Организационно-содержательная карта учебного занятия "Культура крито - микенского периода" 10 класс

Организационно-содержательная карта учебного занятия
Преподаватель: Крутенко Оксана Николаевна
Образовательное учреждение: Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Иркутский областной
колледж культуры
Дата: 08.12.2017
Курс: 1
Специальность: 51.02.02Социально-культурная деятельность
Вид деятельности: Организация и постановка культурно-массовых
мероприятий и театрализованных представлений
Учебная дисциплина (раздел модуля): ОД. 01.07.Мировая художественная
культура
Тема:Культура крито-микенского периода
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Владеть: понятийным аппаратом «Кносский лабиринт», «царь
Минос»,«дворец царя Агамемнона в Микенах», «миф о Европе и Зевсе»,
«миф оТесее и Минотавре»; «мегарон».
Уметь: сопоставлять особенности Кносского и Микенского дворцов со
сравнительной характеристикой архитектурных сооружений,
изобразительного искусства.
Знать: фрески Кносского дворца: «Голубые обезьяны», «Рыбак», «Царь-
жрец», «Жрицы в голубом», «Ритуальные игры с быком», «Дельфины»,
«Парижанка»; ритуальный сосуд «Бык», «Похищение Европы», роспись
краснофигурной вазы; фрески Микенского дворца: «Микенянка», «Охота на
кабана», «Львиные ворота» дворца царя Агамемнона, Золотая маска из
Микен; план-реконструкция Кносского дворца, план-реконструкция дворца
царя Агамемнона.
Форма учебного занятия: лекция с элементами практики.
Вид используемых средств ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор
ЭОР: презентация
Цель учебного занятия: сформировать у студентов представление о крито-
микенской художественной культуре.
Задачи учебного занятия:
Обучающая: способствовать пониманию главной идеи культурного
развития искусства крито-микенского периода, способствовать
приобретению опыта анализа произведений искусства, сравнения
особенностей культур.
Развивающая: способствовать формированию умения анализировать
произведения изобразительного искусства в контексте эпохи.
Воспитательная: воспитание интереса к изобретательским решениям в
искусстве и умение выявлять эти решения.
Используемые методы, приемы, технологии обучения: словесный,
наглядный, частично-поисковый; технология проблемного обучения
Организационная структура учебного занятия
деятельность преподавателя
деятельность студента
Этап 1. Вхождение в тему «Крито-микенская культура» и создание
условий для осознанного восприятия учебного материала
Целевая установка
Формулировка цели, задач учебного
занятия
Усвоить тему: «Крито-микенская
культура» посредством активной
работы на занятии.
Мотивационная установка
Преподаватель определят место
получаемых знаний и умений в
будущей профессиональной
деятельности студентов, тем самым
подводя студентов к осознанию
личностных смыслов в изучении
данной темы. В качестве средства
преподаватель использует
побуждающую речь,
композиционные, методические,
риторические приемы привлечения
внимания.
Студенты включаются в работу,
задают по заданной теме
интересующие их вопросы.
Актуализация знаний и умений студентов
Повторение и закрепление пройденного материала по теме « Художественная
культура Древней Греции общая характеристика» с целью актуализации
знаний и умений студентов.
Длительность этапа 5 минут
Этап 2. Организация обучающихся в ходе освоения учебного материала.
Организация обратной связи.
Преподаватель показывает
презентацию «Крито-микенская
культура», в которой показана
периодизация крито-микенской
эпохи. При этом использует
античную карту, на которой показан
остров Крит и Пелопоннесский
полуостров, объясняя, что на острове
представлена минойская
цивилизация, а на полуострове
микенская.
Студенты записывают новый
материал в тетради.
Преподаватель дает задание
студентам, используя карты и тетрадь
с готовым домашним заданием,
определить этимологию названий
периодов.
Студенты используя тетрадь и карту
устно отвечают. «Минойская
цивилизация» от имени царя Миноса,
А «микенский период» от полиса
Микены на пелопонесском
полуострове.
Преподаватель показывает в
презентации остров Крит,
местоположение города Кносс, затем
показывается фотография Кносского
дворца. Рассказывается о
археологических раскопках Артура
Эванса в Кноссе. Преподаватель дает
задание, вспомнить с каким мифом
связан Кносский дворец»
Студенты устно рассказывают «Миф
о Минотавре», «Миф о Тесее и
Минотавре».
Преподавателем рассказывается
история дворца, показывается
«тронный» зал, многочисленные
фрески и изображения на сосудах с
изображениями быка, линии профиля
молодой женщины на одной из
фресок «парижанка»,
выпрыгивающие на поверхность
дельфины, стены дворца с
орнаментом, сцены мирной жизни,
праздничные процессии, приручение
Студенты записывают:
Изображения с культом бога-быка
включали в себя:
1) игры с быком (изображение
которых видно на фреске
«Тореадоры»)
2) небольшие святилища с
жертвенными столами и священными
изображениями культовых
предметов, расположенные в
священных рощах, пещерах, во
быков, акробатические игры.
