Конспект урока «Романтическая битва: Эжен Делакруа»


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
Конспект урока по предмету «Мировая художественная культура»
в 8 классе
«Романтическая битва: Эжен Делакруа»
подготовила
преподаватель фортепиано и МХК
Колесникова Лариса Васильевна
Северск
2015
Цель урока:
ознакомление учащихся с творчеством художников-романтиков во Франции
первой половины XIX века.
Задачи урока:
1. Сформировать представление о достижениях романтизма в
изобразительном искусстве первой половины XIX века.
2. Научить ориентироваться в стилевых особенностях живописи данного
периода.
3. Уметь описать и анализировать памятники искусства.
4. Расширить представление о борьбе романтизма с академической школой
живописи.
5. Познакомить с творчеством Эжена Делакруа главы романтизма в
изобразительном искусстве.
6. Уметь выразить свое отношение к произведениям искусства.
7. Воспитать ценностное отношение к художественным произведениям.
8. Показать неразрывные связи между прошлым, настоящим и будущим в
памятниках культуры и искусства.
9. Определить место завоеваний художников-романтиков в общем процессе
развития мировой художественной культуры.
Методы обучения:
1. Метод экспозиционного показа.
2. Метод сравнения и сопоставления произведений классицизма и
романтизма.
3. Метод исторического анализа рассматриваемых явлений.
Тип занятия: урок-вернисаж, который способствует пробуждению интереса,
развивает познавательную активность учащихся, вовлекает их в творческий
процесс.
Структура занятия:
I. Организация класса.
II. Изучение нового материала по теме «Романтическая битва».
1. Постановка проблемных задач и целей урока.
2. Опережающие задания учащихся.
3. Закрепление пройденного.
III. Подведение итогов и выводы.
IV. Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Оборудование и материалы: презентация, фрагмент видеофильма.
Словарь терминов: классицизм, романтизм, композиция, колорит, сюжет,
рисунок, цвет в живописи.
Музыкальное оформление: Марсельеза, Шопен «Революционный этюд».
Персоналии: Жан-Доминик Энгр, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, А.
Мицкевич, Ш. Бодлер, В. Гюго.
Эпиграфы:
«Живопись... мост, переброшенный от души художника к душе зрителя...».
Эжен Делакруа
«Делакруа несет в голове солнце, а в сердце бурю».
Шарль Бодлер
Содержание урока
I. Организационный момент. Повторение пройденного.
Какое направление сложилось в искусстве начала XIX века, о котором мы
говорили на прошлом уроке?
Что такое романтизм?
Можно ли назвать романтизм стилем?
Каких представителей романтизма в литературе вы знаете?
Что было характерно для мировосприятия романтиков?
Что нового внес Теодор Жерико?
Ответы учащихся. Романтизм - это литературно-художественное направление в
искусстве. Вопрос стиля для романтизма спорный вопрос, это, скорее,
мировоззрение, новый взгляд на мир. Писатели и поэты-романтики: Мюссе,
Байрон, Гюго, Мицкевич и др. Перечисление черт романтизма: обращение к
событиям современности, внимание к внутреннему миру человека, передача
душевных состояний.
II. Изучение нового материала по теме «Романтическая битва»
Учитель. Сегодня мы посетим Салоны, где выставлялись картины художников-
романтиков, и постараемся понять, что нового внесли они в живопись, какими
средствами воплощали свое понимание задач искусства.
Применительно к творчеству какого художника впервые прозвучало слово
«романтизм»?
Ответ. Теодор Жерико.
Учитель. Что нового внес Жерико?
Ответы. Обращение к событиям современности, необычные душевные
состояния, изображение безобразных сторон жизни, а не внешне красивого, Его
картины вызывают самые разнообразные чувства.
Учитель. А сейчас приглашаю вас в Салон 1822 года, где была выставлена
картина «Данте и Вергилий». Ее автором был Эжен Делакруа - будущая гордость
Франции, который стал главой романтической школы и возглавил
романтическую битву с классицизмом в искусстве.
