Интегрированный урок "«Два чувства дивно близки нам…» (Проблема этнокультурная самоидентификация в условиях глобализации современного мира" 11 класс


Интегрированный урок литературы и обществознания в 11 классе по теме: «Два чувства
дивно близки нам…» (Проблема этнокультурная самоидентификация в условиях
глобализации современного мира и ее отражение в зеркале киноискусства )
Цели урока:
сформировать у учащихся представление о понятии «глобализация», её
проявлениях в различных сферах жизни, её неоднозначных последствиях;
способствовать формированию представлений о том, что общечеловеческие
ценности хранятся и передаются через этнические, культурные традиции
развивать умения и навыки анализировать, выявлять проблему, делать выводы,
приводить примеры, аргументировать свою точку зрения, работать в группе.
Воспитать у учащихся чувство уважению к духовному наследию предков
Ход урока
II.Оргмомент
Приветствие. Дорогие ребята, мы рады вас видеть на интегрированном уроке
обществознания и литературы. Какова же тема нашего урока, о чем мы будем сегодня с вами
говорить?
II Мотивационная беседа. Формулировка темы и целей урока
Учитель литературы: Тему и предмет нашего разговора определите вы. Для этого мы разделим
вас на 2 группы, я дам вам 3 подсказки, вы создадите каждая из групп свой эйдос-конспект (далее
ЭК) , в котором вы и найдете ответ на вопрос: Какова же тема нашего урока. Выразите её словами-
символами в конце ЭК.
Итак, подсказка №1.
Два чувства дивно близки нам
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу
Любовь к отеческим гробам
На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека
Залог величия его.
А.С. Пушкин
Подсказка №2
Воспетый Пушкиным калмык
Да не будет мёртвым твой язык!
Когда на нем все будут рады
Беседовать – то лучше нет награды
Коль чудо жизни станем мы беречь, -
В чреде времен не иссякнет наша речь.
Уходит сумрак. Близится рассвет
Язык, как солнце, излучает свет.
И вновь шумит зеленая листва
На дереве народного родства.
Подсказка №3
Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
Он пошел в направленье полета
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За 3 моря от отчей избы.
- Пригодится на правое дело! –
Положил он лягушку в платок
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
Учитель литературы: Для вашего ЭК должна быть присуща:
- лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или
графических знаков);
- структурность дин блок содержит образы из 3 отрывков, все они стекут в общую
картину)
- удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между
собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);
- занимательность, парадоксальность имеет большое значение;
- цветовое оформление важная деталь опорного конспекта. Правильно оформленный
конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на зрителя своим
эстетическими и психологическими качествами.
Итак, ваш эйдос-конспект должен включать словесные образы, символы, условные обозначения.
В конце ЭК – слова-символы, в которых суть темы урока.
(Учащиеся работают 2 минуты)
Защита ЭК каждой из групп.
Итак, что у нас получилось?
Слайд №2: Народ. Язык. Родство. Сохраним.
Вопрос: В каком отрывке-подсказке обнажена проблема.
Ответ учащихся: В сказке. В самом сюжете актуализация проблемы. Переосмысление исконно
народного сюжета. Иванушка, который был дурачком ( в значении простого, добродушного
нрава), становится Дураком. Размышления над этой сказкой вызывает в сознании не сколько
экологическую проблему, сколько духовно-нравственную, говорящую о разрушении исконно
национального, народного, этнического, ведь в философском осмыслении царевна-лягушка
выступает в роли образа символа исконно русского, народного.
Мы проследим цепочку развития внутр. конфликта, и вот что у нас получилось:
Слайд №3:
Иван-дурачок Иван-дурак Иван не помнящий родства
Человек «из народа» человек «разумный ?
«Иван не помнящий родства». Кого мы так называем?
Примерный ответ учащихся: (Это человек, который не знает, откуда он, откуда его корни, который
забыл свои обычаи и культуру).
Учитель литер развитие конфликтной цепочки явление закономерное какое же
Учитель истории: О каком явлении идет речь в данном высказывании?
