Филологический анализ текстов С. Есенина о поэте и поэзии на уроках литературы

Автор разработки:
преподаватель русского языка
и литературы ГАПОУ ПО ПКАС
Сорокина Инна Юрьевна
Предмет:
Литература
Предназначена разработка для учащихся 11 классов
Название материала: Филологический анализ текстов С. Есенина
о поэте и поэзии на уроках литературы
Филологический анализ текстов С. Есенина о поэте и поэзии на
уроках литературы в школе
Долгое время С.А Есенина считали «упадническим поэтом», и в школе
его творчество не изучалось. В программах по литературе имя Есенина
появилось только после Великой Отечественной войны.
Много исследователей творчества С. Есенина отмечают, что его имя
значимо и каждый школьник должен знать имя поэта и вникать в талант его
творчества. Занковская Л.В., Гулин А.В., Захаров А.Н., Сычев Б. П. в своих
монографиях отмечают, что «изучать творчество Есенина в школе просто
необходимо». В своей статье «Творчество С.А. Есенина в школе» доктор
филологических наук Наталия Игоревна Шубникова-Гусева раскрывает
проблемы изучения творчества С. Есенина и указывает на то, что очень мало
программных часов отводится на изучение творчества одного из великих
поэтов Серебряного века русской поэзии. В этой статье исследователь
отмечает, что на материале нормативных документов по литературе для
школы «за семь последних лет обращается внимание на основные
методологические и методические вопросы содержания литературного
образования и воспитания и системной направленности в изучении
литературы, а также проблемы изучения жизни и творчества Есенина и
формирование навыков выразительного чтения и интерпретации текста»
[Шубникова-Гусева 2004: 13].
Исходными в определении того нового, что имеется и что должно быть
в нормативных материалах, являются, с одной стороны, цели литературного
образования в школе, с другой - новейшие научные разработки в изучении
истории литературы XX века и, в частности, жизни и творчества Есенина.
В настоящее время имеется множество самых разнообразных, в том
числе вариативных и экспериментальных, программ по литературе. Учителю
очень сложно ориентироваться в них и выбрать для себя наиболее
подходящую. На это обращают свое внимание Н.И. Шубникова-Гусева и
М.А. Бондаренко.
Шубникова-Гусева в своей статье говорит о том, что «жизнь и
творчество Есенина даже в самых авторитетных, утвержденных
Министерством Российской Федерации, программах представлено довольно
скупо и невыразительно. В этих условиях успех преподавания во многом
зависит от личности учителя, его литературного вкуса, его умения
анализировать художественное произведение и подготовить школьника к
самостоятельному эстетическому восприятию. В обязательном, минимуме
содержания общеобразовательных программ по литературе, утвержденных
Министерством РФ (2002), перечислено несколько лирических
стихотворений Есенина и ни одной большой поэмы («Русь», «Письмо
матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных... «, «Спит ковыль. Равнина
дорогая...», «Сорокоуст», «Русь советская» и «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» из
«Персидских мотивов»). По сравнению с обязательным минимумом, который
был принят в 1999 году, стоит отметить существенно новый момент, который
состоит в том, что за счет стихов «О красном вечере задумалась дорога...»,
«Мы теперь уходим понемногу...» и «Пушкину», где особенно жаль
сокращения последнего стихотворения, в обязательный школьный минимум
включены «Сорокоуст» и «Страна советская»» [Шубникова-Гусева 2004: 14].
Досадно, что в этом минимуме не нашлось места «Анне Снегиной» и
большему количеству стихотворений на тему поэта и поэзии.
Знакомство с творчеством Есенина по ведущим программам по
литературе начинается в V классе и на протяжении всего изучения
литературы каждый учебный год рассчитан так, что место изучению лирике
Есенина отводится всегда, но не в каждом классе затрагивается тема поэта и
поэзии. Рассмотрим подробнее ныне действующие программы по
литературе.
Обратимся к программе под редакцией В.Я.Коровиной (2001 год),
утвержденной министерством просвещения РФ.
В средних классах учащиеся знакомятся с двумя стихотворениями: в V
классе - по теме «О родине и родной природе» рекомендуется «Разгулялась
вьюга…» С.Есенина, в VI классе - «Задремали звёзды золотые», рассказ о
жизни и творчестве Есенина ни в V, ни в VI классе не запланирован. В VII
классе в разделе по литературе ХХ века уроки, где изучается творчество
Есенина не предусмотрены, но в разделе «Тихая моя родина. Стихотворения
о родине» (1 час) Есенин упоминается в перечне предлагаемых имён среди
А.Прокофьева, М.Исаковского, Н.Рыленкова. Знакомство с жизнью и
творчеством поэта впервые кратко обозначено лишь в IX классе - Слово о
поэте (3 часа) «Вот уж вечер. Роса…», «Пой ты, Русь, моя родная…», «Край
ты мой заброшенный…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты, моя Шаганэ»,
«До свиданья, друг мой, до свиданья…».
При знакомстве с творчеством поэта программа рекомендует обратить
внимание на народно-песенную основу лирики поэта, выделить тему любви,
а так же обозначить сквозные образы в лирике Есенина. В XI классе для
изучения творчества Есенина отведено 5 часов. Названы для изучения
следующие произведения: «Русь», «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять в
кустах багряных…», «Я покинул родимый дом…», «Я последний поэт
деревни», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери», «Мы теперь
уходим понемногу…», «Заметался пожар голубой», «Собаке Качалова»,
«Возвращение на родину», «Персидские мотивы» и другие стихотворения по
выбору учителя или учащихся. Поэмы «Анна Снегина», «Чёрный человек». В
соответствии с данной программой построены учебники по русской
литературе ХХ века и методические советы, подготовленные издательством
«просвещение», например «Русская литература ХХ века: учебник для 11
класса/Под редакцией В.П.Журавлёва (М:Просвящение, 2000г); литература в
11 классе: методические советы / Под редакцией В.П.Журавлёва
(М:Просвящение, 2000г).
Обратимся к программе, утверждённой Министерством образования
РФ, принятой в 1995 году для общеобразовательных учреждений под
редакцией Кутузова А.Г.. Данная программа рекомендует начать изучение
творчества С.Есенина в IX классе. В разделе «Литература ХХ века» выделено
несколько уроков, посвященных Есенину. Начать авторы советуют со
вступительного слова о поэте, где рассказать о значении его творчества. Для
чтения и изучения программа предлагает следующие лирические
произведения: «С добрым утром!», «Пороша», «я покинул родимый дом…»,
«Отговорила роща золотая…», «Край любимый», «Сердцу снятся…»,
«Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями». В этих
произведениях необходимо показать образ Родины и родную природу как
источник лирических переживаний С.А.Есенина. Как у поэта выражена в них
нежность «ко всему живому».
Для самостоятельного чтения программа рекомендует стихи Есенина
по выбору. Данный курс не претендует на общий охват жизни и творчества
поэта, это лишь начало знакомства, предполагающее дальнейшее, более
подробное изучение. Несмотря на это, курс даёт довольно полное
представление о таком явлении в литературе начала ХХ века, как лирика
С.А.Есенина.
Дальнейшее изучение творчества поэта авторы программы предлагают
в курсе XI класса. Здесь уже рекомендовано более подробное знакомство с
жизнью и творчеством поэта с обобщением изученного.
Для чтения и изучения программа советует следующие произведения:
«Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим
понемногу…», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Русь советская»,
«Неуютная, жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…» и
другие стихотворения по выбору учителя. При изучении лирики Есенина
необходимо обратить внимание на его чувство любви к родине, к природе
родного края. Важно отобразить трагическое восприятие поэтом
надвигающейся ломки в жизни деревни.
При разборе языковых особенностей лирики поэта следует обращать
внимание на народно-песенную основу его лирики. Для самостоятельного
чтения программа рекомендует следующие произведения С.Есенина:
«Персидские мотивы», «Анна Снегина» и другие произведения по выбору
учителя. Данная программа включает в себя помимо обязательного
минимума содержания общеобразовательных программ по литературе,
утверждённых Министерством образования РФ, обширный материал по
изучению Есенина. Изучение его творчества начинается ещё в IX классе, так
как авторы учитывают, что не все девятиклассники продолжают образование
в X-XI классах, а следовательно, должны хотя бы обзорно познакомиться с
творчеством классиков русской литературы ХХ века. Кроме обзора
творчества программа предусматривает знакомство с биографией писателя,
его непростой судьбой и трагическим концом.