Эжен Делакруа открывал новые пути в искусстве и затрагивал темы,
волнующие общество. Каждая его картина становилась событием Салона,
вызывая ярость у консервативно настроенных критиков и восторг у тех, кто искал
в искусстве новизны. Сопричастность великим, изменяющим лицо мира
историческим событиям породило драматический накал его произведений,
сделало его ярким представителем и главой романтизма во французском
изобразительном искусстве.
Открытие Салона стало событием национального значения. Париж
наполнился слухами задолго до открытия выстравки. «Ладья Данте» стала
первой трещиной между публикой и художником. Рядом висят две картины
«Обет Людовика XIII» Энгра и работа Делакруа. Сначала послушаем
высказывания современников. Делакруа: «Пусть публика увидит сам Ад и
содрогнется от тревоги за свою судьбу, погрязшую в деньгах и подлости. Может,
они узнают себя в корчащихся грешниках». Противники: «Жерико привел в
Салон смерть, а какой-то мальчишка приоткрыл врата Ада», «Эта картина
написана пьяной метлой».
Вопрос. Что же поразило? Что нового? Вроде все уже было!
палитра - коричнево-зеленые тона - уже было;
фигуры - похожи на Микельанджело;
сюжет из античности - не противоречит классицизму.
А все-таки потрясает, задевает за живое! Что остается? Содержание!
Предчувствие трагедии, отчаяние, которое может разразиться бунтом - вот что
почуяли буржуа! Тела корчатся, излучают мерцание, художник свободно
разбрасывает их по полотну, соединяет и изгибает с неслыханной дерзостью, они
будят чувства страха!
1822 год принес Делакруа славу и ясное осознание своего предназначения
художника. Это было начало романтической битвы!
А сейчас перенесемся в Салон 1855 года. 15 мая - день торжественного
открытия выставки. Делакруа представил 35 полотен - здесь собрано все самое
лучшее. Устроители задумали поделить залы между Делакруа и Энгром -
признанным главой классицизма. Было сделано две экспозиции, каждая из
которых призвана разрешить давний спор между мастерами. Об этом Салоне
Делакруа с горечью скажет: «Вот уже 30 лет я отдаю себя на растерзание диким
зверям». Страсти накалены до предела: на стороне Энгра - академическая школа,
на стороне Делакруа - несколько сторонников и писателей.
Проблемный вопрос: Почему так Делакруа сказал о себе и своем творчестве?
Учитель. Шарль Бодлер сказал: «Он единственный соединил в себе столько
дарований: у Рембрандта взял проникновение и ощущение тайны; у Рубенса -
гармонию и нарядность; у Веронезе - волшебство цвета, а помимо всего прочего
обладал новым, невыразимым в словах, но выразившим тоску и жар нашего
века». Докажите это! Не спешите, вглядитесь внимательнее, чем мы привыкли
смотреть и вы почувствуете, что жестокость не отталкивает, а помогает понять
время.
Задание. Сравнить «Пир Сарданапала» и «Апофеоз Гомера» Энгра.
Обращение к историческому сюжету, в котором объединяются 3
излюбленные темы: Восток, история и смерть. Техника - сочетание детально
проработанных предметов с брызгами и потоками краски, которые образуют
красочное месиво. Цвет приобретает особую чистоту и интенсивность, работает
раздельными мазками, которые должны сливаться в глазу зрителя, чем
предвосхищает технику импрессионистов.
«Апофеоз Гомера» Энгра рядом с полотном Делакруа воспринимается как
раскрашенная картинка. Уже тогда Энгр назвал его «своим анти-Я». Делакруа и
не думает исправляться, когда его ругают старшие, он продолжает в том же духе.
Что вам говорят родители, если вы повторяете свой проступок?
Ответ. Это глупо, не слушаться старших; родители лучше знают, что нужно
делать и так далее.
Учитель. Вот и официальное искусство вынесло свой приговор: «Вместо того,
чтобы сделать выводы, этот юнец пошел еще дальше!». Действительно, в каждой
картине, шаг за шагом, появляется что-то новое.
Тема Свободы - центральная тема в творчестве Делакруа.
