Презентация "Образ Петербурга в поэзии Серебряного века" 11 класс

Подписи к слайдам:

Урок литературы

в 11 классе

«Образ Петербурга в поэзии Серебряного века»

Ф.Я. Алексеев «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной»,

А.С.Пушкин

«Медный всадник»

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Тёмно-зелёными садами

Её покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин»

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробуждён.

Встаёт купец, идёт разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит…

Петербург Пушкина

Произведения о Петербурге:

роман «Евгений Онегин»

поэма «Медный всадник»

ода «Вольность»

повести «Пиковая дама»,

«Станционный смотритель»

поэма «Домик в Коломне» и др.

Ф.Я. Алексеев "Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости" 1810г.

Там высох человек, погрязнув в барыши,

Улыбка на устах, а на уме коварность:

Святого ничего – одна утилитарность!

Н.А.Некрасов

«Дружеская переписка Москвы с Петербургом».

Все больны, торжествует аптека

И варит свои зелья гуртом;

В целом городе нет человека,

В ком бы желчь не кипела ключом…

Н.А. Некрасов

«До сумерек».

Петербург Некрасова

Произведения о Петербурге:

стихотворения «Кому холодно, кому жарко…»,

«Дружеская переписка Москвы с Петербургом»,

«До сумерек»

поэма «Княгиня Трубецкая»

цикл «О погоде»

Б.Патерсон «Вид на Дворцовую площадь от начала Невского проспекта»

Патерсен, Б. Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца

«Пустынные улицы даже и днём не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались ещё глуше и уединённее: фонари стали мелькать реже; пошли деревянные домы, заборы, нигде нет ни души; сверкал только один снег по улицам да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки».

«Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущённою массою наляжет на него… Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект. …сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде.»

Н.В.Гоголь «Шинель»

Н.В.Гоголь «Невский проспект»

Патерсен Б. Вид Казанского собора со стороны Невского

Потому что вот уже восемь лет, как я живу в Петербурге и почти ни одного знакомства не умел завести. Но к чему мне знакомства? Мне и без того знаком весь Петербург; вот почему мне и показалось, что меня все покидают, когда весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу. Мне страшно стало оставаться одному, и целых три дня я бродил по городу в глубокой тоске, решительно не понимая, что со мной делается…

Ф.М.Достоевский «Белые ночи».

« Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников»

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».

Петербург Достоевского

Произведения о Петербурге:

романы «Белые ночи»,

«Преступление и наказание»,

«Бедные люди»,

«Униженные и оскорбленные»,

«Идиот» и др.

Петербург в русской литературе

  • существовал в двух традициях

Пушкинский город

Гоголевский Петербург, Петербург Достоевского

"полночных стран краса и диво", гордый и прекрасный, город - судьба России, "окно в Европу", символ новой русской истории

"фантастический город", город страдания, город проклятый

Двойственность Петербурга

За этот исторически ничтожный срок своего существования Петербург накопил такое количество текстов, кодов, связей, ассоциаций, такой объем культурной памяти, что по праву может считаться уникальным явлением в мировой цивилизации.

Ю.М. Лотман

В чём заключается уникальность Петербурга?

?

Образ Петербурга

в поэзии Серебряного века

Цели урока:

  • познакомиться с еще одной страницей «Петербургского текста»;
  • увидеть своеобразие изображения Петербурга Блоком, Ахматовой , Мандельштамом и их литературными предшественниками (выявить общие и отличительные черты)

Задания для первой группы

1. Подготовить сообщение на тему «Петербург Блока», включив в него краткий анализ стихотворения «Сумрак дня несёт печаль»

2. Выучить наизусть стихотворение «Сытые»

3. Подготовить анализ стихотворения «Сытые»

Вопросы для анализа.

* Какая тема объединяет эти стихотворения?

* Какие образы создает поэт?

* Как живется людям в городе?

* Как Блок рисует город, в котором живут эти люди?

* Кто виноват в том, что люди «увлечены во мглу», по мнению Блока?

* Присутствует ли в стихотворениях образ автора? Слышим ли мы его голос? Какова его позиция?

Стихотворения «Фабрика»,

«Петр»,

«Город в красные пределы…»,

«В кабаках, в переулках, в извивах…»,

«Сытые»

«Незнакомка»,

«Пушкинскому дому»,

«Невидимка» и др.