“На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовались всякого рода экономические и
культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь кроме хлеба… каждый
человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества,
нефти и радия, свою порцию открытий кино и международных известий. Теперь уже не просто
поле…, а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас…”. (Тейяр де Шарден) (слайд №4)
(Ответы учащихся)
В современном мире происходит значительные усиления связей между отдельными людьми,
организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество
развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глубже осознают себя как единую
общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли. Давайте
попробуем привести примеры из своего жизненного опыта, демонстрирующие многообразие
связей современного мира.
(- общение с друзьями, находящимися на большом расстоянии, через мобильную связь, Интернет;
- создание магазинов единой торговли, таких как Metro, Ikea и других в разных странах;
- доставка товаров, заказанных по каталогам, в том числе электронным;
- возможность оплаты за оказанные услуги или приобретенные товары, перевод денежных
средств посредством пластиковых электронных карт
- прямая трансляция культурно-массовых мероприятий из различных точек Земли;
- возможность обмены валюты одного национального государства на территории других стран).
Итак, мы видим, что современный мир при всем своем многообразии един и его части тесно
взаимосвязаны.
А что подразумевается под понятием глобализация?
Глобализация (слайд №5)
Свяжите эти признаки в одно понятие. Дайте определение понятия глобализация.
(Анализ ответов учащихся и формулировка определения: глобализация – процесс усиления
взаимодействия между странами на современном этапе в экономике, политике, ку
льтуре и других сферах жизнедеятельности)
- Как бы вы определили тему нашего урока? Как связаны между собой те понятия, о которых мы с
вами сейчас говорили? (Высказывания детей, объявление темы урока)
- Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке?
III Изучение нового материала
Учитель литературы: Искусство всегда отражало те перемены явления, которые происходили в
обществе, было и остается своеобразным зеркалом этих явлений.
Безусловно, искусство не существует само по себе, в отрыве от того, что происходит в
человеческом обществе, особенно если речь идет о духовно-нравственной культуре современного
человека. Как и литература, кино имеет свои образы, надо только эти образы увидеть, связать их в
своем воображении в единую картину, получить удовольствие от разгадки этих образов и
раскрыть главную интригу при этом: вступить в диалог с авторами фильма. Уловить скрытые
намеки коннотации, раскрыть режиссерский замысел и при этом ответить на главный вопрос: О
чем рассказал этот фильм? Его главные назначения?
Итак, еще раз напомню вам, ребята, что говорим мы сегодня о глобализации и ее отражении в
кино. Вы посмотрели фильм Гуки Омаровой и Сергея Бодрова-Старшего, который называется
«БАКСЫ» и фильм латышского режиссера Ады Неретниеце по сценарию Олега Манджиева
«Гаданье на бараньей лопатке»
- Кто расскажет краткое содержание фильмов?
Итак, мы вспомнили фильм. Сейчас мы будем учиться его читать, вырабатывать в себе навык
кинопрочтения.
Учитель истории:
Сейчас мы просмотрим те эпизоды, которые нам ярко представляют день сегодняшний, реалии
современной жизни.
Видеоряд:
1. Эпизод «Переведи, что она сказала»
2. Эпизод «осмотр земли»
3. Эпизод Диалог Батыра с баксы»
4. Эпизод «»Разговор в ресторане»
5.Эпизод «Ковш сносит поселение»
6. Эпизод «Открытие заправки»
Учитель истории: Какие реалии современной жизни отражены в этих эпизодах? Какие
проявления процесса глобализации вы увидели в них?
У глобализации есть сторонники ( их называют глобалистами) и противники (антиглобалисты).
Это связано с противоречивостью данного процесса.
Давайте вместе с вами попытаемся выделить положительные и отрицательные стороны
глобализации. (Работа выполняется в группах: на плакатах учащиеся с помощью слов, символов
отмечают положительные и отрицательные стороны глобализации)
Учащиеся высказывают свои точки зрения
Положительное:
+ Снижение издержек производства (возможность производства товаров там, где это будет
дешевле, а продать там, где наиболее выгодно);
+ Рост прибыли;
+ Появление возможностей для дальнейшего роста производства и его развития;
+ Концентрация усилий на разработке новых передовых технологий;
+ Плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные
научно-технические исследования;
+ Учет интересов государств в политике.
Отрицательное:
Насаждается единый стандарт потребления;
Создаются препятствия для отечественного производства;
Не учитывается экономическая и культурно-историческая специфика развития разных
стран;
Навязывается определенный образ жизни, зачастую противоречащий традициям данного
общества.
