Конспект урока "Хамелеонство как социальное явление (по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)»" 7 класс скачать


Конспект урока "Хамелеонство как социальное явление (по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)»" 7 класс

Класс-7 .
Предмет-литература.
Тема урока - «Хамелеонство как социальное явление (по рассказу А.П.
Чехова «Хамелеон»)».
Этап обучения по данной теме - завершающий.
Цели и задачи урока:
Мировоззренческая: Осмыслить, в чем общечеловеческая сущность
хамелеонства.
Предметные:
1. Понять сущность характера Очумелова.
2. Уяснить композицию рассказа.
3. Почувствовать позицию автора
4. Увидеть художественные приемы создания характера.
5. Определить своё отношение к поставленному проблемному вопросу.
Тип урока – комбинированный.
Используемые приемы, методы, технологии обучения - технология
коллективно-индивидуальной мыследеятельности («Модель саморазвития
человека» доктора педагогических наук, профессора К.Я. Вазиной), ИКТ.
Оборудование (демонстративные, раздаточные), основные источники
информации:
- иллюстрации к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»
- портреты писателя в разные годы
- карточки, вопросы, алгоритм, текст, словари
- иллюстрации учащихся, «Древо понятия»
- медиапроектор, презентация.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
1. Способность осознать собственную жизненную позицию и уметь её
отстоять.
2. Способность видеть черты приспособляемости в людях в реальной
жизни.
3. Способность анализировать текст пределять тему, идею рассмотреть
сюжет, композицию, поразмышлять о героях, увидеть, в чем
особенности рассказа).
4. Эмоциональная отзывчивость на поставленную проблему.
5. Понимание духовного мира писателя и своеобразие его юмора.
Список использованной литературы:
1. Паперный З. Горькое веселье: о юморе Чехова, Детская литература.
1992 №2-3, стр. 31-34.
2. Теплинский М.В. Воспитывать внимание к слову (Изучение рассказа
А.П.Чехова «Хамелеон» на уроках литературы.), Русский язык в
национальной школе. 1983 №6, стр. 35-42.
3. Тодоров Л.В. Изучение рассказа Чехова «Хамелеон» в 6 классе,
Литература в школе. 1972 №6, стр. 35-42.
4. Штельман С. Как «работает» одна из предметно-бытовых деталей в
рассказе А.П.Чехова «Хамелеон», Литература в школе. 1999 №8, стр. 28-
31.
5. С.И.Ожегов Словарь русского языка, Москва «Русский язык» 1986.
6. А.П.Чехов Рассказы. Пьесы, Москва. Аст Олимп 1996.
7. Словарь литературоведческих терминов Саратов: И.А. Книгин,
Издательство «Лицей», 2006.
Ход урока:
Звучит запись песни Б.Ш. Окуджавы «Антон Палыч Чехов» (другое
название «Песня о дураках»)
- Сейчас вы прослушали фрагмент песни Б.Окуджавы «Антон Палыч
Чехов». Есть у неё и другое название- «Песня о дураках». Прозвучала фраза
о том, что «умный любит учиться, а не учить». Как понимаете её?
(Размышления учащихся).
- Учиться учить себя, самостоятельно добывать необходимые знания.
Этому мы и посвятим наш урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон».
- Эта песня, написанная в 1979 году, навеяна раздумьями о судьбе и
творчестве великого русского писателя А.П. Чехова, философскими
размышлениями о жизни.
- Ведь у каждого из нас есть свой Чехов. Во многом это определяется
первым впечатлением от его творчества. Не вспомните ли вы, когда и каким
образом познакомились с Чеховым? (Учащиеся отвечают)
- Портрет - одно из средств характеристики литературного героя. И не
только героя, но и любого человека. Вглядитесь в портреты А.П. Чехова. Что
можете сказать об этом человеке? (На экране - слайды-портреты Чехова в
разное время).
