Методическая разработка урока "Смысл поэзии - поэзия смысла" (философские мотивы в лирике Б.Л. Пастернака)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1»
г. Ачинска Красноярского края
Методическая разработка урока
по литературе в 11 классе
«СМЫСЛ ПОЭЗИИ-ПОЭЗИЯ СМЫСЛА
(Философские мотивы в лирике Б.Л.
Пастернака)»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Кондрашова Людмила Николаевна
г. Ачинск
2017
Цели:
1. Углубление понимания смысла поэзии через работу с поэтическим текстом
(стихотворения Б.Л. Пастернака), репродукциями картин В.Кандинского, М. Шагала, К.
Малевича и музыкой С. Рахманинова.
2. Обучение приемам интерпретации текста и работе с подтекстом.
3. Развитие эмоциональной сферы учащихся как части мировоззрения, в
котором ребенок признает и ценит единство мира, понимает свое место в нем.
I. Индуктор (создание эмоционального настроя, включение подсознания, области
чувств каждого):
а) на экране видеоряд из репродукций картин В. Кандинского, М. Шагала, К.
Малевича;
б) музыкальное сопровождение видеоряда: звучит «Этюд-картина для фортепиано»
С.В. Рахманинова;
в) после окончания музыкального отрывка учитель или ученик выразительно
читает стихотворение Б.Л. Пастернака «О, знал бы я, что так бывает…».
Вопросы, обращенные ко всему классу:
Какие чувства возникли у вас?
Изменилось ли ваше настроение?
II. Первый этап. (задание выполняется в малых группах)
Раздается текст стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…» (Приложение №1)
На экране слайд «Задание №1»
1. О чем размышляет автор в этом стихотворении?
2. Какую идею он хочет донести до читателя?
3. Какие средства выразительности при этом используются?
Социоконструкция (групповое создание гипотез-ответов).
Социализация (заслушивание ответов каждой группы, одновременное
фиксирование ответов в тетрадях учащихся).
Слово педагога.
Кто прав? (открытый вопрос).
Любой текст несет читателю авторскую позицию, его понимание мира. Но нам не
всегда сразу удается понять, а что же хотел сказать автор. А художественный текст это
тайна вдвойне, потому что здесь включаются не только разум, но и чувства. Великое
таинство чтения открывается не сразу и не для каждого человека.
Вы почувствовали тайну в этом стихотворении Пастернака?
Давайте попробуем ее разгадать.
III. Второй этап.
Разрыв (внутренне осознание неполноты своего знания, внутренний
эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов,
сверке нового знания с источником).
Участникам малых групп раздается теоретический материал «Художественный мир
поэта», словарик теоретических понятий (Приложения № 2, 3)
На экране слайд «Задание №2»
1. Прочитать теоретический материал «Художественный мир поэта».
2. Познакомиться со словарными статьями.
3. Ответить на вопросы:
Какие отличительные черты есть в художественной системе Б.Л.
Пастернака?
(метафорическая насыщенность, своеобразная роль метафоры)
Какова роль метафоры в стихотворениях Б.Л. Пастернака?
(восстанавливает единство мира в его целостности, собирает разрозненные
детали, демонстрирует взаимопроникновение предметов и явлений друг в друга).
Социализация.
Какие открытия вы сделали для себя?
Что нового вы узнали?
Что записали в свои тетради?
(Проговаривание. Обсуждение)
На экране слайд «Задание №3»
1. Записать в тетради вывод-обобщение.
2. Сверить его с текстом на экране.
Метафора средство преодоления ограниченности творческих сил человека,
определенных рамками жизни, противоречия между недолговечностью и огромностью
стоящих перед ним задач.
Метафора восстанавливает единство человека с окружающим его миром,
превращая окружающую обстановку не просто в пейзаж, а в цельную картину
мироздания.
Открытый вопрос учителя:
Какую глубокую обобщенную мысль заключает в себе стихотворение Б.Л.
Пастернака «О, знал бы я, что так бывает…»?
А теперь послушайте, как на этот вопрос отвечал сам Б.Л. Пастернак: «…как
перерождает, каким пленником времени делает эта доля, это нахождение себя во
всеобщей собственности… Потому что и в этом извечная жестокость несчастной России,
когда она дарит кому-нибудь любовь, избранник уже не спасется с глаз ее. Он как бы
попадает перед ней на римскую арену, обязанный ей зрелищем за ее любовь».
IV. Третий этап
Слово педагога.
В начале разговора о стихотворении вами были предложены различные варианты
понимания его идей. Конечно, гипотезы ваши важны, но они не конечны. Есть в этом
тексте глубокое содержание, куда ваши мысли входят органической частью. Предлагаю
вам осмыслить это глубокое содержание текста, опираясь на другие стихотворения Б.Л.
Пастернака.
Каждому ученику раздается одно стихотворение Б.Л. Пастернака (Приложение
№4).
Задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения, отразив в нем понимание
основной мысли произведения.
Социализация.
Выразительное чтение учащимися стихотворений Б.Л. Пастернака.
V. Четвертый этап. Заключение.
Повторный просмотр репродукций картин В. Кандинского, М. Шагала, К.
Малевича в сопровождении «Рапсодии на тему Паганини» С.В. Рахманинова.
Рефлексия.
Какие чувства, переживания вы испытали?
О чем задумались?
Как прокомментировали бы тему сегодняшнего урока?
