Конспект урока "«Нить судьбы». Художественный мир Бориса Пастернака"


Тема урока: «Нить судьбы». Художественный мир Бориса Пастернака
Цели: - вызвать интерес к личности Бориса Леонидовича Пастернака и ее поэзии,
познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта;
- развивать умения выразительного чтения, художественный вкус, совершенствовать
навыки составления хронологической таблицы жизни и творчества поэта;
- воспитывать патриотические и гражданские чувства, прививать любовь к искусству,
литературе, музыке.
- способствовать формированию коммуникативных компетенций.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Межпредметные связи: Информатика «Программа PowerPoint
Методическое обеспечение: электронная презентация, карточки-задания,
звукозапись музыкальных пьес Скрябина, песен на стихи Пастернака.
Ход урока:
I. Организационный момент. Объявление цели, хода урока, критериев оценки.
II. Интрига урока. Начинается урок без объявления названия - это один из механизмов
запуска творческого процесса. На определённом этапе её участникам предстоит дать своё
название. Участникам предлагается сесть по группам. Группам раздаются высказывания
о поэте «Глазами современников» .
«Глазами современников»
1. «Лицом он похож на Пушкина, ростом выше». М.Цветаева.
2. «Вставал рано утром и спускался вниз из своего кабинета, расположенного на
втором этаже. <…> Умывался он во дворе, даже зимой, при -30, так что от него шел
пар». Н.Табидзе.
3. «Производит впечатление гения: обнаженные нервы, неблагополучный и
гибельный». К.Чуковский.
4. «Не наружность – она для меня сливалась с общим обликом, как и голос и самые
стихи, но, быть может, манера держаться – совершенно простая, юношеская,
непосредственная, нескованная, полная и сердечности, и достоинства… Он говорил
так же непросто, как и писал,- потому что мысль его шла путем метафор». Е.Кунина.
5. «По дороге он говорил, что на него очень действует весна. Всюду жизнь <…>
<<Хочется достать часы и посмотреть – сколько еще осталось жить>>». Л.Горнунг.
6. «Он произвел впечатление огнем, который шел как бы изнутри, и сочетанием этого
огня с большим умом. У него светились глаза, и он весь горел вдохновением».
З.Н.Нейгауз.
7. «Как долго сохранял «?» юношеский, студенческий вид, а теперь это седой
старичок – как бы присыпанный пеплом». К.Чуковский.
Задание. Прочитать воспоминания современников о творческой личности, имя
которой пока остается загадкой, осмыслить и записать в тетрадь понравившееся,
привлекшее внимание высказывание. Подготовить группе ответ на вопрос: какое
впечатление сложилось об этом загадочном человеке, об его облике?
Комментарий. Интерес к имени загадочной творческой личности нарастает. Предлагаю
выслушать еще некоторые факты из жизни: 1958 год – присуждение Нобелевской премии
по литературе за роман «Доктор Живаго». Наконец имя «поймано», записываем его на
доске и в тетрадях (Борис Леонидович Пастернак), добавляем годы жизни: 1890 – 1960
III Лекция преподавателя, сопровождающаяся электронной презентацией.
Борис Леонидович Пастернак. Нить судьбы (Слайд 1)
Б. Пастернак. о всем мне хочется дойти до самой сути" (читает автор). Слайд 2 -4
Семья Пастернак. Слайд 5-6
Отец - Леонид Осипович - преподаватель Московского училища живописи, ваяния и
зодчества. Слайд 7
Мать, Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка европейской известности.
Из воспоминаний Жозефины Пастернак.
Корни фамильного древа Пастернаков недооценены и не исследованы. Я считаю, что
главные в нашем роду - родители.
Отец работал много и одухотворенно. Образ мамы у детей остался в памяти как образ
двух людей: на людях - сдержанная, отдавшая свою жизнь мужу и детям, в музыке она
была на какой-то недоступной высоте. Она замечательно играла. К ней можно отнести
слова Лермонтова: «По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел... И звук его
песни в душе молодой остался без слов - но живой... И звуков небес заменить не могли ей
скучные песни земли»...