Вряд ли был на свете другой писатель, который тратил столько усилий
на то, чтобы всегда оставаться незаметным в толпе. Он ни разу не выступал
на эстраде или даже в тесном кругу с чтением своих произведений, в театре,
на премьере своих пьес, садился в самые последние ряды, и, глядя на него,
никто бы не поверил, что это автор пьесы. А когда он пожертвовал одной из
библиотек тысячи своих книг, то, прежде всего, попросил: «Никому не
говорите об этом!».
Он был очень деликатен и всегда боялся причинить другим какие-либо
неудобства. Когда однажды он, почувствовать себя плохо, стал терять
сознание, ему пришла в голову мысль, которая при таких обстоятельствах,
кажется, не приходила ещё никому: «Как-то неловко падать и умирать при
чужих».
Верно подметил Бунин: «В жизни Чехов был именно тем, чем был в
творчестве,- человеком редкого душевного благородства, воспитанности,
изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и
простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости».
Был в России строгий и придирчивый критик, который с упрямой
враждебностью относился к творчеству Чехова и в течение многих лет
третировал его как плохого писаку. Его злые и обидные отзывы о
произведениях Чехова были таковы: «дребедень», «ерундишка»,
«безделица». Этим жестоким критиком был сам Чехов. Он не очень
высоко ценил своё творчество и считал, что его очень скоро забудут. Как-то в
одном из разговоров, говоря о значимости русских писателей для истории, он
первое место отвел Толстому, а себе лишь восемьдесят седьмое.
Чехов обладал провидческим даром, но ему случалось и ошибаться. Он
ошибся, предположив, что его будут читать в течение семи лет после его
смерти, потом забудут. Правда, если верить воспоминаниям Щепкиной -
Куперник, написанным в 1940-х годах, Чехов добавлял: «Но потом пройдет
ещё некоторое время – и меня начнут читать, и тогда уже будут читать
долго». Если так, то прогноз на удивление точен.
Чехова действительно читали и читали как автора актуального
несколько лет после его смерти, а затем, приблизительно полтора-два
десятилетия, интерес к нему шел по затухающей криво, но затем мало-
помалу раскрывался чеховский мир, в своей видимой простоте
необыкновенью сложный. Наступил момент, когда его произведения стали
жить заново и приобрели такую славу, какой никогда раньше не имели,-
славу всемирную и далеко на Западе, и далеко на Востоке.
История подтвердила гениальность Чехова единственно достоверным
способом: его рассказам и пьесам дано существовать во времени не в
качестве исторических реликвий, а живыми спутниками человечества,
отражаясь в меняющемся сознании новых поколений и отражая их перемены
в себе.
-В чем же тайна долговечности Чехова?
-Красивый язык не умирает. Пороки будут всегда, и если художник
может высмеять эти пороки, он будет актуален во все времена.
- Все движения души так точно описаны Чеховым. Это будет жить
вечно.
История каждому определила своё заслуженное место. И то, что Чехов
считал однодневками, оказалось нержавеющей сталью. И веселый,
заразительный смех Чехова звучит и сейчас, через много лет, так же молодо,
как и в годы его жизни.
Сегодня нам выпало счастье вновь встретиться с замечательным
русским писателем А.П. Чеховым - непревзойденным мастером короткого
рассказа.
Почему я сказала «вновь»? Потому что вы знакомы с некоторыми его
рассказами. С какими?
(Ученики перечисляют прочитанные ими произведения.) Понравились?
Чем?
Учащиеся: Всем нравятся юмористические рассказы Чехова. Смешными
их делает талант великого писателя, его умение написать так, чтоб было
смешно, чувство юмора писателя, умение показать обычную ситуацию и
необычное поведение героев в этой ситуации.
-Смешные имена собственные, неожиданная развязка, краткость
юмористических рассказов.
-Чехов смеется над глупостью, невежеством, трусостью.
Вспомним особенности юмористических рассказов, известных,
прочитанных вами.
Особенности на экране.
- Простое, предельно краткое заглавие.
- Короткое выступление, дающее полную информацию о месте событий,
времени, героях.