дворцах правителей, рядом с домами
людей
3) культовый предмет «лабрис» -
двойной топор, символ силы и
превосходства
4) ритон в форме головы быка
Преподаватель кносский дворец
сравнивает с микенской
архитектурой, показывая «львиные
ворота». В отличие от кносского
микенский дворец имел регулярную
планировку. Все помещения
располагались вокруг мегарона
большого зала с очагом посередине.
Перечисляются: характер декора
микенской культуры. Показывается
вазопись.
Студенты записывают в словарь
термин «мегарон». В тетради
конспектируют отличительные черты
кносского и микенской архитектуры.
Преподаватель показывает золотую
маску Агамемнона. Дает задание
описать своими словами изображение
маски и определить с какой войной
связан Агамемнон?
Студенты описывают маску, которая
изображает лицо пожилого человека
с бородой и тонким носом, близко
посаженными глазами и крупным
ртом. Маска имеет отверстия для
нити, которой её крепли к лицу
умершего. Устно и кратко
рассказывают о Троянской войне,
причинах, следствиях, результате.
Преподаватель рассказывает о том,
что вторжение племен дорийцев на
Пелопоннесский полуостров
послужило закату крито-микенской
культуры, которая стала истоком
греческой.
Студенты конспектируют в тетрадь
лекцию, задают вопросы.
Длительность этапа 25 минут
Этап 3. Этап освоения, применения и закрепления изученного материала
(могут быть разбиты на несколько этапов)
Преподаватель раздает тесты,
контролирует выполнение
Студенты выполняют письменно тест:
1. Один из виднейших центров крито-
микенской культуры располагался на
полуострове
1) Юкатан
2) Перон
3) Пелопоннес
4) Апшерон
2. Критские дворцы были предназначены
для …
1) религиозных надобностей
2) резиденции царей
3) для религиозных и светских нужд
4) для светских и военных нужд
3. Лабрис – это
1) двойная секира
2) название лабиринта
3) божество
4) имя священного быка
4. Пифосы – это
1) маленькие чашечки с тонкими, почти
прозрачными стенками
2) громадные глиняные яйцевидные сосуды
для хранения зерна, воды, вина
3) изящные вазы
4) вазоны
5. Для критского искусства характерно
(выберите и укажите все возможные
варианты)
1) застывшие позы
2) верно схваченное движение
3) самоуглубленность
4) «двойная перспектива»
5) остановившиеся взгляды
6) трепет настоящего
6. Где возникла крито-микенская
культура?
1) на островах Эгейского моря
2) в долине реки Нил
3) на Балканском полуострове
7. Какой характер имело строительное
искусство на Крите?
1) светский, дворцовый
2) храмовый, религиозный
3) крепостной, оборонительный.
8. Основными мотивами эгейской вазописи
являлись:
1) батальные сцены
2) сцены бытовой, придворной жизни
3) растительный и животный мир,
изображение морских существ.
9. Скульптура эгейского периода
представлена:
1) «палеолитическими Венерами»
2) статуэтками богинь со змеями
3) статуэтками людей, совершающих обряд
почитания божества
10. Одно из известных архитектурных
сооружений Крито-Микенской культуры:
1) Львиные ворота
2) ворота богини Иштар
Балльно-рейтинговая система оценивания
(длительность занятия – 45 мин.)
Работа студента
1. Присутствие на занятии
3) храм богини Хатшепсут.
Длительность этапа 5 минут.
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.
Преподаватель собирает работы и диктует правильные ответы, студенты
сравнивают результаты, задают вопросы.
Длительность этапа 7 минут
Этап 5. Подведение итогов.
Преподаватель предлагает студентам
подводит итоги учебного занятия.
Выставляет баллы, благодарит за
работу.
Студенты оценивают объем
проделанной работы,
конкретизируют изученный
материал, высказывают свое
отношение.
Длительность этапа 3 минуты
Этап 6. Организация внеаудиторной самостоятельная работы студентов.
Преподаватель дает самостоятельную
работу студентам:
1. Прочитать параграф крито-
микенская культура в учебнике
«Мировая художественная
культура» Емохонова Л.Г.
2. Посмотреть учебный фильм
«Минойская цивилизация.
Наследие древних
цивилизаций. Минойская
культура»
3. Посмотреть учебный фильм
«Наследие древних
цивилизаций. Микенцы»
Студенты записывают
самостоятельную работу.
Образовательные ресурсы, необходимые для освоения темы учебного
занятия:
1. Учебник «Мировая художественная культура» Емохонова Л.Г.
2. Учебный фильм «Минойская цивилизация. Наследие древних
цивилизаций. Минойская культура». Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=x6MOYE2L_4g
3. Учебный фильм «Наследие древних цивилизаций. Микенцы». Режим
доступа: https://www.youtube.com/watch?v=w6FfyZ3Bx5c
Длительность этапа 5 минут
2. Активность
3. Устный опрос
4. Домашняя работа
5. Тест
Итого: