Презентация "Средства выразительности в тексте"


Подписи к слайдам:
Слайд 1

Средства выразительности в тексте

Все средства выразительности можно разделить на:

  • 1. Синтаксические средства (фигуры речи). Например, антитеза, синтаксический параллелизм, парцелляция и др.
  • 2. Лексические средства. Например, неологизмы, метафора, звукопись и др.

Синтаксические средства (фигуры речи)

  • Антитеза — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные.
  • Антитеза используется для усиления выразительности речи, подчеркивания контрастных образов, контрастных оценок. Антитеза свойственна прежде всего художественным и публицистическим текстам.

Примеры:

  • Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт
  • (А. С. Пушкин);

  • Вчера еще в глаза глядел, А ныне — все косится в сторону, Вчера еще до птиц сидел, — Все жаворонки нынче — вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

  • Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) – прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

Виды градации:

  •  Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:
  • Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);
  •       Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

  •  Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:
  • Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами.
  • (А. С. Пушкин)

  • Градация как средство выразительности используется в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи.

  • Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность.
  • Оксюморон как средство усиления выразительности текста допустим только в публицистическом и художественном стилях.   

Примеры:

  •   С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);
  •       Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);
  •       Но красоты их безобразной       Я скоро таинство постиг.
  • (М. Ю. Лермонтов)

  • Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие.

Примеры:

  •  Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном
  • (Р. Рождественский);     Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще

    (Из газет);       Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)

  • Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому.
  • Парцелляция характерна для художественных, публицистических и разговорных текстов. Она недопустима в текстах научного и официально-делового стилей.

  •  Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ

  • Синтаксический параллелизм как средство языковой выразительности характерен для художественного и публицистического стилей речи. В научном и официально-деловом стилях названная стилистическая фигура используется как одно из средств логического выделения. Следует учитывать, что, помимо синтаксического параллелизма, существует композиционный параллелизм. Он основан на сходстве сюжетных линий и смысловой параллельности частей текста. Например, описание какого-либо изменения в природе может предварять описание изменения внутреннего состояния персонажа.

Примеры:

  •  Гляжу на будущность с боязнью,  Гляжу на прошлое с тоской...
  • (М. Ю. Лермонтов);       

    Я был вам звенящей струной,       Я был вам цветущей весной,       Но вы не хотели цветов,       И вы не расслышали слов?

    (К. Д. Бальмонт)

  • Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма. Белый-белый; просил-просил о помощи; чуть-чуть.
  • Лексический повтор повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшим вариациями. Например:
  •  За теми деревнями леса, леса, леса. Зимы ждала, ждала природа.

  •  Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:
  • Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев)
  •       Она подумала: неужели эта красота еще и сейчас является людям, неужели за это время, которое она прожила на свете, красота совсем нисколько не увяла и не померкла? (В. Г. Распутин)

  •  Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:
  •       Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли — радость!
  • (А. И. Солженицын)

  • Различные виды повторов как средство усиления выразительности текста широко используются в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи. В целях привлечения внимания к какому-либо явлению или понятию повтор может использоваться также в научно-деловом и официально-деловом стилях.

  •  Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:
  • Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?..
  • (M. Ю. Лермонтов);

  •       Нет ничего опаснее полузнаний. Это в равной мере относится к науке, к технике, к культуре. Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»? (Из газет)

  • Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:
  • То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);
  • Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна.
  • (М. Ю. Лермонтов)

  •  Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:
  • Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);
  • О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

  • Риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения как средства языковой выразительности широко используются в публицистических и художественных текстах. Названные фигуры возможны также в текстах научного и разговорного стилей, но недопустимы в текстах официально-делового стиля.

  •  Многосоюзие (полисиндетон) — избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний и употребляемый как выразительное средство:       Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудесна она сама, эта дорога (Н. В. Гоголь)
  • Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием, но своею ошибочностью — отличается.
  • (С. П. Залыгин)

  • Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости.

  •  Бессоюзие (асиндетон) — намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения:
  • Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри...
  • (А. С. Пушкин)

  • День вечереет, небо опустело, Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне
  • (И. А. Бунин)

  • Бессоюзие как стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи, а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов высказывания и повышения экспрессивности текста.       Первая из названных функций характерна для бессоюзия в художественном стиле речи, вторая — для бессоюзия в публицистическом стиле.
  • Бессоюзие и многосоюзие как выразительные средства используются в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи.