Презентация "«А счастье было так близко, так возможно…» (По повести И.С. Тургенева «Ася» и рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)" 8 класс

Подписи к слайдам:
«А счастье было так близко, так возможно…» (По повести И.С. Тургенева «Ася» и рассказу Л.Н. Толстого «После бала».)
  • Презентацию подготовила
  • учитель русского языка
  • и литературы
  • МБОУ СОШ с. Рощинский
  • Голякова С. А.
Цель урока: определить сходство и различие двух произведений путем сравнения, анализа, обобщения, а также выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым в них.
  • Цель исследования: выяснить, почему не состоялось счастье господина Н.Н. и Ивана Васильевича?
«Было что-то своё, особенное , в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена…»
  • «Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась…Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки её слегка щурились, и тогда взор её внезапно становился глубок и нежен.»
Иллюстрация В.М. Зельдеса к повести И.С. Тургенева «Ася». Словарная работа:
  • "Тургеневские" девушки - героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту, сердечную искренность, это пленительные натуры без какой-либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям.
«Экая сумасшедшая…» «Что за хамелеон эта девушка…» «Ее душа мне нравилась…»
  • Иллюстрация Д. Боровского
И. Пчелко «На балу»
  • «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках.»
  • «… видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза.»
Сравнительная характеристика образов рассказчиков.
  • План.
  • портрет;
  • занятие, социальное положение;
  • взаимоотношения с окружающими;
  • качества личности.
Отношение рассказчиков к любимым.
  • Господин Н.Н.
  • Иван Васильевич
  • «Я чувствовал себя счастливым… Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чём не думал… Я был счастлив».
  • «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно только добро».
  • «Я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце; точно мне втихомолку мёду туда налили»
  • «Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью…»
Проблемный вопрос. Согласны ли вы с Чернышевским, перелагающим всю вину господина Н. на общество, на обстоятельства, его сформировавшие? Или поддерживаете современного учёного – Ю.В. Лебедева, считающего, что “виной всему не нравственная ущербность героя, а своенравная сила любви”? Ф. Кардовский «После бала». Каков финал?
  • Господин Н.
  • Иван Васильевич
  • “Осуждённый на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, её записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна”.
  • «Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, - говорят ему собеседники.- Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было»).
Идея произведения
  • Тургенев
  • Толстой
  • Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих в каждую минуту своей сознательной жизни.
  • Внутренняя несостоятельность героя, который не смог взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.
  • Человек не может и не должен быть равнодушен к жизни близких и «дальних» своих, он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в мире.
  • Жестокость, которая приводит к гибели любви, является одним из самых тяжёлых человеческих пороков.
Какие общие и отличительные черты можно выделить в произведениях И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого?
  • Какие общие и отличительные черты можно выделить в произведениях И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого?
Общее
  •  Общая тема: утраченное счастье, которое было так близко и так возможно.
  • Случай, перевернувший жизнь.
  • В основе сюжета — биографические факты.
  • Первая любовь.
  • Возраст героев, социальное положение.
  • Молодость, чистота, красота героинь.
  • Ответственность человека за свои поступки.
Различия. «Ася»
  • * Дочь дворянина и крепостной.
  • * Искренна, открыта.
  • * Изменчивость характера.
  • * Обострённое чувство собственного достоинства.
  • * Самоотверженность, подвижничество Аси;
  • * Горькое и бесплодное раскаяние героя.
  • * Главный герой не устроитель, а разрушитель своей судьбы (слабый мужчина — сильная женщина).
  • * «Тайный психологизм» в изображении героев.
  • * Внутренняя несостоятельность, «нравственная ущербность» героя как следствие условий жизни.
  • * Своенравная сила любви.
  • * Ответственность человека за себя и окружающих.
Различия . «После бала»
  • * Героиня – хранительница семейного очага.
  • * Дворянка, дочь полковника.
  • * Светскость героини.
  • * Главный герой устроитель своей судьбы, сильный, способный на поступок мужчина.
  • * Жизнь, отданная служению людям.
  • * Жестокость, способная убить любовь.
  • * Ответственность человека за всё происходящее в мире.
Правила создания синквейна.
  • В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное.
  • Во второй строчке двумя прилагательными или причастиями дается описание темы.
  • В третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы.
  • Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.
  • Пятая строчка – это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого синквейн начинается. Рифма не требуется.
Домашнее задание: Сопоставить функции пейзажа в повести И.С. Тургенева «Ася» и в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»