Конспект открытого урока "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева - "гимн жизни"" 10 класс

1
Конспект
открытого урока в рамках методической недели
учителей русского языка и литературы
Класс: 10
Предмет: Литература
Тема: Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн жизни".
Цель урока: Приобщение учащихся к сложному миру идей, представлений,
образов творчества великого русского художника И.С. Тургенева,
знакомство с особенностями жанра "Стихотворение в прозе".
Задачи урока:
1. Образовательные:
Расширить знания учащихся о личной и творческой биографии писателя,
вписанной в контекст русской и мировой литературы.
Развивающие:
Развить интерес к личности и творчеству И.С.Тургенева.
Развить навыки творческого восприятия и выразительного чтения
стихотворений в прозе И.С.Тургенева.
Развить образное мышление, творческие способности и
познавательную активность.
2. Воспитательные:
Воспитать любовь к Родине, природе.
Воспитать духовно-нравственную культуру обучающихся.
Тип урока:
Урок – концерт.
Краткое описание:
Урок – концерт предполагает знакомство со «Стихотворениями в прозе»
И.С.Тургенева. Это первый урок в системе уроков по творчеству Тургенева в
10 классе. Задачей урока можно считать приобщение учащихся к сложному
миру идей, представлений, образов творчества этого великого русского
художника. Волновавшие писателя вопросы, испытанные переживания
должны стать частью духовного мира десятиклассников. Это возможно
тогда, когда они пройдут по пути поиска, сходному с путем исканий самого
писателя, «вчувствуются», вдумаются – и создадут заново тургеневские
вопросы. Думается, что отсутствие окончательных ответов на трудные
философские вопросы, невозможность однозначных решений неочевидны
для десятиклассников. Занятие поможет им прийти к самостоятельным
выводам, а кроме того, поможет в какой-то мере осознать затем
философскую лирику Ф.И.Тютчева.
2
Используемые приемы, методы, технологии обучения: использование
элементов «Технологии развития критического мышления через письмо и
чтение»,информационные технологии,
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска ,
презентация к уроку, демонстрация мелодекламации.
Прогнозируемый результат:
общекультурная литературная компетентность восприятие
литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание
принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства),
осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание
содержания и проблематики отечественных художественных произведений,
обязательных для изучения ,об основных фактах жизни и творчества
выдающихся писателей ( в данном случае И.С.Тургенев);
ценностно-мировоззренческая компетентность понимание
нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в
литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим
ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции;
читательская компетентность способность к творческому чтению,
освоению литературного произведения на личностном уровне; умение
вступать в диалог “автор – читатель”, погружаться в переживания героев;
понимание специфики языка художественного произведения;
3
Тема: Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни".
что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за
грусть, покорность судьбе и радость за человеческое своё существование.
П.В. Анненков
Ход урока
I.Актуализация знаний:
Учитель предлагает через иллюстрации, размещенные на слайде презентации,
выйти на имя писателя, о котором пойдет речь на уроке. ( Слайд 2-6).
Учитель : Сегодня у нас есть, как минимум, два повода поговорить об Иване
Сергеевиче Тургеневе. Повод первый: в рамках школьной программы будем
говорить о романе Тургенева «Отцы и дети»; повод второй, и может быть главный,
в ноябре 2013 года И.С.Тургеневу исполнилось 195 лет. И это имя наравне с
Пушкиным, Гоголем, Чеховым, Толстым …составляет гордость великой русской
литературы. ( Слайд 7-8).
Учитель:
? Какие ассоциации вызывает у вас имя «Иван Сергеевич Тургенев» (приём
ТРКМПЧ «Ассоциации»).
( примерные ответы детей: «Муму», писатель, «Спасское - Лутовиново»…)
Учитель: А у меня ассоциация со словом «Тургенев» - роман. За И.С.
Тургеневым закрепилась слава « мастера европейского романа».
? А к какому роду литературы относится роман? (ответ учеников: к эпическому)
? Каковы признаки эпического произведения?
( ответ учеников : повествовательный род литературы, сюжетность, рассказ
( повествование о герое, героях, событиях)
? Какие еще роды литературы существуют? ( ответ учащихся : лирический, драма)
? Охарактеризуйте кратко родовые признаки лирики.