Учитель истории: Глобализация ведет к понижению статуса национальных языков,
утверждению в качестве единственного средства межкультурного взаимодействия
английского языка, хотя он является родным языком лишь 380 млн. жителей планеты.
Сегодня на английском языке издается большая часть книг, газет и журналов. Более 80%
материалов, размещенных в Интернете, представляют собой англоязычные тексты. То же
можно сказать и об аудиовизуальной продукции, находящейся в Сети, которая
практически вся создана анг-лоязычными авторами. Знание английского языка стало
непременным требованием, которое ставится перед теми, кто рассчитывает получить
работу в крупных фирмах, банках, страховых компаниях и т.д. Этот процесс нарастает год
от года, и если сохранятся те тенденции, о которых речь шла выше, то недалек тот день,
когда большинство жителей прежде всего развитых стран будут говорить на английском,
а не на языке своих предков. Однако, как было сказано еще Гердером, «всякий язык - это
сосуд, в котором отливаются, сохраняются и передаются идеи и представления народа.
Особенно, если народ привязан к своему языку и всю свою культуру выводит из языка».
Гердер Й.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
В процессе глобализации исчезает многообразие типов культурного взаимодействия.
По мере ее углубления и расширения доминирующим типом взаимодействия между
различными культурными мирами становится экспансия, в ходе которой происходит
насильственное внедрение в систему ценностей одной культуры ценностей другой
культуры. Сегодня является очевидным, что на протяжении последних десятилетий
происходит массированное насыщение культурного пространства различных стран
образцами американской массовой культуры, что вызывает тревогу не только у ради-
кально настроенных фундаменталистов и консерваторов, но и у трезвомыслящих
политиков, общественных, религиозных деятелей, хорошо представляющих последствия
переориентации широких слоев населения на ценности американского масскульта.
Но самое главное негативное последствие превращения глобализации в мировой
феномен состоит в том, что глобализация нанесла мощный удар по базовым структурам
практически всех национальных культур.
Между тем «культура народа, -- пишет Гердер, -- это цвет его бытия, изящное, но
бренное и хрупкое откровение его сущности». Гердер Й.Г. Идеи к философии истории
человечества. М., 1977. Об этом писал и Кант, который доказал, что создание культуры
представляет собой высшую цель, которую способен поставить человек перед собой.
Высшей же целью культуры является создание человека морального. Таким образом,
разрушая культуры, мы лишаем человечество
Между тем «культура народа, -- пишет Гердер, -- это цвет его бытия, изящное, но бренное
и хрупкое откровение его сущности». Гердер Й.Г. Идеи к философии истории
человечества. М., 1977. Об этом писал и Кант, который доказал, что создание культуры
представляет собой высшую цель, которую способен поставить человек перед собой.
Высшей же целью культуры является создание человека морального. Таким образом,
разрушая культуры, мы лишаем человечество конечной цели и обрекаем его на
пребывание в "до-моральном" состоянии.
Глобализация резко обострила проблему национально-культурной идентичности,
которая сегодня превратилась в одну из важнейших проблем, тревожащих не только
культурологов, но и политиков, общественных и религиозных деятелей, прогрессивно
мыслящих представителей естественнонаучного знания. Как подчеркивают многие
исследователи, ныне «даже экономические проблемы отходят на второй план в сравнении
с невозможностью для представителей основных социальных групп найти приемлемый
для себя ответ на вопрос «Кто мы такие?». Федотова Н.Н. Кризис идентичности в
условиях глобализации // Человек, 2003, №6.
Учитель литературы: казалось картинки взяты из реальной жизни но и здесь не обошлось без
художественного вмешательства Как сохранить свою национальную культуру, традиции народа?
Как умножить? Передать последующим поколениям? Ответы на этот вопрос ищут авторы
фильмов «Баксы»и «Гаданье на бараньей лопатке».
С чего начнем? Какие нам будут нужны условные образы:
С№6
-образы персонажей
-образ события (частного и общего)
-образ растений, животных, птиц.
Прежде чем говорить об образной (художественной)стороне фильма, ответьте на вопросУзнали
ли вы новое о жизни, быте, укладе, верованиях, культуре казахов?
