Конспект урока "Тема деревни в творчестве современных поэтов на примере анализа художественных особенностей стихотворения Н. Рачкова "Овин""


Тема деревни в творчестве современных поэтов (на примере анализа художественных
особенностей стихотворения Н. Рачкова "Овин.").
Цели урока:
1. Продолжить знакомство обучающихся с лучшими произведениями современной русской поэзии.
2. Раскрыть особенности мировосприятия лирического героя поэта, попытаться постичь
художественные приёмы, которые помогают понять смысл стихотворения.
3.Способствовать активизации читательского опыта обучающихся, выявлению их читательских
впечатлений как условия освоения нравственных ценностей на примере творчества Н.Рачкова.
4. Способствовать формированию самосознания личности обучающихся в процессе анализа
лирического произведения в контексте национальной культуры.
5. Развивать умение обучающихся работать со словарём.
Домашнее задание к уроку:
Прочитать стихотворения современных русских поэтов:
- Рачкова «Овин». Сборник стихотворений «Ивы над омутом». ИПК «Вести». Санкт-Петербург.
2006.
- Г. Горбовского «Деревенька». Сборник стихотворений «Распутица» - Историческая иллюстрация.
Санкт-Петербург. 2000.
- О.Фокиной «Три огонька». Сборник стихотворений "Избранное", том 1. - "Полиграфист". Вологда.
2003.
Индивидуальные задания:
Выразительное чтение наизусть стихотворения Н. Рачкова «Овин»
Сообщение о жизни и творчестве поэта Н. Рачкова.
Выразительное чтение наизусть стихотворения Г. Горбовского «Деревенька».
Запись на доске проблемного вопроса урока:
Что объединяет стихотворения Г. Горбовского, О. Фокиной и Н. Рачкова?
Словарь произведения:
Овин
Молотьба
Скудельный
Полова
Чинно
Одолеть
Пенять
Словарь обучающихся:
Эпитет
Антитеза
Ассоциация
Перифраз
Оборудование:
Фильм "Свеча на ветру" о поэте Н. Рачкове. Телекомпания Ленинградской области. Автор В.
Громов. Опер. М. Клюев.
Аудиозапись песни «Деревенька моя…», слова В. Гундарева, музыка А. Кудрина.
Толковый словарь русского языка В. Даля. Современное написание. М., Астрель. Аст. 2006.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного современного поэта Н. Рачкова.
Давайте послушаем краткое сообщение (учащегося) о жизни и творчестве поэта.
Сообщение обучающегося.
Николай Борисович Рачков родился 23 сентября 1941 года в селе Кирилловка Арзамасского района
Горьковской области. Отец погиб на фронте. Окончил среднюю школу в Арзамасе, Горьковский
пединститут (историко-филологический факультет) в 1964 году. Работал в школе учителем, в газете.
Журналист с 1966 года, член Союза писателей СССР с 1981 года. Автор поэтических сборников:
«Колодцы», «Сказка про зайца», «Отчее крыльцо», «Неповторимый этот мир», «Только любовью»,
«Памятный дом», «Средь туманов и трав», «Под небом высоким», «Свет мой лазоревый»,
«Избранное», «А Россия была и будет», «Рябиновая Русь» (Избранное), изданных в Горьком,
Москве, Арзамасе, Ленинграде, Санкт Петербурге. Публиковался в журналах: «Сельская
молодёжь», «Молодая гвардия», «Юность», «Наш современник», «Москва», «Нева», «Звезда»,
«Аврора», «Нижний Новгород», «Русская провинция»; в альманахах: «Поэзия» (Москва), «День
русской поэзии» (СПб); в газетах: «Правда», «Литературная Россия», «День литературы», «Завтра»,
«Литературный Петербург» и других изданиях.
Лауреат премии Горьковского комсомола (1981 год), Всероссийской литературной премии «Ладога»
им. А. Прокофьева (1999 год), Всероссийской литературной премии им. А. Твардовского (2001 год).
Действительный член Петровской академии наук и искусств.
Известный поэт Виктор Боков назвал Николая Рачкова «звонким жаворонком России». Его стихи о
любви к Родине, к жизни, к людям, к Русской земле с её неповторимой историей. Сердце поэта полно
тревоги и боли за неё, ведь оно - в центре происходящих в стране перемен.