(ответы учеников: стихотворный способ организации речи, используется рифма и
ритм, передает настроение поэта ( лирического героя)
Повторение: Роды художественной литературы (Слайд 9)
ЭПОС (греч. - повествование)
ЛИРИКА (происходит от греч. слова
"лирикос", что значит"исполняемый на
лире" или"поющий под лиру")
рассказ о событиях, судьбе героев, их
поступках и приключениях,
изображение внешней стороны
происходящего (даже чувства
переживание событий; изображение
чувств, внутреннего мира,
эмоционального состояния; чувство
становится главным событием.
4
показаны со стороны их внешнего
проявления). Автор может прямо
выразить свое отношение к
происходящему.
? Учитель : А что получится, если соединить прозу и стихотворения?
( заслушиваются варианты учеников)
II. Работа по теме урока.
Учитель: Получится очень необычный жанр, который называется стихи в прозе.
Вот о нем –то мы и будем говорить.
Откройте тетради, запишите число, тему урока. По ходу нашего урока в тетрадях
необходимо заполнить небольшую таблицу:
Название
стихотворения
Дата написания
Тема
Основной мотив
Вообще стихи в прозе – это дань великой французской литературе, которую
Тургенев знал и любил, Шарль Бодлер подарил мировой литературе
стихотворения в прозе, ну в русской литературе –И.С.Тургенев. (Слайд 10)
Учитель: Итак, мы начинаем…
Сначала нездоровье, а затем тяжелая длительная болезнь Тургенева, одиночество,
страх перед смертью, уход из жизни близких людей (брата Николая, старика
Виардо) настраивали писателя на грустный лад. Он пишет рассказы и повести, но с
1877 года открывает для себя новый жанр стихотворения в прозе, позволяющий
коротко, емко изложить впечатление, ощущение жизни, настроение ушедшего,
безвозвратного – молодости, красоты, легкости, свободы. Они носят подзаголовок
Senilia «старческое», «последние вдох». При жизни автора вышло в печать 51
стихотворение. Их опубликовали в журнале «Вестник Европы» в декабре 1882
года, редактор журнала дал им другое название «Стихотворения в прозе». Но это
были не все стихотворения: еще 30 он не успел подготовить. Уже после смерти
Тургенева эти стихотворения вышли в 1930 году в Париже. ( Слайд 11)
Выступление учащихся.
Ведущий : «Хочу вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов,
женских слез и благодарной мужской мысли, которая называется «Стихотворения в
прозе»….
(П.Аненнков –М. Стасюлевичу, редактору журнала «Вестник Европы», где было
напечатано это произведение). (Слайд 12)
1 чтец: «К читателю…»
Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно,
скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня
одно, завтра другое, и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-
нибудь в душу. (Слайд13)
5
Мелодекламация Стихотворение в прозе «Голуби» (Слайд 14)
Ведущий : Сам язык… гармонический, образный, тургеневский язык производит
впечатление скорее стихов, чем прозы» (Арсений Введенский)
2-й чтец: Июль, 1878. Стихотворение в прозе «Два богача» (Слайд 15)
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих
доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на
призрение старых – я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском
семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
Возьмем мы Катьку, говорила баба, последние наши гроши на нее пойдут,
не на что будет соли добыть, похлебку посолить…
А мы ее… и не соленую, ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
3-й чтец: Февраль, 1878.Стихотворение в прозе « Проклятье» (Слайд 16)
Я читал байроновского «Манфреда»…
Когда я дошел до того места, где дух женщины, погубленной Манфредом,
произносит над ним свое таинственное заклинание, я ощутил некоторый трепет.
Помните: «Да будут без сна твои ночи, да вечно ощущает твоя злая душа мое
незримое неотвязное присутствие, да станет она своим собственным адом»…
Но тут мне вспомнилось иное… Однажды, в России, я был свидетелем
ожесточенной распри между двумя крестьянами, отцом и сыном.
Сын кончил тем, что нанес отцу нестерпимое оскорбление.
Прокляни его, Васильич, прокляни окаянного! закричала жена старика.
Изволь, Петровна, отвечал старик глухим голосом и широко перекрестился: –
Пускай же и он дождется сына, который на глазах своей матери плюнет отцу в его
седую бороду!
Сын раскрыл было рот, да пошатнулся на ногах, позеленел в лице и вышел вон.
Это проклятие показалось мне ужаснее манфредовского.
