Интегрированный урок "Обыкновенные дроби в изобразительном искусстве" 6 класс

учитель математики
Блинова Е.В.
учитель изоискусства
Мельникова Т.А.
ТЕМА: “Обыкновенные дроби в
изобразительном искусстве».
Цели урока:
образовательные: закрепить навыки действия над
обыкновенными дробями;
воспитательные : расширить знания по ИЗО и об
окружающем мире;
развивающие: развивать умение слушать, работать в
парах, с таблицей.
Оборудование: таблицы, карточки, бабочки,
лужайка.
Оформление доски.
Ход урока:
1.Сегодня на уроке мы с вами закрепим навыки
умножения и деления обыкновенных дробей.
И посмотрим, как результаты этих действий могут
отразиться на вашем рисунке.
Девизом к нашему уроку послужат слова, которые вы
сейчас угадаете, но для этого мы должны повторить
правила действия с дробями.
1.Теоретическая разминка:
Правило умножения обыкновенных дробей на
число;
Правило умножения обыкновенной дроби на
дробь;
Правило умножения смешанных чисел;
Правило деления дробей;
Как выделить целую часть;
Как представить в виде неправильной дроби.
2.Устный счет (разгадывание девиза)
Задания для устного счета (таблица на доске)
1. 13/40*8 (2 2/5) И 9. 1 ½ *3 ¾ *1/3 (1 7/8) М
2. 2 4/5 *1 5/18 (3 2/7) С 10. 1 1/3 * 3 ¼ *0 (0) Ы
3. 9/49*7 (1 2/7) К 11. 3 5/6 *1 7/23 (5) С
4. 9/4*1/3 (3/4) У 12. 12 ¾ * 1 1/5 (15 3/10) Л
5. 3 5/6 *1 7/23 (5) СС 13. 13/40 *8 (2 2/5) И
6. 4/9 *2 ¾ (1 2/9) Т 14. 4/9 *2 ¾ (1 2/9) Т
7. 1 1/3 * 3 ¼ (4 1/3) В
8. 2 3/14 *7/31 (1/2) О
15. 2 3/14 * 7/31 (1/2) О
16. 4/15 * 1 7/9 *3 ¾ (1 7/9) Б
17. 2 ¼ * 1 1/3 (3) Р
18. 3 5/9 * 4 7/8 (17 1/3) А
19. 11/8 * 6/7 (1 5/28) З
20. 3 5/9 * 4 7/8 (17 1/3 ) А
21. 1 ½ * 3 ¾ * 1/3 (1 7/8) М
22. 13/40 * 8 (2 2/5) И
Итак, девиз нашего урока: «Искусство мыслит
образами, а математика цифрами».
А как вы думаете, что означают эти слова?
3. Отработка умений и навыков.
Решаем у доски парами написанные примеры:
7 ½ х 1 1/25 (7 4/5) А 5/21 х42х1/5 (2) ПП
7(3/7 + 2) (17) Л найти площадь
квадрата с а=1 2/3
(2 7/9) И
Решите уравнение
2/3х=2/3 (1) К 22/65 : 5 1/13 (1/15) А
Какова скорость В классе 12 мальчик,
поезда, если 210 км это составляет 3/8
он проезжает за уч-ся. Ск-ко уч-ся в
4 2/3 ч ? (45) Ц классе? (32) И
5/6 (1 2/3) Я
А
Л
ПП
К
И
Я
Ц
1
74/5
1
18/4
3
0
3/5
46
2
0
3
2
71/8
2/5
6
8
3
1
17
7
0
5
9/10
50
4
4
2
0
1
2 7/9
9
2/7
5
48
3
½
1
2
0
3/5
6
1/15
2
0
11
1/6
3
1/5
7
4
1/6
5
2/3
0
7 ½
45
8
3
0
1
12
32
1 1/3
6
9
2/3
5/6
1 1/2
1
10
1 2/3
0
Сообщение об АППЛИКАЦИИ.
4.Психологическая разгрузка.
Сядьте прямо так, чтобы позвоночник был выпрямлен,
смотрите перед собой, руки на коленях. Зажмите левую
ноздрю пальцем, вдохните воздух через правую. Затем
выдохните через левую, зажав правую и т.д.
5.Самостоятельная работа.
После небольшой паузы приступаем к работе по
карточкам. Формулы, которые вам понадобятся при
решении задач, записаны на доске.
V=a*b*c S=a*a v=s/t
1 вариант 2 вариант
3/5 *1 5/6 ( 1 1/10) 3 1/3* 18/100 (3/5)
4(5-1/4) (19) 2*5/6 (1 2/3)
¾*4/5*2/3 (2/5) 1 1/7:5 1/3 (3/14)
(1/2 + 2 ½):7 (3/7) 3 ¾ *3/5 (2 ¼) 5
3/11:2 10/11*16/29 (1) 1/2х=3/4 (1 ½)
130:2 ½ (52) 21/2 :1/10 +9/10 (259/10)
11/8*6/7 (1 5/28) 12:3/8 (32)
Т
А
Ю
О
М
2/5
19
3/7
1 5/28
52
Р
А
Н
Т
М
Е
1 2/3
2 1/4
3/14
32
1 1/2
25 9/10
Сообщение от 1 варианта о НАТЮРМОРТЕ, а от 2
варианта об ОРНАМЕНТЕ.
Натюрморт.
Так или иначе все художники проходят через изучение формы
предметов, светотени, перспективы, законов цвета. Великим
«тренажером» в приобретении профессиональной грамоты
является натюрморт.
