Конспект урока "Творческая биография А.И. Куприна. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ СПО ЙОШКАР-ОЛИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Группа Км-11
Специальность 080302
Разработал: преподаватель ЙОТК
Исакова В. В.
2007
Дисциплина: Литература
Группа: Км-11
Специальность 080302
Дата проведения: 22 марта 2007 года
Тема занятия: «Творческая биография А. И. Куприна. Воплощение нравственного
идеала в повести «Олеся»
Тип занятия: урок
Вид занятия: урок изучения нового материала
Методы учения: исполнительный, репродуктивный, аналитический
Методы преподавания: объяснительный (эвристический, монологический),
побуждающий
Цели урока:
- обучающая: способствовать изучению основных этапов жизни и творчества
А. И. Куприна, формировать умение анализировать содержание повести «Олеся», делать
выводы;
- развивающая: способствовать развитию мышления; творческой активности,
самостоятельности;
- воспитывающая: способствовать воспитанию нравственного идеала; способствовать
развитию чувства прекрасного
Требования к студентам:
Студенты должны:
Иметь представление: об этапах творческой деятельности писателя
Знать: основные моменты творчества писателя, содержание повести
Уметь: анализировать произведение, определять тему и идею повести «Олеся»,
высказывать свою точку зрения, комментировать прочитанные эпизоды
Междисциплинарные связи:
Дисциплина «Русский язык». Тема: «Стиль речи и язык повести»
Дисциплина «История». Темы: «Февральская революция», «Октябрьская революция»
Дисциплина «Основы социологии и политологии». Тема: «Мобильность», «Социальные
статусы и роли»
Внутридисциплинарные связи:
Литература: «Очерк жизни и творчества А. И. Куприна», «Жанровое своеобразие
произведения», «Литературный анализ текста художественного произведения»
Средства обучения:
1) учебная литература
1. Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2-х ч. / под редакцией В. П. Журавлева. 8-е издание. М.:
Просвещение, 2006
2. Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2-х ч. / под редакцией В. В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2003
3. Художественный текст повести «Олеся»
2) наглядно-иллюстративный материал:
1. Портрет А. И. Куприна
2. Пейзажные зарисовки
3) оборудование: мультимедиа, слайды, музыкальный фрагмент.
Основная
1) Егорова Н. В. Поурочные планирования по русской литературе. 11 класс,
I полугодие. М., 2005
Дополнительная литература
1) Волков А. А. Творчество А. И. Куприна. – М., 2001
2) Лилин В. А. Куприн. – М., 2000
3) Корецкая И. В. А. И. Куприн. – М., 1999
4) Крутикова Л. В. А. И. Куприн. – Л., 1998
5) Куприна К. А. Куприн мой отец. – М., 1997
6) Михайлов О. Куприн. – М., 1999. (Серия «Жизнь замечательных людей»)
Тема урока: Творческая биография А. И. Куприна. Воплощение нравственного
идеала в повести «Олеся». (1870 1938)
Цели урока: 1) знакомство с творческой биографией писателя; 2) раскрыть тему, идею
и художественные особенности повести «Олеся»; 3) проанализировать образы Олеси
и Ивана Тимофеевича и определить их роль в повести.
Методическое обеспечение урока: портрет А. И. Куприна; тексты произведения, слайды,
музыкальный фрагмент.
Методические приемы: рассказ учителя, доклад студентов, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент. (Подготовка студентов к занятию, проверка
посещаемости студентов).
II. Изучение нового материала. (На фоне музыкального фрагмента учитель
знакомит студентов основными целями, задачами и темой занятия).
- Ребята! Наш урок сегодня будет посвящен изучению творчества
гениального писателя-реалиста конца XIX - начала XX века Александра Ивановича
Куприна.
- Все открыли рабочие тетради и записываем, число, классная работа и тему
урока. Тема урока называется: «Творческая биография А. И. Куприна. Воплощение
нравственного идеала в повести «Олеся».
2.1. Сообщение темы и целеполаганий.
- Цель нашего занятия состоит в следующем: познакомиться с творческой
биографией А. И. Куприна; раскрыть тему, идею и художественные особенности
повести «Олеся» и самое главное проанализировать образы главных героев: Олеси
и Ивана Тимофеевича.
2.2. Вступительное слово учителя о А. И. Куприне.
- Творчество Куприна занимает одно из ведущих мест в истории русской
литературы, чтобы убедиться в этом, послушаем доклад, подготовленный Алексеевой
Мариной. Попытайтесь внимательно выслушать доклад и запомнить наиболее важные
моменты его творчества.
2. 3. Сообщение студента об этапах творчества А. И. Куприна. Творческая
биография писателя.
Куприн родился в 1870 г. в г. Наровчате Пензенской губернии. Отец рано умер,
детство прошло в обстановке мещанской и скудной, в скучнейшем заштатном городке.
Но это была его родина, и он писал потом о ней, называл городом. Биография Куприна
в его произведениях.
Мечтая о том, чтобы сын стал офицером, мать определила шестилетнего Сашу
в кадетский корпус, затем было юнкерское училище. Военный период жизни тянулся
14 лет. Четыре года из них служба подпоручиком в пехотном полку захолустных
городков. Но этого периода Куприну хватило, чтобы досконально изучить армейскую
жизнь и написать впоследствии одно из самых беспощадных произведений русской
литературы – повесть «Поединок». Напечатана она была в мае 1905 года.
Литературным трудом Куприн начал заниматься еще во время службы. Уйдя
в отставку, повел бродячую жизнь, в течение 7 лет был и грузчиком, и актером,
и землемером, работал на литейном заводе, был журналистом и т. д.
Поселившись в Киеве, начал по-настоящему писать. Здесь были созданы
«Молох», «Киевские типы», «Олеся», «Река жизни» и многие другие произведения.
Известность Куприну принесла повесть «Молох», опубликованная в 1896 году.
Это значительное явление в русской литературе 90-х годов. Дана мрачная картина
гигантского завода.
Требование к себе как к реалисту у Куприна не имело границ. С рыбаками
он говорил, как рыбак, с жокеем вел разговор, как жокей, с матросом как старый
матрос. Куприн по-мальчишески щеголял своей многоопытностью, кичился перед
другими писателями Вересаевым, Леонидом Андреевым. В этом и заключалось
его честолюбие, чтобы доподлинно знать те факты и вещи, которые описываешь,
в том числе и запахи. По части запаха у Куприна был единственный соперник Бунин.
Между ними была азартная веселая игра: кто определит более точно, чем пахнет
католический костел во время пасхальной заутрени, чем пахнет цирковая арена.
И в рассказах и повестях Куприна лавки торгового ряда пахнут кумачом, керосином
и крысами, комнаты старого клуба кислым тестом, карболкой и сыростью, молодые
девушки – арбузом и парным молоком, а прихожая офицерского собрания перед балом
морозом, духами, пудрой и лайковыми перчатками…
Из почти 13-летней деятельности в России самые значительные годы связаны
с Петербургом – Петроградом (15лет). Сюда он приехал в ноябре 1901 года уже
известным писателем автором фельетонов, очерков, рассказов в киевской и одесской
печати, повести «Молох» (1896). В Петербурге А. И. Куприн вошел в литературную
среду виднейших писателей старшего поколения М. Горького, Л. Н. Андреева,
И. А. Бунина, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамина-Сибиряка и других.
После выхода в 1905 году повести «Поединок» А. И. Куприн стал известен
и узнаваем. Он с восторгом принял февральскую революцию, но по отношению
к Октябрьской занял противоречивую позицию и в состоянии растерянности
в 1919 году эмигрировал. Когда в Петербурге узнали, что он ушел из Гатчины вместе
белой армией, многие были изумлены.