Ведущий: Стихотворение в прозе «Порог» Тургенев сначала не дал для
публикации по цензурным соображениям. Текст его стал распространяться в
списках. В день похорон писателя 27 сентября 1883 года была отпечатана
прокламация «И.С.Тургенев». Там было сказано: «Для нас важно, что он
(Тургенев) служил русской революции сердечным смыслом своих произведений,
что он любил революционную молодежь…», признавая ее «святой» и «
самоотверженной». И рядом с некрологом был отпечатан «Порог». (Слайд 17)
Чтец 5: Я вижу громадное здание.
В передней стене узкая дверь раскрыта настежь, за дверью угрюмая мгла. Перед
высоким порогом стоит девушка… Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла, и вместе с леденящей струей выносится из
глубины здания медленный, глухой голос.
О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает?
6
Знаю, отвечает девушка.
Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая
смерть?
Знаю.
Отчуждение полное, одиночество?
Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
Не только от врагов но и от родных, от друзей?
Да… и от них.
Хорошо… Ты готова на жертву?
Да.
На безымянную жертву? Ты погибнешь и никто… никто не будет даже знать,
чью память почтить!
Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову.
И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы. Знаешь ли ты, заговорил он наконец,
что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что
обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
Знаю и это. И все-таки я хочу войти.
Войди!
Девушка перешагнула порог – и тяжелая завеса упала за нею.
Дура! проскрежетал кто-то сзади.
Святая! принеслось откуда-то в ответ.
Ведущий: Иван Сергеевич знал баронессу Вревскую. Она приезжала к нему на
несколько дней в Спасское. В 1877 году баронесса выехала на Балканы в
действующую армию, добровольно в качестве сестры милосердия. В следующем
году она умерла там от тифа в госпитале и была похоронена в Болгарии.
(Слайд 18, 19- без звука)
6 чтец. Сентябрь, 1878. Стихотворение в прозе «Памяти Ю. П. Вревской» ( на
фоне ролика без звука)
На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку
превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской
деревушке – с лишком две недели умирала она от тифа.
Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее; больные
солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах,
поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее
запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.
Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже
сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились… два-три человека
тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.
Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать
нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия… не ведала и не
изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась – и
вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
7
Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике,
никто не знал никогда – а теперь, конечно, не узнает.
Да и к чему? Жертва принесена… дело сделано.
Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу – хоть она сама и
стыдилась и чуждалась всякого спасибо.
Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я
осмеливаюсь возложить на ее могилу!
7 чтец. Февраль, 1878. Стихотворение в прозе «Услышишь суд глупца»
«Услышишь суд глупца…» Пушкин (Слайд 20)
Ты всегда говорил правду, великий наш певец; ты сказал ее и на этот раз.
«Суд глупца и смех толпы»… Кто не изведал и того и другого?
Всё это можно – и должно переносить; а кто в силах – пусть презирает!
Но есть удары, которые больнее бьют по самому сердцу. Человек сделал всё что
мог; работал усиленно, любовно, честно… И честные души гадливо
отворачиваются от него; честные лица загораются негодованием при его имени.
Удались! Ступай вон! кричат ему честные молодые голоса. Ни ты нам не
нужен, ни твой труд; ты оскверняешь наше жилище ты нас не знаешь и не
понимаешь… Ты наш враг!
Что тогда делать этому человеку? Продолжать трудиться, не пытаться
оправдываться – и даже не ждать более справедливой оценки.
Некогда землепашцы проклинали путешественника, принесшего им картофель,
замену хлеба, ежедневную пищу бедняка. Они выбивали из протянутых к ним рук
драгоценный дар, бросали его в грязь, топтали ногами.
Теперь они питаются им – и даже не ведают имени своего благодетеля.
Пускай! На что им его имя? Он, и безымянный, спасает их от голода.
Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною
пищей.
Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь… Но перенести можно
и это…
«Бей меня! но выслушай!» – говорил афинский вождь спартанскому.
«Бей меня – но будь здоров и сыт!» должны говорить мы.
Мелодекламация. Стихотворение в прозе
«Как хороши, как свежи были розы». (Слайд21)
Ведущий: Яков Полонский написал стихотворение «И.С.Тургеневу».
(Слайд 22,23)
Но - чу! гремят рукоплесканья,
Ты дрогнул - жадное вниманье
Приподнимает складки лба;
(Как будто что тебя толкнуло!)
