Презентация "Балы и маскарады в русском обществе и литературе 1/3 XIX века"


Подписи к слайдам:
Балы и маскарады в русском обществе и литературе 1/3 XIX века (На примере произведений А.С. Грибоедова ,А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова).

  • Вавилова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы,
  • МАОУ СОШ №113

Объект и предмет исследования

  • Объектом исследования
  • стали комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума», роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», пьеса «Маскарад».
  • Предметом исследования
  • является бал как феномен культуры.

Цели и задачи реферата

  • Цель :
  • показать, какую роль занимал бал в жизни русского общества, и как отражена данная тема в русской литературе начала XIX века.
  • Задачи:
  • проследить эволюцию русской бальной культуры ;
  • показать «грамматику» и «язык» бала, анализируя последовательность его частей и выделяя его устойчивые элементы;
  • рассмотреть особенности бальной культуры в столицах и провинции;
  • показать, как отображалась бальная культура в зеркале русской литературы.

Приёмы исследования

  • Приёмы исследования
  • анализ художественных текстов и документов;
  • сопоставление фактов;
  • систематизация данных по теме;
  • подбор иллюстративного материала.

  • Балы подразделялись:
  • придворные;
  • общественные ( А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов «Герои нашего времени»);
  • частные (А.С. Грибоедов «Горе от ума», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов «Маскарад»);
  • купеческие;
  • свадебные;
  • детские (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).

«Вчера был бал, а завтра будет два…» А.С.Грибоедов

  • Грамматика бала:
  • приглашение;
  • подготовка к балу;
  • приезд на бал;
  • зал;
  • угощение;
  • музыка;
  • танцы;
  • отъезд гостей.

«Гремит музыка…» А.С.Пушкин

  • Порядок танцев :
  • полонез или менуэт,
  • вальс,
  • главный танец бала – мазурка,
  • полька, полонез и французская кадриль (контрданс),
  • котильон.

«Средь шумного бала…» А. К. Толстой

  • Причины посещения балов:
  • предоставлялась уникальная возможность завязать новые знакомства, необходимые для продвижения по службе и вхождения в новое общество;
  • найти достойную партию своим детям;
  • быть представленным членам царской семьи;
  • узнать все новости, встретить всех знакомых;
  • выразить свои политические взгляды;
  • провести весело время в приятном обществе.

«Последний раз по залу я пройдусь...» Людмила Антони

  • Несмотря на то, что бал был импортирован с запада, он довольно быстро становится неотъемлемой частью нового образа жизни россиян.
  • Бал явился одним из способов трансформации культуры России из средневековой в западноевропейскую.
  • Появившись в начале XVIII века, бал на протяжении двухсот лет представлял собой целостный, органичный феномен русской культуры.
  • Таким образом, можно утверждать, что танцевальный вечер на протяжении двух веков представлял собой одну из главных составляющих культурной жизни России. Неизменно его присутствие в музыке, изобразительном искусстве и, особенно, в литературе.