С середины 1920 года Куприны жили в Париже. Несколько лет писатель
Куприн молчал. Творческое оживление произошло в 1929-1937 годах.
О чем он пишет? О Родине, о Петербурге-Петрограде: «Купол св. Исакия
Далматинского» (1928), «Царев гость из Наровчата» (1933), повесть «Юнкера»
(1928-1932) и др.
А. И. Куприн мечтал вернуться в Россию… 31 мая 1937 года Куприны были
в Москве, а в канун декабря вновь Петербург (Ленинград). Здесь он и скончался
25 августа 1938 года. Куприн похоронен на Литературных мостках Волкова кладбища.
- Мы сейчас с вами выслушали биографию, а теперь наглядно рассмотрим
основные вехи творчества писателя. Внимательно посмотрите на экран. Перед вами
представлена хронологическая таблица жизни и творчества А. И. Куприна.
- Перепишите, пожалуйста, в рабочие тетради хронологическую таблицу.
Эта таблица понадобится на последующих занятиях.
Краткая хроника жизни и творчества А. И. Куприна
1870 26.8 (7.09) - в г. Наровчате Пензенской губернии родился А. И. Куприн
1880-1888 Годы учения в Кадетском корпусе
1889-1890 Первое печатное издание «Последний дебют»
1888-1890 Годы учения в Императорском Юнкерском училище
1890-1894 Служба в армии
1894-1901 Постоянно меняет место жительства и работы (Киев, Одесса, Ялта,
Таганрог, Москва, Коломна, с. Луковицы Зарайского уезда Рязанской губернии
1895-1897 Первые сборники писателя «Киевские типы» (1896), «Миниатюры»
(1897), «Рассказы» (1903)
1898 Повесть «Олеся»
1905 Повесть «Поединок»
1906-1917 - Изданы 5 собраний сочинений и несколько однотомников
1905-1907 Сближается с М. Горьким. Расстается с первой семьей и женится
на Елизавете Марковне Гейнрих
1909-1910 Совершает полет на аэроплане, спускается с водолазами под воду
1911 Рассказ «Гранатовый браслет»
1912 8-томное «Полное собрание сочинений А. И. Куприна»
1914-1915 Служба в армии
1918-1919 Работает в издательстве «Всемирная литература»
1919 А. И. Куприн вместе со второй семьей эмигрировал за границу
1928 1933 Автобиографический роман «Юнкера»
1937 Возвращение в Россию
25. 08. 1938 Куприн умер. Похоронен в Петербурге
- Сейчас вы переписали хронологическую таблицу, а теперь постарайтесь
ответить на вопросы:
- Что вам больше всего запомнилось из творческой биографии Куприна?
- Назовите, в какие годы жил писатель? (1870-1938)
- Какая повесть принесла писателю литературную известность? (Повесть
«Молох»)
- По каким причинам Куприн вынужден был эмигрировать? (Состояние
растерянности и противоречивая позиция по отношению к Октябрьской революции)
- В какой повести автор рассказывает об истинной любви? Олеся»)
Вывод учителя: Разгадка страстной любви к жизни, которой дышат страницы
его книг, его картины приобщают нас к красоте мира, родной земли и его людей.
Паустовский называл его великим «жизневедом». В его рассказах виден истинный
поэт природы, полный восхищения ее большими малыми чудесами. Неувядаемы
страницы, посвященные Куприным любви ликующей или мучительной, но всегда
прекрасной. Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через
два года выходит в свет повесть «Олеся», которая является свидетельством огромной
безмерной человеческой любви. Любовь, собирающая в единый пучок все лучшее,
все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, без которой невозможно
прожить полноценную жизнь
- Прежде чем обратиться к изучению и анализу этого произведения,
нам необходимо узнать историю создания повести «Олеся», о которой нам расскажет
Эльвира Штенке. Ваша задача внимательно выслушать докладчика и подготовить
ответы на вопросы:
1) В каком году была написана повесть «Олеся»? (1898)
2) В какой цикл рассказов вошла повесть «Олеся»? («Полесский цикл»)
2.4. Анализ повести «Олеся»
а) Доклад студента. История создания повести «Олеся».
