Игра "История математики в именах и открытиях"

ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ

В ИМЕНАХ

И ОТКРЫТИЯХ

Ершова Любовь Германовна

учитель математики

МАОУ СОШ №1

г. Кунгур Пермский край

Если бы в математике не было красоты, то, наверное, не было бы и самой математики. Иначе какая тогда сила притягивала бы к этой нелегкой науке крупнейших гениев человечества?

Н.А. Чайковский

Много-много

Невеста, нимфа?!

Кто она?

ВТОРОЙ ТУР

Какое слово в переводе с греческого означает «землемерие»?

A География

B Стереометрия

C Геодезия

D Геометрия

КОММЕНТАРИЙ

•  Греческое слово «геометрия» состоит из двух слов: «гео» – «земля» и «метрио» – «измерять», т.е. в переводе это слово означает «землемерие».
  • Латинское слово geographia восходит к греческому и образовано из сочетания слов, которые можно перевести как «земля» и «пишу, описываю». Буквально «география» – «землеописание».
  • «Геодезия» – слово греческого происхождения, её название образовано из двух греческих слов «» – «гео» – «земля» и «daizo» – «дайдзо» – «разделяю», что в переводе означает «землеразделение».
  • Стереометрия – слово греческого происхождения («стерео» – пространственный и «метрио» – измерять).

A «Истоки»

B «Начала»

C «Дебюты»

D «Старты»

Как назывался труд Евклида, в котором впервые было представлено аксиоматическое построение геометрии ?

КОММЕНТАРИЙ

«Начала» – научное произведение, написанное Евклидом в 3 в. до н. э., содержащее основы античной математики: элементарной геометрии, теории чисел, алгебры, общей теории отношений и метода определения площадей и объёмов, включавшего элементы теории пределов. Евклид подвёл в этом сочинении итог трехсотлетнему развитию греческой математики и создал прочный фундамент для дальнейших. В классической реконструкции Гейберга весь труд состоит из 13 книг. К ним традиционно присоединяют две книги о пяти правильных многогранниках, приписываемые Гипсиклу Александрийскому и школе Исидора Милетского.

A Кулачные бои

B Метание копья

C Метание диска

D Бег

Пифагор участвовал в олимпийских играх. В каком виде спорта он участвовал?

КОММЕНТАРИЙ

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

A Окружность

B Пентограмма

C Знак бесконечности

D Число Пи

Символ школы пифагорейцев – …

.

Для пифагорейцев пентаграмма являлась символом совершенства, здоровья, а также была секретным опознавательным знаком общины. Пифагор утверждал, что пентакль представляет собой математическое совершенство, поскольку скрывает в себе золотое сечение. Если разделить длину любого сегмента пентакля на длину самого длинного из оставшихся меньших сегментов, то будет получено золотое сечение.

A Архимедовы тела

B Пифагоровы тела

C Платоновы тела

D Евклидовы тела

Как еще называют правильные многогранники?

ВЫБОР ВОПРОСА

Правильные многогранники известны с древнейших времён. Их орнаментные модели можно найти на резных каменных шарах, созданных в период позднего неолита, в Шотландии, как минимум за 1000 лет до Платона. В костях, которыми люди играли на заре цивилизации, уже угадываются формы правильных многогранников. Правильные многогранники характерны для философии Платона, в честь которого и получили название «платоновы тела».

A Евклид

B Пифагор

C Архимед

D Фалес

Кто является автором слов «В геометрии нет царских путей!»?

.

«Нет царских путей к геометрии» – ответ математика Древней Греции Евклида(III в. до н. э.) царю Птолемею I, когда тот спросил ученого, нет ли более легкого пути изучить геометрию, чем тот, который предлагает своим ученикам Евклид.

Смысл выражения: к успеху в любом деле ведет только один путь – труд, терпение, талант.

A Евклид

B Гиппократ

C Архимед

D Эратосфен

Назовите имя древнего математика, который отсеял простые числа, прокалывая их на восковой дощечке.

.

Решето Эратосфена – так называют следующий способ получения ряда простых чисел.

Из ряда чисел

2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, ...

вычеркивают кратные двум;

4, 6, 8, 10, 12,...

–  кратные трем:

6, 9, 12, 15,...

–  кратные пяти:

10, 15, 20, 25, 30,...и т.д.

Таким образом все составные числа будут просеяны, и останутся только простые числа 2, 3, 5, 7, 11, 13...

A Пифагор

B Евклид

C Фалес

D Ахмес

Кто из греческих математиков научил египтян определять высоту пирамиды по длине ее тени?

.

Легенда рассказывает о том, что Фалес, будучи в Египте, поразил фараона Амасиса тем, что сумел точно установить высоту пирамиды, дождавшись момента, когда длина тени палки становится равной её высоте, и тогда измерил длину тени пирамиды.

A Индусы

B Египтяне

C Римляне

D Арабы

Цифры, которые мы используем при счете предметов, разработаны индусами. А в Европу из Индии кто передал записи этих чисел?

