Презентация к уроку МХК в 8 классе «Романтическая битва: Эжен Делакруа»




Подписи к слайдам:
Слайд 1

  • Презентация к уроку МХК
  • в 8 (11) классе
  • «Романтическая битва:
  • Эжен Делакруа»
  • Автор:
  • Колесникова Лариса Васильевна,
  • преподаватель фортепиано и МХК
  • МАУДО ДШИ Северск Томской области
  • 2015

  • Цель: ознакомление с творчеством художников-романтиков во Франции первой половины XIX века.
  • Задачи:
  • 1. Сформировать представление о достижениях романтизма в изобразительном искусстве первой половины XIX века.
  • 2. Научить ориентироваться в стилевых особенностях живописи данного периода.
  • 3. Уметь описать и анализировать памятники искусства.
  • 4. Расширить представление о борьбе романтизма с академической школой живописи.
  • 5. Познакомить с творчеством Эжена Делакруа.
  • 6. Уметь выразить свое отношение к произведениям искусства.
  • 7. Воспитать ценностное отношение к художественным произведениям.
  • 8. Показать неразрывные связи между прошлым, настоящим и будущим в памятниках культуры и искусства.
  • 9. Определить место завоеваний художников-романтиков в общем процессе развития мировой художественной культуры.

  • «Живопись... мост, переброшенный от души художника к душе зрителя...»
  • Эжен Делакруа
  • «Делакруа несет в голове солнце, а в сердце бурю»
  • Шарль Бодлер

  • Вопросы для повторения
  • 1. Какое направление сложилось в искусстве начала XIX века, о котором мы говорили на прошлом уроке?
  • 2. Что такое романтизм?
  • 3. Можно ли назвать романтизм стилем?
  • 4. Каких представителей романтизма в литературе вы знаете?
  • 5. Что было характерно для мировосприятия романтиков?
  • 6. Что нового внес Теодор Жерико?
  • Обращение к событиям современности;
  • необычные душевные состояния;
  • изображение безобразных сторон жизни,
  • а не внешне красивого;
  • его живопись вызывает чувства у зрителя!

  • Эжен Делакруа
  • (1798-1863)
  • Он открывал новые пути в искусстве и затрагивал темы, волнующие общество. Каждая его картина становилась событием Салона, вызывая ярость у консервативно настроенных критиков и восторг у тех, кто искал в искусстве новизны. Сопричастность великим, изменяющим лицо мира историческим событиям породило драматический накал его произведений, сделало его ярким представителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве.

  • Салон 1822 года
  • «Пусть публика увидит сам Ад и содрогнется от тревоги за свою судьбу, погрязшую в деньгах и подлости. Может, они узнают себя в корчащихся грешниках»(Э. Делакруа).
  • Ладья Данте

  • Оп­по­зи­ция Да­ви­ду и Эн­гру при­да­ли ро­ман­тиз­му па­те­ти­ку. Роман­ти­че­с­кий ко­ло­рит был воз­бу­ж­ден­ным и не­ис­то­вым, рису­нок экс­прес­си­вен, а цве­то­вые пят­на кон­т­ра­ст­ны. Романти­ки тя­го­ти­лись по­все­днев­но­стью, а по­то­му да­ва­ли волю сво­ему во­о­б­ра­же­нию. Ака­де­ми­сты кри­ти­ко­ва­ли их за смелую ком­по­зи­цию. Борь­ба ми­ро­воз­зре­ний в жи­во­пи­си длилась поч­ти пол­сто­ле­тия.
  • Романтическая битва

  • Салон 1855 года
  • «Вот уже 30 лет я отдаю себя на растерзание диким зверям».
  • «Мне нет дела до того, насколько правильно написана моя картина. Я чувствую, как во мне закипают мысли, как они рвутся наружу, причудливо переплетаясь и тысячу раз меняясь прежде, чем достигнут цели, к которой я стремлюсь... Внутри меня возникает какой-то водоворот, и его необходимо успокоить. Но это невозможно сделать, пока я корчусь, словно змея в кольцах удава... И я берусь за кисти...»
  • Э. Делакруа

  • «Вот уже 30 лет я отдаю себя на растерзание диким зверям».
  • Почему Делакруа так сказал о себе и своем творчестве?
  • Проблемный вопрос

  • «Он единственный соединил в себе столько дарований: у Рембрандта взял проникновение и ощущение тайны; у Рубенса - гармонию и нарядность; у Веронезе - волшебство цвета, а помимо всего прочего обладал новым, невыразимым в словах, но выразившим тоску и жар нашего века» (Шарль Бодлер).
  • Сторонники и противники

  • Смерть Сарданапала

  • Энгр. Апофеоз Гомера

  • Резня на острове Хиос (фрагмент)
  • Тема Свободы - центральная тема
  • в его творчестве
  • Население острова Хиос составляло 120 тысяч человек. Около 25 тысяч человек были убиты турками, около 45 тысяч — проданы в рабство. Более чем 20 тысячам удалось бежать с острова. К лету 1822 года на острове осталось около 2 тысяч жителей.

  • Резня
  • на Хиосе
  • Объясните две точки зрения.
  • Стендаль: «Мы стоим на пороге революции в искусстве».
  • Тьер: «Знаем мы этих романтиков! Сегодня он романтик, а завтра революционер!».

  • Греция на развалинах Миссолунги
  • О Греция, восстань!
  • Сиянье древней славы
  • Борцов зовет на брань,
  • На подвиг величавый.
  • С презреньем сбросьте, греки,
  • Турецкое ярмо,
  • Кровью вражеской навеки
  • Смойте рабское клеймо!
  • Дж. Байрон

  • Свобода, ведущая народ
  • (Свобода на баррикадах)
  • Марсельеза
  • Обращение к современности — важная тема романтизма.
  • Ре­во­лю­ция 1830 го­да. Грандиозный репортаж с места событий. Ал­ле­го­рия Сво­бо­ды с трех­цвет­ным зна­ме­нем ве­дет за со­бой тол­пу вос­став­ших. В сту­ден­те с ружь­ем в ру­ках худож­ник ос­та­вил нам свой порт­рет. Все об­ра­зы, взя­тые из жиз­ни, ста­ли сим­во­ла­ми револю­ци­он­ных сил.
  • Названия
  • одной картины

  • Экзотика Востока
  • В Марокко Делакруа сделал сотни набросков, впечатления, полученные в путешествии, служили ему неисчерпаемым источником вдохновения и способствовали рас­цвету его колористичес­кого дара.
  • Арабский всадник, сражающийся со львом. 1850
  • Охота на львов. Фрагмент. 1860-1861

  • Поединок гяура с пашой

  • Араб, седлающий скакуна
  • Лев, пожирающий кролика
  • Молодой тигр, играющий с матерью

  • Алжирские женщины

  • Энгр. Зевс и Фетида
  • Энгр. Обет Людовика XIII
  • Сравните мир образов классицизма и романтизма

  • Страстное, взволнованное искусство Делакруа потребовало новых выразительных средств:
  • цвет имеет эмоциональную выразительность, подчеркнутую богатством рефлексов, контрасты дополнительных тонов словно воспламеняют красочный слой, созданный темпераментным движением кисти;
  • свободная, пронизанная динамическими ритмами композиция;
  • энергичный и экспрессивный рисунок.
  • Христос на Генисаретском озере

  • Родство живописи и музыки
  • Портрет Ф. Шопена
  • Портрет Жорж Санд

  • Портрет Н. Паганини
  • Главное завоевание романтической музыки проявилось в тонком и глубоком выражении внутреннего мира человека, его душевных переживаний. Романтики не столько утверждали цель человеческих стремлений, обретаемую в упорной борьбе, сколько развертывали движение к цели, которая постоянно ускользала. Поэтому так велика в произведениях романтиков роль переходов, плавных смен настроений.

  • Ференц Лист прожил долгую - 75 лет - жизнь. Он стал первым музыкантом, который давал сольные концерты (называл их «музыкальными монологами»). После концертов его часто с триумфом несли на руках по улицам, а он бросал в толпу золотые монеты. Он поклялся сделать столько же для фортепьяно, сколько Паганини сделал для скрипки. Лист выдерживал золотую середину между вниманием к вкусам публики и стремлением к высокой ценности искусства.
  • Вся жизнь Листа – работа, сочинение музыки и гастроли. Два раза он побывал в России.

  • Ведущим принципом романтизма в музыкальном искусстве становится противопоставление обыденности и мечты, создаваемого творческим воображением художника. Вклад композиторов-романтиков огромен в развитие симфонии, оперы, балета.

  • В истории музыкального театра балет «Сильфида» занимает особое место. Премьера состоялась 12 марта 1832 года на сцене Гранд Опера в Париже, ознаменовала начало блистательной эпохи балетного искусства - эпохи романтизма. Балет открыл перед искусством новые горизонты. Ведущая тема романтизма - разлад мечты и действительности — получила на сцене впечатляющую наглядность. Сюжет балета навеян шотландскими легендами. Его источник - романтическая повесть Ш. Нордье «Трильби».

  • В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855-м наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа — в рамках Всемирной парижской выставки.
  • Признание заслуг художника

  • Оформ­ление плафона в га­ле­рее Апол­ло­на в Лув­ре (1850), ка­пел­ла Ан­ге­лов в Сен-Сюль­пи­се («Битва Иакова с Ангелом» и «Изгнание Илиодора»).
  • Монументальное творчество

  • Первой монументальной работой стали росписи, выполненные в Бурбонском дворце (1833—1847). После этого Делакруа работал над украшением Люксембургского дворца (1840—1847) и росписью потолков в Лувре (1850—1851). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис (1849—1861).