От суматохи и шума городской жизни, от чудовища Молоха, пожирающего
человека, Куприн нередко искал исцеления на просторах вольной, еще не тронутой
цивилизацией, природы.
Весна 1897 года, проведенная в Волынской губернии, в лесах и болотах
Полесья, беседы с рыболовами и охотниками, а затем зима и весна 1898 года
в Рязанской губернии, отмеченные страстным увлечением охотой, - по-своему
вдохновили писателя, навсегда привязав его к неброской красоте лесов и полей.
Всегда мечтавший о ничем не скованной свободе и красоте человека, Куприн
чуть ли не впервые открыл для себя проблески истинной поэтичности в простых
людях Полесья. Встречи с полесскими жителями. Природа и люди глухих лесничеств
Зарайска, Звенигорода и Курши, где Куприн с перерывами бывал и работал
до 1901 года, стали живительной силой, которая способствовала расцвету купринского
таланта. Сам писатель с благодарностью вспоминал о времени, проведенном
в этих лесничествах: «Там я впитал в себя самые мощные, самые благородные,
самые широкие, самые плодотворные впечатления. Да там же я и учился
русскому языку и пейзажу».
Первой данью благодарности стал незавершенный «Полесский цикл» - «Лесная
глушь», «Олеся», «На глухарей», «Оборотень». Тем же дыханием овеян и более
поздний рассказ «Болото».
«Лесная глушь» и «Олеся» наряду с военными рассказами принадлежат
к лучшим произведениям Куприна 90-х годов XIX века. И это не случайно.
В них сильно, хоть иногда и подспудно, начала звучать мысль о взаимоотношении
интеллигенции и народа, о поведении и судьбе миллионов, тех миллионов замученных
Хлебниковых, о которых во весь голос скажет автор в «Поединке».
«Олеся» - первая поистине оригинальная повесть художника, написанная
смело, по-своему. «Олесю» и более поздний рассказ «Река жизни» (1906) Куприн
относил к своим лучшим произведениям. «Здесь жизнь, свежесть, - говорил
писатель, - борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему. В этих двух
рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души».
И пусть Чехов и Бунин, с их требованием сурового реализма, не оценили
«Олесю» (по словам Куприна, Чехов назвал «Олесю» «наивной романтикой»
и на время поколебал отношение самого автора к повести, которую тот не включил
в сборник рассказов 1902 года). Ни одно юношеское сердце не остается равнодушным
к этой весеннее радостной, чуть сказочной, но невыдуманной повести «о нежной
великодушной любви».
Да и не так проста «Олеся», как кажется на первый взгляд. Есть
в ней-то неуязвимое дыхание поэзии, то богатство самой жизни, которое остается
многосмысленным при всей видимой ясности.
«Олеся» - одно из самых вдохновенных повествований Куприна о любви,
человеке и жизни. Здесь мир интимных чувств и красота природы сочетаются
с настоящей любовью – с жестокими нравами перебродских крестьян.
Повесть имеет два варианта: в первом варианте было довольно длинное
вступление, впоследствии Куприн ее снял. В этом вступлении рассказывалось,
как группа гостей некоего помещика Ивана Трофимовича проводит время на охоте,
а вечерами, за рюмкой домашней наливки, забавляется охотничьими историями.
Но вот однажды хозяин дома рассказывает, вернее, читает свои записки об одном
интересном эпизоде из своей жизни. Тем самым главный герой предстает перед нами
уже довольно не молодым человеком. Из-за чего теряется основной эмоциональный
настрой к произведению. Вот поэтому Куприн решил написать второй вариант
повести. Здесь произведение начинается с описания жизни героя, очутившегося
по воле судьбы в глухой деревушке на окраине Полесья. Вся вступительная часть,
включающая в себя две с половиной главы (вплоть до завязки) носит в известной
степени автобиографический характер, воспроизводит детали полесской жизни
с той присущей писателю точностью, которая не оставит сомнения в том, что речь
идет о передаче личных впечатлений.
