Конспект урока "Литература 30-х годов" 11 класс


У р о к и 4950
ЛИТЕРАТУРА 30-х ГОДОВ
(обзор)
Ц е л и : дать обзор литературы 30-х годов; проследить сложность творческих
поисков и писательских судеб.
Х о д у р о к о в
I. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.
1. С л о в о у ч и т е л я .
Тридцатые годы этап послереволюционной и одновременно предвоенной
истории. В них есть все: и грандиозный рывок страны от сохи и лаптей, от
массовой безграмотности и классовой розни к могучему и монолитному
индустриальному государству, и обширные национальные трагедии олод и
сталинские репрессии).
2. И с т о р и ч е с к а я с п р а в к а .
Уже в конце 20-х годов в стране развернулось огромное строительство. В
основе плана лежало создание новых промышленных центров на Урале и в
Сибири, в непосредственной близости к источникам сырья.
Главная роль отводилась тяжелой промышленности металлургии, химии,
станкостроению и производству вооружений. Чтобы вдохнуть в новые
предприятия жизнь и связать их между собой, предусматривалось
строительство крупных электростанций и транспортных магистралей.
Эти годы стали не только эпохой великих строек, но и временем создания
«лагерной экономики», просуществовавшей долгие десятилетия.
Первым полностью лагерным строительством стало сооружение Беломоро-
Балтийского канала, который начали строить в июне 1930 года, а уже 1 мая 1933
года закончили. На стройке должны были работать 120 тысяч человек, но
фактически там ежегодно из-за тяжелейших условий погибал каждый третий.
Особенностью строительства стал сознательный отказ от использования
техники – все делалось вручную, иной раз даже без инструментов. Механизация
сводилась к тачке и деревянному «журавлю».
Практическое значение Беломоро-Балтийского канала имени Сталина
оказалось ничтожным большую часть года он покрыт льдом и не годится
(даже после многочисленных модернизаций) для прохода крупных судов.
Причиной продовольственного кризиса Сталин объявил неразвитое,
несоциалистическое сельское хозяйство, несознательность крестьян и
враждебные действия кулаков. Началась коллективизация, одновременно
приступили к «ликвидации кулачества как класса». В 1932–1933 годы
Украину, Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье, Казахстан охватил
массовый голод. Общее число жертв голода оценивается в 7–8 млн человек.
Тысячи селян двинулись к городам, надеясь хотя бы получить подаяние.
Воинские подразделения никого не выпускали из голодающих районов, где
отмечались даже случаи людоедства. В советских газетах тех лет упоминаний о
голоде нет. Естественно, что никакой помощи голодающим не оказывалось.
Стилистика повседневной жизни в начале 30-х годов определялась
переходом к централизованному планированию развития народного хозяйства и
введением карточной системы.
Усиленные пайки имели индустриальные рабочие, небольшой круг военной,
культурной и научной элиты. Крестьяне не получали пайков вообще, в то время
как семья в «Кремлевке» дополнительно получала бесплатный сухой паек –
полкило масла и полкило черной икры ежедневно.
Карточки на хлеб были отменены в январе 1935 года, а на мясо, жиры и
сахар лишь осенью 1935. Даже после отмены карточной системы питание
населения нельзя было назвать достаточным. В спецсообщениях о настроениях
в Ленинграде в связи с отменой карточек было зафиксировано появление летом
1935 года на дверях столовой Кировского завода рукописного меню
следующего содержания: «Обед для рабочих: первое щи керосиновые, второе
свежий мох со сметаной, третье блюдо сладкое из репы».
Такая система породила так называемый блат. «Достать по блату» означало
получить что-либо, недоступное другим, по знакомству. В фольклоре того
времени сохранилась поговорка: «Блат выше Сталина».
Индивидуальная квартира была явлением редким и несомненным признаком
принадлежности к партийно-советской верхушке. Основным видом жилья в
городах были коммунальные квартиры.
«Культурная революция» являлась важнейшим условием построения
социализма в СССР.
Развивается образование. За период 1928–1937 годов вузы и техникумы
подготовили около 2 млн специалистов. Изменился классовый состав студентов,
среди которых 51,4 % были выходцы из рабочих, а 16,5 % из крестьян. В
1930 году в СССР было введено всеобщее начальное образование, а в городах
обязательное семилетнее. С 1934 года было восстановлено преподавание
всемирной и русской истории.
Классовый подход охватывал все слои культуры. Многие произведения
русских дореволюционных авторов были запрещены. Разрушались
архитектурные памятники церковной и светской культуры. В Москве в 30-е
годы были уничтожены Красные и Триумфальные ворота, храм Христа
Спасителя, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле. Многие российские
монастыри стали местами заключения.
Подвергались гонениям и замалчиванию творчество М. Булгакова, С.
Есенина, живопись П. Корина, К. Малевича.
Жесткой критике А. Жданова подверглась опера Д. Шостаковича «Леди
Макбет Мценского уезда».
Но именно в 30-е годы в художественной литературе появились
произведения, пополнившие русскую культуру прекрасными образцами
словесности и философских раздумий.
М. Горьким был создан роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина», вышли
«Поднятая целина» М. Шолохова, «Страна Муравия» А. Твардовского. Был
написан, но скрыт «Реквием» А. Ахматовой. Произведения Л. Леонова, В.
Катаева, М. Зощенко, А. Платонова (публикуемые и запрещенные) обогатили
русскую культуру.
3. Р а б о т а с у ч е б н и к о м (с. 3–7).
С о с т а в л е н и е п л а н а статей, по которому слушается пересказ
материала).
II. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Тема поэта и
поэзии в творчестве О. Мандельштама.
Группа учащихся представляют тему на основе материала учебника (с.
91105) и самостоятельно прочитанных произведений.
III. Новая волна поэтов.
И н д и в и д у а л ь н о е с о о б щ е н и е учащихся (на основе материала
учебника (с. 12–16) «Интимная лирика 30-х гг.» и «Лирический перелом в
поэзии Б. Корнилова и П. Васильева»).
IV. Русская история в литературе 30-х годов. А. Толстой «Петр Первый».
Особенно динамично в 30-е годы развивался жанр исторического романа. Во
многом это было связано с формированием новой концепции человека в
советской литературе и с утверждением новых взглядов на закономерности
исторического процесса.
Исторический роман сравнительно молодой жанр, обретающий
самостоятельность с утверждением в литературе принципов историзма. Это
произошло на рубеже XVIII и XIX веков под влиянием мощных общественно-
политических катаклизмов эпохи (Великой французской революции 17891794
годов, национально-освободительных войн этого периода).
Историзм в искусстве предполагает художественное освоение конкретного
исторического содержания эпохи, её неповторимого облика и колорита:
предметом изображения становятся тенденции общественного развития,
раскрывающиеся в общенародных событиях и индивидуальных судьбах
персонажей.
Родоначальником европейского исторического романа называют
английского писателя Вальтера Скотта. Для художественного воссоздания
прошедшей эпохи он впервые обратился к историческому документу.
Персонажи его романов воспринимаются уже не как костюмированные
современники: писателю удалось передать специфику социальных отношений,
идеологии, психологии и быта героев прошлого.
Вместе с произведениями В. Скотта исторический роман пришел и в
русскую литературу.
Русская традиция исторической романистики начинается романами М.
Загоскина «Юрий Милославский» (1829 год), И. Лажечникова «Ледяной дом»
(1835 год). У истоков этой традиции пушкинские произведения «Арап Петра
Великого» и «Капитанская дочка». Вершины этот жанр достигает в романе-
эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
Однако советские литераторы как бы не замечали достижений прошлого. Так,
М. Горький в 1930 году, восторженно оценивая первые опыты советского
исторического романа («Одеты камнем» О. Форш, «Кюхля» и «Смерть Вазир-
Мухтара» Ю. Тынянова, «Разин Степан» А. Чапыгина и «Петр Первый» А.
Толстого), подчеркивал принципиальную новизну этих произведений: «Создан
исторический роман, какого не было в литературе дореволюционной». Это была
литература социалистического реализма, призванная, как записано в Уставе
Союза писателей СССР, «дать правдивое, исторически конкретное изображение
действительности в её революционном развитии».