поэма «12»

циклы «Снежная маска»,

«Город»,

«Страшный мир» и др.

Петербург Блока

Образная система стихотворения

двойственность

мёртвый

и безликий

мрак

ангелы

Метафизический Петербург

Антитеза

Побеждает светлое начало

Метафоры, олицетворения - «создают мистический образ «тусклого» города

тёмное начало Петербурга

светлое начало Петербурга

Сумрак дня несет печаль.

Тусклых улиц очерк сонный,

Город, смутно озаренный,

Смотрит в розовую даль.

Видит с пасмурной земли

Безнадежный глаз столицы:

Поднял мрак свои зеницы,

Реют ангелы вдали.

Близок пламенный рассвет,

Мертвецу заглянет в очи

Утро после долгой ночи…

Но бежит мелькнувший свет,

И испуганные лики

Скрыли ангелы в крылах:

Видят – мертвый и безликий

Вырастает в их лучах. 1901г

Тёмное и светлое начало Петербурга

раскрывается через эпитеты

Темное начало Петербурга (образы)

Изобразительно-выразительные средства

Светлое начало Петербурга (образы)

Изобразительно-выразительные средства

Город

Мрак

Земля

Глаз столицы

Ночь

смутно озаренный (эпитет)

мертвый и безликий (эпитет)

пасмурная (эпитет)

безнадежный (эпитет)

долгая (худ. определение)

Даль

Лики ангелов

Рассвет

Ангелы

Утро

розовая (эпитет)

испуганные

(эпитет)

пламенный (эпитет)

В лучах (несоглас. определ.)

После долгой ночи (несоглас. определ.)

Стихотворение А.А.Блока «Сытые»

Автор

(прямая оценка сытых)

Сытые

Рабочие

«они давно меня томили»

« негодует все, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!»

«им выпал скудный жребий»

«и жгут им слух мольбы о хлебе»

« нам жаль их сытость разрушать»

Образ жизни:

«они скучали, и не жили,

И мяли белые цветы»;

«груда рюмок»;

«скука их обедов чванных».

Черты портрета :

« на лицах – желтые круги,

Шипят пергаментные речи,

С трудом шевелятся мозги».

«мольбы о хлебе»,

«свет электрический потух»,

«красный смех чужих знамен»

Революционные идеи

В стихах Блока проходит целая галерея образов людей, униженных и оскорбленных в этом сверкающем и сытом мире.

Петербург Блока - это “страшный мир”, полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город со своими реально-историческими чертами.

Новое в «петербургском тексте»: 

Петербург Блока – город, не являющийся источником зла. Грех находится в душах людей.

Им противостоит революционное начало угнетённых и чистота детей. Город вместилище и того, и другого. Он - данность.

Задания для второй группы

1. Подготовить сообщение на тему «Петербург Мандельштама», включив в него краткий анализ стихотворения «Петербургские строфы»

2. Выучить наизусть стихотворение Мандельштама «Адмиралтейство»

3. Проанализировать стихотворение «Адмиралтейство»

Вопросы для анализа:

* К какому литературному течению вы отнесете стихотворение? Как это доказать?

* Найдите точные детали, изображающие Адмиралтейство. Как они обобщены?

* Какие пласты доминируют в образной системе?

* Охарактеризуйте образ Петра?

* Как основная идея стихотворения воплощается в его композиции * О какой пятой стихии идет речь? Найдите ключевые слова, доказывающие это.

 

Стихотворения

«Адмиралтейство»

«Петербургские строфы»

«Дворцовая площадь»

«На страшной высоте блуждающий огонь…»

«В Петербурге мы сойдёмся снова…»

«Ленинград» и др.

Петербург Мандельштама

«Петербургские строфы»

Петербург

имперский человеческий

Тяжка обуза северного сноба – Летит в туман моторов вереница:

Онегина старинная тоска; Самолюбивый, скромный пешеход –

На площади Сената – вал сугроба Чудак Евгений – бедности стыдится,

Дымок костра и холодок штыка… Бензин вдыхает и судьбу клянёт.

Образная система стихотворения

двойственность

Адмиралтейство

фрегат

акрополь

Петербург

Россия

Исторические реминисценции

Пушкин «Стансы» - «то мореплаватель, то плотник»

Пушкин : «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль,

при стуке топора и громе пушек».

