Презентация "Ленинский план монументальной пропаганды" 11 класс

Подписи к слайдам:
  • Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
  • Презентация к уроку МХК в 11 классе
  • «Ленинский план монументальной пропаганды»
  • Автор: Колесникова Лариса Васильевна
  • преподаватель МХК
  • Северск, 2016
  • 08.02.16
  • <number>
  • http://aida.ucoz.ru
  • «Человек должен мыслить как МЫ, стать живым, полезным соответствующим органом, частью этого МЫ».
  • А. В. Луначарский
  • 08.02.16
  • <number>
  • http://aida.ucoz.ru
  • Цель: изучение особенностей развития отечественной культуры в 20-е годы на примере монументального искусства.
  • Задачи:
  • 1. Изучить тенденции развития отечественной культуры в послереволюционный период.
  • 2. Познакомить учащихся с ленинским планом монументальной пропагандой и особенностями его воплощения.
  • 3. Выявить специфику монументальной скульптуры в системе синтеза с другими видами искусства.
  • 4. Формировать гражданскую позицию и умение высказать собственную точку зрения по проблемам культурной жизни.
  • 5. Развивать интерес к изучению культурного наследия России.
  • это выдвинутая Лениным стратегия развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии.
  • Основу плана составили два проекта:
  • 1. Украшение зданий и «мест, где обыкновенно бывают афиши» большими революционными надписями.
  • 2. Постановка памятников великим революционерам, в «чрезвычайно широком масштабе, - памятников временных, из гипса…».
  • Идея монументальной пропаганды восходит к утопическому сочинению итальянского философа Томмазо Кампанеллы «Город Солнца», в котором философ излагает мысли об устройстве идеального социалистического государства.
  • В беседе с Луначарским Ленин вспоминал описание и украшение стен города фресками, «которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений... Я назвал бы то, о чем я думаю, монументальной пропагандой».
  • Рождение замысла
  • 08.02.16
  • <number>
  • http://aida.ucoz.ru
  • 12 апреля 1918 года был принят декрет Совнаркома «О памятниках республики», в котором были намечены задачи:
  • 1. Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.
  • Были снесены памятники: Александру II и Александру III, генералу М.Д. Скобелеву и др.
  • Первые шаги
  • [...]4. Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1-го мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и постановлены первые модели новых памятников на суд масс.
  • В список были включены имена революционеров и крупных общественных деятелей, великих деятелей русской и зарубежной культуры — всего 69 имен. Кроме памятников отдельным лицам план монументальной пропаганды предполагал также установку монументальных аллегорических композиций.
  • Многие памятники не были осуществлены, а созданные в целях экономии из недолговечных материалов разрушались, но идея была канонизирована как показательная культурная победа в условиях разрухи.
  • Недостатки - создание монументально-декоративных форм, которые отличались быстротой выполнения, дешевизной материалов (гипс, бетон, дерево) и, как следствие, кратковременностью существования.
  • Переосмысление и наполнение новым содержанием традиционных художественных символов и архитектурных форм – обелиск, триумфальная арка, мавзолей, некрополь, памятная доска с надписью и т. д.
  • Соединение монументальной пластики с возвышенным поэтическим словом воскрешало древнеримскую традицию.
  • Надписи должны были иметь характер революционных лозунгов, поэтических формул, зовущих к борьбе.
  • Главные черты монументальной скульптуры
  • Памятник — это инструмент и символ власти. В СССР была создана идеологическая программа, основанная на визуальных символах памяти. Культ Ленина обеспечивался стараниями специальной Комиссии по увековечиванию памяти В.И. Ленина.
  •  А.Т. Матвеев. Памятник К. Марксу в Петрограде. Гипс. 1918. Не сохранился.
  • Н.А. Андреев. Ленин — вождь, 30-е гг.
  • Первым памятником монументальной пропаганды в Москве является гипсовый бюст А.Н. Радищева. Портрет первого русского революционера, «прорицателя вольности» был выполнен Л. В. Шервудом в двух вариантах, установленных в Москве и Петрограде.
  • Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади, где он простоял около 20 лет.
  • Первый монумент
  • Памятник Робеспьеру, 1918
  • Гарибальди, Робеспьер
  • Лейтмотивом для создания образов послужила идея преемственности духа Великой французской и Октябрьской революций.
  • Герои Великой Французской революции
  • Памятник Дантону
  • Безупречное с идеологической точки зрения, это произведение оказалось не только неудачным, но антихудожественным. Обработанная жесткими «рублеными» плоскостями голова напоминала чудовищную маску. Народная молва окрестила монумент «памятником говорящей голове» из «Руслана и Людмилы». Вскоре по постановлению Моссовета памятник был снят.
  • Л. Шервуд - один из скульпторов, начавших в 1918 году осуществлять Ленинский план монументальной пропаганды. «Часовой»
  • М. Манизер. Рабочий. Рельеф на стене Петровского пассажа в Москве. Цемент. 1920—1921.