Советские исторические романы этого периода в основном рассматривали
прошлое как предысторию Октября. В центре внимания находилась тема
революционного прошлого России. С этой точки зрения освещались не только
разинское движение («Разин Степан» А. Чапыгина), крестьянская война
Пугачева («Емельян Пугачев» В. Шишкова), но и поход Ермака в Сибирь
(«Гуляй, Волга!» Артема Веселого), и судьба первого русского
революционера-интеллигента («Радищев» О. Форш), и зарождение российской
промышленности на Урале («Каменный пояс» Е. Федорова).
Несмотря на различный исторический материал и разные средства его
художественного освоения, главная тема всех этих романов одна нарастание
народного протеста и усиление освободительной борьбы народных масс. Не
менее важной в исторической прозе этого периода становится тема
формирования российской государственности. Идея самоотверженного
служения первому в мире социалистическому государству внедрялась в
общественное сознание, по словам Н. Бердяева, «при помощи энтузиазма,
поэзии, мистики и мифотворчества и <…> при помощи террора и ГПУ». Но
наряду с этим темы созидательной силы народа, русской воинской славы,
изображение выдающихся государственных деятелей, творцов науки и
культуры по праву и сейчас занимают в национальной литературе важное место.
V. Пафос и драматизм революционных испытаний: Н. Островский «Как
закалялась сталь».
1. Ж и з н ь и т в о р ч е с т в о Николая Островского ндивидуальное
сообщение учащегося).
2. В п е ч а т л е н и я от самостоятельно прочитанного романа.
Прочитайте статью учебника (с. 8–10). Совпали ли ваши мысли о
прочитанном с тем, что написано в статье? Поделитесь вашими впечатлениями.
Кто он, герой романа Островского? Каким вы его представляете?
Павка Корчагин ровесник автора, 1904 года рождения (нам известно, что
это автобиографическое произведение). Давайте вспомним, через что прошло в
нашей истории поколение Корчагиных (границу обозначим как возраст, когда
мужчина уходит на пенсию: 60 лет).
Это поколение прошло через нэп, пятилетки, индустриализацию страны,
коллективизацию, репрессии, Великую Отечественную войну, смерть Сталина,
ХХ съезд КПСС.
Трагическая, страшная судьба у этого поколения. И вместе с тем в жизни
многих людей этого поколения было и подлинно высокое. Достаточно назвать
хотя бы фронт, где многие из них полегли. Известны факты, что солдаты шли в
бой с романом Островского в полевой сумке.
Роман «Как закалялась сталь» это роман о нашем прошлом, нашей истории,
а прошлое, как бы к нему ни относились, мы должны знать.
Герой для нашего времени, наверное, необычен. Можно ли его считать
«лишним человеком»?
В статье Николая Скатова, директора Пушкинского Дома, в «Литературной
газете» можно прочитать: «Когда-то Мережковский писал о грядущем хаме.
Теперь можно говорить о хаме пришедшем…
Сейчас период первоначального накопления пошлости завершается, и скоро,
кажется, все мы станем свидетелями, да и участниками окончательной её
победы». Любопытно, что одно из проявлений торжествующего хамства и
побеждающей пошлости Скатов видит в том, «что она выбрасывает из
молодежных чтений роман Николая Островского «Как закалялась сталь»,
которого на Западе, по мнению Анре Жида, причислили бы к лику святых».
3. Т в о р ч е с к а я р а б о т а .
В романе подняты не только проблемы того времени, но и вечные проблемы.
Одна из них – смысл человеческой жизни, предназначение человека на Земле.
Учащиеся переписывают в тетради по литературе цитату с доски.
«Самое дорогое у человека это жизнь. Она дается ему один раз, и надо
прожить её так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы,
чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог
сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному борьбе за
освобождение человечества».
В этих словах ответ на вопрос и героя, и автора романа. Ответ этот может
быть принят и может быть отвергнут. Но сам вопрос при этом остается. Каким
будет ваш ответ?
Тема рассуждения – «…и прожить её надо так, чтобы…»
VI. Итог уроков.
Почему нельзя считать 30-е годы бесплодным «черным туннелем» в
советской истории? Какой многомерный образ 30-х годов создает литература?