Натюрморт в переводе с французского – «мертвая природа».
Картина, на которой обычно бывает изображена группа
различных предметов обихода, а также овощи, фрукты, цветы и
другие неодушевленные предметы.
На протяжении многовековой истории изобразительного
творчества шло формирование натюрморта как
самостоятельного жанра, главные черты которого
складываются в 17 веке.
Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии,
Франции, Испании, России. Голландские мастера выработали
строгие схемы и композиционные приемы, определили правила
выбора предметов и палитры красок. Рассматривая
произведения старых и современных мастеров натюрморта,
можно определить важную закономерность. Все атрибуты,
входящие в состав постановки, так или иначе объединены
содержанием, темой. Подбор вещей не случаен, каждый предмет
звучит и смыслово и пластически, вместе с остальными
дополняя один другого, как голоса в пении.
Натюрморт выполняет различные функции. Например,
декоративный натюрморт, красочность, изящество и
пышность природных форм, показывая богатство и роскошь
плодов земли и вод, украшает интерьер.
Символический натюрморт, изображая свечи, череп, песочные
часы и другие предметы символы, напоминает о
быстротечности человеческой жизни.
Однако мир вещей, который открывается перед нами в
разнообразных натюрмортах, не производит впечатление
застывшего, мертвого. Напротив, многие из них привлекают нас
чувством живой природы, говорят о человеке, об окружающей
его среде.
В русском искусстве известен натюрморт, выполненный
художником Иваном Трофимовичем Хруцким, который он назвал
«Цветы и плоды». Это произведение постоянно привлекает к себе
внимание зрителей и воспринимается ими с большой симпатией.
Натюрморт И.Т. Хруцкого написан с подлинным мастерством,
все предметы в картине подобраны очень продумано и
кропотливо прописаны. В богатом по краскам подборе явно
преобладают цветы светлых тонов, особенно желтые. Желтый
цвет господствует и в окраске плодов, лежащих по обе стороны
от вазы, - в корзине с персиками и в груде плодов, среди которых
выделяется большая тыква. Желтый цвет преобладает по краям
и вверху, в центре. Автор как бы случайно сгруппировал плоды в
правом углу картины. С огромной тыквы свисает кисть
винограда. В глубине справа чуть поблескивает стеклянный
графин, слева видна корзина, полная ягод. Самым
привлекательным в картине Хруцкого оказывается почти
настоящее изображение фруктов: при помощи светотени ему
удалось донести до зрителя ощущение их объемности,
округлости. Хруцкий мастерски сумел передать нежность
цветочных лепестков и шероховатость листьев, пушистую
поверхность персиков, их сочный влажный излом, грубую дранку
корзины. Художник великолепно передал материальность
каждого предмета в натюрморте. В произведении Хруцкого мы
находим спокойную, уравновешенную композицию; художнику
было важно сделать предметы прежде всего такими, какими они
бывают в натуре.
Орнамент.
Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных
элементов, предназначается для украшения различных
предметов – утвари, орудия и оружия, текстильных изделий,
мебели, книг. Орнаментом украшают и архитектурные
сооружения как извне, так и в интерьере.
Относительно происхождения орнамента нет полной
ясности. В нем запечатлено эстетическое осмысление
деятельности человека. Существенна обрядовая, магическая роль
древнейшего орнамента, широко использовавшего знаки, символы
и стилизованные изображения колдовского или религиозного
содержания. В орнаменте, особенно народном творчестве, где он
имел самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно
поэтическое отношение к миру. С течением времени древние
орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный
замысел, сохраняя декоративную выразительность.
Каждая эпоха, каждый стиль, каждая последовательно
выявившаяся национальная культура вырабатывали свою
систему орнамента. Поэтому орнамент является надежным
признаком принадлежности произведений к данному времени и к
данной стране.
По мотивам, используемым в орнаменте, его делят:
1) на геометрический, состоящий из абстрактных форм (
точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, круги, ромбы,
многогранники, звезды, кресты, спирали);
2) растительный, стилизующий листья, цветы, плоды;
3) животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных
или фантастических животных.
В качестве мотивов орнамента используются также
человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие,
различные знаки и эмблемы.
Обратите внимание на важность использования светлотного
контраста темного на светлом, и светлого на темном. Такие
контрасты одна из основных художественно выразительных
особенностей декоративной росписи, помогающая создать
праздничный облик художественной вещи. Примером которой
являются красочные, нарядные платки и шали
Павловопосадских мастеров.
Наиболее массовым в 19 веке было производство набивных
платков и шалей с центром в Павловском Посаде. Платки
набивались в ручную. Узор наносили разными резными досками
(манерами), а чтобы краска лучше пропитывала ткань, при
печатании рисунка по доске били тяжелым молотком. Так и
возник термин «набойка» или «набивка». Так как доска, которой
набивался узор, была по величине меньше платка, то узор
разбивали на несколько частей (от 4 до 25). Наиболее сложные
узоры требовали до 400 накладок досок.
Красочные набивные платки из Павловского Посада
Московской области известны во всем мире. Их всегда отличает
традиционность и народность.
6.Практическая работа: Каждому раздается
бабочка и по результатам заданий по вариантам
вывешивается таблица ответов и соответствующих
им цветов. Ребята раскрашивают бабочек цветами,
соответствующими их ответам. Затем они
прикрепляют их на полянку под доской.
7. Итог урока: Подведение итогов работы на уроке,
выставление оценок по математике и за бабочек по
изобразительному искусству.
8.Домашнее задание: придумать 10 примеров на
действия с обыкновенными дробями.