Презентация "Преображение пространства. ИЗМы русского футуризмы"


Подписи к слайдам:
Преображение пространства. ИЗМы русского футуризмы

Преображение пространства. ИЗМы русского футуризмы

Солодкова Татьяна

«Манифест футуризма» опубликован 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти . Он был написан для молодых итальянских художников. Маринетти писал: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»). В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало ещё и минимализму.

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — авангардистское течение в европейском искусстве 10—20-х гг. XX в. Сложился в Италии. По утверждению итальянского писателя Ф. Т. Маринетти (вождя и теоретика футуризма, автора «Манифестов итальянского футуризма», 1909—19), жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слезы женщины.

  • Футуризм (от лат. futurum — будущее) — авангардистское течение в европейском искусстве 10—20-х гг. XX в. Сложился в Италии. По утверждению итальянского писателя Ф. Т. Маринетти (вождя и теоретика футуризма, автора «Манифестов итальянского футуризма», 1909—19), жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слезы женщины.

Казимир Малевич

Микеланджело Буонаротти «Сотворение Адама» Разворот из книги «Взорваль» А.Крученых

  • Слово «футуризм» впервые появилось в заглавии манифеста итальянского поэта Филиппе ТоммазоМаринетти, напечатанного 20 февраляя 1909 г. в парижской газете «Фигаро». Год спустя появились манифесты футуристов в живописи (У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Балла, Дж. Северини) и музыке (Б. Прателла). Попытки создать искусство, устремленное в будущее, сочеталось в их манифестах и стихах с отрицанием искусства прошлого.

Гончарова Наталия Сергеевна

Автопортрет с желтыми лилиями

Четыре евангелиста

Эскиз костюма Херувима к балету

В России футуризм отчетливее выразился в литературе (Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский и др.) и характеризовался нигилистическими лозунгами, проповедью индивидуалистического бунта, эстетизацией техники и урбанистичностью культуры, требованиями демократизации, фольклорностью, "архаичностью" мотивов и приёмов. Сходство идейно- эстетических взглядов поэтов и живописцев, переплетение их творческих интересов закрепили название "футуризм" за всем фронтом "левого" искусства в России. В действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангардизма - "постсезаннизм", декоративный вариант кубизма, неопримитивизм, поиски, созвучные экспрессионизму, фовизму, дадаизму, опыты абстрактного формообразования.

  • В России футуризм отчетливее выразился в литературе (Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский и др.) и характеризовался нигилистическими лозунгами, проповедью индивидуалистического бунта, эстетизацией техники и урбанистичностью культуры, требованиями демократизации, фольклорностью, "архаичностью" мотивов и приёмов. Сходство идейно- эстетических взглядов поэтов и живописцев, переплетение их творческих интересов закрепили название "футуризм" за всем фронтом "левого" искусства в России. В действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангардизма - "постсезаннизм", декоративный вариант кубизма, неопримитивизм, поиски, созвучные экспрессионизму, фовизму, дадаизму, опыты абстрактного формообразования.

Василий Каменский

Портрет Маяковского работы Хебникова

  • Портрет А.Крученых из книги «Взорваль» работы Н.И.Кульбина
  • Разворот из «Заумной книги» А.Крученых и Алягрова (Р.О.Якобсона) с линогравюрой О.В.Розановой

В России футуризм на первых порах проявился в живописи, а только потом — в поэзии. Художественные поиски братьев Д. и Н. Бурлюков, М.. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, Д. Экстер, Н. Кульбина, М. В. Матюшина и других в 1908—1910 гг. были как бы художественной предысторией русского футуризма.

  • В России футуризм на первых порах проявился в живописи, а только потом — в поэзии. Художественные поиски братьев Д. и Н. Бурлюков, М.. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, Д. Экстер, Н. Кульбина, М. В. Матюшина и других в 1908—1910 гг. были как бы художественной предысторией русского футуризма.

Садок судей

  • Саму историю надо начинать с 1910 г., когда из печати вышли два сборника: довольно умеренная «Студия импрессионистов» (Д. и Н. Бурлюки, В. В. Хлебников, а также вовсе не футуристы — А. Гидони, Н. Н. Евреинов и другие) и уже предварявший собственно футуристические издания «Садок судей», отпечатанный на обратной стороне обоев.

Футуризм

  • Авторами этого издания стали трое братьев Бурлюков: Владимир, Николай и Давид, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Елена Гуро и др. Именно с этой небольшой книжечки и начинается официально русский футуризм, а вместе с ним и эпоха русского авангарда, которая продлится, перетекая из одного направления в другое (кубофутуризм, лучизм, супрематизм, конструктивизм и т. д.), вплоть до апреля 1932 года. Именно тогда появится постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», которое поставит крест на русском авангарде и на всех новых направления русского искусства, кроме реализма.