(Слайд №1 Смысл поэзии-поэзия смысла)
Приложение 1
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью - убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.
Но старость – это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.
Б. Пастернак
Приложение 2
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПОЭТА
Одна из отличительных черт художественной системы Пастернака
метафорическая насыщенность стихотворений. При этом метафора у него сама по себе
необычна, и выполняет необычную роль. Она не похожа на привычные поэтические
метафоры.
Ощущение человека передается не путем описания его чувств, а путем
отождествления его с природой с помощью метаморфических средств. Таким образом,
метафора у Пастернака не просто прием изобразительности. Она как бы восстанавливает
единство мира в его целостности, собирает разрозненные детали, демонстрирует
взаимопроникновение предметов и явлений друг в друга. «Мне хочется домой, в
огромность./Квартиры, наводящей грусть./Войду, сниму пальто, опомнюсь,/Огнями улиц
озарюсь.//Перегородок тонкоребрость/Пройду насквозь, пройду как свет./Пройду, как
образ входит в образ,/И как предмет сечет предмет».
Взаимопроникающие образы и предметы источник пастернаковской метафоры,
выполняющей великую работу по восстановлению единства материального и духовного
мира. Для это поэта метафоризм не технический прием, а творческий стимул в его
поэтике. Его «увлекала задача в пределах стихотворения воссоздать всеохватывающую
атмосферу бытия…» (А. Синявский). Пастернак определял метафоризм как «естественное
следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. При
этом несоответствии он вынужден смотреть на вещи по-орлиному зорко и объясняться
мгновенными и сразу понятными озарениями. Это и есть поэзия. Метафоризм
стенография большой личности, скоропись ее духа». Вот как! Метафора не
художественный прием, а единственно возможное для человека средство преодолеть
ограниченность творческих сил, определенную рамками жизни, противоречие между его
недолговечностью и огромностью стоящих перед ним задач. Метафоры восстанавливают
единство человека с окружающим его миром в широком смысле этого слова, превращая
окружающую обстановку не просто в пейзаж, но в цельную картину мироздания.
Приложение 3
СЛОВАРЬ
МЕТАФОРА [ < гр. Metaphora перенос ] вид тропа: оборот речи, заключающий скрытое
уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения. Например, «На
нити праздного веселья || Низал он хитрою рукой || Прозрачной лести ожерелья || И четки
мудрости златой» (Пушкин)
ПОЭЗИЯ [гр. poiêsis творчество] 1) искусство слова; 2) стихотворная, ритмически
построенная речь (противополагается прозе); 3) совокупность стихотворных
произведений какого-либо народа, времени, поэта или группы поэтов.
ДЕБЮТ (фр. debut) первое публичное выступление на любом поприще.
ТУРУСЫ (прост.) – пустые разговоры, болтовня.
Турусы на колесах – вздорная болтовня, вранье.
Приложение 4
Опять весна в висках стучится,
Снега землею прожжены,
Пустынный ветер, стертый птицей,
Затишьем каплет с вышины.
Опять одною полой, плоской,
Пустою каплей звонят пост,
Опять березовые слезки
Над далью озимых борозд.
Все тишь! Пока лишь чье-то сердце
Безлюдия не полоснет,
Пока заплакавшие дверцы
Не свергнут запустений гнет.
Б. Пастернак
БЕТХОВЕН МОСТОВЫХ
Какой речистою зарей
В проталинах пылает камень!
Но кто-то в улице – второй
Каменьев задувает пламень,
Так движет иногда полы
Сосед, донесшись из-под бревен,
И вдруг… сонаты кандалы
Повлек по площади Бетховен.
Окно закрыли. Смыт побег.
Одна весна лишь над висками.
Кресты и клики пересек
Филармонический экзамен.
Б. Пастернак
Пусть даже смешаны сердца,
Твоей границей я не стану,
И от тебя – как от крыльца
Отпрянувшая в ночь поляна.
О, жутко женщиной идти!
И знает этих шествий участь
Преображенная в пути
Земли последняя певучесть.
Б. Пастернак
Облака были осенью набело
В заскорузглые мхи перенесены.
На дорогах безвременье грабило
Прошлой ночи отъезжие сны.
И семьей постригаемых падчериц
Зачернели порывы елей,
Перебегами палевых ящериц
Были судороги полей.
О подветренных вересков вретище!
О просторов разнузданных ветр,
Полнокровными гребнями мерящий
Побережье березовых недр.
Б. Пастернак
В пучинах собственного чада,
Как обращенный канделябр,
Горят и гаснут водопады,
Под трепет траурных литавр.
И привиденьем Монгольфьера,
Принесшего с собой ладью,
Готард, являя призрак серый,
Унес долины в ночь свою.
Б. Пастернак
Список использованной литературы
1. В.П. Журавлёв. Литература. 11 класс. «Просвещение», 2015г.
2. В.Д. Серафимова. Русская литература ХХ века (вторая половина), часть 2. 10-11 класс,
«Владос», 2002г.
3. Б. Пастернак. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый. Стихотворения и поэмы
1912-1931, Москва: «Художественная литература», 1989г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Зрительный ряд. Репродукции картин В. Кандинского, М. Шагала, К. Малевича, CD
2011.
2. Звуковой ряд. С. Рахманинов, «Этюд-картина для фортепиано», «Рапсодии на тему
Паганини». CD, 2009.