  • Генри Фонтен-Латур написал групповой портрет, который он назвал «Hommage a Delacroix», что в переводе означает: «Слава Делакруа», «В честь Делакруа», «Апофеоз Делакруа», так как во французском слове «hommage» есть и дань уважения, и выражение признательности. Картина стала документом эпохи, манифестом романтизма и новаторства. На полотне изображены единомышленники великого и мятежного Делакруа.
  • «В честь Делакруа»

  • Му­зы­ка, ли­те­ра­ту­ра и жи­во­пись – гор­дость романти­че­с­ко­го ис­кус­ст­ва Фран­ции. Ша­то­б­ри­ан, Ла­мар­тин, Гю­го, Стен­даль, Мюс­се, Фло­бер, Го­тье, Шо­пен, Гу­но, Лист, Сен-Санс, Бер­ли­оз, Же­ри­ко и Дела­к­руа – эти име­на на­ве­ч­но впи­са­ны в ис­то­рию французско­го ро­ман­тиз­ма.

  • В начале века перед полотнами Делакруа в Лувре подолгу простаивал молодой человек, которого запомнили все служители музея. Его звали Пабло Пикассо.

  • Последний мастер, воспитанный на традициях ренессансных мастеров и первый художник нового времени.
  • Творческое наследие - 1000 живописных полотен, 7000 рисунков, 1500 акварелей, 6 циклов монументальных росписей.

  • Куда ведут пути, намеченные в творчестве Делакруа?
  • Широта охвата явлений действительности — к реализму
  • Передача впечатлений и новая живописная техника — к импрессионизму
  • Свободное выражение чувства с помощью цвета — к постимпрессионизму и экспрессионизму XX века
  • Сложные ракурсы, движение - путь к кубизму («Алжирские женщины» и «Авиньонские девицы» П. Пикассо)

  • Спасибо за внимание

  • Список литературы
  • 1. Дмитриева Н. А. Краткая история искусства, в. 3. - М.: Искусство, 1981.
  • 2. Ильина Т.В. История искусств. Западно-европейское искусство. - М.: Высшая школа, 1983. - 317 с.
  • 3. Калитина Н. Н. Французское искусство конца XVIII - ХХ вв. - Л.: изд-во Ленинградского университета, 1990. - 278 с.
  • 4. Кожина Е. А. Романтическая битва. - Л.: Искусство, 1969.
  • Ссылки на изображения:
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/4146/
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/
  • http://www.krugosvet.ru/images/1005025_5025_401.jpg
  • http://i.livelib.ru/boocover/1000440773/l/9542/.jpg
  • http://www.xrest.ru/images/collection/00322/045/original_mirror.jpg
  • http://www.bibliotekar.ru/Kdelakrua/12.htm
  • http://smallbay.ru/gericault.html
  • http://allpainters.ru/zheriko-teodor.html
  • http://biography.sgu.ru/art1.php?art=2242
  • http://web-holl.ru/index/zheriko_teodor/0-1455
  • http://larevolution.ru/uploads/posts/2012-11/1351841428_teatralnoe-iskusstvo-vo-francii-xvii-veka.jpg
  • http://wnature.net/pictures/2014/06/1410/rychashhaya-lvitsa.jpg
  • http://knap.ucoz.ru/_si/0/80739310.gif
  • http://echo.msk.ru/files/895418.jpg
  • http://gruziloff.ru/file/palitra.gif

  • http://www.bibliotekar.ru/Kdelakrua/12.htm
  • http://smallbay.ru/gericault.html
  • http://biography.sgu.ru/art1.php?art=2242
  • http://web-holl.ru/index/zheriko_teodor/0-1455
  • http://uploads8.wikipaintings.org/images/jean-auguste-dominique-ingres/the-vow-of-louis-xiii-1824.jpg
  • http://s43.radikal.ru/i102/0903/79/4ba88ba32717.jpg
  • http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post241362120/
  • http://delakrua.ru/diary/
  • http://ngasanova.livejournal.com/994493.html?thread=2228669
  • http://astro7.ru/online-journal/files/2013/07/notes_1373892166.jpg
  • http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/page,4,10118-ezhen-delakrua-xixe-eugene-delacroix-190-rabot.html
  • http://eng4kids1674.blogspot.ru/2013/02/colours.html
  • http://bestforum.7bk.ru/viewtopic.php?id=5109
  • http://www.1tvnet.ru/images/lena_03/feb/08.02.27.jpg
  • http://www.wikiart.org/ru/pablo-picasso/algerian-women-delacroix-1955
  • http://selfire.com/wp-content/uploads/2011/04/2.jpg
  • http://musicstyle.ru/klassicheskie-muzykalnye-proizvedeniy/muzykalnye-proizvedeniya-v-epohu-romantizma.html
  • http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-50698/
  • http://www.equestrian.ru/photos/user_photo/2009/9caa19f3.jpg
  • http://ru.convdocs.org/pars_docs/refs/119/118830/118830_html_m3135fffc.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/5402/39663434.580/0_9875d_9c81aeb5_XL.png
  • http://chudesamag.ru/wp-content/uploads/2015/03/Chopin_Sand_by_Delacroix.jpg
  • Автор шаблона: Горяйнова Екатерина, http://pedsovet.su/load/385-1-0-26582