  • Большинство работ было выполнено талантливыми скульпторами, среди которых были выдающиеся и всемирно известные мастера: Меркуров, Коненков, Мухина.
  • С. Меркуров. Памятники Л.Н. Толстому и Ф.М. Достоевскому, 1928
  • Н. Андреев. Памятники А.Герцену и Н. Огареву, 1922
  • К первой годовщине революции в Москве было открыто 12 монументов. Ленин выступает на открытии памятника Марксу и Энгельсу. 7 ноября 1918 года. Москва. (Скульптор С. Мезенцев).
  • Сооружение памятника признано Совнаркомом делом первостепенной важности. Были выделены средства и объявлен конкурс. Ленин лично принимал участие в просмотре проектов, но несмотря на это в народе монумент получил прозвище «двое в одной ванне».
  • Первая годовщина революции
  • Наиболее значимым был обелиск, посвященный Первой Советской Конституции. Он был символом столицы с 1924 по 1941 гг. Установлен на месте памятника генералу Скобелеву. 6 июня 1954 г. памятник Юрию Долгорукому был торжественно открыт на месте бывшего символа столицы.
  • Вид Монумента советской конституции был помещен на гербе столицы. Памятник был воспроизведен на открытках, на конфетных фантиках и на почтовых марках. В 1926 г. в обращение поступила серия из двух миниатюр. На обеих марках — московский монумент (художник серии В. Куприянов).
  • С. Коненков. Павшим в борьбе за мир и братство народов. Рельеф. 1918. Справа: выступление Ленина на Красной площади 1 мая 1919 года. На Сенатской башне Московского Кремля — рельеф Коненкова.
  • Монументальная пропаганда ассоциируется прежде всего со скульптурными памятниками, но перспектива ее развития не ограничивалась средствами изобразительного искусства, подразумевая синтез всех искусств, включая литературу, театр и музыку, например, в организации массовых зрелищ.
  • Б. Кустодиев. Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого, 1921
  • Барельеф на доме № 7 по Страстному бульвару в Москве - единственная сохранившаяся гипсовая доска из установленных в те годы по ленинскому плану.
  • Черты революционного искусства ярко проявились в художественном оформлении первых советских праздников – 1 Мая и 7 ноября 1918 года. В дни празднеств воздвигались красочные триумфальные арки, пропилеи, обелиски, башни, закладывались первые камни и изображались на временных панно будущие архитектурные сооружения.
  • Гостиница Националь.
  • Майоликовое панно на фасаде гостиницы «Националь» - один из первых примеров реализации ленинского плана «Монументальной агитации и пропаганды».
  • Массовые театрализованные действа, с участием десятков тысяч людей – рабочих и солдатских коллективов – делали причастным к революционному искусству каждого. Не позволяя проявить свои способности отдельному индивидууму, искусство заставляло каждого участника действа выступать частью единого огромного организма – толпы - и разделять общие чувства и идеи.
  • Работы художника Н. Альтмана
  • С изобретательностью и творческой выдумкой расписывались в годы гражданской войны агитпоезда и агитпароходы, направляющиеся как мобильные комплексные очаги агитации и пропаганды в самые отдаленные места.
  • Советский фарфор: следствие плана «монументальной пропаганды»
  • Советский фарфор - особое явление в мире искусства. Он отличается не особым качеством или технологиями, а тем, что изображал и символизировал. Чтобы внедрить и закрепить в сознании людей новую идеологию, необходимо было дать новые символы. Агитационный фарфор экспортировал революцию: «Революция нашла свое первое и лучшее отражение в фарфоре», - писал французский журналист.
  • «Кто помнит Петроград тех лет - выщербленные пустыни мостовых, погруженные во тьму и холод безмолвные дома, в окнах иглистые звёздочки - следы недавних пуль, тот помнит и витрину на проспекте 25-го Октября. Там на белых блестящих блюдах горели красные звёзды, серп и молот мерцали неярким фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель РСФСР. Там стояли маленькие фарфоровые красногвардейцы, матросы, партизаны и блестящие шахматы «Красные и белые». На большом блюде была надпись в венке из цветов «Мы превратим весь мир в цветущий сад» (Е. Данько).
  • Государственный заказ на монументальную скульптуру сыграл важную роль для магистрального направления советской скульптуры:
  • преобладание городских монументов;
  • общественная значимость как руководящий критерий при выборе тематики;
  • патриотизм;
  • эмоциональная сдержанность;
  • героическое содержание,
  • обобщенность и идеализация образов;
  • грандиозность масштабов и замыслов.
  • Ленинский план монументальной пропаганды
  • О роли монументальной пропаганды писала Вера Мухина: «Работа по плану монументальной пропаганды была тем зерном, из которого проросла вся советская скульптура. Перед искусством раскрылись невиданные перспективы. Задача, поставленная Лениным, была важна и необходима не только для народных масс, но и для нас, художников…».