Ты тяжело привстал со стула,
В перчатке сжатою рукой
Прижал к глазам лорнет двойной
И побледнел:
Она - выходит...
Уже вдали, как эхо, бродит
Последних плесков гул, и - вот
Хор по струнам смычками водит -
8
Она вошла - она поет.
Стихотворения в прозе «Стой!» и «Когда меня не будет…» посвящены Полине
Виардо. Печальный свет любви писателя к знаменитой певице виден почти во всех
его книгах. Писатель за границей. Верность любви к Виардо. Одиночество. Тоска
по России. Это тематика данного стихотворения .
8-й чтец. Ноябрь,1879. Стихотворение в прозе «Стой!» (Слайд 24)
Стой! Какою я теперь тебя вижу – останься навсегда такою в моей памяти!
С губ сорвался последний вдохновенный звук – глаза не блестят и не сверкают –
они меркнут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую
удалось тебе выразить, той красоты, во след которой ты словно простираешь твои
торжествующие, твои изнеможенные руки!
Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по
малейшим складкам твоей одежды?
Какой бог своим ласковым дуновеньем откинул назад твои рассыпанные кудри?
Его лобзание горит на твоем, как мрамор, побледневшем челе!
Вот она – открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно,
бессмертие! Другого бессмертия нет – и не надо. В это мгновение ты бессмертна.
Оно пройдет – и ты снова щепотка пепла, женщина, дитя… Но что тебе за дело! В
это мгновенье – ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это
твое мгновение не кончится никогда.
Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск
твоей вечности!
9-й чтец. Декабрь, 1878. Стихотворение в прозе «Когда меня не будет…»
( Слайд 25, 26)
Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, о ты, мой
единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая
наверно переживешь меня, не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего.
Не забывай меня… но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот,
удовольствий и нужд… Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее
спокойное течение.
Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть,
столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в
ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, помнишь? у нас
обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.
Прочти, закрой глаза и протяни мне руку… Отсутствующему другу протяни руку
твою.
Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой – она будет лежать неподвижно под
землею… но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке
почувствуешь легкое прикосновение.
И образ мой предстанет тебе – и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы,
подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с
тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и
так нежно!
9
Ведущий: Возрастом и одиночеством продиктовано начало многих последних
сочинений Ивана Сергеевича. Тем не менее ноты оптимизма пробивается и через
эту понятную нам печаль. Нота оптимизма имеет свои истоки. Это настоящая
любовь к России, ее людям, природе. Это забота о судьбе отчизны. Это
человеческая мудрость писателя.
10-й чтец. Ноябрь, 1879. Стихотворение в прозе «Мы еще повоюем!»
(Слайд 27)
Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.
Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.
Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою
уходила вдаль дорога.
И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная
ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко,
забавно, самонадеянно!
Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко
чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель – и полно!
А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено
сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся – и грустные думы тотчас отлетели прочь:
отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мной кружит мой ястреб…
Мы еще повоюем, чёрт возьми!
III. Обобщение по теме урока.
Учитель: Вы прослушали далеко не все стихотворения в прозе И.С.Тургенева.
Каковы ваши ощущения от услышанного?
(Слайд 28)
( ответы учащихся:
Стихотворения глубокие, а навевают грустные мысли, так как тема жизнь и
смерть, быстротечность времени.
Грусть и страдания заставляют тоньше воспринимать счастье и радость.
Начинаешь задумываться о том, о чем не задумывался раньше.
Ощущение прикосновения к чему-то глубокому, что мне пока еще не дано
понять.
Чувство жалости и к автору, и вообще к нашей жизни: мы не успеваем
сделать самого главного в повседневной суете.
Стихи грустные, а дали желание жить – не вызвали определенных чувств,
заставили просто подумать о жизни.
Встречаюсь впервые с такими стихами, грусти нет. Попыталась понять
Тургенева.
Хочется закрыться в себе и задуматься. В жизни все так, как у Тургенева.)
Учитель: Что такое вообще стихи в прозе? Казалось бы, это совершенно
несовместимые жанры. И.С.Тургенев создал совершенно новый литературный
10
жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической
дисциплиной стихотворения.
Учитель: Какие же черты имеет стихотворение в прозе?
(Слайд 29)
Лиризм, передающий настроение автора.
Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то восторг, то
смятение.
Характер исповеди.
Философские раздумья над основными вопросами бытия.
Острая наблюдательность.
