Презентация "Музыкальная культура эпохи Возрождения"


Подписи к слайдам:
Музыкальная культура эпохи Возрождения

Музыкальная культура эпохи Возрождения

Прислушайся, как дружественно струны

Вступают в строй и голос подают,-

Как будто мать, отец и отрок юный

В счастливом единении поют.

В.Шекспир

Эра открытий в музыке

  • Ренессанс был для музыкантов эрой открытий, новшеств и исследований, эпохой Возрождения всех слоев культурного и научного проявления жизни от музыки и живописи до астрономии и математики.
  • С изобретением печатного станка появилась возможность печатать и распространять ноты, с этого момента и начинается то, что мы называем классической музыкой.
  • В этот период появились новые музыкальные инструменты. Самыми популярными стали инструменты, на которых любителям музыки игра давалась легко и просто, не требуя специальных навыков.

Музыкальные инструменты эпохи Возрождения

  • Именно в это время появилась виола - предшественница скрипки. Благодаря ладам (деревянные полосы поперек грифа) играть на ней было несложно, а звук её был тихим, нежным и хорошо звучал в небольших залах.

«гитара» эпохи Возрождения

  • Популярной была также лютня – простой ладовый щипковый инструмент, который в эпоху Ренессанса заменял современную гитару.

клавессин

Также был популярен маленький английский клавесин – верджинела

флейта

Некоторые музыканты выбирали блок-флейту, рожки или простые флейты. Самая изысканная и замысловатая музыка писалась для только что появившихся инструментов: клавесина и органа.

Исполнители на музыкальных инструментах эпохи Возрождения

Духовная музыка

  • Мессы, мотеты, гимны, псалмы
  • Ме́сса  — основная литургическая  служба в  латинском обряде Католической церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов.
  • Моте́т - вокальное многоголосное произведение  полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения

Светская музыка

  • Мадригал, канцона,
  • Мадрига́л — <сочинение> на родном (материнском) языке) — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания
  • Канцона - лирическое любовное стихотворение, первоначально  куртуазная песня, наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии  трубадуров, перенятый позднее итальянскими поэтами и достигший наивысшего расцвета в творчестве Петрарки. В музыке — пьеса для одного или нескольких голосов с аккомпанементом.

Инструментальная музыка Возрождения

  • Прелюдия  — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В целом прелюдии по стилю похожи на импровизацию. Прелюдия-вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.

Токката

  • Токката (итал. toccata, букв. - прикосновение, удар, от toccare - касаться, трогать; испан. tocar, франц. toucher).           В эпоху Возрождения - праздничная фанфара для дух. инструментов и литавр (существует поныне в виде дух. туша). Самое раннее сохранившееся упоминание относится к 1393. Назв. такой Т. произошло от "ударов" (итал. tocco) литавр, которые в старинной музыке применялись вместе с трубами. К этой традиции примыкают краткие фанфарного типа вступления к операм и балетам 17 в., также называвшиеся Т. (напр., в "Орфее" Монтеверди, 1607).

Рондо

  • Рондо  —музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.
  • В обобщённом виде схема формы такова:
  • A — B — A — C — A — … — A
  • Название происходит от французского слова Couplet, которым в нотах композиторы 18 века помечали разделы, называемые нами эпизодами. Рефрен назывался «рондо́» ( rondeau; иногда форму куплетного рондо по французской традиции также называют «рондо́», с ударением на последнем слоге).
  • Куплетное рондо было одной из любимых форм французских клавесинистов —Шамбоньера, Куперена, Рамо и других. В большинстве это программные  пьесы, обычно — миниатюры, самого разного характера. В этой форме эти композиторы писали и танцы.

Джованни Палестрина

О Палестрине как мастере

  • Выдающийся итальянский композитор 16 века, непревзойденный мастер хоровой полифонии.
  • 93 мессы, 326 гимнов и мотетов, 2 тома светских мадригалов на стихи Ф.Петрарки.
  • Творчество Палестрины осталось в истории музыки как непревзойденный образец полифонического мастерства: в течение последующих столетий его музыка стала образцовой моделью в практике обучения музыкантов искусству полифонии

Орландо Лассо

  • Князь музыки
  • Бельгийский Орфей

Творчество Орландо Лассо

  • 60 месс, 4 цикла страстей, более 100 магнификатов, 150 французских шансонов, около 140 итальянских и немецких песен, около 250 мадригалов.
  • Лассо — самый плодовитый композитор своего времени; из-за огромных объёмов наследия художественная значимость его сочинений (многие из которых были заказными) до конца ещё не оценена.

Флорентийская камерата

  • Флоренти́йская камера́та (итал. camerata — компания, кружок) — содружество музыкантов (также теоретиков музыки) и литераторов, созданное во Флоренции в 1573 году с целью совместного обсуждения древнегреческой музыки и способа её воплощения в современной итальянской музыке.
  • Встречи происходили под покровительством и в доме графа Джованни Барди, после его отъезда в Рим (в 1592) до конца 90-х годов — у Якопо Корси. Активными членами кружка были музыканты Винченцо Галилей, Джулио Каччини, Пьеро Строцци.

Якопо Пери

  • Якопо Пери - итальянский композитор и певец, член Флорентийской камераты, автор произведения, которое считается первой оперой («Дафна», около 1597; не сохранилась), и старейшей сохранившейся оперы «Эвридика» (1600).

Ноты оперы «Эвридика»

Сюжет оперы

  • Мифологическое сказание об Орфее послужило сюжетной основой новой «драмы на музыку». По преданию Орфей потерял жену Эвридику (она погибла от укуса змеи). Орфей проник в подземное царство мрака, чтобы возвратить умершую к жизни. Своим изумительным пением Орфей вымолил у властителей Аида позволение увести Эвридику, но с условием не глядеть на нее, пока они оба не выйдут из подземного царства. Выполнить условие Орфей не смог, и вторично теряет Эвридику.
  • Миф об Орфее кончается трагично: Орфей гибнет (его растерзали вакханки). Однако трагичная концовка не годилась для праздничного торжества оперы, и поэт Ринуччини, создавший либретто оперы, изменил её конец: тронутый отчаянием Орфея, бог любви возвращает жизнь Эвридике.

Музыка оперы

  • Музыкальная декламация — речитатив произносился под звуки басовой лютни, гитары, лиры и клавишного инструмента —клавичембало . В то время увертюры не было и начало представления возвещали трубные фанфары. «Драма на музыку» имела за собой образ античной трагедии, поэтому в состав входили и хоры, изображавшие нимф и пастухов, а также подземных духов.
  • Музыка этой оперы (а это первая опера, дошедшая до нас) поразила слушателей своей глубокой выразительностью. Автор выступал в роли Орфея и потряс зрителей проникновенностью и драматизмом исполнения. Успех оперы был огромен, слава «драмы на музыку» распространилась далеко за пределы Флоренции.