Интегрированный урок ""А любовь остается жить" (По трагедии В. Шекспира "Ромео и Джульетта")"


Интегрированный урок по литературе и музыке
Тема:
"А любовь остается жить"
(По трагедии В. Шекспира "Ромео и Джульетта")
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Шекспира, эпохой
великого драматурга, с жизнью и творчеством композитора С. Прокофьева, показать
жанровые особенности трагедии, на примере высоких поэтических образов воспитывать в
детях духовность, развивать у ребят вкус и хорошей литературе, музыке.
Оформление: портреты Шекспира и С. Прокофьева, таблица- словарь, иллюстрации к
"Ромео и Джульетте", магнитофон.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя музыки.
Сегодняшний урок необычный, интегрированный, Он посвящен вечной теме любви.
Нам предстоит знакомство с двумя замечательными людьми: поэтому и драматургом, В.
Шекспиром и композитором С. Прокофьевым.
Мы увидим, как поэзия Шекспира сочетается с музыкой Прокофьева, в чем заключается
сила искусства.
Вступительное слово учителя литературы
У поэта С. Островского есть стихотворение с названием нашего урока: " А любовь
остается жить". И пусть сегодняшний урок станет уроком - путешествием в прекрасную
страну - любовь. А тон сегодняшнему разговору пусть задаст это прекрасное
стихотворение:
Океаны ломают сушу,
Ураганы сгибают небо,
Исчезают земные царства,
А любовь остается жить!
Погибают седые звезды,
Серый мамонт вмерзает в скалы,
Острова умирают в море,
А любовь остается жить!
Топчут войны живую зелень,
Пушки бьют по живому солнцу,
Днем и ночью горят дороги,
А любовь остается жить.
Я к тому это все, что если
Ты увидишь, как плачут звезды,
Пушки бьют по большому солнцу,
Океаны ломают твердь -
Есть на свете сильнее чудо:
Рафаэль написал Мадонну.
Незапятнанный свет зачатья
На прекрасном ее лице.
Значит, день не боится ночи,
Значит, сад не боится ветра,
Горы рушатся. Небо меркнет,
А любовь остается жить.
История любви пишется давно. И каждый человек, каждое поколение вписывает в ней
свои страницы. Бессмертными стали имена Ромео и Джульетта, Тристана и Изольды,
Данте и Беатриче, Петрарки и Лауры , вот имена всепобеждающей любви. А первыми в
этом прекрасном списке всегда стоят юные Ромео и Джульетта.
Сегодня мы увидим с дистанции времени людей, давно ушедших, но так схожих с
нами в своих порывах, страстях, радостях и горе, в своей любви.
Нам предстоит сегодня встреча с человеком, имя которого - Шекспир И.С.Тургенев
сказал однажды: "Для нас Шекспир не одно лишь громкое, яркое имя, которому лишь
изредка и издали; он сделался нашим достоянием, он вошел в нашу плоть и кровь".
Эти слова стали эпиграфом к нашему уроку.
Шекспир написал 37 пьес, 4 поэмы и 154 сонета. Шекспир принадлежал к титанам
Возрождения.
2. Сообщение ученика об эпохе Возрождения.
Эпоха возрождения- это время подъема культуры многих европейских стран, которая
ухаживает два века- XV и XVI.
Деятелей этой эпохи назвали себя гуманистами (человеколюбцами), Они защищали право
свободного и равного развития человеческой личности вне зависимости от
происхождения и социального положения.
Новый прогрессивный социальный уклад и идеология нашли свое выражение в появлении
талантливых художников, поэтов и писателей. Вот их имена: Микеланджело, Леонардо да
Винчи, Рафаэль, Данте, Петрарка, Серванте, Лопе де Вега и Шекспир.
3.Сообщение учащихся о Шекспире.
О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений: Шекспир не писал
воспоминаний, не вел дневников. Ученым потребовалось потратить много труда, чтобы
мы могли узнать хоть что- то об этом великом человеке.
Шекспир создал около тысяче образов, и в каждом из них- частица его собственной
любви или ненависти. Его произведения- наиболее полная автобиография, самое
достоверное жизнеописание драматурга, из судеб его героев.
Шекспир верил, что жизнь народа складывающееся улучшится при абсолютизме,
но ожидая его не сбылись. И поэтому на смену комедиям, которые характерны для
раннего творчества Шекспира, постепенно приходят трагедии: "Гамлет", "Отелло",
"Король Лир", "Макбет", и др.