.

морское дело

образы античной культуры

В столице северной томится пыльный тополь,

Запутался в листве прозрачный циферблат,

И в тёмной зелени фрегат или акрополь

Сияет издали – воде и небу брат.

Ладья воздушная и мачта-недотрога,

Служа линейкою преемникам Петра,

Он учит: красота – не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.

Нам четырёх стихий приязненно господство,

Но создал пятую свободный человек;

Не отрицает ли пространства превосходство

Сей целомудренно построенный ковчег?

Сердито лепятся капризные Медузы,

Как плуги брошены, ржавеют якоря –

И вот разорваны трёх измерений узы

И открываются всемирные моря!

(явление, наводящее на воспоминание)

В столице северной томится пыльный тополь,

Запутался в листве прозрачный циферблат,

И в тёмной зелени

Сияет издали –

воздушная и -недотрога,

Служа линейкою преемникам Петра,

Он учит: красота не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.

Нам четырёх стихий приязненно господство,

Но создал пятую свободный человек:

Не отрицает ли пространства превосходство

Сей целомудренно построенный ковчег?

Сердито лепятся капризные ,

Как плуги брошены, ржавеют –

И вот разорваны трёх измерений узы

И открываются всемирные моря.

фрегат или акрополь

Ключевые слова стихотворения

воде и небу брат.

Ладья

мачта

Медузы

якоря

Ключевые слова,

связанные

с идеей творчества

Ключевые слова, связанные с образом моря

Композиция стихотворения

1. Здание Адмиралтейства,

которое сравнивается

с фрегатом или акрополем.

2. Образ Петра (основателя

города) и его преемников,

создающих рукотворную

красоту Петербурга.

3. Четыре стихии и их

преодоление в творчестве,

которое является пятой

стихией, созданной

человеком.

4. Перед фрегатом – Адми-

ралтейством раскрываются

всемирные моря вечности.

В столице северной томится пыльный тополь,

Запутался в листве прозрачный циферблат,

И в тёмной зелени фрегат или акрополь

Сияет издали – воде и небу брат.

Ладья воздушная и мачта-недотрога,

Служа линейкою преемникам Петра,

Он учит: красота – не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.

Нам четырёх стихий приязненно господство,

Но создал пятую свободный человек:

Не отрицает ли пространства превосходство

Сей целомудренно построенный ковчег?

Сердито лепятся капризные Медузы,

Как плуги брошены, ржавеют якоря –

И вот разорваны трёх измерений узы

И открываются всемирные моря.

«Адмиралтейство»

тема

идея

Здание Адмиралтейства,

расположенное

в центре Петербурга

Творчество – «пятая стихия»,

созданная человеком

Творчество – это «пятая стихия», созданная человеком,

она преодолевает время, она не божественна, но

рукотворна, так как создаётся трудом «простого столяра»,

то есть обычного человека.

Новое в «Петербургском тексте.

Архитектура в восприятии Мандельштама

противостоит хаосу, который он всегда смутно ощущает и которого страшится.

хаос

бесформенное неограниченное бесформенность материала (камень,

пространство глина)

архитектура

* память о прошлом

* связь человека с культурой

* близка поэзии в материальном мире

* «видение властной, повелительной гармонии», рациональности

Задания для третьей группы

1. Подготовить сообщение на тему «Петербург Ахматовой», включив в него краткий анализ стихотворения «Стихи о Петербурге»

2. Выучить наизусть стихотворение Ахматовой «Как люблю, как любила глядеть я».

3. Проанализировать стихотворение «Как люблю, как любила глядеть я».

Вопросы для анализа:

* Определите синтаксические особенности стихотворения? Что обозначает финальный знак препинания в стихотворении?

* Какое впечатление вызывает звуковой строй начала стихотворения?

* Кто является героем (героями) стихотворения? Какую роль в это м играют местоимения?

* Какой предстаёт северная столица в изображении поэта?

Петербург Ахматовой

Стихотворения

«Стихи о Петербурге»

«В последний раз мы встретились тогда…»

«Как люблю, как любила глядеть я…»

«Петроград,1919»

«Годовщину последнюю празднуй…»

«Летний сад»

«Петербург в 1913 году» и др.