- В основе сюжета – бытовая ситуация, случай из жизни.
- Диалогу автор уделяет большое внимание.
- Отсутствуют подробные пейзажные зарисовки ,портретные
характеристики.
- Подробное описание заменено говорящей деталью.
- Яркая, смешная, неожиданная развязка.
- Обратите внимание на высказывания:
«Чехов умеет писать так, чтобы словами было тесно, а мыслям
просторно». ( М. Горький)
«Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает» (В. Набоков).
- Согласны? Почему? Можно ли все эти особенности отнести к рассказу
Чехова «Хамелеон»? (Ответы учащихся)
- Рассказы были смешные, но жизнь в стране – далеко не смешной.
- Что известно об этом времени?
(Описанные события относятся к жизни дореволюционной России, к 80
г. XIX века, к эпохе политической реакции: убийство царя Александра II в
1881 году, расправа царизма с народовольцами, поиск передовыми людьми
того времени новых путей борьбы с самозадержавием, усиление
полицейского надзора за общественностью.)
- И в это время, в 1884 г., впервые в юмористическом журнале
«Осколки» напечатан рассказ Чехова «Хамелеон». Как и во многих других
рассказах этого времени («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»,
«Торжество победителя», «Мака» и т.д.). Чехов разоблачал деспотическую
сущность современной жизни и порождаемое ею рабское сознание людей.
Сквозь юмористическую ткань рассказа просвечивает эта серьезная идея, и
потому «Хамелеон» заставляет не только смеяться, но и задуматься.
Ведь смех бывает разный: дружелюбный, незлобный, гневный,
обличающий. Каким пользуется автор? (Обличающим).
- Обличающий смех-это юмор или сатира? (Сатира)
-Вспомним, что такое юмор и сатира.(Ответы слайды на экране).
-Что же обличает автор? Обратимся к заголовку. Каково значение слова
«хамелеон»? (ответы учащихся, слайды на экране)
-Каково же значение слова «хамелеонство»?
I. Организация целевого пространства.
1. Творческие микрогруппы - внешний механизм саморазвития.
2. Ввод в проблему:
Хамелеонство-это личное свойство Очумелова или общественное
явление?
3. Постановка целей учащимися и коррекция их учителем.
4. Проектирование результата (первичное осмысление).
5. Выбор средств (текст, словари).
Определение ключевых слов: «собака», «палец».
II. Организация поискового пространства
1. Организация поисковой деятельности по творческим микрогруппам
(зона поиска - текст, словари).
1.1. Коррекция проблемы.
- Согласны ли вы с тем, что хамелеонство не единичное
явление, а распространенное всеобщее? В чем общечеловеческая
суть хамелеонства? Почему оно страшно?
1.2. Определение способов деятельности.
-процесс построения Древа понятия к слову
«приспособляемость».
- работа по алгоритму, карточкам:
Алгоритм
Проанализировать вопросы:
1. Какой изображается жизнь в провинциальном городе?
2. Каков облик поведения Очумелова? Как и почему происходят
превращения героев?
3. Что автор обличает в полицейском надзирателе?
4. Что можно сказать о поведении Хрюкина?
5. Какой изображается собака в рассказе?
6. Каково отношение обывателей к происшествию в начале и в конце
рассказа?
7. Как с помощью художественных деталей писатель изобличает
хамелеонство?
8. Каково отношение автора?
Карточка 1
Как раскрывается характер Очумелова через речь?
Карточка 2
Какова композиция рассказа?
1.3. Реализация программы деятельности
1.4. Выработка личных, групповых позиций, точек зрения.
1.5. Общее обсуждение (определение нормы).
Выводные знания:
1. Особенность творчества А.П.Чехова заключается в сочетании юмора и
сатиры. Рассказ «Хамелеон» отличается «совершенством
художественного мастерства и значительностью социально-
обличительной направленности». Чехов изобличает хамелеонство,
показывает, что для полицейского надзирателя такие понятия, как
честь, достоинство, справедливость не существует. Его решения
беззаконны, потому что в их основе не желание честно разобраться в
сути происходящего, а стремление поддержать того, кто сильнее.