В программе А.Агеносова и А.Архангельского творчество С.А.Есенина
рекомендуется изучать в 11 классе. Обращается внимание на такие вопросы:
«Мир человека и мир природы в лирике Есенина. Образ родины.
Крестьянское мироощущение Есенина и его воплощение в поэзии. Гуманизм
и предельная искренность есенинской лирики. Противоречивость в
осмыслении и оценке послереволюционной действительности. Ощущение
трагической разъединённости со своей родиной и народом в стихах Есенина
20-х годов. Эволюция лирического героя поэта. Народно-песенная основа
лирики Есенина. Самобытность интонации и образного строя. Символика
цвета. Значение творчества Есенина для развития русской литературы».
Изучаются следующие лирические произведения: «В хате», «Гой ты,
Русь, моя родная...», «Песнь о собаке», «Я покинул родимый дом...»,
«Каждый труд благослови, удача!..», «Письмо матери», «Русь советская»,
«Неуютная жидкая лунность...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы
теперь уходим понемногу...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Гори, звезда моя,
не падай...», «Отговорила роща золотая...», «Синий туман. Снеговое
раздолье...», поэмы «Черный человек», «Анна Снегина».
В программе по литературе для общеобразовательных учреждений для
5-11 классов под редакцией Т.Ф Курдюмовой начать изучение творчества
А.А.Есенина предлагается в 5 классе. В разделе «Литература ХХ века» в
подразделе «Мир наших братьев меньших» предполагается обращение к
стихотворению «Песнь о собаке» и разговор о любви и сострадании ко всему
живому, о гуманном отношении к природе и животным, осуждение
человеческой жестокости к братьям меньшим.
Следующая встреча учащихся с Есениным происходит в 9 классе. Для
изучения творчества предлагаются стихотворения «Отговорила роща
золотая…», «Я покинул родимый дом…» и др. Также подразумевается
разговор на темы: слово о Есенине и его судьбе; тема родины в лирике поэта;
поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина; эмоциональность и
философская глубина поэзии Есенина; человек и природа в художественном
мире поэта; народно-песенная основа стиха Есенина.
Заключающий этап изучения жизни и творчестве Есенина происходит в
11 классе в разделе «Поэзия конца XIX - начала ХХ века» в подразделе
«Крестьянская поэзия» Для изучения предлагаются следующие стихи: «Гой
ты, Русь, моя родная...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы
теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина
дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Русь уходящая», «Русь советская»,
«Несказанное, синее, нежное…» (по выбору учителя и учащихся). Для
обсуждения предлагаются темы: жизнь и творчество; трагическая судьба
поэта; глубокое чувство родной природы; любовь и сострадание «ко всему
живому»; народно песенная основа лирики поэта; лиричность и
исповедальность поэзии Есенина. Так же предполагается изучение поэмы
«Анна Снегина»: поэма о судьбе человека и Родины; биографические
мотивы; образ лирического героя.
В программе по литературе для общеобразовательных учреждений под
редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого (1999 год) изучение жизни и
творчества С.А.Есенина начинается только в 9 классе. Предполагается
знакомство со ведениями о жизни поэта, для чтения и изучения предлагаются
такие стихи, как: «С добрым утром!», «Я покинул родимый дом...» ,
«Отговорила роща золотая...», «Край любимый! Сердцу снятся...», «Собаке
Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Для изучения названы
следующие темы: родина и родная природа как источник лирических
переживаний; нежность «ко всему живому»; грусть от сознания
быстротечности жизни; живописность, народная основа языка. Для
самостоятельного чтения предлагаются стихотворения «Гой ты, Русь, моя
родная...», «Пороша», «Каждый труд благослови, удача!..», «Клен ты мой
опавший, клен заледенелый...» и др.