.

Цифры современной десятичной системы носят название арабских, поскольку европейцы заимствовали их у арабов. Однако, их родина – южная Индия. Они встречаются во множестве документов, относящихся к VI-IX вв.

A Исчисление ракушек

B Исчисление дождинок

C Исчисление песчинок

D Исчисление пылинок

Как Архимед назвал свой труд, посвящённый исчислению сверхбольших чисел?

.

Псаммит или Исчисление песчинок – работа древнегреческого ученого Архимеда, в которой он пытается определить верхнюю грань числа песчинок, которые занимает в своём объёме Вселенная.

A Теорему Виета

B Теорему Пифагора

C Теорему Ферма

D Теорему Фалеса

Среди греков эта теорема носила название «теорема невесты» или «теорема нимфы». Какая теорема имела такое ласковое название?

КОММЕНТАРИЙ

Знаменитую теорему Пифагора называли "теорема невесты". Дело в том, что эта теорема называлась "теоремой нимфы" за сходство чертежа с пчелкой, бабочкой. Но, этим словом греки называли еще молодых женщин и невест. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимания на чертеж, перевел слово "нимфа" как "невеста", а не "бабочка".

A Гипатия

B Феано

C Гаэтана

D Шатле

Первая в истории женщина-математик была названа в честь самой сильной ноты, происходившей из центра Земли (примерно 370 год). Как звали эту женщину?

.

Гипатия была первой в истории женщиной-математиком и, к сожалению, первой жертвой религиозной нетерпимости в отношении науки.

На все руки мастер

A Кеплер

B Гаусс

C Ньютон

D Кэролл

Английский математик, логик, знаменитый детский писатель. Преподавал математику в Оксфордском колледже с 19 до 66 лет. Тяготел к техническим новшествам, обожал головоломки и время от времени публиковал труды по математике. Был признан великим фотографом 19 века.

.

Автор книги «Алиса в стране чудес». Когда книга попала на стол английской королевы, она была в восторге и сильно удивилась, узнав, что все остальные труды этого автора посвящены математике.

A Остроградский

B Колмогоров

C Лобачевский

D Ломоносов

Русский математик, великий реформатор геометрии, создатель неевклидовой геометрии. В 19 лет получил степень магистра наук, в 24 года – профессор математики.

.

Лобачевского Н. И. называли «Коперником геометрии», а А.Эйнштейн выразил сущность открытия, совершенного им, словами: «Он бросил вызов аксиоме». В основу построения геометрии Лобачевского легла идея о тесной зависимости геометрических отношений от самой природы материальных тел.

Он, предположив независимость пятого постулата геометрии Евклида от других положений этой геометрии, построил логически непротиворечивую новую систему геометрии, в которой пятый постулат гласит: через точку, лежащую вне прямой, можно провести не одну, а по крайней мере две параллельные линии.

A Галуа

B Гаусс

C Ферма

D Лаплас

«Король математиков», он внес существенный вклад во все отрасли теоретической и прикладной математики, разработал построение правильных многоугольников. Первое открытие – построение правильного многоугольника с помощью циркуля и линейки – сделал в 17 лет.

.

К 24 годам Гаусс вошел в число самых известных математиков Европы. В 30 лет Гаусс считался уже "королем" европейских математиков.

Гаусс до старости сохранил юношескую жажду знаний и огромное любопытство. В 62 года он быстро выучил русский язык, чтобы самому разобраться в трудах своего коллеги — Николая Лобачевского..

До самой старости он привык большую часть вычислений производить в уме.

A Паскаль

B Ньютон

C Эйлер

D Лаплас

Французский математик, физик, литератор, философ. Один из основателей математического анализа, проективной геометрии. Треугольник в комбинаторике назван его именем. Автор трактата«Опыт о конических сечениях».

.

В 1642 году Блез Паскаль придумал свою счетную машину, которая позволяла складывать шестизначные числа в десятичной системе счисления. Принцип связанных колес, примененный здесь, использовался в подобных устройствах на протяжении следующих столетий. Он не был единственным, кто занимался созданием счетных машин, но именно его назвали «французским Архимедом».

A Гаусс

B Виет

C Галуа

D Паскаль

Его называют отец современной буквенной алгебры, так как много поработал над введением в алгебру буквенных обозначений. Открыл зависимость суммы и произведения корней квадратного уравнения от коэффициентов. Составил таблицы тригонометрических функций.

ВЫБОР ВОПРОСА

Франсуа Виет сделал блестящую карьеру и стал советником сначала короля Генриха III, а после его убийства — Генриха IV. По поручению Генриха IV Виет сумел расшифровать переписку испанских агентов во Франции, за что был даже обвинён испанским королём Филиппом II в использовании чёрной магии. Испанцы считали, что раскрытие их шифра человеческому разуму не под силу и Виету помогал сам Сатана.

A Птолемей,160 год н.э.

