Конспект урока "Базаров и Одинцова. Испытание любовью (урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)"


Базаров и Одинцова. Испытание любовью (урок по
роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(И.С. Тургенев)
Цели урока:
Обучающая углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе
сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных
взаимоотношений;
Воспитывающая — воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным
ценностям;
Развивающая — развитие навыков сопоставления, умений вести дискуссию,
аргументировать сказанное.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Говоря о «молодых прогрессистах», называющих себя учениками Базарова и
последователями нигилистического учения, мы отмечали некоторые отрицательные черты
Базарова: деспотизм, высокомерие, бестактность по отношению к тем, кого он не уважает,
кем пренебрегает. Но Ситников и Кукшина необходимы автору не только для характеристики
главного героя: они по-своему характеризуют избранную теорию, доводят до абсурда идеи
Базарова, выявляя все негативные стороны вульгарного материализма и нигилизма.
Образы Ситникова и Кукшиной становятся косвенным средством разоблачения нигилизма:
что-то в нем сеть привлекательное для таких пустых и поверхностных последователей.
Ситников и Кукшина воплощают собой тип людей, известных ещё со времен Грибоедова,
превращающих идеи в болтовню (вспомните…кого? — Репетилова). Базаров и ведет себя с
ними презрительно именно потому, что понимает это, своим презрением подчеркивая их
истинную ценность.
В какой же момент он сам начинает напоминать столь презираемого им Ситникова? (Когда
беседует с Одинцовой в гостинице, «развалясь в кресле не хуже Ситникова»)
Чем вызвано это сходство? (Уверенный в себе, «самоломанный» Базаров смущен,
сконфужен, взволнован красотой Одинцовой и прикрывает это смущение развязностью,
неестественной для него)
Кто же такая Одинцова, так подействовавшая на Базарова? (обращение к портрету
Одинцовой, выделение главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности,
уверенности в себе)
Почему Тургенев «заставляет» её остановиться в дверях зала? (Обращаем внимание на
раму, которую образует дверной проём)
А какие отзывы о ней мы слышим из уст Базарова? (19 глава: «Эта госпожа – ой-ой-ой», «У
ней такие плечи, каких я не видывал давно», «На остальных баб не похожа» и др.)
Как реагирует Аркадий на эти выражения своего друга? («Аркадия покоробило от цинизма
Базарова»)
Чем вызван этот цинизм? Это признак нарушенного душевного равновесия. Вспомним
высказанное Базаровым мнение о любви Павла Петровича и княгини Р.: «И что это за
таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Это всё романтизм, чепуха, гниль,
художество…». А что же происходит теперь? После встречи с Одинцовой «он с негодованием
сознавал романтика в самом себе»; видел в выражении её лица «что-то особенное» (17
глава). Может быть, он потому отрицал любовь, что не знал её? С момента встречи Базарова
с Одинцовой конфликт из внешнего (Базаров и Павел Кирсанов) становится внутренним,
переносится в душу героя. Любовь, поселившаяся в душе, ставит под сомнение его идеи, а
Базаров понимает это как отступничество, как слабость, поэтому и ведет с самим собой
борьбу («топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком»), поэтому и стыдится
Аркадия.
А что же Одинцова? («Он поразил воображение Одинцовой; он занимал её, она много о нём
думала». «…его появление тотчас её оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и
охотно с ним разговаривала…»).
Вспомним, каков образ жизни Одинцовой (16 глава): её жизнь скучна, однообразна,
спокойна, монотонна, а в Базарове «она видела … что-то новое». «Она как будто хотела и его
испытать, и себя изведать». Чем же закончилось первое испытание Базарова – любовное
свидание? (Ничем. Базаров продолжает бороться, не слышит Одинцову, заглушает в себе
голос чувства (примеры из текста главы), не замечает открытого окна).
Открытое окно – символ готовности сердца и души к чувству, к любви. Один из
прибалтийских поэтов XX века, Ян Грот, написал:
Полуоткрытое окно
ты для меня не отворяешь,
Не говоришь мне:
«Вот оно,
Все то,
О чем ты так мечтаешь
И облаком волос своих
Меня окутать
Ты не хочешь.
В глазах,
Как солнце, золотых
Лучи не блещут мне
Средь ночи
Жизнь стала бременем давно.
Полуоткрытое окно.
В романе Л. Толстого «Война и мир» мы узнаем, как князь Андрей случайно через открытое
окно слышит разговор Наташи и Сони, и это вызывает в нем бурю чувств, желание изменить
свою жизнь, возрождает его к прежней активной деятельности.
Испытание для Базарова продолжается в 18 главе. Поначалу Базаров сопротивляется, но
любовь оказывается сильнее. Однако в этот раз окно закрыто! Только раз выпадает
влюблённым день, «когда у них всё получается» (Е. Шварц), и этот день прошёл. Чувства
Базарова уже не встречают ответа.
(Чтение эпизода объяснения в любви из 18 главы)
Почему же Одинцова не ответила Базарову, ведь эти свидания происходили по её
инициативе, она жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела признания
от Базарова? Обратим внимание на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым:
она ходит по комнате, «изредка останавливаясь то перед окном, то перед зеркалом».
(Окно символизирует готовность выпустить на волю чувства, в зеркале же мы видим себя,
рассматриваем себя, думаем о себе. В романе «Война и мир» княжна Марья смотрит в
зеркало, пытаясь увидеть в нём свой «кроткий, спокойный и проницательный взгляд», о
котором пишет ей в письме Жюли Карагина. Но зеркало отражает «некрасивое, слабое тело и
худое лицо». Княжна Марья принимает слова Жюли за лесть, но это не так. Княжна не видит
«больших, лучистых, глубоких» глаз потому, что такими они бывали, «когда она не думала о
себе». А глядя в зеркало, мы думаем именно о себе: «Как и у всех людей, лицо её принимало
натянуто-неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало»).
Что же выбирает Одинцова? (Она выбирает зеркало, а значит, комфорт, прежний образ
жизни для себя, покой: «Спокойствие всё-таки лучше всего на свете» То равнодушие, та
холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.)
Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью? Кажется, что в
этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-
вторых, он начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл
жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе
взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает
укладываться в нигилистическую схему. Анна Сергеевна же формально остается в
победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в
себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но
Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам
Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце».
В этом произведении И.С. Тургенева мужчина и женщина словно меняются местами. Раньше
герой был слаб, пассивен и нерешителен, героиня же тверда и бескомпромиссна. Теперь же
герой способен к сильной и самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и
осложнений.
Литература:
Тургенев И.С. Избранные сочинения — М.: Худож. лит., 1987. (Б-ка учителя)
Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 12 томах. Том 3. – М.: Правда, 1987.
Библиотека всемирной литературы. Советская поэзия. Том 1. – М.: Худож. лит., 1977.