Конспект урока "Образ Петербурга в поэзии Серебряного века" 11 класс


Тема урока. Образ Петербурга в поэзии Серебряного века
Урок литературы в 11 классе.
Учебно-методический комплект (УМК) "Литература. 11 класс. Чалмаев В.А., Зинин С.А."
Тип урока: освоение нового материала с элементами повторительно обобщающей
деятельности.
Цели урока: закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного
произведения, совершить заочную экскурсию по Петербургу, показать учащимся
своеобразие изображения этого города Блоком, Ахматовой и Мандельштамом и их
литературными предшественниками, понять причины подобного изображения; развивать
абстрактное и логическое мышление, умение сопоставлять и обобщать знания; формировать
умения осуществлять взаимосотрудничество, развивать коммуникативные навыки;
воспитывать любовь к городу на Неве, развивать чувство прекрасного.
Виды деятельности обучающихся: фронтальная, групповая работа, индивидуальная,
мультимедийная.
Оборудование урока: ПК учителя, м/м проектор, экран, учебная доска, карточки для
учащихся, фоторяд г. Петербурга, презентация к уроку
Ход урока:
I. Присоединение ученика к уроку. Актуализация знаний
(Через компьютер на экран проецируются репродукции с картин Алексеева Ф.Я. «Вид
Петропавловской крепости и Дворцовой набережной», «Вид на Биржу и Адмиралтейство
от Петропавловской набережной», Патерсена Б. «Вид Дворцовой площади и Зимнего
дворца», «Вид Казанского собора со стороны Невского»)
- В начале урока, чтобы обобщить наши знания, проведём викторину.
Слайд 1-2
- Назовите автора произведения и его название?
1.В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова. (А.С.Пушкин «Медный всадник»)
2. А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
Встаёт купец, идёт разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит… (А.С.Пушкин "Евгений Онегин")
- Ребята, давайте вспомним, каким изображает Петербург А.С.Пушкин? Это было вашим
домашним заданием. Слайд 3 (Пушкинский Петербург любимый город поэта, он связан с
петровскими преобразованиями. Вспомним великолепный город вступления к поэме «Медный
всадник», это и город тиранической власти, и интеллектуальной светской интеллигенции,
олицетворение русской государственности, и город, разорённый взбунтовавшейся Невой,
город, где нестерпимо плохо маленькому человеку. Это жестокий город «Станционного
смотрителя», оскорбивший Самсона Вырина, лишивший его последней надежды, это и
город пышных особняков и сумрачных белых ночей «Евгения Онегина») .Слайд 4
3. Серебром отливают колонны,
Орнаменты ворот и мостов,
В серебре лошадиные гривы,
Шапки, бороды, брови людей,
И, как бабочек крылья, красивы
Ореолы вокруг фонарей.
4.Все больны, торжествует аптека
И варит свои зелья гуртом;
В целом городе нет человека,
В ком бы желчь не кипела ключом… (Н.А.Некрасов «До сумерек»)
- В чём образ некрасовского Петербурга полемичен по отношению к пушкинскому? Слайд 5
(В противовес высокому, величественному образу Петербурга Пушкина Некрасов создаёт
трагическую хронику жизни большого города. Для Некрасова Петербург социальное
пространство, наполненное самыми прозаическими реалиями. Пушкинская поэтизация
Петербурга уступает место подчёркнуто прозаическому его изображению у Некрасова.
Петербург Некрасова грязные улицы, сырость, гниль, стон, смрад. Поэт внимательно
всматривается в очертания северной столицы. Но постепенно со страниц произведений
исчезает удивительная красота города. Пейзаж становится не только унылым, он
провоцирует человека на безнравственные поступки). Слайд 6
5. «Пустынные улицы даже и днём не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались
ещё глуше и уединённее: фонари стали мелькать реже; пошли деревянные домы, заборы,
нигде нет ни души; сверкал только один снег по улицам да печально чернели с закрытыми
ставнями заснувшие низенькие лачужки». (Н.В.Гоголь «Шинель»)
6. «Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь
сгущённою массою наляжет на него… Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект.
…сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде».
(Н.В.Гоголь «Невский проспект»)
- Каким показан Петербург в произведениях Н.В.Гоголя? Слайд 7 (У Гоголя Петербург
выглядит фантастическим, обманным, часто изображается гротескно – сатирически.
Петербург у Н.В. оборотень с двойным лицом: за парадной красотой столицы скрыта
бедная и убогая жизнь.
Призрачный свет фонарей обманывает нас и скрывает жуткую суть «фантасмагории».
Именно у Гоголя блестяще показана оппозиция внешнего блеска и внутреннего разложения,
в его Петербурге всё дышит обманом это дьявольский мираж. Город трактуется как
призрак.
В произведениях Гоголя образ Петербурга как бы раздваивается: его великолепие отходит
на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Холодный,
равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает странные зловещие
фантазии) Слайд 8
7. Потому что вот уже восемь лет, как я живу в Петербурге и почти ни одного знакомства не
умел завести. Но к чему мне знакомства? Мне и без того знаком весь Петербург; вот почему
мне и показалось, что меня все покидают, когда весь Петербург поднялся и вдруг уехал на
дачу. Мне страшно стало оставаться одному, и целых три дня я бродил по городу в глубокой
тоске, решительно не понимая, что со мной делается… (Ф.М.Достоевский «Белые ночи»).
8. « Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади,
наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и
лохмотников»
- Петербург Достоевского. Какой он? Слайд 9 (Петербург у Достоевского город
«умышленный», страшный, давящий, толкающий к преступлению, не оставляющий надежд.
Cо страниц «Преступления и наказания» исходят запахи: духота, пыль, извёстка, вонь
дешёвой краски, гниющей рыбы, прокисших винных остатков. Поневоле задохнёшься и
захочется на воздух. Сам Петербург провоцирует героев на идею и поступок.
Тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с тёмными комнатами, с мрачными
чёрными лестницами. В таких домах и поселил своих героев Ф.М. Достоевский).
У ч и т е л ь : П е т е р б у р г в н а ш е й л и т е р а т у р е с ущ е с т в о в а л в д в ух
т р а д и ц и я х . П е р в а я - П уш к и н с к и й г о р о д , " п о л н о ч н ы х с т р а н к р а с а и
д и в о ", г о р д ы й и п р е к р а с н ы й , г о р о д - с у д ь б а Р о с с и и , " о к н о в Е в р о п у" ,
с и м в о л н о в о й р ус с к о й ис т о р и и . Вт о р а я - Г о г о л е в с к и й П е т е р б ур г ,
П е т е р б у р г Д о с т о е в с к о г о , " ф а н т а с т и ч е с к и й го р о д " , г о р о д ст р а д а н и я ,
г о р о д п р о к л я т ы й . С л а й д 10
II. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (О Петербурге).
С л а й д 11
- Эпиграфом нашего урока стали слова Ю.М.Лотмана: «За этот исторически ничтожный
срок своего существования Петербург накопил такое количество текстов, кодов, связей,
ассоциаций, такой объем культурной памяти, что по праву может считаться уникальным
явлением в мировой цивилизации». Вдумайтесь в эти слова и сформулируйте проблемный
вопрос нашего урока. (В чём состоит уникальность Петербурга) С л а й д 1 2
- А теперь сформулируем тему сегодняшнего урока, учитывая период в развитии русской
литературы, который мы сейчас изучаем.
(«Образ Петербурга в поэзии Серебряного века»)
Запишите тему урока. С л а й д 1 3
У ч и т е л ь : Мы познакомимся с еще одной страницей «петербургского текста». Напомню,
что в с о в р е м е н н о й к р и т и к е с ущ е с т в у е т т а к о е п о н я т и е , к а к «п е т е р б ур г с к и й
т е к с т », о б о з н а ч а ю щ е е в е с ь ко р п ус п р о и з в е д е