(Прим. ответ: Да, узнали, есть много эпизодов). Да, экзотика, самобытность присутствует,
безусловно. а как вы узнали звериный стиль
Задание, которое мы вам предложим, таково: Вы сейчас просмотрите видеоряд эпизодов. Ваша
задача: 1 группа найти образы, имеющие информационную окраску (они рассказывают о жизни,
быте, культуре народа), а 2 группа ищет в этих же эпизодах универсальные художественные
образы, какие мы часто встречаем в литературе несущие определенную смысловую нагрузку, в
которых проглядывает авторская позиция. Моя подсказка: ищите детали! Первая группа находит
«экзотические» образы, вторая художественные.
1.
2.
3.
4.
Каждая из групп выступает (2 мин.)
Учитель литературы: Да, не обошлось без художественного вмешательства. И здесь авторы
поднялись и встали на путь философского обобщения. Несомненно, прибегли они к
использованию художественного приема «Детали».: я считаю, что четкого разграничения этих
образов нет. «Экзотические» образы конкретно в этом фильме несут двойное назначение:
информативное. Это – да. Но авторы фильма поднялись выше и главным сделали другое
назначение фильма. Авторы словно нам говорят: Каждый народ безмерно богат, уникален и своей
историей, и культурой, и традициями. Но главное в другом. Почему это утрачивается сегодня?
Даже эти экзотические образы становятся центром философского переосмысления и обобщения.
А если так, то они (э. образы) плавно перешли в разряд художественных и стали художественно-
философскими.
Следовательно, фильм этот имеет масштабное художественно-философское обобщение? Значит,
авторская позиция в решении этой художественной задачи будет пронизывать все содержание
фильма? Прочтение и этих эпизодов заставляет нас о многом задуматься, проясняет авторскую
позицию, будит наши мысли и все-таки ставит зрителя перед нравственным выбором. А какой
путь выберешь ты?
С.И.: Разные пути выбирают себе герои фильма. В самом деле, в этом фильме в равных долях
намешано и хорошего, и плохого. Складывается ощущение «половинчатости». И это ощущение
обострено присутствием в фильме многоликих образов, несущих в себе и белое, и черное. Итак,
вокруг одного и того же образа разные картинки, следовательно, и роль будет тоже разной,
смысловая нагрузка будет разной. как не вспомнить дедушку Анджу, который про камни говорил:
«Камень одинаковый, а цвет разный».
Первый «многоликий» образ:
«К Р О В Ь»
1. Обмазывает женщину кровью черного барана.
2. Батыр убивает бандита (кровь брызжет ему в лицо).
« О Г О Н Ь»
1. Готовит снадобье (хранительница, берегиня, целительница)
(в начале фильма)
2. Сжигает свои вещи в костре (уничтожение старого, начало нового)
3. Горит заправка (весь эпизод)
«Камни» (выбор пути)
« Б А К С Ы» ( зависит от того, как читать это слово). С ударением на первом слоге. Образовались
2 лагеря : БАКСОВ и БАКСЫ и спорные случаи:
1.Бандиты 1.Айдай Баатр, Тоха, Гаухар
все отриц. образы: 2.Асан
огня, крови и тд. 3.образ духовного пространства «Отцы и дети».
«Гадание на бараньей лопатке»
Слайд №7 Заглавный образ, заключенный в названии:
- именное
- символическое
- антонимическое
- метафорическое
Подробнее хочу остановиться на многоликом образе « Г О Л У Б Ь»
Итак, мы сплели в одно сплетенье вот такой видеоряд.
1)Мальчик и голуби.
2)Стеклянные голубки на столах (на презентации заправки)
Прим. ответы: голубь – олицетворение мира, надежды, возрождения.
Стеклянные голубки – неестественность, фальшивость внутреннего мира героев. Голубки –
неживые и сами герои – неживые!
Слайд №8 «Сквозные» образы фильмов:
1. Огонь
2. Связь поколений
3. Дети
4. Дорога. Этот образ пронизывает весь фильм. Это трасса, по которой мчатся иномарки,
готовые в любую секунду сбить, снести овечье стадо. Это тихая дорога, по которой бредут
грешные души:
5. Тоха (алкоголик и неудачник) и Гаухар - блудница.
Это постоянная дорога – путь размышлений Батыра. Это восхождение на гору в финальной
сцене, как преодоление восхождения к БОГУ, ДУХУ ПРЕДКОМ, взывание к БОГУ. Это и
дерево, засохшее. Засохло дерево родства, это и речевая характеристика героев. Вот только
отдельные реплики, фразы:
1) «Гореть земля под их ногами будет!»
2) Я мертвая (БАКСЫ)
3) БАКСЫ-ШМАКСЫ (Арман, современного мира) уничижительный смысл
4) Все будет хорошо (Баатр. Словно нам, зрителям, говорит)
«ПАПА» ( 2 раза ребенок говорит, что свидетельствует о тесной связи двух поколений
Учитель истории: Кризис идентичности сегодня испытывают практически все страны.
Однако наибольшую глубину и масштаб он получил в тех странах, которые в недавнем
прошлом принадлежали к мировой социалистической системе, и прежде всего в России,
где на протяжении почти двух десятилетий сознательно расшатывали базовые структуры
национального сознания и самосознания, где средствами массовой информации
настойчиво внушалась (и внушается) идея об отсталости русской нации, о необходимости
при выборе стратегии и тактики дальнейшего развития страны исходить из приоритета не
национальных, а общечеловеческих ценностей.
По мере превращения России в страну, занимающую определенное место в системе
международного разделения труда, усиливается процесс десакрализации базовых
ценностей национальной культуры, быстрыми темпами возрастает число тех, кто считает
себя "гражданином мира", кто склонен рассматривать отечественную историю как
сплошную череду несуразностей, ошибок и преступлений. Нет необходимости доказывать
тот факт, что принятие подобных установок широкими массами (а именно к этому
стремятся идеологи глобализации) чрезвычайно опасно, ибо история не знает примеров
того, чтобы нация, признавшая свое духовное поражение, сохранила бы свой креативный
потенциал и смогла превратиться в активного исторического субъекта, оказывающего
влияние на процессы, протекающие в различных сферах жизни общества.
Для многих русских, и опять же, в первую очередь, молодых, характерно
отсутствие этнокультурной или национальной самоидентификации, они перестают
воспринимать себя как русских, утрачивают свою русскость. Социализация
молодежи происходит либо на традиционно-советской, либо на западной модели
воспитания, в любом случае, вненациональной. Русская народная культура
(традиции, обычаи, обряды, фольклор) большинством молодых людей
воспринимается как анахронизм. Отсутствие у русской молодежи национальной
самоидентификации как раз и приводит к более легкому проникновению в
молодежную среду вестернизированных ценностей.
- Согласны ли вы с данным утверждением?
Анализ социологического опроса (выступление группы учащихся)
- Как вы оцениваете результаты анкетирования?
Учитель литературы: Ребята, давайте посмотрим последний, финальные эпизоды этого фильмов
очень красноречивый.
(ПРОСМОТР финальных кадров)
- Что общего в финалах двух фильмов?
- Что олицетворяет «Голубь» в финальной сцене?
Душу человека, его связь с другими поколениями. Генетическая память голубя очень сильна.
Голубь – символ связи поколений, родства, мудрости. Душа к герою вернулась.
Вспомнила, прочитала у кого-то: отцом может стать каждый, но папой…
Это и образ ребенка. Это история глазами ребенкав двух фильмах лиджуха и асан И есть еще
невидимый образ неродившегося ребенка, которого носит грешная Гаухар. Авторы уверены: Дети
будут другими! Это надежда на возрождение добра. Сама же беременная девушка служит
воплощением животворящего начала: материнства.
Рефлексия: Подведем итоги урока. Достигли ли вы тех целей, которые ставили в начале
урока?
Учитель истории: Так кино позволило нам вывести проблему глобализации на уровень
философского и нравственного осмысления и обобщения. И все-таки как ни страшен,
безжалостен, американизирован и бесчеловечен мир, мы чувствуем, что не гаснет надежда. Дети в
двух фильмах, может быть, им Бог даст силы и веру в возможность, в осуществимость добра?
Не случайно главными героями фильмов автор делает детей, а это – проявление нового.
