Презентация "Шедевры классицизма в архитектуре России" 11 класс скачать


Презентация "Шедевры классицизма в архитектуре России" 11 класс

Подписи к слайдам:
Шедевры классицизма в архитектуре России (Презентация к уроку МХК в 11 классе)
  • Автор: Ермакова Марина Константиновна, учитель музыки и МХК МБОУ « СОШ №8 г.Юрги», Кемеровской области
В классицизме России можно выделить несколько этапов: первый - екатерининский или ранний русский классицизм, затем начало XIX века - александровский классицизм, переходящий в ампир (был только во Франции и России).
  • В классицизме России можно выделить несколько этапов: первый - екатерининский или ранний русский классицизм, затем начало XIX века - александровский классицизм, переходящий в ампир (был только во Франции и России).
  •  Столицей русского классицизма становится Петербург. Для этого города характерно то, что именно классика является его основой, заложенной еще в чертежах.
  • Архитектурный облик Петербурга складывался благодаря творениям замечательных мастеров:
  • Ж. Б. Леблона (1679—1719),
  • Д. Трезини (1670—1734),
  • А. Ринальди (1710—1794),
  • И. Е. Старова (1745—1808),
  • Д. Кваренги (1744—1817).
Стрельна Стрельнинский дворец XVIII в.
  • В основу проекта Леблона легла идея Петра подчеркнуть новый статус России, как морской державы созданием пышной резиденции.
Построен в 1768-1785 гг. по проекту А. Ринальди для фаворита Екатерины II - Г. Г. Орлова.
  • Построен в 1768-1785 гг. по проекту А. Ринальди для фаворита Екатерины II - Г. Г. Орлова.
  • Памятник раннего классицизма.
  • Дворец представляет собой неправильный прямоугольник с сильно выступающими боковыми ризалитами.
  • МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ
Гатчинский дворец
  • представляет собой самобытное произведение русской архитектуры, которое создавали несколько поколений мастеров – выдающиеся архитекторы и декораторы Антонио Ринальди, Винченцо Бренна, Андреян Захаров, Николай Львов, Андрей Воронихин, Андрей Штакеншнейдер, Роман Кузьмин.
Закладка Гатчинского дворца состоялась 30 мая 1766 года. За основу пространственной композиции архитектор взял усадебную схему, при которой главный дом соединялся галереями со служебными корпусами.
  • Закладка Гатчинского дворца состоялась 30 мая 1766 года. За основу пространственной композиции архитектор взял усадебную схему, при которой главный дом соединялся галереями со служебными корпусами.
  • Ринальди ввел и новые нетрадиционные элементы: граненые башни и подземный ход.
  • Ринальди добился единства строгого величественного здания и паркового пейзажа.
Общий вид Гатчинского дворца с высоты птичьего полета.
  • Общий вид Гатчинского дворца с высоты птичьего полета.
Белый зал. Арх. А. Ринальди (1770-е гг.), В. Бренна (1790-е гг.). Акварель Э. Гау, 1880 г.
  • Белый зал. Арх. А. Ринальди (1770-е гг.), В. Бренна (1790-е гг.). Акварель Э. Гау, 1880 г.
Старов Иван Егорович (1745-1808)
  • Русский архитектор, один из основоположников русского классицизма.
  • Важнейшие из его сооружений:
  • - Троицкий собор в Александро-Невской лавре;
  • - Таврический дворец;
  • - Князь-Владимирский собор (перестройка после пожара);
  • - Софийский собор, близ Царского Села,
  • - и дачные дворцы в имениях Тайцы, Сиворицы и Пелла Санкт-Петербургской губернии,
  • - Екатерининский собор в Херсоне.
Свято - Троицкий собор
  • Архитектурный памятник раннего классицизма. Собор увенчан куполом на высоком барабане, а его лаконичные монументальные формы гармонируют с монастырскими корпусами.
  • Строительство продолжалось 14 лет, и 30 августа 1790 года Свято-Троицкий собор был завершен.
  • Искусствоведы полагают, что он стал вершиной творчества архитектора Старова.
Собор в Софии
  • В 1780 году в непосредственной близости от Царского Села был основан новый город - София, сделавшийся на короткий период уездным городом Санкт-Петербургской губернии.