Будетляне

Маяковский В.В. Я! Обложка работы автора

Портрет В.В.Маяковского из сборника «Я!» работы Л.Ф.Шехтеля

  • Хлебников В. Изборник. СПб., 1914. Обложка с портретом автора работы В.В.Маяковского

Пиковый король. Линогравюра О.В.Розановой из «Заумной книги» А.Крученых и Алягрова (Р.О.Якобсона)

Эгофутуризм. (от лат. ego — я)

  • Это небольшая группа поэтов, объединившихся вокруг И. Северянина, — К. К. Олимпов, И. В. Игнатьев, В. И. Гнедов, Г. В. Иванов, Грааль-Апрельский и другие. Они основали издательство «Петербургский глашатай», выпускавшее одноименную газету (вышло всего два номера) и альманахи под выразительны­ми заглавиями: «Небокопы», «Стеклянные цепи», «Орлы над пропастью»

Игорь Северянин “В отличие от школы Маринетти, я прибавил к этому слову (футуризм) приставку “эго” и в скобках “вселенский”… Лозунгами моего эгофутуризма были:

  • Душа – единственная истина.
  •   Самоутверждение личности.
  •   Поиски нового без отвергания старого.
  •   Осмысленные неологизмы.
  •   Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
  •   Борьба со “стереотипами” и “заставками”.
  •   Разнообразие метров
  •  

«Мезонин поэзии»

  • В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев, С. М. Третьяков, Б. А. Лавренев, Хрисанф

Объединение распалось в конце 1913 года. Под маркой "Мезонина поэзии" вышло три альманаха: "Вернисаж", "Пир во время чумы", "Крематорий здравомыслия" и несколько сборников.

Рюрик Ивнев

Я надену колпак дурацкий

И пойду колесить по Руси,

Вдыхая запах кабацкий...

Будет в поле дождь моросить.

Будут ночи сырые, как баржи,

Затерявшиеся в реке.

Так идти бы всё дальше. Даже

Забыть про хлеб в узелке.

Не услышу я хохот звонкий.

Ах! Как сладок шум веток и трав,

Будут выть голодные волки,

Всю добычу свою сожрав.

И корявой и страшной дорогой

Буду дальше идти и идти...

Много радостей сладких, много

Можно в горьком блужданье найти.

1914

«Центрифуга»

С. П. Бобров, Н. Н. Асеев,

Б. Л. Пастернак, К. А. Большаков, Божидар

Пастернак Борис и Александр. Автор: Пастернак.

Сергей Бобров — поэт, живописец и литературовед, в то время являлся среди них, пожалуй, самой значительной фигурой. Большой резонанс вызвал его реферат «Русский пуризм», в котором проповедовались идеи пуризма как ответ на усложненность общественной жизни.

  • Сергей Бобров — поэт, живописец и литературовед, в то время являлся среди них, пожалуй, самой значительной фигурой. Большой резонанс вызвал его реферат «Русский пуризм», в котором проповедовались идеи пуризма как ответ на усложненность общественной жизни.
  • «Сейчас основы русского пуризма, — говорил Бобров, — в русском архаизме: древних иконах, лубках, вышивках, каменных бабах, барельефах, вроде печатей, просфор и пряников, где все так просто и характерно, полно огромной живописной ценности».

НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА Литография к «Игре в аду» А. Кручёных и В. Хлебникова

Литография Михаила Ларионова в сборнике Lefutur

кубофутуризм

Разворот сборника «Я!» с рисунком Л.Ф.Шехтеля

при внимательном чтении обнаруживалось :

при внимательном чтении обнаруживалось :

за антиэстетичностью — ненависть к поддельной, ненастоящей красоте;

за грубостью выражений — стремление дать язык «безъязыкой улице»;

за непривычными словообразованиями — попытки создать «единый смертных разговор»;

за непонятными картинами, воспроизводящимися в книгах, — новые принципы видения мира;

острая социальность, которая была выражена в поэзии Маяковского и авторов.

Связавшие свое творчество с поэтами-футуристами художники тоже стали создавать полотна в стиле футуризма. Одной из таких работ можно считать небольшую работу маслом, где Михаил Ларионов на одном полотне, изобразил сразу четыре времени года: от яркой весны, через летнюю радугу и осенние деревья, к заснеженной зимней дороге, гармонично соединив их вместе. Да и сами поэты стали выполнять живописные работы. В частности, художниками стали писавшие стихи, Давид Бурлюк и Василий Каменский, а стихи стала писать замечательный художник Ольга Розанова, влюбленная в поэта Алексея Кручёных.

  • Связавшие свое творчество с поэтами-футуристами художники тоже стали создавать полотна в стиле футуризма. Одной из таких работ можно считать небольшую работу маслом, где Михаил Ларионов на одном полотне, изобразил сразу четыре времени года: от яркой весны, через летнюю радугу и осенние деревья, к заснеженной зимней дороге, гармонично соединив их вместе. Да и сами поэты стали выполнять живописные работы. В частности, художниками стали писавшие стихи, Давид Бурлюк и Василий Каменский, а стихи стала писать замечательный художник Ольга Розанова, влюбленная в поэта Алексея Кручёных.

Преображение сознания, изменение природы человека творческим усилием и дерзостью художника и поэта можно считать, основным футуристическим компонентом в идеологии будетлян.

  • Преображение сознания, изменение природы человека творческим усилием и дерзостью художника и поэта можно считать, основным футуристическим компонентом в идеологии будетлян.
  •  

Проверь себя

  • Тест 1
  • Тест 2
  • Тест 3
  • тест4

Хочешь узнать больше?

  • Фильм «Русские сезоны Бакста»
  • Фильм «Русский футуризм в живописи»
  • Персоналии
  • Словарик студента
  • Литература
  • Интернет ресурсы

Благодарю за внимание!