Конспект урока "Лик Христа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»" 11 класс


Тема урока: Лик Христа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цель занятия: Знакомство с Иешуа - Сыном Божьим и человеком.
Оформление урока: Изображение Христа-спасителя.
Эпиграф:
... Лицо, похожее на все человеческие
лица, - оно и есть лицо Христа.
Иван Тургенев.
Начало урока: прослушивание в записи одной из духовных песен Иеромонаха Романа.
Чтение рассказа И. Тургенева «Христос»:
«Я видел себя юношей, почти мальчиком в низкой деревенской церкви. Красными
пятнышками теплились перед старинными образами восковые тонкие свечи.
Радужный венчик окружал каждое маленькое пламя. Темно я тускло было в церкви...
но народу стояло передо мной много.
Все русые крестьянские головы. От времени до времени они начинали колыхаться,
падать, подниматься снова, словно зрелые колосья, когда по ним медленной волной
пробегает летний ветер.
Вдруг какой-то человек подошел сзади и стал со мною рядом.
Я не обернулся к нему - но тотчас почувствовал, что этот человек - Христос.
Умиление, любопытство, страх разом овладели мною. Я сделал над собой усилие... и
посмотрел на своего соседа.
Лицо как у всех - лицо, похожее на все человеческие лица. Глаза глядят немного ввысь,
внимательно и тихо. Губы закрыты, но не сжаты: верхняя губа как бы покоится на нижней.
Небольшая борода раздвоена. Руки сложены и не шевелятся и одежда на нем как на всех.
«Какой же это Христос! - подумалось мне, - такой простой, простой человек! Быть не
может!»
Я отвернулся прочь. Но не успел я отвести взор от того простого человека, как мне
опять почудилось, что это именно Христос стоит со мной рядом.
Я опять сделал над собой усилие... И опять увидел то же лицо, похожее на все
человеческие лица, те же обычные, хоть и незнакомые черты.
И мне вдруг стало жутко - и я пришел в себя. Только тогда я понял, что именно такое
лицо - лицо, похожее на все человеческие лица, - оно и есть лицо Христа.»
Декабрь, 1878 г.
Тетрадь: Записывание темы и эпиграфа урока.
Вопросы учащимся: Как вы думаете,
почему?
Изображение Христа в русской литературе
вплоть до XX века практически
отсутствует.
Ответ прост на удивление: отношение к
Христу было настолько трепетным,
благоговейным, заложенным
обязательными религиозным воспитанием,
что казалось немыслимым коснуться его
хотя бы пером.
Чем вызвано сегодняшнее внимание к
легендарной личности Христа?
В мире хаоса, переоценке духовных
ценностей образ Иисуса вновь становится
высшим нравственным идеалом для
человека и человечества, указывающим
путь к добру, любви, милосердию.
(Запись в тетради)
Прослушивание сообщения «Библейское сказание о Христе» (сообщение делает
заранее подготовленный ученик или группа учащихся).
В романе М. Булгакова сюжет об Иешуа (Иисусе) и Понтин Пилате является
своеобразным идейным центром. Кроме того, он ассоциативно связан с другими
проблемами. Булгаков по-своему рассказывает о Христе. Его герой удивительно жизненен,
хотя обстановка его появления достаточно необычна.
Работа с текстом.
Глава 2.
Обратите внимание на запах, который сопровождает и раздражает прокуратора
Понтия Пилата в день встречи с Иешуа.
(зачитывание текста)
Почему столь неприятен Понтию Пилату
этот запах?
Всюду пахнет розами. Кажется, сам воздух
насыщен этим запахом. Понтия Пилата
тревожит этот запах, доводят до
исступления.
В этот день ему предстоит совершить
выбор. Ненависть к запаху роз - это уже его
выбор на уровне подсознания.
Розы - один из символов христианства и Христа. А для поколения Булгакова розы
ассоциировались полностью с образом Христа. Направится ли Понтий Пилат в ту сторону,
откуда доносится запах роз? Или выберет запах «кожи и конвоя»? Предпочтя то или иное,
язычник Пилат сделает свой выбор. Мы знаем, что его выбор будет роковым.
Встреча с Иешуа.
Зачитывание текста с описанием
внешности Иешуа, его манеры держаться.
Это обычный смертный человек, по-детски
доверчивый, простодушный, наивный, но
умный и проницательный. Он слаб
физически, но силен духовно и является
воплощением лучших человеческих черт.
(Запись в тетради)
Какие же милые человеческие черты
присущи Иешуа?
Как он обратился прокуратору?
Кого еще он называет добрыми людьми?
К прокуратору он обратился со словами
«Добрый человек…»
Так же «добрыми людьми он назвал
жителей Ершалаима, которые поддержали
донос на него; Крысолова, избившего его.
Жизненное кредо Иешуа заключается в словах: «Злых людей нет на свете».
Эти слова полностью совпадают с сорок четвертой заповедью из Нагорной проповеди
Господа нашего Иисуса Христа:
«А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас.»
Итак, мы можем отметить в образе Иешуа следующие черты: доброту и милосердие.
(Запись в тетради)
Пример милосердия найти в тексте.
Иешуа почувствовал нестерпимую
головную боль Понтия Пилата,
страдавшего ужасной болезнью головы, и
смог простыми словами человеческого
участия, состраданием к мукам прекратить
эту боль.
Пилат за обычной внешностью арестованного смог угадать человека
необыкновенного, наделенного лучшими человеческими качествами, но не смог спасти его.
Какие слова определили участь Иешуа?
«Всякая власть является насилием над
людьми.
Настанет время, когда не будет власти ни
кесарей, ни какой-либо иной власти.»
Почему он не отказался от своих слов?
Ведь не мог же не осознавать, что они
будут приговором ему?