  • Город застраивался медленно, т.к. не удавалось привлечь жителей. Лишь во второй половине 19 века строительство начало развиваться.
  • Проект собора разработал Ч.Камерон в 1780 году. Закладка собора состоялась 30 июля 1782 года.
  • Проект переработал И.Е.Старов, он же руководил постройкой, которая была завершена в 1788 году.
Таврический дворец (1783 - 1789)
  • Сооружен для фаворита Екатерины II Г. А. Потемкина-Таврического
  • Здание состоит из трех основных объемов, соединенных низкими галереями - в глубине участка увенчанного куполом центрального и двух флигелей, выдвинутых вперед, на красную линию улицы.
Петропавловский собор Доменико Трезини
  • Здание состоит из собственно церкви и громадной по размерам колокольни, завершающейся шпилем.
  • Со стороны главного фасада колокольня полностью закрывает объем здания собора.
  • Строительство здания было начато именно с колокольни. Форсирование строительства колокольни было вызвано желанием иметь в городе заметный издали высотный ориентир и, кроме того, башню, с которой было бы удобно и легко обозревать строительство нового города.
  • Здание собора, и особенно колокольни, сильно пострадало от пожара 1756 года, вызванного ударом молнии в шпиль. В 60—70-х годах здание было восстановлено очень близко к своему первоначальному виду.
Ворота Петропавловской крепости (1717-1718)
  • На примере этих ворот до нас дошел особый вид построек того времени, обычно выполнявшихся из нестойких материалов и потому, как правило, скоро исчезнувших,—триумфальных сооружений, связанных с победами России в Северной войне.
  • Петровские ворота крепости первоначально были деревянными. При строительстве каменных на них был перенесен деревянный резной рельеф с первых ворот.
Здание Двенадцати коллегий (1722 - 1742)
  • На Васильевском острове формировался политический центр столицы и по проекту Д.Трезини возводится здание двенадцати коллегий (10 коллегий – органы государственного управления; сената и синода).
  • Трехэтажное здание протяженностью 400 метров, состоит из двенадцати одинаковых корпусов с раздельными крышами и портиками, соединенные торцами. Все корпуса объединяет открытая аркада с длинным коридором на втором этаже.
  • По традиции петровского времени здание было окрашено в два цвета: кирпично-красный и белый.
Джакомо Кваренги
  • Российский архитектор. Представитель классицизма. По происхождению итальянец. В России работал с 1780 года.
  • Монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа отличаются :
  • - павильон "Концертный зал" (1782-88 года),
  • - Александровский дворец в г. Пушкин (1792-1800 года),
  • - Ассигнационный банк (1783-99 года)
  • - Эрмитажный театр (1783-87 года),
  • - Смольный институт (1806-08 года)
  • 1744 - 1817
Эрмитажный театр
  • 3 сентября 1783 года появился указ о начале постройки, а уже в 1787-м в Петербурге вышло роскошное издание с гравированными чертежами отстроенного театра и описаниями на французском языке.
  • Прежде всего, это небольшой придворный театр вместимостью всего на 250 зрителей, т.е. для императорской семьи и избранной дворцовой знати.
  • Сам зрительный зал отличается изяществом и великолепием своего оформления и убранства. Глубокий амфитеатр зрительного зала, задуманный по античному принципу, в своих пропорциях гармонично сочетается с рядами мраморных полуколонн, обрамляющих полукруглый зал.
Смольный институт
  • Памятник истории и архитектуры, резиденция губернатора Петербурга и музей.
  • Здание возведено в 1806 году
  • В XIX — начале XX века в здании размещался Смольный институт благородных девиц.
Ассигнационный банк
  • В композиции здания Ассигнационного банка использован прием, характерный для крупных русских городских усадеб.
  • Центральный корпус, предназначенный для банковских операций, связан открытой колоннадой с окружающей его дугообразной постройкой. Фасад главного дома со стороны улицы украшен шестиколонными коринфским портиком, колонны которого объединяют два верхних этажа и помещены на высоком пьедестале, соответствующем первому этажу. Двор отделен от улицы высокой оградой с гранитными столбами.
  • Фрагмент ограды Ассигнационного банка (сейчас –институт экономики и финансов) (1783-1790)
Подковообразный флигель, предназначенный первоначально для подсобных помещений и для хранения медной монеты, подчинен центральному зданию. Его торцы отмечены лоджиями с двумя колоннами тосканского ордера и фризами по сторонам лоджий. Каждая часть Ассигнационного банка отличается большой завершенностью своих форм, и вместе с тем все они прочно связаны друг с другом и с окружением.
  • Подковообразный флигель, предназначенный первоначально для подсобных помещений и для хранения медной монеты, подчинен центральному зданию. Его торцы отмечены лоджиями с двумя колоннами тосканского ордера и фризами по сторонам лоджий. Каждая часть Ассигнационного банка отличается большой завершенностью своих форм, и вместе с тем все они прочно связаны друг с другом и с окружением.
  • план здания
Академия наук
  • Главное здание Академии наук, построенное в 1783—1789 годах, оно стало одним из наиболее совершенных образцов строгого классицизма.
  • Прямоугольный план Академии наук слегка усложнен тремя ризалитами, расположенными в центре и в крыльях.
  • Центральный ризалит главного фасада выделен восьмиколонным ионическим портиком, завершенным невысоким фронтоном.
  • Пластичная колоннада портика контрастирует с гладью стен симметричных крыльев.
  • Строгость архитектурного решения подчеркнута здесь почти полным отсутствием каких бы то ни было декоративных деталей, и только профилированные горизонтальные тяги отделяют один этаж от другого.
Андреян Дмитриевич Захаров (1761- 1811)
  • Его творчество знаменует собой наивысший расцвет русской национальной архитектурной школы эпохи классицизма.
  • Самым значительным (и единственным из сохранившихся) произведением архитектора Захарова А.Д. является здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге - выдающийся памятник русской архитектуры и градостроительства.
Адмиралтейство
  • Архитектурно-планировочный центр Санкт-Петербурга. Первое здание Адмиралтейства, возведенное еще в 1704 году по проекту самого Петра I, представляло собой одноэтажный мазанковый корпус в форме буквы "П", увенчанный башенкой. Именно здесь строились корабли и зарождался российский флот.
Жан Франсуа Тома де Томон (1760—1813)
  • Свое архитектурное образование получил во Франции, а затем в Италии. В Россию он приехал в 1799 г. В силу своих связей с царским двором он уже в 1800 г. получил знание академика, а Александр I назначил его придворным архитектором.
  • Явился автором первого развернутого классического ансамбля — всемирно известного здания Биржи с Ростральными колоннами и набережной Стрелки Васильевского острова. Помимо Биржи, ему принадлежит также павильон в Павловске (храм - памятник "Супругу-благодетелю").
  • По проектам Томона был сооружен театр в Одессе и поставлена мемориальная колонна в Полтаве.
Здание Биржи
  • Ансамбль Биржи уже издали производит сильное впечатление. На значительных расстояниях хорошо воспринимается весь объем спокойного, окруженного колоннадой здания, как бы противостоящий течению реки, прекрасные силуэты Ростральных колонн и лента набережной. Объединенные в единое целое, части ансамбля предлагают поразительное разнообразие точек обзора. Благодаря удачно найденному масштабу, биржевой ансамбль превосходно согласуется с ансамблем Петропавловской крепости и застройкой Дворцовой набережной.
Андрей Николаевич Воронихин (1759–1814)
  • Русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.
  • Проектировал обычно не только структуру самих зданий, но и декор интерьеров, дизайн мебели, осветительных устройств (порой даже утвари), добиваясь особой цельности образов. По его эскизам были перестроены интерьеры Строгановского дворца на Невском (1793), а также реставрирован после пожара дворец в Павловске (с 1803).
  • Главными творениями мастера явились петербургские Казанский собор и Горный институт.
Казанский собор
  • Построен в 1801 г.—1811 г. для перенесения в него древней иконы Казанской богоматери, по имени которой назван.
  • Крестово-купольное здание обращено к Невскому проспекту вытянутым боковым фасадом. Мощная полукруглая колоннада с 6-колонным портиком создаёт композиционный центр здания на боковом фасаде и образует торжественную площадь, входящую в цепь ансамблей Невского проспекта.
Главный вход обращен к малой площади, обнесённой монументальной чугунной решёткой. Интерьер решен как величественный колонный зал (длина главного нефа 69 м, общая высота 62 м) светского дворцового характера.