В 11 классе для изучения предлагается жизнь и творчество Есенина
обобщением изученного). Для чтения и изучения подразумеваются стихи «Не
бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...»,
«Письмо к женщине», «Письмо матери», «Русь советская», «Неуютная
жидкая лунность...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...» и др.(по выбору
учителя 4-5 стихотворений). Учащиеся должны освоить следующие темы:
чувство любви к Родине, к природе родного края; трагическое восприятие
надвигающейся ломки в жизни деревни; предельная искренность и глубокий
лиризм стихотворений; щемящее чувство грусти от сознания быстротечности
человеческого бытия; народно-песенная основа лирики. Для
самостоятельного чтения предложены "Персидские мотивы", "Анна Снегина"
и стихи, не изученные в классе.
Программа под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого (2004 год)
подразумевает деление в 10-11 классах на уровни: базовый и профильный. В
9 классе материал для изучения ничем не отличается от того, который дан в
программе 1999 года. В 11 классе базового уровня для изучения предлагается
жизнь и творчество Есенина обобщением изученного). Для чтения и
изучения «Не жалею, не зову, не плачу...», «Не бродить, не мять в кустах
багряных...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Русь советская», «Спит ковыль.
Равнина дорогая...». Для чтения и бесед - стихотворения «Гой ты, Русь, моя
родная...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо к женщине», «Письмо
матери»; темы и произведения для самостоятельного чтения такие же, какие
даны в программе 1999 года. Что касается профильного уровня, то он
отличается от базового незначительно: для чтения и изучения представлено
на одно стихотворение больше («Руки милой - пара лебедей...»), для чтения и
бесед добавлено три стихотворения («Запели тесаные дроги...», «Неуютная
жидкая лунность...», «Ты такая ж простая, как все...»), а темы остаются теми
же на профильном уровне предполагается изучение поэмы «Анна Снегина»:
эпическое и лирическое начала в поэме, картины деревенской жизни в
послереволюционное время как выражение настроения и ожиданий поэта.
В программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной
школы авторов-составителей Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева
знакомство с Есениным происходит в 5 классе. Начинается оно с детских лет
в Константинове. Для изучения предлагаются стихотворения «Ты запой мне
ту песню, что прежде...», «Поет зима - аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы..
и темы «Единство человека и природы» и «Малая и большая родина». В 6
классе предлагается познакомиться с краткими сведениями о поэте, пафосом
и темой стихотворения, одухотворенной природой как одним из основных
образов Есенина и стихотворениями «Песнь о собаке» и «Разбуди меня
завтра рано...». В 7 классе авторы программы предлагают для изучения
стихотворения «Отговорила роща золотая», «Я покинул родимый дом...» и
разделы «Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ
автора», «Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство
лирического героя в стихотворениях поэта». Также возможно провести
литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и
романсы на стихи С.А.Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей
Есенин». В 9 классе Есенин упоминается в разделе «Из поэзии Серебряного
века», когда говорится о многообразии поэтических голосов эпохи, наряду с
А.Блоком, В.Маяковским, М.Цветаевой, Н.Гумилёвым, А.Ахматовой. В 11
классе предлагается изучить стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...»,
«Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим
понемногу...», «Спит ковыль», «Чую радуницу божью...», «Над тёмной
прядью перелесиц...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке
Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...»,
«Русь советская» и др. по выбору и темы «Природа родного края и образ
Руси в лирике С.А.Есенина», «Религиозные мотивы в ранней лирике 20-х
годов», «Любовная тема в поэзии С.А.Есенина», «Богатство поэтической
речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты
есенинской поэтики». Также предлагается для изучения поэмы «Пугачев»
(поэзия «русского бунта» и драма мятежной души; созвучность
проблематики поэмы револючионной эпохе) и «Анна Снегина»
(соотношение лирического и эпического начала в поэме, её нравственно-
философская проблематика; мотив сбережения молодости и души как
главная тема «позднего» С.А.Есенина). Для самостоятельного чтения авторы
предлагают стихотворения «Письмо к матери», «Инония», «Кобыльи
корабли», «Цветы», поэмы «Черный человек», «Страна негодяев».