На X съезде Союза писателей России имя Николая Рачкова было названо в ряду выдающихся
современных поэтов Отечества, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев написал в
«Роман – газете XXI века»: «Николая Рачкова надо знать. Он народный, национальный поэт России».
В настоящее время Н. Рачков живёт в городе Тосно Ленинградской области.
Просмотр обучающимися фрагментов фильма "Свеча на ветру" о поэте Н. Рачкове.
Ключевой темой поэзии Н Рачкова является тема России. Послушаем его стихотворение «Овин» и
рассмотрим, как создаётся поэтический мир этого стихотворения.
Выразительное чтение наизусть обучающимся стихотворения Н. Рачкова «Овин».
Опять журавли взмыли воинским клином…
Стою над заброшенным в поле овином.
Крестьянская жизнь, ты всегда на пределе!
Я помню, как здесь молотилки гудели.
Как солнце крутилось в полове летучей
И сердце звенело от радости жгучей.
Кричал бригадир исстрадавшимся людям,
Что все будем с хлебом, что счастливы будем.
Что горе смогли одолеть не вчера ли…
И женщины чинно платки поправляли…
…И вот он, овин, полусгнивший и лишний,
Скудельный остаток от жизни давнишней.
И сладко, и грустно… И надо ль пенять,
Что русского чувства другим не понять?..
Анализ стихотворения.
Какой жизненный факт, событие послужили поэту темой стихотворения?
/Жизненный материал, положенный в основу стихотворения встреча автора в поле с овином.
Стихотворение написано в форме первого лица./
Ощущается ли стихотворение монолитным или можно выделить в нём какие-то отдельные
части?
/Первая часть – лирический герой стихотворения стоит над заброшенным в поле овином, летят
журавли; вторая воспоминания о том времени, когда в этом овине кипела работа, была жизнь,
третья часть – снова картина овина и описание чувств лирического героя, стоящего над ним./
Какие чувства возникают у нас при чтении первых строк? Какое в них присутствует настроение?
Насколько это обусловлено художественными образами?
первых строк стихотворения возникает и грусть, и жалость к опустевшему овину, и щемящая
боль…Поэта взволновала горькая участь риги. /
Итак, с точки зрения композиции, стихотворение «Овин» - рассказ лирического героя о встрече его
в поле с заброшенным овином. Назовите главные образы в первой части стихотворения.
Подумайте, какое время года изображено поэтом в стихотворении?
/Журавли, поле, овин. Вероятно, это осень, октябрь, потому что летят журавли /.
А что такое овин?
/Овин строенье для сушки хлеба в снопах топкою; рига. В риге обычно идёт и молотьба.
1
Молотьба
выбивание зерна из колоса./
Мы знаем, что художественный образ создаётся конкретными языковыми средствами.
Давайте посмотрим, как выбор языковых средств поэтом определяет эмоционально- смысловые
особенности образов и помогает нам понять художественную идею произведения.
Какие эпитеты использует поэт для характеристики овина?
/ Автор характеризует его эпитетами «полусгнивший и лишний», «заброшенный в поле», называет
его «скудельным остатком от жизни давнишней»/.
Как называется такое описательное выражение в поэтике?
/Перифраз/.
Есть ли в этих строках определения, лексическое значение которых вам непонятно?
/Скудельный глиняный, из глины или взятый от земли; непрочный, слабый, хрупкий и ломкий, как
скудель; праховой. Тленный, бренный, и земной, преходящий.
2
/
Какой ёмкое определение нашёл поэт, чтобы передать свою боль от увиденного им овина. Но ещё
ярче передаёт значение этого слова, усиливает образ заброшенной постройки существительное
скудельница или скудельня, старинное слово, употребляющееся на севере России и обозначающее
общую могилу погибших по какому-либо несчастному случаю.
Чувствуется, что Н. Рачков видит все эмоционально-смысловые оттенки выбранных им слов и
умеет находить те, которые передают то, что хочет сказать своему читателю художник.
О чём вспомнилось лирическому герою поэтических строк, глядевшему на овин? Какие воспоминания
пробудились в нём?
