Презентация "Художественное пространство антиутопии Е.И. Замятина «МЫ»"


Подписи к слайдам:
Слайд 1

Художественное пространство антиутопии Е.И. Замятина «МЫ»

  • Мечта о будущем?
  • Тревога за будущее? Предчувствие?
  • Предупреждение?
  • Предвидение?

  • <number>
  • Историческая
  • ситуация ?
  • Литературная ситуация?
  • Формируется новое
  • государство
  • Формируется новая
  • литература
  • Россия 20-х – 30-х годов:
  • Каковы черты нового государства
  • и новой литературы?

  • <number>
  • Черты нового государства:
  • -         усиление власти государства; становление культа личности;
  • ограничение свободы во всём;
  • -         «каждая кухарка способна управлять государством»;
  • -         регламентация всех сторон жизни, строгий контроль государства;
  • -         однопартийность: кто не в партии, тот враг;
  • -         построение сказочного общества, новой утопии – коммунизма.      

  • <number>
  • Черты новой литературы:
  • -         усиление социального заказа государства;
  • -         ограничение свободы выбора;
  • -         литература должна быть доступна всем;
  • -         регламентация тем произведений;
  • -         обязательно нужно противопоставлять: они – мы;
  • -         социалистический реализм: вместо реальности – новая сказка;
  • -         партийность: давление политики на искусство.

  • Замятин Евгений Иванович
  • 1884 – 1937
  • «Нельзя ожидать светлого будущего завтра, если сегодня всё разрушается»
  • (Е. Замятин)
  • Б. Кустодиев. Портрет Е. Замятина
  • Ю.П. Анненков. Портрет Е. Замятина

  • <number>
  • Утопия
  • Антиутопия
  • идеальное социальное устройство
  • нежелательное социальное устройство

  • «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?»
  • Бердяев
  • Николай
  • Александрович:

  • <number>
  • Система государственной власти:
  • Благодетель – глава Государства
  •  Бюро Хранителей – полицейская система
  •  Часовая Скрижаль –
  • «сердце и пульс» Единого Государства
  •  
  •  
  • СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
  • антиутопического государства?

  • <number>
  • Искусство и Наука:
  • «Марш Единого Государства»  
  • Музыкальный Завод
  • Институт Государственных Поэтов и Писателей
  • Государственная Газета
  •  
  •  Единая Государственная наука

  • <number>
  • ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ:
  • «ЛИЧНЫЕ ЧАСЫ»
  • «СЕКСУАЛЬНОЕ ПРАВО»
  • «ДЕТСКО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»

  • «Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи Нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный нумер каждого и каждой»
  • «Мы – счастливейшее среднее арифметическое».
  • «Мы так одинаковы», «мы победим».

  • <number>
  • «Мы»
  • Слепое поклонение идее Единого Государства.
  • Цель – распространить образец «математически безошибочного счастья».
  • Слияние частных «я» в одно безликое «мы».
  • Отрицание фантазии, души, милосердия и сострадания, строгая регламентация личной жизни людей.
  • Отсутствие семьи, любви.

  • <number>
  • Но только ли безликие «НУМЕРА» населяют
  • пространство романа?
  • Есть ли в пространстве антиутопии индивидуальности?

  • К каким сферам жизни относятся данные средства?
  • Портрет формируют
  • математические фигуры: детали:
  • круг квадрат лохматая рука
  • ромб треугольник пухлая складочка
  • острые зубы
  • негрские губы
  • математика, наука, живые существа,
  • разум, рационализм, животное начало, чувства, естественное
  • искусственное

  • <number>
  • Мечта о будущем?
  • Тревога за будущее? Предчувствие?
  • Предвидение?
  • Предупреждение?
  • Роман «МЫ» – это

  • <number>
  • Тоталитаризм посягнул на свободу мысли…
  • Не просто возбраняется выражать – даже допускать – определенные мысли, но диктуется, что именно надлежит думать.
  • Дж. Оруэлл

  • <number>
  • За кем будущее?
  • Счастливейшее среднее арифметическое
  • Личность со всеми радостями и бедами