Отметим, что во всех рассмотренных программах теме поэта и поэзии
отводится второстепенное место, главными остаётся тема природы и любви,
но это не значит, что тема незначительна. Она важна и, если ей отводится
незначительное место на уроках по литературе в рамках основных учебных
часов, то важно уделить ей внимание на факультативных и элективных
курсах более подробно. При этом важно привлечь внимание школьников к
филологическому анализу, дать понять, что этот вид работы является
фундаментом литературоведческого анализа художественного текста.
Стихотворения Есенина просты в понимании, но глубоки в смысловом
значении поэзии.
На результатах филологического анализа стихотворений Есенина на
тему поэта и поэзии основан такой методический приём, каким является
филологическое комментирование. С разной степенью глубины он
используется в повседневной работе учителя-словесника. В 5-7 классах при
объяснительном чтении он будет носить характер элементарного толкования.
В 9-11 классах он может выступать в виде развёрнутых и подробных
объяснений. Например, при изучении стихотворения «Поэт» важно уделить
внимание следующим аспектам:
1. История создания стихотворения;
2. Анализ художественной формы с целью «создания»
содержания лирического текста;
3. Анализ основных единиц текста;
4. Языковое оформление стихотворения;
5. Новаторство и традиции поэта в теме поэта и поэзии.
Эти положения могут быть применимы к любому стихотворению
С. Есенина на тему поэта и поэзии.
Так работа над словом раскрывает идею стихотворения С. Есенина.
Поэтому филологический анализ имеет большое воспитательное значение.
Он заставляет и учителя, и ученика расстаться с той практикой, когда при
изучении литературного произведения художественный текст читается бегло,
без «пристрастия», которое якобы разрушает эстетическое восприятие
содержания и образную систему произведения. Между тем, напротив, только
вникающее чтение литературного текста позволяет глубоко и правильно
понять его. Беглое чтение художественного текста отучает учеников читать,
делает их безразличными к художественной форме, глухими к красоте и
выразительности настоящего литературного языка. Невнимание к языковым
мелочам закономерно приводит к непониманию в произведении даже его
содержательной сути. Обычно рядовой читатель замечает лишь то, что текст
написан грамотным, выразительным, литературным языком. И только
специальное исследование (филологический анализ) может выявить, какие
языковые средства и как использованы писателем для создания своего
произведения. Настоящий художественный текст выступает как тот или иной
образец русской речи. В тексте представлен современный писателю материал
русского литературного языка на всех его уровнях: фонетическом,
лексическом, грамматическом, орфографическом и стилистическом. На эту
сторону художественного текста рядовой читатель внимания почти не
обращает.
Таким образом, художественный текст С. Есенина понимается как
своеобразное средство общения между писателем и читателем. Только тогда
читатель перестаёт быть только читателем. Он становится участником всего,
что пережил и перечувствовал поэт.
Отметим, что внимание к филологическому анализу стихотворений С.
Есенина в рамках учебных занятий по литературе отводится немного,
поэтому на современном этапе развития образования, большое внимание
уделяется элективным и факультативным занятиям, которое позволяют более
детально изучить каждую тему лирики каждого поэта и С. Есенин не
исключение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Волков А.А.Художественные искания Есенина. - М.,1976.
2. Воронский А.К. Об отошедшем (О С. Есенине). - М., 1990.
3. Говсиевич В. Шершеневич О Есенине. М., 1986.
4. Есенин С. Собр. Соч. в 3 т./Сост. И примеч. А.А.Козловского,
Ю.Л.Прокушева.- М., 2008.
5. Занковская Л.В. С.Есенин и Б.Пастернак в контексте русской
литературы ХХ века // Литература в школе.-2005.-№12.-С.13-20.
6. Занковская Л.В. Характерные черты стиля С.Есенина //Литература в
школе.-2004.-№1.-С.18-22.
7. Козловский А.А. Сергей Есенин в воспоминаниях современников. Том
2. М., 2016.
8. Литература: Программа по литературе для общеобразовательных
учреждений. 5-11 классы/ Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова,
Е.Н.Колокольцев и др.; Под ред. Т.Ф.Курдюмовой.-М., 2003.
9. Максимчук О.Н. Образы космического пространства в лирике
С.Есенина: лингво-стилистический аспект 9 класс //Русский язык в
школе.-2011. №7. - С 15-19.
10. Марченко А. К. Поэтический мир Есенина.- М., 2012.