Из писем Бориса Пастернака. Главное мое потрясение - папа, его блеск, его
фантастическое владение формой, его глаза, как почти ни у кого из современников,
легкость его мастерства, его способность играючи отхватывать по несколько работ в
день. И - несоответственная малость его признания...
Из воспоминаний Жозефины Пастернак.
Я могу без лишней скромности сказать: лучшие художники и музыканты России бывали в
нашем доме. Для нас их имена не были отвлеченными. Мы видели, знали многих по
рассказам родителей. Я как сейчас помню сидящих отца и Скрябина Они спорили о новом
рояле, где у каждого звука будет свой цвет.
Я помню немало писателей, помню Врубеля, а также других художников самых дерзких
творческих манер. Мой отец очень любил самых разных людей, но непременно четких в
позиции, убежденных. Очень мои родители дружили с семьей Серовых. Моя мама и
супруга Серова были подругами, служили вместе в консерватории и одновременно
венчались. Папа и Серов очень похоже воспринимали искусство, только папа быстро
писал, а Серов - медленно. Они часто говорили о знаменитых художниках как о друзьях:
Рубенса, например, называли Петром Павловичем. Мы зачастую жили бедно, но
достоинства никогда не теряли. Однажды только папа сказал о Серове с горечью и
болью, когда тот умер: «У него такое выражение лица, будто он радуется, что ушел из
этой ужасной жизни».
Все в этой удивительной семье были необыкновенно талантливы, порой казалось -
излишне, сверх меры. Для юного Бориса источником мук и колебаний была проблема -
чему посвятить себя.
В 13 лет, под влиянием композитора А.Н. Скрябина, Пастернак увлекся музыкой, которой
занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им сонаты для фортепиано).
Скрябин. Прелюдия си бе моль мажор. Слайд 8
Из воспоминаний Бориса Пастернака (на фоне музыки).
...музыка была для меня культом, то есть той разрушительной точкой, в которой
собиралось все, что было самого суеверного и самоотреченного во мне... Жизнь вне
музыки я себе не представлял... Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней -
Скрябина... На дворе зима, улица на треть подрублена сумерками и весь день на
побегушках. За ней, отставая, в вихре снежинок, гонятся вихрем фонари. Дорогой из
гимназии имя Скрябина все в снегу соскакивает с афиши мне на закорки. Я на крышке
ранца заношу его домой, от него натекает на подоконник. Обожание это бьет жесточе
и неприкрашеннее лихорадки.
Скрябин-то все и решил... Скрябин и - вера в судьбу, в предопределение, в то, что судьба
человека проявляется во всем, и более всего - в мелочах.
Слайд 9 В 1903 году при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного
срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был
освобождён от воинской повинности.
Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона
Божьего, от которого был освобождён. После ряда колебаний отказался от карьеры
профессионального музыканта и композитора. Из воспоминаний Бориса Пастернака.
У меня не было абсолютного слуха. Так называется способность узнавать высоту любой
произвольно взятой ноты; отсутствие качества, ни в какой связи с общей
музыкальностью не стоящего, но которым в полной мере обладала мать, не давало мне
покоя... Я узнал, что его нет у выдающихся современных композиторов и, как думают... и
Вагнер, и Чайковский были его лишены.
Так выбор был сделан: человечество потеряло, может быть, великого композитора - и
приобрело великого поэта. Но музыка навсегда осталась для Пастернака высшей
святыней; сколько стихов навеяно ею, в скольких упомянуты ее творцы! Но... «Нет»
музыке не означало еще «да» поэзии.
Слайд 10 В 1908 году поступил на юридический факультет, но затем перешёл на
философское отделение историко-филологического факультета Московского
университета, затем, летом 1912 года изучал философию в Марбургском университете в
Германии. Он ехал туда с искренним желание всего себя вложить в науку - не замечая, что
взгляд его на все, в том числе и на маленький, древний город, - взгляд поэта, а не ученого.
Во все, что он делал, он вкладывал всего себя; так было и в Марбурге, где на столе Бориса
высилась гора фолиантов, которые он усердно штудировал.
И вдруг - прозренье, крутой поворот: ученые труды убраны со стола, давно ожидаемое
приглашение от главы марбургской школы профессора Когена не замечено. С
философией покончено. Рождаются удивительные, истинно пастернаковские строчки...
Поэзию в нем пробудила любовь. В той, первой, любви он получил отказ - поэзия
осталась с ним навсегда.
Слайд № 11Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой, но получил отказ, как описано в
стихотворении «Марбург».
Слайд 12 После поездки в Марбург Пастернак отказался и от того, чтобы в дальнейшем
сосредоточиться на философских занятиях. В это же время он начинает входить в круги
московских литераторов. С 1914 Пастернак примыкал к содружеству футуристов
«Центрифуга» В этом же году близко знакомится с другим футуристом —Владимиром
Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние.
Слайд 13 14 Первые сборники Пастернак начал печататься в 1913 году (коллективный сборник
группы «Лирика»), а в 1914 году опубликовал сборник «Близнец в тучах», в котором проявил себя как
самобытный и оригинальный поэт. Однако сам Пастернак считал этот сборник «незрелым». В 1916 году
вышел сборник «Поверх барьеров». Опасаясь возможного призыва в армию, зиму 1916 годa, Пастернак
провёл на Урале, под городом Александровском Пермской губернии.
Слайд 15 Февраль. Достать чернил и плакать!
Действительно, реальность поэзии поднята до действительности природы; природа и поэзия уравнены:
поэзию творит органическое включение поэта в мир живой природы. Именно поэтому ни у кого природа
так не одушевлена, а по количеству стихотворений, посвященным временам года и отдельным месяцам,
Пастернак занимает первое место в русской поэзии. А одним из любимых времен года является зима.
Слайд 16 Из воспоминаний Жозефины Пастернак.
Нас было четверо сестер и братьев: Борис, сестра Лида, брат Александр - архитектор;
он, кстати, очень помогал в работах по устройству Мавзолея Ленина. В 20 годы наша
семья разделилась: родители, я и Лида уехали за границу - мама была больна, требовалось
хорошее лечение.
Уезжали по личному разрешению Луначарского; отец никогда не отказывался от
советского гражданства, мечтал вернуться, но уже не пришлось.
Сначала Германия, потом, во время разгула нацизма, - Англия. Борис никогда не думал
жить за рубежом. У него всегда и во всем было русское начало.
Слайд № 17 В 1922 гoду Пастернак женится на художнице Евгении Лурье. В том же
1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя жизнь», большинство
стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 года. В следующем 1923 году в
семье Пастернаков рождается сын Евгений.
В 1930-31 года Пастернак создает книгу “Второе рождение”. Это не только взгляд на
жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в
Зинаиду Николаевну.
(Чтение стихотворения “Любить иных – тяжелый крест…”.)
Из письма Бориса Леонидовича к Зинаиде Николаевне:
“Ты постоянно оказываешься совершеннее того большего, что я думаю о тебе, что мне
становится печально и страшно. Я начинаю думать, что счастье, которое кружит и меня,
предельно для меня, но для тебя еще не окончательно полно. Что не охватываю тебя, что
как ни смертельно хороша ты в моем обожании, в действительности ты еще лучше.
Счастье даешь и будешь давать ты мне ”.
Слайд № 18 В 20-е годы созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в
стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и
«Лейтенант Шмидт». В 1928 году Пастернак обращается к прозе. К 1930-му году он
заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются его
принципиальные взгляды на искусство и творчество.
Слайд № 19 В 1935 году Пастернак участвует в работе проходящего в Париже
Международного конгресса писателей в защиту мира, где с ним случается нервный срыв
(последняя его поездка за границу).
На конец 20-х начало 30-х годов приходится короткий период официального
советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в
деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом
съезде.
Слайд № 20 В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Ахматовой. В 1937
году отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других,
демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка. 1942—1943 провёл в
эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многим людям, в том числе дочери Марины
Цветаевой.
Когда судьба Бухарина была уже предрешена, когда знакомые при встрече с ним
переходили на другую сторону улицы, Пастернак написал ему поддерживающее письмо, в
котором говорил: «Я не верю в вашу вину».
Когда Зощенко был для всех отщепенцем, «мерзавцем», «подонком», Пастернак открыто
называл его «милый Михаил Михалыч», пытаясь помочь чем мог.
А письмо Шаламову. А открыто, в разговорах: «Сталин - убийца», «Когда же кончится
раздолье подхалимам, которые ради своей выгоды готовы шагать по трупам?»
Это считали бравадой, рисовкой те, кто не знал его. Те, кто знал, понимали: это - его
естество, такое же, как дыханье. В нечеловеческую эпоху он продолжал жить по
человеческим законам, как будто ничего не произошло. Потому что лицемерить не мог.
Сам Сталин сказал о нем, как о юродивом: «Оставьте в покое этого небожителя» (как
узнают потом, разбирая архивы, на Пастернака был собран материал, достаточный для
«десяти лет без права переписки»).
В 1937 году Пастернак стал едва ли не единственным среди писателей в Советской
России, который не подписал петиции о смертной казни целой группы большевиков-
интеллигентов. Он все поставил на карту: и семью, и творчество, - но не побоялся.
Из воспоминаний Жозефины Пастернак.
Борис всегда и ко всему относился со строгим соблюдением правил. В своей собственной
жизни, со своей собственной жизнью он мог делать все, что заблагорассудится, - мог в
один миг принимать какие-то решения или поражать друзей неожиданными
действиями. Но он терпеть не мог вмешательства, кого-то обижать, короче говоря -
быть раздражающим фактором... Его поэзию иногда называют эгоцентричной. Я бы
так не сказала, несмотря на создающееся от стихов впечатление, что автор находится
в большей гармонии с природой, нежели с людьми. Собственное отношение Пастернака -
сочувствие до степени физической боли, полное сопереживание.
Это чувство полного сопереживания - и сопереживания деятельного - отмечали все...
Пастернак попадает в число «опальных» поэтов. Ему не дают печатать своих
произведений, не дают работы - он живет переводами и случайными статьями. Такая же
судьба была у Ахматовой, Цветаевой...
Одного за другим теряет Пастернак близких по духу людей.
1946 год, один из труднейших для Пастернака, голодный, неустроенный, душный. А он
пишет...
ШЕЛ сорок шестой год. Год знакомства Бориса Пастернака и Ольги Ивинской,
женщины, которой предстояло стать прототипом Лары из «Доктора Живаго»,
потерять ребенка, провести годы в тюрьме и испытать безмерное счастье оттого, что
она любит Великого и любима Великим…
Ей было 34, ему 56, она — младший редактор «Нового мира», он известнейший
поэт. Она — дважды вдова и мать двоих детей: семилетней Иры и совсем еще
малыша Мити, он — женат вторым браком на Зинаиде Николаевне Нейгауз, бывшей
жене своего друга Генриха Нейгауза. Никто и не говорил, что им будет легко. А для
Пастернака намного важней было другое — она любила его не только как поэта, но и
просто за то, что он был.
Любовь... Как это похоже на Пастернака: - «как жаль ее слез!» - жаль не себя - ее. И тут же
- через страдания - чувство всепоглощающего счастья. Таким он будет всегда.
Из писем Бориса Пастернака.
Ко мне полностью вернулось чувство счастья и живейшая вера в него, которая
переполняет меня весь последний год...
Я год за годом тружусь, как каторжный, и всегда мне всех... до слез жаль. Словно все
кругом несчастные, и только я один позволяю себе быть счастливым и, значит, у всех
как бы на шее. И, действительно, я до безумия, неизобразимо счастлив открытою,
широкой свободой отношений с жизнью, таким мне следовало или таким мне лучше бы
было быть в восемнадцать-двадцать лет, но тогда я был скован, тогда я еще не
сровнялся в чем-то главном со всем на свете... И не знал-то хорошо языка жизни, языка
земли, как их знаю сейчас.
С появлением Ольги в жизни Пастернака и началась работа над той самой знаменитой
книгой «Доктор Живаго», которая принесла писателю одновременно и славу, и массу
неприятностей.
Через 3 года, осенью 1949-го, Ольгу арестовали за связь с Пастернаком, «английским
шпионом». От неё требовали признания, что в переводах её любовника прослеживалась
политическая неблагонадёжность и клевета на советскую действительность. Несколько
месяцев Ольга провела в холодной сырой камере. Она ежедневно подвергалась пыткам.
То обстоятельство, что женщина была беременна, не смягчало обращения с ней, и в
результате одного такого допроса она потеряла ребёнка.
Борис ходил по инстанциям, просил, умолял, требовал выпустить Ольгу. Но разве он был
в силах противостоять системе? Единственное, чем он мог помочь любимой женщине, –
это все 5 лет пребывания в лагере заботиться о её детях. Писатель без устали повторял
знакомым: «Её посадили из-за меня, как самого близкого мне человека. Её геройству и её
выдержке я обязан, что меня в эти годы не трогали».
Когда в пятьдесят третьем Ольга вернулась, их любовь вспыхнула с новой силой. Он
писал ей письма: «Золотая моя девочка... Я связан с тобой жизнью, солнышком,
светящим в окно, чувством сожаления и грусти, сознанием своей вины».
Их встречи продолжались. Ольга помогала Пастернаку закончить роман. Она
поддерживала его.
40 - 50 годы. Мрачная эпоха безвременья. Мертвое молчание.
Он пишет роман, он торопится: он стар, он боится не успеть...
Слайд 22 Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год.
Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет
собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического
периода от начала столетия до Гражданской войны. Во время написания романа
Пастернак не раз менял его название. Роман мог называться "Мальчики и девочки",
"Свеча горела", "Опыт русского Фауста", "Смерти нет".
Он пишет роман, главное дало своей жизни, урывками: много времени отнимает черновая
работа, нужная для поддержания жизни, - переводы, статьи. Но Пастернак не был бы
Пастернаком, если бы делал что-то спустя рукава. И переводы его - «Фауст» Гете,
Шекспир - так же прекрасны, как оригиналы.
Два Гамлета встречаются во времени: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака из его
романа «Доктор Живаго».
Борис Пастернак. "Гамлет" (читает Владимир Высоцкий). Слайд 23
Мы восхищаемся переводами Бориса Пастернака. А он в минуту отчаяния напишет в
письме: «Переводы отняли у меня лучшие годы моей деятельности». В английской газете
напишут «Пастернак мужественно молчит» и он вспыхнет: «Откуда они знают, что я
мужественно молчу? Я молчу, потому что меня не печатают...»
А между тем уже наступал 1955 год, и закончен роман, писавшийся десять лет, и разослан
в списках друзьям, и получены первые отзывы.
Роман написан. Роман читается в списках. Но... разрешения на напечатанье его нет.
Наступает 1956 год. Редакции молчат. Тишина - как затишье перед бурей.
И буря грянула.
Слайд 24
Пастернак отдал свой роман в зарубежное издательство. Так началась борьба
семидесятилетнего человека с огромным государством.
ЧТЕНИЕ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…»
Нет, он не был железным.
Не железный? Но...
Он всегда чувствовал неловкость, мучился оттого, что другие сидят, а он - на свободе, не
подозревая, как близко к краю пропасти подошел...
Свою Голгофу он обрел уже после смерти Сталина.
Из воспоминаний Анны Ахматовой.
Началось... Вызовы в ЦК, письма писателей с идеологическими обвинениями. Требования
забрать рукопись у итальянцев.
Ноябрь 1957 года. Роман вышел в свет в Италии. Через два года он был переведен на 24
языка! Борис был счастлив, мы - ждали взрыва...
Действительно - началось... 23 октября Шведская Академия словесности и языкознания
объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе 1958 года. Борис
Леонидович тут же послал секретарю академии растроганную телеграмму: «Бесконечно
благодарен, тронут, горд, удивлен, смущен».
Слайд 25 Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает
публиковаться. Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия»
он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 года, где
ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине», однако никаких
последствий для него это событие не имело, возможно, потому, что стихотворение было
опубликовано без его разрешения.
31 октября он пишет Хрущеву об отказе от премии...
Из документов: «Литературная газета», 25 октября 1958 г.: «Пастернак... получил
тридцать сребренников... злобствующий литературный сноб... Воскресший Иуда...»
Плакаты, демонстрации студентов Литинститута: «Иуда - вон из СССР!»
«Нобель перевернулся бы в гробу, если б узнал, кому пошли его денежки...»
«...Доктор Живаго - плевок в наш народ...»
«...Народ не знал Пастернака как писателя... Он узнал его как предателя...»
«Есть хорошая русская пословица: «Собачьего нрава не изменишь!» Самое правильное -
убрать его из нашей страны поскорее».
Борис Пастернак. "Нобелевская премия" (исп. Борис Зверев).
Слайд 27 От Пастернака требовали отречения, угрожая разрывом с родиной. Одно за
другим он подписал два письма о «добровольном» признании своих ошибок. До этого
подумывал о самоубийстве, после - стал спокоен. Шутил, смеялся. Говорят, так иногда
ведут себя после операции или шока, когда боль еще не подошла.
Из «Доктора Живаго» Бориса Пастернака.
От огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведенного
криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно
тому, что думаешь.
Слайд 28 В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт, описанный в
стихотворении «В больнице», полном глубокого религиозного чувства:
«О Господи, как совершенны дела Твои, думал больной»
Последний раз они виделись в начале мая 1960 года. Через несколько дней с Борисом
случился второй инфаркт. Затем выяснилось, что у Пастернака ещё и рак лёгких. Ольга не
смогла быть с ним рядом – за супругом ухаживала жена Зинаида.
Летом 1959 гoдa Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой пьесой
«Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь (рак лёгких) в последние месяцы
жизни приковывает его к постели.
Пастернак умер от рака лёгких 30 мая 1960 в Перепелкине. Сотни людей (среди них Н.
Коржавин, Б. Ш. Окуджава, А. A. Вознесенский) пришли 2 июня 1960 года на его
похороны, несмотря на опалу поэта.
… Правление Литературного фонда СССР извещает о смерти писателя, члена Литфонда
Бориса Леонидовича Пастернака последовавшей 30 мая сего года, на 71-м году жизни,
после тяжелой и продолжительной болезни, и выражает соболезнование семье покойного.
Единственное появившееся в газетах, вернее, в одной – "Литературной газете",
сообщение о смерти Б.Л.Пастернака.
Из романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.
Смерть не по нашей части. А вот вы сказали талант, это другое дело, это наше, это
открыто нам. А талант - в высшем широчайшем проявлении и есть дар жизни...
Слайд 28 В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было
отменено, в 1988 году «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР («Новый Мир»),
в 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну
поэта Е. Б. Пастернаку.
У Бориса Пастернака 4 внука и десять правнуков.
«Доктор Живаго» был экранизирован в США в 1965 гoду и в 2002 гoду, в России - в 2005
гoду.
IV. Первичное закрепление Задание группам: Дать толкование литературного герба
Пастернака.
- Пока группы готовят ответ, звучит Клип на песню Б.Пастернака "Зимняя ночь" в
исполнении А. Пугачёвой Слайды 34-35
V. Подведение итогов урока. Борис Леонидович Пастернак прожил свою жизнь именно
так, как ему хотелось: “ни единой долькой не отступаясь от лица”. Это – великий поэт,
прекрасная судьба. И просто потому, что он был и творил, любил и жил в истории,
литературе, философии.
Имя Пастернака навсегда останется в истории русской литературы: людям всегда будут
нужны его чудесные и полные жизни лирика и проза. Ведь многие учились и учатся у
Бориса Леонидовича.
V. Домашнее задание: выучить стихотворение Б. Л. Пастернака.