Интеллектуальная игра "Приключения и путешествия"


Интеллектуальная игра « Приключения и путешествия»,обучающая школьников
алгоритмам нестандартного мышления, мнемотехнике.
По произведению Д.Дефо
Горбачева Евгения Энгельсовна
преподаватель русского языка и литературы
МБОУ МСОШ имени Н.В. Архангельского
ЯНАО Шурышкарский район, с. Мужи
Предлагаемый материал представляет собой методическую разработку внеурочного
мероприятия по теме «Приключения Робинзона» Внеурочная деятельность использует
творческий поиск форм и методов продуктивного сотрудничества школьного сообщества
. Игра – это творчество. Одаренность детей – высокий уровень развития способностей
человека, который позволяет ему достичь успехов в той или иной сфере деятельности.
Творческая деятельность проявляется в создании произведений искусства (рисунки,
художественное чтение, умение выполнять определенную роль в команде и выполнять ее
хорошо.) В основе творчества лежит фантазия, воображение. Данное образовательное
учреждение является участником конкурса общеобразовательных учреждений,
внедряющим свои инновации, которые и раскрывают интеллектуальные способности
школьников. Они проявляют себя в научной и художественной деятельности, социальной
и физкультурно-оздоровительной. Творческое воображение школьников на уроках
литературы во многом зависит от форм проведения занятий. Вот, к примеру , как это
можно показать в таблице:
Формы занятия
Цели занятия
Деятельность
школьников
Результативность
Лекция , беседа
Знакомство с
терминами,
понятиями
Самостоятельность в
суждениях
Литературное
анкетирование
Запись алгоритмов,
таблиц, схем,
художественное
чтение
Обучающая игра
Показать с помощью
заданий образность
мышления, уметь
ориентироваться в
поликультурном
пространстве,
формировать
умения социально-
психологические
противоречия
личности героев в
произведениях
автора
Работа с рисунком,
схемой , таблицей,
интеллект-картой,
сообразность выбора
колорита рисунка,
сопоставление его с
возникающими
ассоциациями,
применение
синтетического и
эпизодического
метода обучения (по
Г. Шаррельману)
Рисунок, схема,
интерпретация
художественного
образа, устное
высказывание,
мысли вслух,
рассказ по эпизоду,
просмотр
иллюстраций
Интеллектуальная игра показывает как активизируется мыслительная деятельность
ребенка , учит видеть школьников причинно-следственные связи, обучает алгоритмам
нестандартного мышления, использованию мнемотехники(таблицы, схемы, рисунки).
Методический комментарий. Предлагаемую игру можно провести после изучения этого
произведения при обобщении и повторении изученного материала во внеурочное время.
В игре участвуют две команды 5 классов , члены жюри , ведущий и зрители. Игра
рассчитана на 30 минут, проходит в три тура, после чего жюри определяет победителя и
призеров. Затем озвучиваются вопросы для зрителей и вручаются медали за правильные
ответы. Ведущий берет интервью у победителя в интеллектуальной игре. В заключении
предлагается просмотр иллюстраций и фотографий с выставки, которая оборудована в
классе, где проходит игра.
Цели интеллектуальной игры: показать становление духовных идеалов человека в
индивидуальном мире, его успехи и неудачи, воспитывать на примере произведения Д.
Дефо осознание общечеловеческих ценностей , силы воли и духа, вырабатывать навыки
социального поведения, активизация чувственных впечатлений, создание условий для
творческого воображения.
Задачи:
- расширение кругозора школьников, активизация дивергентного мышления
- с помощью заданий разнообразить личные творческие решения, мотивировать на
решение творческих задач
- стимулирование творческого воображения
- формировать умения и навыки , позволяющие создавать собственный продукт
Для решения поставленных задач применяются такие методы, как синтетический, метод
эпизодического обучения (по Г. Шаррельману) . Новизна игры в обосновании и
целесообразности использования мнемосхем и алгоритмов в процессе обучения как
одного из звеньев повышения уровня интеллекта, знаний школьников, умения их
ориентироваться в поликультурном пространстве. Метод алгоритмов, применяемый в
рассуждениях учащихся, способствует их мышлению и автоматическим действиям в
данной обстановке при решении вопросов. Алгоритмы, которыми пользуются при ответе
на вопрос школьники построены в виде цепочки - это последовательный алгоритм,
разветвленный алгоритм, оформленный в виде схемы или рисунка, простой алгоритм,
содержащий логический вывод , он оформляется в виде схемы, рисунка с ключевыми
словами.
На уроках литературы использование синтетического метода в обучении стимулирует
творческое воображение учащихся. Задание в игре направлены на наблюдательность,
угадывание, дополнения по вопросу, подбор подобного, умение принять интуитивное
решение. Эти задания имеют возможность определить уровень творческого воображения
учащихся , способствуют эстетическому развитию. Игровая методика обеспечивает
заданиям яркую игру красок, разнообразие творческих решений, видения окружающей
действительности. Задания отвечают условиям активизации творческих процессов.
Главная идея игры- активизация творчества и создание нового продукта в
художественном творчестве .Реализация игровых приемов на интеллектуальном уровне
тренирует дивергентное мышление . По Л. С. Выготскому, известному психологу,
структура сознания – это динамическая смысловая система , находящаяся в единстве
волевых, аффективных и интеллектуальных процессов .Рассматривая работы известных
психологов , можно все это показать на рисунке 1
Творческая деятельность
Интерес школьников Развитие интеллекта
Внутренняя свобода школьника Переход от случайного эпизода к заданной теме
Творческое воображение , фантазия Чувственные впечатления
Показ картин известных художников, которые можно соотнести с изучаемым вопросом,
иллюстраций
Оценка замечаний детей по данному вопросу Глубина душевных процессов человека
Постановка вопросов учителя и ученика Последовательное проведение
требований от простого к сложному Эпизод литературного произведения,
связанного с жизнью Совместное обсуждение вопросов,
касающихся предложенной темы
Атрибуты игры:
Оформление кабинета:
- Выставка книг, фотографий, иллюстраций , рисунков к произведениям автора
- Подготовка слайдов из диафильмов по произведению «Приключения Робинзона Крузо»
- Раздаточный материал : листы формата А4, рисунки к произведению
- Сенсорная электронная доска для демонстрации слайдов, ( иллюстрации , цитаты, книги,
таблицы, рисунки, алгоритмы)
Ход игры:
Слово ведущего: Сегодня мы начинаем интеллектуальную игру по творчеству Д. Дефо,
вспомним его произведение «Приключения Робинзона Крузо».
Далее представляю состав жюри и приглашаю к творчеству две команды . Команды
выбирают капитанов. Ведущий демонстрирует слайды о произведениях писателя.
1 тур
Конкурс «Искусство и театр» За минуту увлекательно рассказать, что особенно
запомнилось из произведений Робинзона .Как это можно сопоставить со словом искусство
. Жюри оценит ваше высказывание и выставит вам оценки.
2 тур Составляем алгоритм
Выбрать одну из трех категорий:
Необитаемый остров
Образ жизни Робинзона
Пятница, его друг и помощник
Вопросы у ведущего записаны для всех трех категорий
- Написать на сенсорной доске алгоритм, с помощью которого вы будете отвечать на
вопросы из выбранной вами категории
Вопросы: Где и когда родился писатель?
Какой эпизод остался в памяти у писателя на всю жизнь в годы его путешествий
Чему научился Дефо за годы путешествий?
В чем заключается смысл названия произведения?
В чем , по-вашему, заключается влияние природы на человека и как показано это влияние
на героев произведения?
Почему в произведении показаны размышления Робинзона?
Какова цель писателя?
Что можно сказать о душевном переживании маленького человека Желткова?
Жюри оценивает ответы игроков команд по выбранным категориям и запись алгоритма
как хода рассуждения по данной категории, использую знание сюжета произведения
3 тур Конкурс «Лучший рассказ по иллюстрации»
Ведущий объясняет участникам ,как будет оцениваться этот конкурс
Показ слайдов с иллюстрациями , рисунками к произведению
Задания:
Опишите, что вы видите на слайде
Расскажите, используя ключевые слова, о героях
Каковы приемы писателя для создания художественного образа?
Создайте свой художественный образ по данному слайду
( размышления вслух о переживании Робинзона, когда он увидел дикарей)
Составьте алгоритм для ответа на вопрос с использованием схемы к произведения, со
словами сила духа, природа, друг, сообразительность, смелость. Как вы соотнесете это с
героями произведения и их душевными переживаниями о спасении?
Жюри определяет победителя этого конкурса и участника, вышедшего в финал
Вопросы зрителям:
Перечислите произведения Д.Дефо
В чем заключается смысл показа героев в экстремальной ситуации?
Назовите этих прекрасных героев
Какие ассоциации у вас возникли? Нарисуйте схему с использованием ключевых слов,
которые вмещали бы смысл названия «Приключения Робинзона Крузо» ( нарисовать на
формате А4 и на сенсорной доске) Аргументировать свой ответ
Производит ли впечатление на читателя обстановка , где автор изображает своих героев?
(Берег острова, сам остров, племя дикарей, пираты, англичане растительность острова)
Как вы думаете, любит ли автор своих героев, кто из них воплощает силу воли, твердость
и решительность?
Какие нравственные и безнравственные поступки совершили его герои? Свой ответ
подтвердите ответами из текста (художественное чтение эпизодов)
Вручение медалей за правильные ответы
Финал игры
Ведущий берет интервью у победителя :
- Как вы думаете, почему вам удалось победить? Как вы достигли своей цели?
Кто вам помогает в этом?
О чем вы мечтаете? Ваш взгляд на поступки Робинзона, его друга Пятницы
В заключении предлагается просмотр слайдов и фотографий с выставки произведений
писателя
Литература:
1. Развитие речи / Автор-составитель ОИ. Бочкарева.- Волгоград: ИТД «Корифей»
,2008
2. Игровая деятельность. Обогащение и активизация словарного запаса/ Автор-
составитель СВ. Королева.- Волгоград: ИТД «Корифей ,2010
3. Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности.//Директор
школы ,2004, №1
4. Кугач А., Турыгина С. Познавательные игры, конкурсы и развлечения для
школьников, Ярославль, Академия развития ,2007
5. «Школьные технологии» №4,2011