Крестьянская жизнь, ты всегда на пределе!
Я помню, как здесь молотилки гудели.
Как солнце крутилось в полове летучей
И сердце звенело от радости жгучей.
Кричал бригадир исстрадавшимся людям,
Что все будем с хлебом, что счастливы будем.
Что горе смогли одолеть не вчера ли…
И женщины чинно платки поправляли…
Каким настроением проникнуты эти строки? Какой приём использует автор в построении
стихотворения?
/ В основе построения стихотворения лежит приём контраста. Грустная и тоскливая картина летящих
над старым овином журавлей сменяется радостной атмосферой крестьянского труда, ощущением
полноты жизни (сравните свои ощущения от «деревеньки в три избы» Г. Горбовского)./
Каким образом удаётся автору передать эту жизнерадостную, кипучую атмосферу труда,
прежней крестьянской жизни?
/ Автор использует риторическое восклицание («Крестьянская жизнь, ты всегда на пределе!),
глаголы действия (гудели, крутилось, звенело, кричал), эпитеты «летучей», «жгучей». При помощи
этих слов поэт передаёт нам своё настроение и переживания./
А обратили ли вы внимание на строчку: Как солнце крутилось в полове летучей… Известно ли вам
значение слова полова?
/Полова - пелева, мякина, хлебные плевелы, обой от молотьбы, отвеянная лузга
3
.
Не правда ли, насколько ярче мы теперь, узнав значение этого слова, представляем, как всё это
сверкает, блестит, летит, переливается в лучах яркого солнца!/
Прочтём следующие две строчки поэта:
И сердце звенело от радости жгучей.
Кричал бригадир исстрадавшимся людям,
Какое состояние испытывали люди во время труда и после окончания его?
/ Страдание и жгучую радость./
Заметили ли вы, что в словах радость и страдание общий корень? Удивительно, правда?
Страдание оборачивается радостью. Обратили ли вы внимание на эпитет жгучая (радость).
Радость, которая обжигает. Отчего же так счастливы люди в нарисованной поэтом картине?
/Оттого что закончены работы, оттого что у них будет хлеб./
А кто из вас вспомнит, как ещё в старину называли хлеб?
/Жито. Хлеб – жито, жизнь./
Кого ещё показывает нам автор в своём стихотворении?
/Поэт показывает нам женщин-крестьянок:
И женщины чинно платки поправляли…/
Как вы понимаете слово чинно? Как вы думаете, почему автор использовал именно это наречие,
описывая женщин?
/Чинно, чинный наблюдающий чин, приличие, устав или обычаи общежития, степенный,
приличный, пристойный, воздержный.
4
/
Вызывает ли у вас эта строка какие-нибудь ассоциации с другим поэтическим произведением? А
кто из вас вспомнит похожие строчки другого поэта о русских женщинах, с которыми вы
встречались на уроках литературы?
/Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц…/
Взглянем на предыдущую строчку стихотворения Н. Рачкова:
Что горе смогли одолеть не вчера ли…
Обратили ли вы внимание на слово одолеть, которое использует поэт в этой строке
стихотворения?
/Одолеть – (доля - участь) осилить, пересилить, победить, превозмочь, перемочь
5
Нелегка участь женщины-крестьянки, сколько трудов надо ей осилить.… Потому и стоит она чинно,
с достоинством, осознавая всю важность своего труда. Но в то же время и воздержно, то есть
сдержанно, скромно, не кичась сделанным.
И в этом видится простота и величие русской женщины.
Прочтём последние четыре строки стихотворения:
…И вот он, овин, полусгнивший и лишний,
Скудельный остаток от жизни давнишней.
Лирический герой стихотворения снова возвращает нас к картине одинокого овина. Только теперь,
говоря о нём, он называет его не просто заброшенным, а ещё и лишним, скудельным остатком.
Заметили ли вы, что слова скудельный и оскудеть однокоренные? /Автор подводит горький итог:
овин обречён на смерть. Уже никогда в нём не будут гудеть молотилки, никогда не будет жита. А
значит, и не будет жизни на селе./
Давайте ещё раз внимательно прочитаем стихотворение. Какой поэтический образ подсказывает
нам, что лирический герой прощается со всем, что дорого его сердцу?