Можно возрождать ремесла, восстанавливать обряды, традиции, национальный покрой одежды,
собирать УНТ, возрождать храмы. Можно и нужно. Но только при одном условии – все это
должно быть одушевлено. Песня на родном языке только тогда станет искренней, когда она тронет
сердце, когда она принята душой. Обряд станет фольклорно-религиозной, экзотической потехой,
игрой, если он не согрет верой. Рисунок на стене превратится в малевание, если не одухотворен
пониманием и высоким смыслом, древние предания останутся наивными смешными сказками,
если не воспринимаются как что-то родное и близкое тебе.
Оскудение нравственных сил нации начинается тогда, когда слабеет связь поколений, когда то,
что дорого старикам, кажется непонятным молодым.
Фильм убеждает нас в том, что вечные ценности действительно вечны, неистребимо стремление
человека понять свое место и назначение в этом мире, почувствовать ответственность за все
происходящее, осмыслить жизнь с позиции Божьей истины. В этом проявляется глубинная связь
видов искусств с духовно-нравственными основами жизни. Но самое главное негативное
последствие превращения глобализации в мировой феномен состоит в том, что
глобализация нанесла мощный удар по базовым структурам практически всех
национальных культур.
Между тем «культура народа, -- пишет Гердер, -- это цвет его бытия, изящное, но бренное
и хрупкое откровение его сущности». Гердер Й.Г. Идеи к философии истории
человечества. М., 1977. Об этом писал и Кант, который доказал, что создание культуры
представляет собой высшую цель, которую способен поставить человек перед собой.
Высшей же целью культуры является создание человека морального. Таким образом,
разрушая культуры, мы лишаем человечество конечной цели и обрекаем его на
пребывание в "до-моральном" состоянии.
Именно с отмеченными негативными последствиями и связано неприятие того варианта
глобализации, который осуществляется в настоящее время. С этим связан и интенсивный
поиск ее альтернативных моделей, который ведется сегодня учеными, политиками,
общественными деятелями многих стран
Учитель литературы: Мы на уроке сделали важное открытие:
Важность произведения определяется не исследованием переломных событий, а уровнем
художественно-философского обобщения, нравственного осмысления происходящего, даже если
это происходящее всего лишь такая малость, как история казахской целительницы – баксы,
история мальчика Асана, оказавшегося заложником жестоких игр взрослых, трагическая история
людей – представителей двух лагерей – грешников и блудных сыновей, прошедших испытание
Деньгами.
Именно С.Бодров и Г.Омар выходят на высочайший уровень философского, нравственного
проникновения в события, сердца людей.
Фильм не сводится к экзотической истории целительнице (мол, посмотрите, вокруг столько
шарлатанов, а эта на-тебе творит чудеса, людей не понарошку исцеляет, почти с того света
возвращает!). Это значит измельчить, обесценить, назначение фильма, да и киноискусству
вообще.
Фильм говорит о главном – о духовно-нравственном содержании человека., рождающегося
прежде всего в круге ценностей, и основой этих ценностей является принадлежность человека к
народу, быть частичкой этого народа, и любовь к культуре этого народа. Именно это рождает
нравственность, это те основы, которые не позволяют разорваться великой цепи, связывающей
человека с народом.
Нельзя предать память отца, нельзя оскорбить то, что и называется духом семьи, рода.
Примут дети ценности предков как свои или устремиться к чему-то своему, но не главному для
рода, народа, семьи? (обратиться к теме урока)
Как важно: род и народ – слова однокоренные. Ценности семьи, рода, народа создают,
одновременно воспринимают общенациональные ценности, и пока они предаются из поколения в
поколение, из рода в род – нация жива. Наши люди искусства почувствовали разрыв, распад этих
связей тогда, когда гордо звучали с трибун, из речей политиков слова о новом человеке – человеке
предприимчивом, деловом, расчетливом. Речи звучали, а люди отрекались от религии,
отворачивались от родителей, отказывались от Родины – от духа рода, народа – словом, так как
это показано в фильме «Б».
Стихотворение (С.И)
МКОУ «Уттинская средняя школа им.В.А.Ширяева»
Яшкульского района
Республики Калмыкия
Интегрированный урок в 11 классе
по литературе-обществознанию
(Проблема этнокультурная самоидентификация в условиях глобализации
современного мира и ее отражение в зеркале киноискусства)
Исполнители: Абильхаирова С.И.,
учитель литературы,
Манджиева О.Ц.,
учитель истории
Утта, 2015 г.