2. А.П.Чехов- мастер психологической детали. Например, Очумелов
должен принять решение в отношении собаки, он боится вызвать
недовольство генерала, поэтому его бросает то в жар, то в холод; и
городовой Елдырин то снимает, то надевает на него новую шинель.
Чехов раскрывает характер Очумелова и через другие детали: узелок в
руках, решето с конфискованным крыжовником у сопровождающего
городового говорят о том, что герой сродни городничему Гоголя.
3. Чехов- мастер и речевой характеристики, с помощью которой (диалоги,
монологи, реплики) показывает, что хамелеонство Очумелова
основано, с одной стороны, на наглости, самомнении, хамстве,
грубости («Как оштрафуют его, мерзавца! Я ему покажу Кузькину
мать»), с другой стороны – на заискивании, подобострастии,
угодливости («Собачонка нечего себе…шустрая такая…сердится
шельма, цуцык эдакий»).
4. Однако Чехов подчеркивает, что хамелеонство – это не только личное
качество Очумелова, оно становится распространенным явлением,
всеобщим, общественным. Мастеровой Хрюкин, который обвиняет
собаку в том, что она его укусила, «показывает толпе окровавленный
палец», который «имеет вид знамения победы», так как Хрюкин
надеется получить деньги (« Ужо я сорву с тебя, шельма»). Когда его
обвиняют в жестокости («цигаркой ей в харю для смеха»), он
вспоминает, что у него брат в жандармах, требует для себя равенства.
Но вот Очумелов ругает Хрюкина, грозит ему, называет его «свиньей»,
«болваном», и тот умолкает и опускает руку с пальцем вниз.
5. Автор показывает «превращения» толпы. В городе пусто, «на площади
ни души», «уныло, скучно», «высовываются сонные физиономии»,
которые в начале поддерживают Хрюкина, сочувствуют ему. В конце
толпа злорадствует, «хохочет» над Очумеловым. Чехов показывает, что
хамелеонство становится повседневным, будничным явлением и этим
оно страшно.
-Мы познакомились с прекрасным рассказом А.П. Чехова. Несмотря на то,
что он очень короткий, его содержание никого не оставило равнодушным. В
своём рассказе Чехов высмеял особое поведение человека – хамелеонство,
т.е. приспособление к окружающей обстановке.
Такое поведение, как считал Чехов,- результат общественных условий, когда
человек боится быть самим собой, становится лакеем, угодником,
подхалимом. Чехову два «порока души» казались особенно мерзким:
надругательство над слабыми и самоуничтожение перед сильными. Эти
пороки и приводят к хамелеонству. Это свойственно и реальным людям.
Чехов-писатель, которые не прописывал рецептов, не вставал в позу
«учителя жизни», не выставлял «образцов для подражания», своих идей не
навязывал. Своими сочинениями он как бы говорил читателям: вот перед
вами жизнь как она есть, судите о ней по своему разумению и опыту, но
знайте, что она многолика, богата потаенными возможностями, не
укладывается в простые схемы, допускает альтернативы. Но он показал то,
как повелительно звучит в сердцах «нравственный закон внутри нас». Вникая
в клубок противоречий человеческой натуры, Чехов видел, что среди её
запутанных нитей есть золотая нить нравственного самосознания, ведущая к
выводу из лабиринта. Быть человеком! Напоминание об этом своевременно.
III. Организация рефлексивного пространства.
1. Рефлексия деятельности. В чем успех – неуспех деятельности? Над
чем нужно работать?
2. Выход на новую проблему.
Согласны ли вы с тем, что в рассказе А.П. Чехова «Тонкий и
толстый» происходит превращение человека в «служебный чин»?
3. Рефлексия преподавателя. Соответствует ли проект ситуации
реальному процессу деятельности?
Домашнее задание: