Презентация "Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С. Пушкина" 10-11 класс


Подписи к слайдам:
Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина.

Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина.

  • «Явился Пушкин, и русский язык обрел новую силу, прелесть, гибкость, богатство, и главное – стал развязен, естествен, стал вполне русским языком».
  • В.Г. Белинский
  • «Есть имена, как солнце! Имена –
  • Как музыка! Как яблоня в расцвете!
  • Я говорю о Пушкине: поэте,
  • Действительном в любые времена!»
  • И. Северянин

Самый богатый стиль речи – художественный

  • -Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль, какова его главная функция.
  • -Как вы понимаете, в чем выражается эстетическая функция художественного стиля?
  • -Какие средства художественной выразительности вам известны?

Терминологический диктант Запишите термины, соответствующие определениям в предлагаемом порядке:

  • Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений?
  • Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого?
  • Образное определение?
  • Троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого?
  • Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого - либо явления?
  • Троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого - либо явления?
  • Троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному?

  • Выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе?
  • Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и на отвлеченные понятия?
  • Троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого - либо предмета описательным выражением?
  • Повторение отдельных слов или оборотов речи в начале предложения?
  • Повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений?
  • Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия?
  • Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение?
  • Особое расположение слов, нарушающее обычный порядок?

Ключ к терминологическому диктанту. Проверь себя!:

  • 1.Метафора 2.Сравнение 3.Эпитет
  • 4.Метонимия 5.Гипербола 6.Литота
  • 7.Ирония 8.Аллегория
  • 9.Олицетворение
  • 10.Перифраза 11.Анафора 12.Эпифора
  • 13.Антитеза 14.Градация 15.Инверсия

«Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка» План.

  • Язык художественной литературы – вершина литературного языка.
  • Двуязычие в эпоху Киевской Руси.
  • Предшественники Пушкина,подготовившие реформаторскую деятельность:
    • М.В. Ломоносов – создатель теории «трех штилей».
    • Н.М. Карамзин против употребления народных речевых средств.
    • Сближение литературного языка и разговорной речи Карамзиным.
    • А.С.Шишков – противник смешения высокого стиля с низким, против заимствований.

Внимание к «словенскому языку» (церковнославянскому и русскому) любителя русского слова Шишкова.

    • «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя».
    • Умеренность употребления церковнославянизмов и европеизмов Жуковским, Вяземским, Батюшковым.
    • Место А.С. Грибоедова и И.А. Крылова в истории русского литературного языка (национальная самобытность и выразительность).
  • А.С. Пушкин – создатель национального литературного языка.
  • «Язык неистощим в соединении слов» (А.С. Пушкин)

Комплексный анализ художественного текста

  • 1.Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
  • На дровнях обновляет путь;
  • Его лошадка, снег почуя,
  • Плетется рысью как – нибудь;
  • Бразды пушистые взрывая,
  • Летит кибитка удалая;
  • Ямщик сидит на облучке,
  • В тулупе, в красном кушаке.
  • Вот бегает дворовый мальчик,
  • В салазки жучку посадив,
  • Себя в коня преобразив…
  • А.С. Пушкин
  • Определите стиль речи в данном отрывке. Докажите свое утверждение.
  • О чем повествуется в тексте?
  • Какие орфограммы есть в отрывке?
  • Сколько деепричастий или деепричастных оборотов в тексте? Их роль в художественном тексте?
  • Пунктуационный анализ. Правила постановки запятых при деепричастиях?

Комплексный анализ художественного текста

  • Возок несется чрез ухабы.
  • Мелькают мимо будки, бабы,
  • Мальчишки, лавки, фонари,
  • Дворцы, сады, монастыри,
  • Бухарцы, сани, огороды,
  • Купцы, лачужки, мужики,
  • Бульвары, башни, казаки,
  • Аптеки, Магазины моды,
  • Балконы, львы на воротах
  • И стаи галок на крестах.
  • Задания по тексту №2:
  • Стиль текста? Докажите свое утверждение.
  • Сколько предложений в отрывке?
  • Дать характеристику 2 предложению.
  • Роль существительных в предложении?
  • Какие из перечисленных названий – заимствованные слова? Их роль?

Комплексный анализ художественного текста

  • 3.Еще амуры, черти, змеи
  • На сцене скачут и шумят;
  • Еще усталые лакеи
  • На шубах у подъезда спят;
  • Еще не перестали топать,
  • Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
  • Еще снаружи и внутри
  • Везде блистают фонари;
  • Еще, прозябнув, бьются кони,
  • Наскуча упряжью своей,
  • И кучера, вокруг огней,
  • Бранят господ и бьют в ладони,-
  • А уж Онегин вышел вон;
  • Домой одеться едет он.
  • Задания по тексту №3:
  • Стиль текста? Докажите свое утверждение.
  • Сколько предложений в отрывке?
  • Слов какай части речи в тексте обилие?
  • С какой целью используется так много глаголов?
  • Определить вид глаголов.
  • Сколько рядов однородных членов в предложенном тексте?
  • Синтаксическая роль однородных членов в отрывке и способ их выражения? Какова их роль в предложении?
  • Что происходит со словами в художественном произведении?