B Эйлер, 1727 год

C Питиск, 1595 год

D Декарт, 1635 год

Слово «тригонометрия» (от греческих слов «тригонон» – треугольник и «метрио» – измеряю) означает «измерение треугольников».

Кто и когда впервые ввел в употребление

термин «тригонометрия»?

.

Варфоломей Питиск – немецкий математик и богослов, автор учебника по тригонометрии и тригонометрических таблиц, впервые ввел в употребление термин «тригонометрия» в 1595 году.

A Даламбер

B Паскаль

C Кеплер

D Ньютон

Ещё в X веке арабские математики пытались представить натуральную степень двучлена в виде суммы степеней его слагаемых.Нашел способ английский юноша, показавший себя упорным и настойчивым исследователем. С тех пор формула стала называться его именем. Кто автор способа?

.

Великий английский математик и физик Исаак Ньютон (1642-1727). Формула, носящая название «бином Ньютона», настолько знаменита, что даже в таком далёком от математики литературном произведении, как роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», один из спутников Воланда часто повторяет: «Подумаешь, бином Ньютона!»

A Микеланджело

B Леонардо да Винчи

C Рафаэль Санти

D Лука Пачоли

Искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Мы находим их в пропорциях архитектуры и скульптуры, сочетании красок в живописи. Одна из пропорций, наиболее чаще всех встречающаяся в искусстве, получила название "золотое сечение". Кто впервые ввёл этот термин?

ВЫБОР ВОПРОСА

Открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное Леонардо Да Винчи (1452 – 1519), крупнейшим представителем итальянского Возрождения, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. В математике Леонардо да Винчи видел образец научного доказательства. «Никакое человеческое исследование, — говорил он,— не может быть названо истиной, если оно не проходит через математические доказательства».

A Тейлора-Лапласа

B Коши-Декарта

C Ньютона-Лейбница

D Лагранжа-Виета

Два ученых в разных странах одновременно вывели формулу для вычисления определенного интеграла?

Её название формула…

ВЫБОР ВОПРОСА

1699 год - начало открытого приоритетного спора Ньютона с Лейбницем, в который были вовлечены даже царствующие особы. Эта нелепая распря двух гениев дорого обошлась науке — английская математическая школа вскоре увяла на целый век, а европейская — проигнорировала многие выдающиеся идеи Ньютона. Конфликт не погасила даже смерть Лейбница в 1716 году. Великое открытие Ньютона и Лейбница - анализ бесконечно малых - продолжало неуклонно развиваться, развивается и теперь. Это - основная математическая форма современного естествознания и техники, и нет возможности учесть те неисчислимые благие результаты, которые принес с собою анализ в области теории и техники.

A Декарт

B Галуа

C Плануд

D Абель

Великий математик 17 века, сделавший попытку переосмыслить философию. Его знаменитое высказывание - «Я мыслю - следовательно, я существую». Он ввёл термины «абсцисса», «ордината», «координаты» и «функция».

ВЫБОР ВОПРОСА

Главным открытием Декарта в математике подавляющее большинство учёных считает легендарную систему координат, получившую впоследствии название декартовой. Кроме того, что эта система сыграла определяющую роль в истории аналитической геометрии, она имела еще один побочный эффект: помогла сократить число дуэлей в Париже. Дело в том, что в театре из-за мест часто возникали ссоры, превращавшиеся в кровопролитие. А введение системы «ряд-место» и присвоение каждому билету отдельных координат помогло уменьшить число недоразумений.

A А. Пушкин

B С. Есенин

C О. Хайям

D И. Гёте

Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов:

«Яд, мудрецом тебе предложенный, прими.

Из рук же дурака не принимай бальзама»

ВЫБОР ВОПРОСА

Гиясадди́н Абу-ль-Фатх Ома́р ибн Ибрахим аль-Хайя́м Нишапури́ — персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог. Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений.

A О калькуляторе

B О компьютере

C О логарифмической линейке

D О счётах

О каком математическом изобретении, связанном с именами Дж.Непера и И.Бюрги, великий французский математик и астроном Лаплас сказал, что оно, «сокращая вычисления нескольких месяцев в труд нескольких дней, словно удваивает жизнь астрономов»?

.

Логарифмическая линейка — аналоговое вычислительное устройство, позволяющее выполнять несколько математических операций, в том числе умножение и деление чисел, возведение в степень и вычисление квадратных и кубических корней, вычисление логарифмов, потенцирование, вычисление тригонометрических и гиперболических функций и другие операции.

A Остроградский

B Погорелов

C Атанесян

D Перельман

Российский ученый. Впервые доказал гипотезу Пуанкаре, за что в 2010 году математический институт Клэя присудил ему премию в размере

1 миллион долларов (премия тысячелетия),

от которой он отказался.

ЭПИЛОГ

Науки математические с самой глубокой древности обращали на себя особенное внимание, в настоящее время они получили еще больше интереса по влиянию своему на искусство и промышленность.

П.Л. Чебышев

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.

М.И. Калинин