Музыкальность.
Учитель: Какую бы вы подобрали тему к нашему сегодняшнему разговору?
( Слайд 30)
Учитель: Давайте сделаем выводы, исходя из сегодняшнего разговора: дополните
мою фразу:
*Стихотворение в прозе - это ..?
( ответ: Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической
форме);
*Как жанр литературы впервые появился...?
( ответ: во Франции, в 19 веке);
жанр
небольшой
объем
философские
раздумья над
важнейшими
вопросами
рассказ от
первого
лица
изобразительно-
выразительные
средства
эмоциональность
повествования
характер
исповеди
острая
наблюдательн
ость
лирический
герой – субъект
переживания и
объект
изображения.
11
*Характерные черты такого жанра
(ответ Лиризм, передающий настроение автора, повышенная выразительность
голоса, передающая то радость, то восторг, то смятение, характер исповеди,
философские раздумья над основными вопросами бытия, острая
наблюдательность, музыкальность.)
*Основной литературный прием, положенный в основу стихотворений в прозе..?
(Ответ: антитеза)
*Родоначальником жанра в России стал ..?
(ответ: И.С. Тургенев)
Учитель: Одним из программных произведений литературы в школе является
стихотворение в прозе «Русский язык»
( ученики читают стихотворение)
Июнь, 1882. Стихотворение в прозе «Русский язык» (Слайд 31)
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один
мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский
язык! Не будь тебя как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается
дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Учитель: Домашнее задание будет следующим: (Слайд 32)
1) Я предлагаю вам попробовать сочинить своё стихотворение в прозе о том, что
вас волнует (по желанию).
2) Выучить наизусть стихотворение в прозе (по выбору), найти средства
художественной выразительности."Нищий", "Житейское правило", "Щи",
"Старик", "Мы еще повоюем", "Мне жаль".
Учитель: Тургенев прозаик, романист, лирик, но еще и поэт. Одно единственное
стихотворение вышло из под пера Тургенева и обрело бессмертие.
Стихотворение было положено на музыку, и получился чудеснейший романс
«Утро туманное» ( прослушивание романса) (Слайд 33)
Учитель: Мы прикоснулись к искусству. Попробовали задуматься над вечными
вопросами. И вы поняли: нет конкретных ответов. Каждый открывает для себя мир
заново. Это трудно. В мире много злого. Научиться жить, видя зло, но не впитать
его в себя – это даже не искусство, это умение идти по жизни правильно. В толпе
услышать свой голос, расслышать рядом идущего человека для этого надо очень
много душевных сил. Единственный источник, из которого человек черпает силу
искусство. И Тургенев – это тот поэт, который пытается помочь. Но писатель и не
должен лечить болезни, он должен их только назвать. Так подчеркнул еще
Лермонтов, так делал Чехов.
Урок окончен, всем спасибо за работу.
12
Литература:
1.Геймбух Е.Ю. Слово, контекст, текст и проблемы экспрессивности
“Стихотворений в прозе” И.С. Тургенева (“Как хороши, как свежи были розы…”) //
Русский язык в школе. – 1998. - № 5. С. 49-56.
2. Романичева Е. С. "Смысла, отдельного от поэтики, не существует": материалы к
уроку-практикуму по стихотворению И. С. Тургенева "Русский язык". X класс / Е.
С. Романичева // Литература в школе. 2007. N 12. С. 23–24. (Урок литературы
в 10 классе по стихотворению И. С. Тургенева "Русский язык". Тема судьбы
Родины, быстротечности человеческой жизни, связи природы и разума в цикле
"Стихотворения в прозе" (1877-1883)
3.Угроватова Т.Ю. Стихотворения в прозе // Конспекты уроков для учителя
литературы. 10 класс. Русская литература XIX века. Вторая половина. Часть 1.
М.: ВЛАДОС, 1999. С. 159-184
4.Шанский Н.М. “Стихотворения в прозе” И.С. Тургенева // Русский язык в школе.
1988 - № 6. С. 48-52.
5. Харитонова О. Н. "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева и "Мгновения" Ю. В.
Бондарева: VII класс / О. Н. Харитонова // Литература в школе. 2011. N 10. С.
3942. (Организация аналитической беседы по стихотворениям в прозе И. С.
Тургенева "Нищий" и "Милостыня". Преемственность произведений малого
жанра в творчестве писателей XIX и XX веков)