«Резня на острове Хиос». Картина стала бомбой, взорвавшей Салон. Яростно, с
небывалой силой написал художник это полотно, названное врагами из стана
классиков «резней живописи». Огромный холст. В основу легли события
современности, когда турки вырезали население 25 тысяч человек. Делакруа
работал, как проклятый, но переписал картину за два дня, когда увидел живопись
Констебля. Картина показалась ему тусклой, художник наполнил ее воздухом. С
одной стороны, он вроде бы следует традициям - композиция вписана в
треугольник, схема «Положение во гроб», младенец, тянущийся к мертвой
матери уже был у Пуссена (использует Брюллов в «Помпее»). Новое - движение
турка, увозящего девушку, жестокость и правдивость, красные полутени
обрисовывают контуры, словно омывают кровью - подлинное завоевание.
Эмоциональная насыщенность цвета. Страшная, жестокая правда глядела с
полотна на притихших зрителей Салона.
Задание. Объясните две точки зрения. Стендаль говорил: «Мы стоим на пороге
революции в искусстве». Тьер - противник Делакруа - предупреждает: «Знаем мы
этих романтиков! Сегодня он романтик, а завтра революционер!».
«Греция на развалинах Миссолунги» продолжает тему трагедии: поражение
греков в освободительной борьбе. Она не столь мятежна, но аллегорическая
фигура предвосхищает фигуру «Свободы на баррикадах».
«Свобода, ведущая народ»
Если картины, посвященные борьбе греков против иноземных завоевателей
Делакруа, никогда не бывавший в Греции, писал по воображению, то вскоре он
становится очевидцем событий, которые заставят его поверить в возвращение
славных дней и которым он посвятит свое самое знаменитой полотно. В один
прекрасный день студенты Политехнического, мелкий люд выстроили на улицах
Парижа баррикады, над собором Парижской Богоматери взвился трехцветный
флаг. Картину окрестили новым «Плотом».
Вопрос. Как вы думаете, почему?
Ответы. Учащиеся сравнивают сюжет, композицию, находят сходство с
картиной Т. Жерико.
Учитель. Картина стала иконографическим изображением аллегорий Свободы,
Республики. Опишите действующих лиц.
Ответы. Изображает все сословия: студент, рабочий, мальчик.
Учитель. Среди них Делакруа помещает и свое изображение - горожанин в
цилиндре. Критика разразилась бранью: «Не Свобода, а уличная девка, грязная и
немытая». Картина - грандиозный репортаж с места событий. Штурм, полдень,
облака пыли, ветер развевает флаг. Ключ к созданию колорита картины - цвета
революции: красный, синий, белый. Экспрессия и динамика пронизывает
фигуры, мощная лепка формы. Исторический факт превращается в эпопею.
Обратимся к тем славным дням (фрагмент видеофильма).
Вывод. Историзм и эпичность мышления - еще одно завоевание романтиков.
Учитель. Делакруа первым открыл экзотику Востока. Совершает путешествие.
В Марокко Делакруа сделал сотни набросков, впечатления, полученные в
путешествии, служили ему неисчерпаемым источником вдохновения и
способствовали расцвету его колористического дара («Охота на львов»,
«Поединок гяура с пашой», «Араб, седлающий скакуна», «Лев, пожирающий
кролика», «Алжирские женщины»).
III. Подведем некоторые итоги единоборства классицизма и романтизма.
Задание. Класс делится на две группы: сторонников классицизма и романтиков.
Задача - одни ругают художника, другие защищают его творчество.
Учитель. Ну, что вы скажете, уважаемые господа академики?
Ответы противников. Ругают - не умеет рисовать, нет ясного контура, нет
моделировки, нет четкости в композиции, все извивается, смешано в кучу, нет
поучительного сюжета, воздействует на чувства, а где разум? Движение мешает
величию идеи, одни ужасы и кошмары!
Ответы защитников. Дыхание самой жизни, волшебство цвета, обращается к
чувствам, к сердцу, будит совесть, живые люди с их страстями, а не застывшие
монументы.
Учитель. Как бы вы кратко охарактеризовали мир образов классицизма и
романтизма в 2-3-х словах?
