского в с.
Клявлино
Настоятелем прихода служил отец Николай - Этнюков Николай
Васильевич. (Пока собирали материал, он , к сожалению, трагически погиб).
В селе Клявлино церковь была построена в 1896 году. По штату,
утвержденному Правительствующим Синодом при церкви имелся один
священник и один псаломщик. При церкви села Клявлино была открыта
одноклассная смешанная школа, которая в 1898 году была преобразована в
церковно-приходскую школу, в 1900 году в школе обучалось 40 мальчиков и 10
девочек. В 1910 году школу окончили 3 мальчика с льготой по военной
повинности (освобождение от военной службы) и 1 девочка. Заведующим школой
был священник Гаврила Перепелкин. 1 ноября 1907 года в селе Клявлино была
открыта одноклассная земская школа.
После закрытия в 30-е годы прошлого столетия здание храма в первое время
пустовало, в военные годы его переоборудовали под детский дом для беженцев
из Украины и Белоруссии. После войны здание передали под клуб, который
находился в нем до 1987 года. Только в 1990 году здание храма отдали
верующим.
«На месте алтаря по Промыслу Божию была библиотека. Когда начали
разбирать пол в алтаре, на том месте, где стоял престол, обрели сложенную
из кирпича кладку, а внутри крест деревянный, как будто сегодня сделали
и положили, он сохранился в своем первозданном виде. В этом я увидел Промысл
Божий в восстановлении и открытии храма.»: говорит настоятель отец Николай -
Этнюков Николай Васильевич .
Первый престольный праздник отслужили 8 ноября 1990 года при стечении
верующих окрестных сел и райцентра.
Когда в 1990 году началось восстановление храма, люди попросили
священника Николая Этнюкова «вернуть к жизни» и родник. Вскоре источник
был освящен, на прежнем месте установлен православный крест. В 1996 году