/ Это образ журавлей, взмывших воинским клином/.
Почему журавлиный клин вызывает у автора ассоциации с воинским?
/ Может быть, у автора создалось впечатление, что по селу будто война прошла, такой
обезлюдевшей, безжизненной стала деревня./
Вспомним, у кого ещё из русских поэтов мы встречаем образ овина?
/Об этом пишет в своих стихотворениях «Привет, Россия – родина моя!» и «Старая дорога» Н.
Рубцов:
Привет, Россия – родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
То полусгнивший встретится овин,
То хуторок с позеленевшей крышей…
Образ овина мы встречаем у А. Блока в стихотворении «Осенний день»:
Овин расстелет низкий дым,
И долго под овином
Мы взором пристальным следим
За лётом журавлиным…/
И сладко, и грустно.… И надо ль пенять,
Что русского чувства другим не понять?..
Как вы понимаете слово пенять?
/Пенять– корить, выговаривать, упрекать, изъявлять неудовольствие. Пеняй не пеняй, а лямку
надевай.
6
/
Отчего «И сладко, и грустно…» лирическому герою стихотворения?
/Оттого что заброшенная в поле постройка, когда-то служившая людям, всё ещё сопротивляющаяся
окончательной своей гибели, обречённая на безмолвие, пустынная и безлюдная, до сих пор
одухотворёна человеческим присутствием, той, давнишней, происходившей в нём трудной, но
счастливой жизнью./
Вспомните, в каких ещё поэтических строках встречалось вам такое противоречивое чувство?
/ То же двойственное чувство встречалось нам и в других стихотворениях поэта Н. Рачкова: «То ль
восторг на душе, то ли бездна печали…», «Сколько мук, сколько слёз... Но и радостей много…».
Кто-то сказал, что настоящему поэту подвластно всё: И пространство, и время, и глубина
человеческих чувств. Всё это присутствует в поэзии Н. Рачкова.
А вот стихотворение другого русского поэта Г. Горбовского «Деревенька».
Выразительное чтение наизусть обучающимся стихотворения Г. Горбовского «Деревенька».
Танцует снег… И славит Бога
Призыв архангельской трубы.
Под снегом прячется дорога
И деревенька в три избы.
В одной из них живёт старушка,
Горшок с картошкой – на столе.
Она ещё не побирушка
И продолжает жить в тепле.
В другой избе – старик увечный,
На пиджаке горит медаль.
Он сутками лежит на печке,
Но иногда стремится вдаль –
в село, за пенсией и водкой…
Он после этого – того:
Зовёт старушку обормоткой!
…А в третьей - нету никого…
О деревне напишет с болью и современная поэтесса О. Фокина в стихотворении «Три огонька»:
Три огонька в стылой темени светятся.
Три – из былых тридцати…
«Скоро и эта деревня изнетится…» -
Кто там изрёк? Погоди!
Как вы думаете, что объединяет стихотворения этих поэтов?
/Общая тема: «мучительный разор родных селений», исчезновение тысячелетнего крестьянского
уклада жизни. Скудельный остаток крестьянской жизни - овин Н. Рачкова, три избушки в деревеньке
Г. Горбовского, три огонька О.Фокиной не просто обычные жизненные факты. В изображении
поэтов они приобретают глубокое обобщающее значение и становятся образом умирающей русской
деревни./
Обучающиеся слушают аудиозапись песни «Деревенька моя…» (сл. В. Гундарева, муз. А.
Кудрина).
Домашнее задание:
1. В творчестве каких ещё современных поэтов присутствует данная тема? Подготовить
выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся.
2.Перечитать стихотворение А. Блока «Осенний день» и стихотворения «Привет, Россия родина
моя!», «Старая дорога» Н. Рубцова.
Литература
1. Даль В. Толковый словарь русского языка. Современное написание.
М., Астрель. Аст.2006. - Стр.584.
2. Там же. – Стр. 779-780.
3. Там же. – Стр. 671.
4. Там же. – Стр.944.
5. Там же. - Стр.586.
6. Там же. - Стр.631.