  • Главный вход обращен к малой площади, обнесённой монументальной чугунной решёткой. Интерьер решен как величественный колонный зал (длина главного нефа 69 м, общая высота 62 м) светского дворцового характера.
  • В 1813 в Казанском соборе похоронен М. И. Кутузов.
  • В 1837 перед собором установлены памятники Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.
  • 6 декабря 1876 перед Казанским собором состоялась первая в России революционная демонстрация студентов и рабочих. .
  • В 1932 в Казанском соборе открыт Музей истории религии и атеизма.
Карл Иванович Росси (1775–1849)
  • Крупнейший зодчий русского ампира.
  • Творениям – помимо их градостроительного значения – присуща и удивительная декоративная цельность
  • Первой большой градостроительной работой стала реконструкция Аничкова дворца, с которой началась грандиозная перепланировка центра Петербурга
  • В 1819 г. было решено реконструировать ансамбль Дворцовой площади. Руководя Комитетом строений и непосредственно занимаясь грандиозной реконструкцией Дворцовой площади, одновременно зодчий реконструировал дворцово-парковый ансамбль Елагина острова и возвел комплекс Михайловского дворца с окружающей застройкой.
Здание Генштаба
  • Приступая к реконструкции площади, Росси имел перед собой следующие задачи:
  • во-первых, необходимо было создать площадь, пространство которой явилось бы главным ее элементом, архитектурно связанным с другими смежными с нею площадями;
  • во-вторых, необходимо было создать площадь для военных парадов, строгую и монументальную, соответствующую происходящим на ней действиям;
  • и, наконец, главное: новые строения должны были составить с Зимним дворцом и Адмиралтейством единый архитектурный ансамбль.
  • Росси справился с поставленной задачей блестяще.
  • В 1820 г. начались работы по реконструкции, а в 1829 г. были завершены.
Дворец на Елагином острове (1818 - 1822)
  • Росси весьма удачно использует природные богатства при проектировании парка.
  • Искусно размещены постройки острова, позволяющие по мере движения вдоль него воспринимать их в разнообразных и живописных ракурсах.
  • Основные постройки — дворец, кухонный и конюшенный корпуса и оранжерея — образуют живописную группу вокруг открытого пространства луга. В этой работе Росси вновь демонстрирует свою способность блестяще решать интерьеры парадных помещений. Центральный зал, опочивальня, вестибюль, столовая и другие помещения дворца тщательно продумывались архитектором, а затем под его наблюдением выполнялись в натуре опытными мастерами.
Михайловский дворец (1819 - 1825)
  • Тонко продуманная градостроительная система, созданная Росси вокруг дворца, была одновременно весьма практична и отвечала высоким художественным требованиям. С Садовой улицы открывался прекрасный вид на шпиль Инженерного замка и архитектурный ансамбль Марсова поля. К тому же решалась практическая задача транспортной связи центра с Петербургской стороной по вновь проложенной Садовой улице, улучшилась связь с Литейной стороной. Решая практические задачи, Росси с коллективом инженеров создает целую сеть красивых чугунных мостов через Фонтанку и Мойку.
  • И все-таки центром градостроительного комплекса был Михайловский дворец.
  • В строительстве дворцовых ансамблей это несомненно вершина архитектурного творчества Росси.
Театральная улица
  • По проекту К.И. Росси Театральная площадь, площадь у Чернышева моста, сеть новых улиц, связанных между собой и с другими магистралями центра, застраиваются как единый архитектурный организм.
Монферран Анри Луи Огюст    (1786–1858)
  • Архитектор, чье творчество ознаменовало переход от классицизма к историзму в русском зодчестве первой половины 19 в.
  • Руководя работами по перестройке Исаакиевского собора, Монферран сумел в полной мере развернуть свои способности художника.
  • Историзм проявился в умении мастера сочетать приемы разных стилей – ренессанса, барокко, классицизма – ради достижения общего величественного эффекта.
  • Он украсил центр Петербурга и другим монументальным памятником, еще более художественно-цельным, – Александровской колонной, возведение которой в центре Дворцовой площади завершило ее ансамбль.
  • Исаакиевский собор (1818 - 1858)
Александровская колонна (1829-1834)
  • Установлена в центре Дворцовой площади в честь победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.
  • Колонна достигает 47,5 метров в высоту. Это самая высокая в мире колонна, изготовленная из цельного камня.
  • Она была названа в честь российского императора Александра I, который царствовал в России во время войны с Наполеоном.
Василий Иванович Баженов (1737 – 1799)
  • Баженов стал одним из ярких архитекторов, основоположником классицизма в России. Он был новатором в архитектуре: мыслил архитектурное сооружение в его связи с окружающим ландшафтом и городской средой. Создал проект реконструкции Московского Кремля и сооружения на его территории грандиозного дворца. Замысел остался проектом, который ныне известен по чертежам и двум моделям.
  • Свои лучшие градостроительные идеи Баженов воплотил в доме Пашкова, где он переработал традиционную застройку усадьбы, поставив в один ряд центральное здание, увенчанное бельведером, и связанные с ним флигели.
Дом П.Е. Пашкова (1784 – 1788)
  • Построен в стиле раннего классицизма.
  • Со стороны дворового фасада (где сделан вход в здание) это типичный усадебный дом с парадным двором и великолепными воротами, со стороны же уличного фасада сооружение включено в городскую застройку.
  • Одновременно в общем объемном построении здания наблюдается его устремленность вверх: от низких флигелей, украшенных четырехколонными ионическими портиками с фронтонами, к высоко поднятому на цоколе трехэтажного дома четырехколонному портику большого композитного ордера, к балюстраде с вазами над карнизом и завершающему центральный блок бельведеру .
  • Первоначальная внутренняя планировка и убранство Пашкова дома подверглись очень большим переделкам.
  • Въездные ворота Дома Пашкова
  • 2007 года, улица Знаменка, дом 6. обновленный Пашков дом
Матвей Федорович Казаков (1738—1812)
  • Российский зодчий, представитель стиля классицизм, работал также в стиле псевдоготики.
  • Наследие Казакова включает множество графических работ — архитектурных чертежей, гравюр и рисунков.
  • Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу. В 1805 школа была преобразована в Архитектурное училище.
Голицынская больница
  • Была основана по завещанию известного дипломата Д.М. Голицына
  • Это была первая в Москве большая больница, построенная специально для лечения беднейших слоев населения.
  • Для строительства больницы было выбрано место на окраине города.
  • Казаков в построении комплекса также придерживался традиционной схемы, принятой для строительства барских усадеб в XVIII веке. Основное (центральное) ядро ансамбля составлял главный дом с церковью-ротондой в центре и боковые флигели, а также служебные корпуса, замыкавшие вместе с кирпичными оградами два служебных дворика.
  • Ансамбль больницы был задуман и выполнен как единое целое. Вся композиция ансамбля построена симметрично средней оси, проходящей через центр главного дома (церковь с высоким куполом) в глубину парка до набережной. Со стороны парка симметрично расположены служебные и больничные корпуса. Ближайшие к главному дому корпуса, соединенные с ним двумя каменными оградами, уравновешивают композиционное решение парадной части.     
Здание Сената в Московском Кремле
  • План здания имеет компактную и простую форму треугольника с внутренним двором, разделённым поперечными корпусами на три части. Вход в центральную часть двора оформлен на главном фасаде четырёхколонным ионическим портиком с фронтоном.
  • .
  • Архитектор органически включил здание Сената в кремлевский архитектурный ансамбль. Купол его круглого зала расположен на одной оси с Сенатской башней Кремлёвской стены, которая отмечает поперечную ось Красной площади и таким образом сливается с ней и со стенами Кремля в единый гармонический образ.
  • Университет на Моховой (новое здание)
  • Старое здание Московского Университета на Моховой
  • Это старое здание на Моховой, в самом центре Москвы, - символ эпохи Просвещения, "Минервин храм",  воздвигнутый в честь науки людьми, которые свято верили, что ее свободное развитие в России принесет нашему Отечеству пользу и благоденствие.
Интернет-источники
  • http://www.peterburg.biz/zaharov-andreyan-dmitrievich.html
  • http://www.peterburg.biz/aleksandrovskaya-kolonna.html
  • http://www.peterburg.biz/kazanskiy-sobor.htm
  • http://www.peterburg.biz/isaakievskiy-sobor.html
  • http://architecture-styles.com/photos/image/458