Ответы. Мир Энгра - мир безмолвный; мир Делакруа - мир страстей.
Учитель. Делакруа заставил по-новому звучать палитру. Его волшебная кисть
вызвала необычные сочетания, немыслимые у классицистов. Он вернул
полотнам звучность цвета.
Работа в тетрадях. Таблица «Средства выразительности»
Средства выразительности
Классицизм
Романтизм
Рисунок
преобладание рисунка
преобладание цвета,
нет четких контуров
Построение планов
четкое деление
на три плана
сближение планов с
помощью цвета
Композиция
вписывают в геометрические
фигуры
есть нарушения и
отступления от правил
колорит
коричневые и золотистые тона
на первом плане;
переходят в голубоватые и
зеленоватые тона 2 и 3 планов.
яркий,
разнообразная
интенсивность цвета
передача объема
скульптурная лепка объемов
светотеневая лепка формы
Законы использования цвета
локальные цветовые пятна,
без переходов.
Правило: на одной картине
использовать несколько
красок различной степени
яркости.
использование полутеней,
сотни оттенков цвета.
Новая живописная техника -
чистый цвет, который
должен смешиваться в глазу
зрителя.
Передача движения
отсутствие движения.
Все величественное и
застывшее.
динамика,
бурное движение, сложные
ракурсы тел
Учитель. Кто победил в этой битве?
Ответы. Победил Делакруа, потому что отразил новый взгляд на мир.
Учитель. Да, к нему пришло подлинное признание, он находится в зените славы.
Рассказывая о Делакруа, нельзя не сказать еще об одном замечательном качестве
его живописи. Именно начиная с романтиков, заговорили о родстве живописи и
музыки, о взаимодействии видов искусства. Его полотна полны звуков и шума.
С какой музыкой ассоциируется «Свобода на баррикадах»?
Ответы. «Марсельеза» - песня революции, гимн Франции.
Учитель. Ее так и называли. Рассказывая о Делакруа, нельзя не затронуть еще
одно качество его личности: он обладал удивительным даром дружбы. И здесь
мы вторгаемся в область творчества, которая раскрылась в его общении с
выдающимися людьми своего времени. Делакруа был знаком с В. Гюго,
Стендалем, П. Мериме - можно бесконечно перечислять созвездие имен,
составляющих славу искусства XIX века. Но были люди, общение с которыми
раскрывают тончайшие грани его творчества с новой стороны. Среди них следует
назвать Фридерика Шопена.
Художник пишет портрет своего друга, раскрывающий всю глубину его
переживаний, тоску по родине, которую ему не суждено было увидеть.
Композитор тяжело переживал поражение Польши в борьбе с царизмом и создает
«Революционный этюд». (прослушивание этюда)
Учитель. Есть ли сходство музыки и живописи? В чем проявляется?
Ответы. Яркость художественных образов, выразительность, контрасты,
динамичность развития.
Учитель. Именно романтики первыми заговорили о синтезе видов искусства -
живописи, поэзии и музыки. По их мнению, любое живописное произведение
имело родственные ему литературные и музыкальные творения.
Послушаем мнение Жорж Санд. Она вспоминает такой случай. Они сидели
в гостиной и рассуждали на эту тему. Делакруа высказал мнение, что «Гармония
в музыке основана на соотношении аккордов, на их взаимосвязи и логической
последовательности. Это же относится и к живописи. Тут Делакруа взял голубую
диванную подушечку и положил ее на красный ковер. Подушечка словно
плавилась в алом. Под ее краями ковер отсвечивал синим тоном, переходившим
в фиолетовый». Делакруа продолжал: «Если я положу на холст два самых ярких
и контрастных цвета, то мне достаточно их связать соответствующим рефлексом,
и тотчас возникает гармония...».
Ведущим принципом романтизма в музыкальном искусстве становится
противопоставление обыденности и мечты, создаваемого творческим
воображением художника. Вклад композиторов-романтиков огромен в развитие
симфонии, оперы, балета.
Сообщения учащихся о Ф. Шопене, Н. Паганини, Ф. Листе, балете
«Сильфида» - первом романтическом балете.