Поэмы «Реквием»,

«Поэма без героя»

«Стихи о Петербурге»

Вновь Исакий в облаченье Оттого, что стали рядом

Из литого серебра. Мы в блаженный миг чудес,

Стынет в грозном нетерпенье В миг, когда над Летним садом

Конь великого Петра. Месяц розовый воскрес, -

Ветер душный и суровый Мне не надо ожиданий

С чёрных труб сметает гарь… У постылого окна

Ах! Своей столицей новой И томительных свиданий,

Недоволен государь. Вся любовь утолена.

2 Ты свободен, я свободна,

Сердце бьётся ровно, мерно, Завтра лучше, чем вчера, -

Что мне долгие года! Над Невою темноводной,

Ведь под аркой на Галерной Под улыбкою холодной

Наши тени навсегда. Императора Петра.

(1913)

Сквозь опущенные веки

Вижу, вижу, ты со мной,

И в руке твоей навеки

Нераскрытый веер мой.

Первая часть – пейзаж,

родственный мандельштамовскому:

Петербург – имперский город

Исаакиевский собор

Медный всадник

холод и величие

Вторая часть – декорация

становится более человечной:

биение живого сердца,

город смягчает боль героини,

растворяет в себе

1

Вновь Исакий в облаченье Оттого, что стали рядом

Из литого серебра. Мы в блаженный миг чудес,

Стынет в грозном нетерпенье В миг, когда над Летним садом

Конь великого Петра. Месяц розовый воскрес, -

Ветер душный и суровый Мне не надо ожиданий

С чёрных труб сметает гарь… У постылого окна

Ах! своей столицей новой И томительных свиданий.

Недоволен государь. Вся любовь утолена.

2 Ты свободен, я свободна,

Сердце бьётся ровно, мерно. Завтра лучше, чем вчера, -

Что мне долгие года! Над Невою темноводной,

Ведь под аркой на Галерной Под улыбкою холодной

Наши тени навсегда. Императора Петра.

(1913)

Сквозь опущенные веки

Вижу, вижу, ты со мной,

И в руке твоей навеки

Нераскрытый веер мой.

Как люблю, как любила глядеть я

На закованные берега,

На балконы, куда столетья

Не ступала ничья нога.

И воистину ты – столица

Для безумных и светлых нас;

Но когда над Невою длится

Тот особенный чистый час

И проносится ветер майский

Мимо всех надводных колонн,

Ты – как грешник, видящий райский

Перед смертью сладчайший сон…

(весна1916)

Признание в любви

Обращение к городу

Как люблю, как любила глядеть я

На закованные берега,

На балконы, куда столетья

Не ступала ничья нога.

И воистину ты – столица

Для безумных и светлых нас;

Но когда над Невою длится

Тот особенный чистый час

И проносится ветер майский

Мимо всех надводных колонн,

Ты – как грешник, видящий райский

Перед смертью сладчайший сон…

(весна1916)

Аллитерация создает ощущение плеска волн движения воды

Как люблю, как любила глядеть я

На закованные берега,

На балконы, куда столетья

Не ступала ничья нога.

И воистину ты – столица

Для безумных и светлых нас;

Но когда над Невою длится

Тот особенный чистый час

И проносится ветер майский

Мимо всех надводных колонн,

Ты – как грешник, видящий райский

Перед смертью сладчайший сон…

(весна 1916)

Лирический герой, от имени которого звучит признание

«Закованные берега, балконы …»

«Безумные и светлые»

Ты – как грешник, видящий райский

Перед смертью сладчайший сон…

Идея стихотворения

Новое в «петербургском тексте».

Ахматова пишет не о городе и его архитектурном облике, а о себе и о любви.

Город здесь — с его только названными архитектурными деталями — фон, декорация

Но декорация, почти диктующая поэту его чувства: именно так можно любить в этом городе.

.

Это не мандельштамовский хаос – это бездна чувств, которая может быть ограничена классическим гранитом.

Поэтому Петербург Ахматовой – столица для «безумных и светлых».

Петербург

Петербург

Петербург – страна, Родина.

Петербург- дом

Петербург – символ уходящего века

Петербург – нечто, облагораживающе стихийное существование человека

Петербург – сердце российской культуры

Домашнее задание

  • Составить банк данных для написания части С на ЕГЭ по теме «Образ Петербурга в русской литературе»
  • Задание на перспективу: прочитать повесть Татьяны Толстой « Река Оккервиль»