Кружковое занятия "Тайны Золотого Сечения"

Галиева Рузиля Ферролевна,
Учитель математики МОУ «Актанышская СОШ №1»
Кружковое занятие по математике.
Тема: «Тайны Золотого Сечения»
Основными целями проведения кружковых занятий являются:
* привитие интереса учащимися к математике;
* углубление и расширение знаний по математике;
* развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений
учащихся.
Ход занятия.
I. Лекция, сопровождаемая презентацией, выполненной в
программе Microsoft Office PowerPoint
- «Мадонна Бенуа», «Благовещение», портрет Джиневры деи Бенчи, «Мадонна в
гроте», «Тайная вечеря», портрет Моне Лизы.… Это только часть работ великого
итальянского живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да
Винчи.
Для Леонардо да Винчи искусство и наука были связаны неразрывно. Поподробнее
рассмотрим заслуги Леонардо в области науки. Раскроем тайны Золотого Сечения.
1,618. Это число PHI. Не следует путать его с «пи». Число PHI, равное одной целой
шестистам восемнадцати тысячным, является самым важным числом в изобразительном
искусстве. Как не странно, число PHI, по всеобщему мнению, признано самым красивым
во Вселенной.
Число PHI получено из последовательности Фибоначчи, математической
прогрессии, известной не только тем, что сумма двух соседних чисел в ней равна
последующему числу, но и потому, что частное двух соседствующих чисел обладает
уникальным свойством – приближенностью к числу 1,618, то есть к числу PHI.
Это вездесущность PHI в природе указывает на связь всех живых существ. Раньше
считали, что число PHI было предопределено Творцом Вселенной. Ученые древности
называли 1,618 «божественной пропорцией».
Пчелиный рой. Если в любом на свете улье разделить число женских особей на
число мужских, то всегда получится одно, и тоже число – число PHI.
Это наутилус. Попробуйте догадаться, каково соотношение диаметра каждого
витка спирали к следующему? PHI. Божественная пропорция 1,618 к единице.
Семена подсолнуха располагаются по спирали, против часовой стрелки.
Соотношение диаметра каждой из спирали к диаметру следующей PHI.
Спиралеобразно закрученные листья початка кукурузы, расположение листьев на
стеблях растений, сегментационные части тел насекомых.… Все они в строении своем
послушно следуют закону «божественной пропорции».
Но какое отношение имеет PHI к Леонардо да Винчи? Знаменитый рисунок да
Винчи «Витрувианский человек».
Никто лучше да Винчи не понимал божественной структуры человеческого тела.
Его строения. Да Винчи даже эксгумировал трупы, изучая анатомию и измеряя пропорции
костей скелетов. Он первый показал, что тело человека состоит из «строительных
блоков», соотношение пропорций которых всегда равны 1,618.
Отношение расстояния от плеча до кончиков пальцев к расстоянию от локтя до тех
же кончиков пальцев равно PHI.
Отношение расстояния от верхней части бедра расстоянию от колена до пола равно
PHI.
Отношение флангов пальцев рук равно PHI.
Отношение флангов пальцев ног равно PHI.
Отношение расстояния от макушки до пола к росту равно PHI.
Т. е. каждый из нас есть живой пример «божественной пропорции».
Леонардо да Винчи часто использовал термин «Золотое Сечение» - отношение
всегда равное 0,618. Согласно художественным канонам Леонардо, высота лица (до
корней волос) относится к вертикальному расстоянию между дугами бровей и нижней
частью подбородка, как расстояние между нижней частью носа и нижней частью
подбородка относится к расстоянию между углами губ и нижней частью подбородка, это
расстояние равно золотой пропорции.
А в заключении, снова вернемся к символам.
Этот символ известен под названием пентаграмма. Когда мы его рисуем, линии
автоматически делятся на сегменты, соответствующие «золотому сечению». Именно по
этой причине, пятиконечная звезда всегда была символом красоты и совершенства.
II. Практическая часть.
Работа в группах.
Учащиеся с помощью метровой ленты и линейки находят отношения расстояния
от плеча до кончиков пальцев к расстоянию от локтя до тех же кончиков пальцев,
расстояния от верхней части бедра расстоянию от колена до пола, флангов пальцев рук,
расстояния от макушки до пола к росту, высоты лица (до корней волос) к вертикальному
расстоянию между дугами бровей и нижней частью подбородка, расстояния между
нижней частью носа и нижней частью подбородка к расстоянию между углами губ и
нижней частью подбородка. Делаются выводы.