  • Символы эпохи: Булыжник — оружие пролетариата
  • Знаменитая скульптура, выполненная скульптором И. Д. Шадром в 1927 году из гипса и в 1947 году отлитая в бронзе. Гипсовая версия хранится в Третьяковской галерее. Копия из бронзы в 1967 году установлена в Пресненском районе Москвы, в парке Декабрьского восстания.
  • Символы эпохи: Девушка с веслом
  • Скульптура (автор И. Шадр) была установлена в Парке им. Горького в 1935 году, но подверглась критике. В 1936 году И. Шадр создал новый вариант, который был удачнее предыдущего.
  • Символы эпохи: Рабочий и колхозница
  • Четкой границы завершения работ над проектами монументальной пропаганды не существует.
  • Как отмечается в Большой Советской энциклопедии, «в широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана монументальной пропаганды».
  • Ленинский план жив!
  • Место: Волгоград, Россия, у входа в Волго-Донской судоходный канал.
  • Общая высота монумента: 57 метров.
  • Год: 1973.
  • Занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый большой в мире памятник, установленный реально жившему человеку.
  • Памятник В.И. Ленину
  • Считается самым большим памятником В.И. Ленину в Сибири — высота 9 метров. Поставлен к 50-летию Октябрьской революции. Памятник впечатляет не только масштабом: он обошелся городу в 500 тыс. рублей. Для сравнения: столько средств требовалось для постройки 5-этажного дома.
  • Архитекторы Адаев и Ильин, скульптор Ю. Колесников.
  • Памятник В.И. Ленину в Северске
  • Спасибо за внимание
  • Список литературы
  • Воронов Н. Советская монументальная скульптура. – М.: Знание, 1976.
  • Темирбаев К. И. Очерки истории советской культуры. – М.: Просвещение, 1980. – 382 с.
  • Толстой В. П. У истоков советского монументального искусства. – М.: Искусство, 1983. – 285 с.
  • Яхонт. О. Советская скульптура. – М.: Просвещение, 1973.
  • Ссылки на изображения
  • http://inosmi.ru/infographic/20110422/168673465.html
  • http://www.retromoscow.narod.ru/pictures/moscow_back-to-the-future_image026.jpg
  • http://vespig.wordpress.com/2012/03/26/%D0%B2-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%8C-%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD/
  • http://feldgrau.info/index.php/other/34-2010-09-01-06-28-34/1013-2011-01-27-14-55-12
  • http://uplinetour.com/index.php?country=21
  • http://arx.novosibdom.ru/node/1613
  • http://yablor.ru/blogs/sovetskaya-arhitektura-stolici-19171955-gg/764407
  • http://www.artguide.com/ru/articles/prisvoieniie-biusta.html
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/110533/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F
  • http://www.ropdibtei.ru/a/leninskiy_plan_monumentalnoy_propagandyi
  • http://www.2do2go.ru/uploads/full/6c0863c47bdf738c0bde2c3c477f1310_w960_h2048.jpg
  • http://igor-grek.ucoz.ru/news/eda_lenin/2012-11-10-291
  • http://muzeum.me/index.php?page=calendar&date=0717
  • http://www.otzyv.ru/read.php?id=169093
  • http://antikvaram.ru/antikvariat/antikvariat/sovetskii-farfor-sledstvie-plana-monumental-noi-propagandy.html
  • http://goodcoins.narod.ru/antic/keramica/agitfarfor.htm
  • http://uploads3.wikipaintings.org/images/vladimir-tatlin/model-of-the-monument-iii-international-1920.jpg
  • http://autoreg.su/wp-content/uploads/2014/03/%D0%90%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4.jpg
  • http://allpainters.ru/altman-natan.html
  • http://omvesti.ru/wp-content/uploads/2012/11/%D1%80%D0%B5%D0%B2.jpg
  • http://www.chaskor.ru/posts_images_200909/392_300_10045_sunbig.jpg
  • http://www.e-reading.bz/illustrations/25/25208-i00.jpg
  • http://rusplt.ru/netcat_files/98/60/640x420/RIAN_00020694.LR.ru.jpg
  • http://imhotour.ru/wp-content/uploads/2015/09/ab9f25da-4d8c-4433-9ce9-74e46e4ef5fd.jpg
  • http://www.procccp.ru/images/background.jpg
  • http://cocomera.livejournal.com/318763.html
  • http://stamps.ru/blog/utrachennye-sohranennye
  • http://moscowsteps.com/wp-content/blog/201014/1.jpg
  • http://art-cons.ru/files/u11/Sovetiskus/Sovet-iskus-095.jpg
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/Kustodiev_-_Congress_of_Comintern.JPG
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/6827/141128800.170/0_92129_e30c0173_orig.jpg
  • http://ps.westsib.ru/show/item/16
  • http://photos.wikimapia.org/p/00/02/61/40/49_big.jpg
  • http://cdn13.img22.ria.ru/images/36681/71/366817179.jpg
  • http://nnm.me/blogs/andychief/samye-vysokie-statui-v-mire/