Учитель. Итак, в 1850-е годы признание Делакруа стало неоспоримым. В 1851
году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855 году наградили
орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная
выставка Делакруа в рамках Всемирной Парижской выставки. Ему заказывают
росписи, в которых проявляется его талант монументалиста. Генри Фонтен-
Латур написал групповой портрет, который он назвал «Hommage a Delacroix»,
что в переводе означает: «Слава Делакруа», «В честь Делакруа», «Апофеоз
Делакруа», так как во французском слове «hommage» есть и дань уважения, и
выражение признательности. Картина стала документом эпохи, манифестом
романтизма и новаторства. На полотне изображены единомышленники великого
и мятежного Делакруа.
Учитель. Подведем итоги. Выводы делает совместно с учащимися, задает
наводящие вопросы.
 Превосходный рисовальщик.
 Несравненный колорист.
 Мастер композиции - в этом равен старым мастерам.
Вопрос. Чем достигается ощущение новизны?
 Открывает тайники души, пишет человеческую душу в моменты
наивысшего душевного напряжения.
 Обращение к эпиграфу «Делакруа несет в голове солнце, а в сердце бурю».
Вопрос. Какое место занимает Делакруа в истории искусства, если соотнести с
прошлым, настоящим и будущим?
Ответ. Последний мастер, воспитанный на традициях ренессансных мастеров, и
первый художник нового времени.
Учитель. Делакруа оказал влияние на последующее развитие искусства. По
залам Салона 1855 года бродил юноша. Через 8 лет его живопись вновь вызовет
не менее яростные споры и взорвет спокойствие парижских салонов. Его звали
Эдуард Манэ.
Другой юный художник, обучающийся в Академии, на занятии выполнял
задание. К нему подошел учитель и в ярости закричал: «Не вздумайте стать
новым Делакруа!». Это был Огюст Ренуар.
В начале века перед полотнами Делакруа в Лувре подолгу простаивал
молодой человек, его запомнили все служители музея. Его имя было Пабло
Пикассо.
Делакруа оказал влияние на русскую живопись. Об этом говорили В.
Стасов, И. Репин, В. Суриков называл его композитор в живописи за чеканный
ритм и музыкальность колорита.
Признание к Делакруа пришло поздно. Юность протекла в безденежье,
зрелость - в непонимании, а старость он встретил скорее смирившимся, нежели
счастливым. Его творческое наследие огромно - 1000 живописных полотен, 7000
рисунков, 1500 акварелей, 6 циклов монументальных росписей, выполненных в
последние годы.
Вопрос. Куда ведут пути в искусстве, намеченные в творчестве Делакруа?
1. Широта охвата явлений действительности - к реализму в творчестве Курбе.
2. Передача впечатлений и новая живописная техника - к импрессионизму.
3. Свободное выражение чувства с помощью цвета - к постимпрессионизму
(Ван Гог) и экспрессионизму в начале ХХ века.
4. Ломка привычного взгляда на предмет, сложные ракурсы, движение - это
путь к кубизму (Пикассо «Алжирские женщины» и «Авиньонские
девицы»).
Делакруа выиграл свою единственную романтическую битву, которая вошла в
историю искусства как первый бунт против правил Академии Художеств.
IV. Выставление оценок.
V. Домашнее задание. Сочинение «Есть ли место романтизму в XXI веке?».
Литература
1. Ванслов В. Изобразительное искусство и музыка. - Л.: Художник РСФСР,
1977. - 224 с.
2. Ивлев С. А. Художественная культура XIX и ХХ веков. Материалы для
учителя МХК. - М.: ООО «Фирма МХК», 2001. - 198 с.
3. Ильина Т.В. История искусств. Западно-европейское искусство. - М.:
Высшая школа, 1983. - 317 с.
4. Калитина Н. Н. Французское искусство конца XVIII - ХХ вв. - Л.: изд-во
Ленинградского университета, 1990. - 278 с.
5. Кожина Е. А. Романтическая битва. - Л.: Искусство, 1969.
6. Синчук С. Романтизм. Художественная культура Франции начала XIX века.
- журнал «Искусство в школе», 1998, № 5.