- Сейчас вы выслушали историю возникновения повести «Олеся», а теперь
попытаемся сделать выводы, ответив на вопросы. Как вы считаете…
1) В каком году была написана повесть «Олеся»? (1898)
2) В какой цикл рассказов вошла повесть «Олеся»? («Полесский цикл»)
- Вывод учителя: Повесть «Олеся» - сказочная история о самоотверженной
любви главной героини, которая не оставит равнодушным ни одного читателя
или слушателя. Сейчас мы с вами будем свидетелями и участниками этой любовной
истории. Для этого мы должны проанализировать содержание повести, определить
ее основную мысль и охарактеризовать образы главных героев.
б). Работа с текстом с элементами анализа и выразительного чтения основных
эпизодов повести «Олеся».
- Все открыли первые страницы повести «Олеся».
- Как вы считаете, какое значение имеет место действия повести?
О каких событиях сообщает нам автор-рассказчик? (Действие повести происходит
на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского
человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств
«со странными обычаями», своеобразным языком», с поэтическими легендами,
преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно
и для прояснения авторской идеи.)
- Воссоздать обстановку необычайной красоты помогут вам пейзажи.
Представьте себя на этом месте в разное время года.
- В первом пейзаже Полесье запечатлено глухой безмолвной 1 - 15 - Трек
15.mp3зимой.
- Во второй картине можно представить Полесье весной, когда природа
пробуждается от зимней спячки.
- В следующей картине глухое Полесье можно представить летом, когда
природа вся в цвету и благоухает летней свежестью.
- Также необычна осень со своим разнообразием красок
- Думаю, что все вы мысленно побывали в этих необычных местах. Ни один
пейзаж не оставил вас равнодушным, насколько прекрасна природа, если человек
не нарушает в ней гармонию.
- Неслучайно я вас попыталась вести в воображаемый мир. Думаю, вы легко
сможете ответить мне на следующий вопрос.
- Какую роль в повести играет пейзаж? - Свои ответы закрепите примерами
из текста, зачитав наиболее важные моменты. Зачитайте эпизод из второй главы,
где автор описывает зимний пейзаж с бушующим ветром и мысленно вернитесь
к первому пейзажу. (Зимний пейзаж способствует особому состоянию духа,
торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного мира, вой
ветра усиливает тоску и скуку, природа не просто фон повествования. Постепенно она
становится участницей событий. Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер
за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались
стоны, визг и дикий смех… снаружи кто-то яростно бросал
в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел
с непрерывной, затаенной глухой угрозой». Постепенно звуки ветра почти
материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся
в его старый дом. Тревоги добавляет слуга Ярмола, таинственно сообщающий:
«чи ведьмака народилась, чи ведьмак веселье справляет».
- Зачитайте второй эпизод, и прокомментируйте его: третья глава.
Описания пейзажа часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег
розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого
торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время
медленно и бесшумно проходит мимо меня». Наконец, природа, её сила, загадочность,
прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной:
пробуждается природа – пробуждаются чувства.
В последней главе внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град
природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический
образ тутового дерева (южного дерева с сочными съедобными плодами, листья
которого служат кормом для шелкопряда, шелковица), которое « стояло
совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града».
Тоскливое беспокойство героя оправдывается «неожиданное горе», которое
он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.
Вывод: Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению
и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся), подчеркивая
природную, естественную прелесть человека, то является противопоставлением
«цивилизованному», корыстному миру.)
- В этой сказочной обстановке появляется лесная «колдунья» Олеся.
- Как рисует Куприн образ главной героини?
(Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке»,
герой слышит «свежий, звонкий и сильный» голос Олеси, и наконец появляется
она сама.