Иешуа не желает спасти свою жизнь ценой
даже малейшей лжи. Он ни разу не
отступил от истины, от идеала, и поэтому
заслужил свет. Он сам есть идеал -
олицетворенная совесть человечества.
Трагедия героя в его физической гибели, но
морально он одерживает победу.
(Записать)
Почему Понтий Пилат, знающий правоту
Иешуа, - все-таки осуждает его на смерть?
В этом еще одно противопоставление
Понтия Пилата с Иешуа. В истории Пилат
играет жестокую роль.
Он прокуратор Иудеи, («про»-за,
«куратор» руководитель чего-либо или
кого-либо) поверенный в делах, Пилат
сделал попытку спасти обвиняемого. Зная,
что Иешуа схвачен лишь благодаря
ревности священников, он попробовал
применить обычай миловать одного из
осужденных на Пасху. Пилат предложил
освободить «царя Иудейского». Однако
толпа, подстрекаемая священниками,
выбрала для этой цели Варвару. Пилат
уступил. Он боялся, чтобы
снисходительность не скомпрометировала
его самого. Кроме того, фанатизм толпы
вынуждает действовать с ней заодно.
«Шум увеличивался и превратился в настоящий бунт. Крики: «Распни его! Распни
его!» раздавались со всех сторон. Священники, принимая все более вызывающий тон,
объявляли, что Закон в опасности, если соблазнитель не будет предан смерти. Пилат ясно
видел, что для того, чтобы спасти Иисуса, придется прибегнуть к кровавому усмирению
бунта... Он побоялся потерять свое место. И он уступил из угодливости, благодаря которой
имени его было суждено подвергаться в истории бичеванию...»
(«В ночь на 14 нисана». Составитель В
А. Блинов. - Екатеринбург: Сред.-Урал,
кн. изд-во 1991 г.)
Глава 16
Трагические минуты земной жизни Христа (Иешуа). Место его последнего мучения -
Голгофа (лысый череп, лобное место).
Сын отца небесного должен умереть за спасение человечества.
Как отнеслась толпа иудеев к нему,
ведомому на казнь? К нему, умирающему
на кресте?
«... Перед его глазами не было ничего,
кроме зрелища человеческой низости и
тупости. Проходящие надругались над
ним. Он слышал вокруг себя глупые
насмешки, и последние стоны, вырванные
у него муками, истолковывались в виде
отвратительной игры слов: «Вот тот, -
говорили зрители, - кто называл себя
Сыном Божьим! Пусть теперь Отец
избавит его, если Он угоден Ему!»
«Других спасал, - бормотали еще другие, -
а Себя Самого не может спасти. Если он
Царь Израилев, пусть теперь сойдет с
креста, и уверуем в Него!»
Для толпы жестокие мухи Иеушуа -
развлечение, даровой спектакль.
А он, Иисус, Иешуа?
- «Прости им, Господи, они не ведают, что
творят».
- Пожалел разбойника, умиравшего рядом,
на кресте.
Глава 25
Туча разразилась дождем. Все бежало с Голгофы в Ершалаим. Остались иссекаемые
дождем тела казненных. Гроза прошла: В воздухе посвежело. Над Ершалаимом вновь
засияло солнце.
За что Понтий Пилат ненавидел
Ершалаим? (текст)
Он ненавидел этот город за фанатизм,
косность, узость мысли его жителей. Пилат
ненавидел и себя за трусость, боязнь
потерять власть, за страх перед
вышестоящими. Он сожалел об Иешуа,
может быть, и за то, что тот обладал прямо
противоположными качествами.
Иешуа (Иисус) - воплощение лучших человеческих качеств. Ни побои, ни наказания
не могут заставить его изменить своим принципам, вере царства добра и справедливости.
Его сила - в верности себе самому! (Записать)
В памяти остается облик земного и небесного человека, доброго, отзывчивого,
справедливого, мягкого и прощающего, но за внешней мягкостью и даже покорностью
сохраняющего железную волю, храбрость и верность.
«Покойся отныне в своей славе, благородный наставник! Дело твое закончено;
положена основа твоей божественности. Не опасайся, чтобы под влиянием каких-либо
ошибок погибло то, что создано твоими усилиями. Отныне, независимо от каких бы то ни
было превратностей судьбы, ты будешь с высоты твоей божественности присутствовать
при всех неисчислимых последствиях твоих деяний. Ценой нескольких часов страданий,
почти даже не коснувшейся твоей великой души, ты купил самое совершенное бессмертие.
На тысячи лет ты будешь служить миру откровением! Ты будешь служить знаменем наших
противоречий, символом, вокруг которого произойдут самые горячие битвы. После своей
смерти ты будешь в тысячу раз более живым, в тысячу раз более любимым, нежели в
течение твоего земного странствия, ты сделаешься до такой степени краеугольным камнем
человечества, что вырвать у мира твое имя станет невозможным без потрясения его до
самых глубоких оснований. Между тобой и Богом не будет никакого различия. Вполне
победив смерть, вступай же во владение тем Царством, в которое за тобой последуют
намеченные тобой царственным путем целые века твоих поклонников!»
(«В ночь на 14 нисана»)
В записи звучит перезвон церковных колоколов.
Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра.
I. Можно ли считать роман Булгакова
«Мастер и Маргарита» (главы 2, 16, 25, 26)
историческим произведением?
II. Философская проблематика романа
Булгакова «Мастер и Маргарита» (главы
2,16,25,26)
Учитывается:
1. Проблематика.
2. Система персонажей.
3. Характер конфликта.
1. Значимость этой проблемы для
современников.
2. Видение автором этой проблемы.
3. На каком материале поставлена эта
проблема.
4. Разрешение проблемы автором.