В 1612 году Шекспир прекратил литературно-театральную деятельность, он уехал
из Лондона в Стрэтфорд, где провел последние годы жизни. Шекспир умер23 апреля 1616
года в возрасте 53 лет.
Великий драматург и поэт не подозревал, какая долгая жизнь предстоит его
произведениям.
Сообщение о театре времен Шекспира.
Во второй половине ХVIв. в Англии появилась целая сеть народных театров, которые
остро и быстро реагировали на все важнейшие общественные события.
В те времена самые дешевые стоячие места были в портере, а состоятельные
зрители сидели в ложах. К 1600 году в Лондоне действовало 9 театров. Это было совсем
не мало для города в 200000 человек населения. Судя по дошедшим до нас сведениям,
публика очень живо откликалась на события, происходившие на сцене. Посетители
портера иногда вступали в жесткий спор о спектакле, а если в спор вступали зрители,
сидевшие в ложах, то иногда все заканчивалось потасовкой, унять которую было некому -
полиции тогда еще не существовало. Город не знал тишины в те дни, когда давались
спектакли. Народ быстро привык к театрам, и они стали неотъемлемой частью его
духовной жизни.
4. Краткий исторический комментарий учителя, работа с таблицей-словарем.
Определить жанр произведения.
Доказать, что это трагедия.
5. Краткий пересказ трагедии. (сообщение учащегося)
6. Выразительное чтение по ролям иалог Ромео и Джульетты. Акт II, сцена 2 - в
саду) на фоне музыки.
7. Беседа по тексту
Учитель литературы:
- Как меняются наши герои, полюбив?
- Против кого они подняли мятеж?
- Какова роль героев, как они выражают свои чувства?
Учитель музыки:
- Как поэзия Шекспира сочетается с музыкой С. Прокофьева? Какие чувства вызывает у
вас эта музыка?
- Помогает ли музыка лучше понять характеры героев, их внутренний мир?
- Какие мотивы преобладают в музыке: мажорные или минорные?
8. Монолог Джульетты.
(Акт III, сцена 2 "Приди, о ночь, приди, о мой Ромео) на фоне музыки.
9. Беседа.
- Любовь... Что она делает с человеком?
- Почему они погибли?
- Пьеса воспринимается как трагедия любви или как ее торжество?
- Современны ли проблемы, которые поднимает Шекспир?
- Современна ли музыка Прокофьева?
- Каковы нравственные уроки пьесы?
10. Выводы. Подведение итогов.
- Как вы думаете, почему вот уже 400 лет во всем мире играют пьесы Шекспира и великие
актеры мечтают быть занятыми в них?
- В чем секрет творчества Шекспира?
11. Заключительное слово учителя музыки.
Есть в искусстве вечные темы, любовь одна из них. И сколько бы веков не прошло, люди
все так же будут влюбляться, страдать, расставаться и вновь обретать друг друга, силой
своей любви преодолевать все преграды, потому что перед Любовью бессильны моря и
горы, расстояние и время, силы людские и силы природы. А поэты и писатели все так же
будут воспевать в своих произведениях Любовь композиторы - сочинять музыку, потому
что Любовь, что бы ни случилось, остается жить!
Закончить сегодняшний разговор хочется стихотворением М. Ампер:
Высокочтимые Капулетти!
Глубокоуважаемые Монтекки!
Мальчик и девочка, ваши дети,
В мире прославили вас навеки!
Не родовитость и не заслуги,
Не звонкое злато, не острые шпаги,
Не славные предки, не верные слуги,
А любовь, исполненная отваги.
Вас прославила вовсе другая победа,
Другая мера, цена другая...
Или всё-таки тот, кто об этом поведал,-
Безвестный поэт из туманного края?
Хотя говорят, что того поэта
Вообще на земле никогда не бывало...
Но ведь был же Ромео, была Джульетта-
Страсть, полная трепета и накала!
И так Ромео пылок и нежен,
Так растворилась в любви Джульетта,
Что жил на свете Шекспир или не жил,
Честное слово, неважно и это!
Мир добрый, жестокий, нежный, кровавый,
Залитый слезами и лунным светом...
Поэт не ждёт ни богатства, ни славы,
Он просто не может молчать об этом.
Ни о чем с человечеством не условясь,
Ничего не спросив у грядущих столетий,
Он просто живёт и живёт, как повесть,
Которой печальнее нет на свете.
12. Оценки. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему: "Любовь в литературе и музыке".