- Зачитайте описание внешности Олеси из третьей главы.
«Высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое
«нельзя было позабыть.., но трудно было его описать»: «Лукавство, властность
и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет
выражение от суровости до детской застенчивости (глава 3-я). Олеся сравнивается с
молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора (глава 4-я). Героя
привлекает и «ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы,
жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности эта гордая уверенность в свои
силы». В ее неразгаданности есть особая привлекательность. Сроднившаяся
с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия. Ей чуждо все, что отравляет
взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван
Тимофеевич.)
- Описание внешности Олеси и ее поведение дается чьими глазами?
(Героем-рассказчиком).
- Как вы считаете, в чем состоит особенность изображения героя-
рассказчика? (Героя описывает сама Олеся: «человек вы хотя и добрый, но только
слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин
Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое,
а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».)
- Какое впечатление произвели на вас Олеся и Иван Тимофеевич? (Олеся
открытая, добрая натура, а Иван Тимофеевич немного скрытный, неуверенный в себе,
слабый по натуре человек).
- Давайте обратимся к сюжету произведения и ответим на следующий вопрос.
- Как построен сюжет повести «Олеся»?
(Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после
встречи героя с Олесей картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается
описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира
Ивана Тимофеевича. Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную,
очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе,
но что она неотвратима, что от судьбы не убежишь. Его любовь постепенно убывает,
он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и
сказать о своем отъезде (глава 11-я). Он думает, прежде всего, о себе: «Женятся же
хорошие и ученые люди на швейках, на горничных… и живут прекрасно… Не буду же
я несчастнее других, в самом деле?». А любовь Олеси постепенно набирает силу,
раскрывается, становится самоотверженной (жертвующей своими интересами ради
других, ради общего блага). Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается
от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше
и сильнее героя, эти силы – в ее природности.)
- Какой цвет сопровождает образ Олеси? (Это красный цвет, цвет любви
и цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно
белом, ровном фоне снега (первая встреча); красный кашемировый платок (первое
свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус,
«кораллов», - единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе
и об ее нежной, великодушной любви» (последний эпизод).
- Почему счастье героев оказалось таким коротким? (Олеся, владеющая
даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого
счастья. Продолжение этого счастья в душном, в тесном городе невозможно. Слишком
разные они люди. Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой
независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви
сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, - темой недостижимости
счастья.)
- В чем, по-вашему, состоит идея, то есть основная мысль повести?
(Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности
человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)
III. Закрепление изученного материала.
- Сегодня на уроке мы ознакомились с творческой биографией талантливого
писателя конца 19-го начала 20-го века Александра Ивановича Куприна. Думаю,
что у вас остались самые приятные впечатления об этом писателе, потому что его
творчество незабываемо.
- Какое впечатление у вас сложилось о главных героях повести? Поделитесь
своими впечатлениями.
- Как вы считаете, кто из героев является воплощением нравственного
идеала самого автора? Олеся главная героиня, в которой воплощены лучшие черты
духовно-нравственного человека. Этот образ незабываем, прежде всего, тем, Олеся
самоотверженная натура, то есть думает о благополучии других, а не о себе. Таких
людей сейчас очень мало, кто бескорыстно делает добро окружающим людям, она
великодушна, ее любовь приносит огромную радость другим и несчастье ей самой.
IV. Подведение итогов.
- Сегодня большинство из вас приняло активное участие на уроке. Поэтому
смело можно поставить отметки следующим студентам…
- Отметки за урок (с комментарием).
V. Домашнее задание на мультимедиа и его комментарий.
1. Знать творческую биографию писателя, подготовить сообщение, пользуясь
хронологической таблицей.
2. Написать сочинение на одну из тем: 1) «Мое отношение к главной героине
Олесе?»; 2) «Трагическая судьба главной героини».
3. Прочитать повесть «Поединок»