"Письмо любви" (Стихотворения о любви в жанре письма В русской лирике ХХ века) 11 класс

1
МКОУ СОШ № 2
г. Нефтекумска Ставропольского края
Конспект урока внеклассного чтения
«Письмо любви»
(Стихотворения о любви в жанре письма
В русской лирике ХХ века).
11 класс
Любой УМК
Учитель русского языка и литературы
Голышева Галина Эриевна
2014 2015
2
В школе учат многому: грамотно писать, правильно решать задачи,
составлять формулы... А можно ли научить любить? По большому
счёту именно этому мы и учим на уроках литературы. Благодатным
материалом для таких уроков о любви могут стать стихотворения в
жанре письма.
Готовясь к уроку внеклассного чтения, ребята заполняли анкеты,
подбирали примеры стихотворных SMS на любовную тематику,
учили наизусть стихи.
Анкета.
1) Какую роль в жизни человека играют письма?
2) Часто ли вы пишете письма, получаете их?
3) Нужны ли в наше время письма? Почему?
4) Смогли бы вы создать письмо о любви в прозе или стихах?
Ход урока:
Но вдруг я понял их предназначенье:
Скорей они сожгут меня дотла,
Чем я предам их пеплу и забвенью.
Р. Ивнев
1. Постановка проблемы.
- Накануне урока мы провели анкетирование, результаты которого
были очевидны и в то же время противоречивы: большинство из вас
(85 %) считают, что письма играют важную роль в жизни человека, но
сводят её лишь к информативной функции. Только по одному ответу
было о том, что письма доставляют радость, помогают раскрыть
внутренний мир человека, а двое считают, что письма это память о
человеке. И тем не менее письма пишут только 13 %, причём есть
такие ребята, которые писем вообще никогда не писали. Объяснение
3
этому вы даёте сами: «Есть более современные средства общения
(телефон, Интернет)». На фоне этого прагматичного подхода как крик
вопиющего в пустыне звучит единственный ответ: «Только письма
способны передать чувства!»
Я думаю, пришло время поразмышлять, чем является для человека
письмо. Послушаем мнение поэта серебряного века М.Волошина
(ученик читает наизусть). Чем для него являются письма?
Старые письма.
Я люблю усталый шелест
Старых писем, дальних слов...
В них есть запах, в них есть прелесть
Умирающих цветов.
Я люблю узорный почерк –
В нём есть шорох трав сухих.
Быстрых букв знакомый очерк
Тихо шепчет грустный стих.
Мне так близко обаянье
Их усталой красоты...
Это дерева Познанья
Облетевшие цветы.
- Вспомните, из какого произведения взят данный отрывок. Чем
стали для героя письма его мамы отцу?
Владимир отпер комоды и ящики, занялся разбором бумаг покойного... Между
ими попался ему пакет с надписью: письма моей жены. С сильным движением
чувства, Владимир принялся за них: они писаны были во время Турецкого похода и
были адресованы в армию из Кистеневки. Она описывала ему свою пустынную
жизнь, хозяйственные занятия, с нежностию сетовала на разлуку и призывала
его домой, в объятия доброй подруги, в одном из них она изъявляла ему свое
беспокойство на счет здоровья маленького Владимира; в другом она радовалась
его ранним способностям и предвидела для него счастливую и блестящую
будущность. Владимир зачитался, и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир
семейственного счастия, и не заметил, как прошло время, стенные часы пробили
11. Владимир положил письма в карман, взял свечу и вышел из кабинета.
А.С.Пушкин
«Дубровский»
4
- Почему, решив сжечь дом, Владимир забрал с собой
единственную вещь – письма?
Они стали для него светлой памятью о родителях, это
единственное, что осталось у героя от прошлой жизни их
счастливой семьи.
Словарная работа: письмо как реликвия;
реликвия – лат. «остатки, останки»;
вещь, свято хранимая как память о прошлом.
- Но порою жизнь складывается так, что нам, вопреки желаниям и
чувствам, приходится расставаться с дорогими сердцу письмами.
Сожжённое письмо.
Прощай, письмо любви! прощай: она велела...
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...
А.С.Пушкин
- Почему герой сжигает письмо? Что он испытывает в этот миг?
Как мы понимаем, что это письмо было для него самым дорогим?
- Следующую историю прощального письма мелкого чиновника
Желткова боготворимой им женщине отделяет от предыдущих почти
столетие.
Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как
громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в
жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем
5
счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь
чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если
можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто
Вам обо мне не напомнит.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял
себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было
угодно за что-то меня вознаградить.
Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая
Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое".
Восемь лет тому назад я увидел Вас в пирке в ложе, и тогда же в первую
секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на
нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека
прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли...
... Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить
письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого никому другому. Вы это
письмо сожгите...
... Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то,
что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением,
единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не
тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.
А.И.Куприн «Гранатовый браслет»
- Что объединяет письма, о которых вы услышали?
Это письма о любви.
- Чем обычные письма отличаются от любовных? А есть ли разница
между письмом прозаическим и поэтическим? Интересно, что на
вопрос анкеты, смогли бы вы написать письмо признание в любви,
75% респондентов ответили положительно.
Словарная работа: респондент – англ. «отвечать»;
тот, кто отвечает на вопросы анкеты, у кого берут
интервью.
2. Анализ SMS о любви, собранных учащимися.
- Но письмо письму рознь. Вы утверждаете, что в наше время
можно спокойно обойтись и без любовных писем, заменив их SMS.
Прочитайте собранные вами образцы.
Всепоглощающая страсть
К тебе меня с ума свела.
Готов к твоим ногам упасть
Моля, чтоб ты моей была.
6
Люблю тебя, моё создание,
Моё творение души,
Моё прекрасное деяние,
Мой скромный гений красоты...
Твой голос, губы и глаза
Уже полгода в сердце,
И в этом мире без тебя
Не нахожу я места.
Когда ты порою скучаешь,
И горе тревожит тебя,
Ты вспомни, что в мире есть сердце,
Которое любит тебя!
Прощай!.. Как грустно это слово.
Кто только выдумал его?!
Для языка оно простое,
Ну а для сердца каково?
Да я люблю! Скрывать не стану,
Зачем таить в себе любовь?
Сказать хочу, что ты по праву
Достойна самых лучших слов.
- Какое из предложенных объяснений вы хотели бы получить: SMS
или из рассказа Куприна? Почему вдруг эти телефонные сообщения
стали казаться смешными? А хотелось бы вам написать столь же
проникновенно, как герой «Гранатового браслета»?
3. Анализ поэтических признаний.
- У нас есть прекрасная возможность познакомиться со
стихотворениями о любви русских поэтов ХХ века в жанре письма.
Будем учиться признаваться в любви!
Чтение наизусть отрывка из «Письма» (1904) М.Волошина.
1
Я соблюдаю обещанье
И замыкаю в четкий стих
Мое далекое послание...
... Вот я опять один в Париже
В кругу привычной старины...
Кто видел вместе те же сны,
7
Становится невольно ближе...
6
Любить без слез, без сожаленья,
Любить, не веруя в возврат...
Чтоб было каждое мгновенье
Последним в жизни. Чтоб назад
Нас не влекло неудержимо,
Чтоб жизнь скользнула в кольцах дыма,
Прошла, развеялась... И пусть
Вечерне-радостная грусть
Обнимет нас своим запястьем.
Смотреть, как тают без следа
Остатки грез, и никогда
Не расставаться с грустным счастьем,
И, подойдя к концу пути,
Вздохнуть и радостно уйти.
- Чем, на ваш взгляд, отличается это поэтическое письмо от
традиционного, обычного?
Оно не рассчитано на ответ, так как цель его сказать о своих
чувствах, представить свою концепцию любви. Причём в
поэтическом письме одинаково важно не только что сказать, но и
как: «Я к вам пишу чего же боле?// Что я могу ещё сказать?»
- Каким должно быть поэтическое письмо о любви? Давайте
сформулируем его отличительные признаки:
простота чувств при возможной сложности их описаний,
искренность, интимность, лиричность интонации,
неожиданность, оригинальность, индивидуальность,
поэтичность, метафоричность языка и образов,
выразительность,
эмоциональность.
- Как бы вы определили данное письмо?
8
Письмо воспоминание о любви вечной, просветляющей,
одухотворяющей, наполняющей жизнь великим смыслом служения
любимому человеку.
Чтение наизусть «Лиличка! Вместо письма» (1916) В.
Маяковского.
Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще -
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь -
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят -
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
9
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
- Чем отличается это письмо от предыдущего? Как лирический
герой называет возлюбленную, как выражает свои чувства к ней? Кто
виноват в расставании? Какова цель этого письма?
Перед нами письмо прощание, которое пишет человек,
понявший, что его любовь обременительна, подобна гире на шее.
Боготворя возлюбленную, он ласково называет её «дорогая,
хорошая», хотя она заставляет его настолько сильно страдать, что
он, «дикий, обезумевший, иссечённый отчаянием», готов броситься в
улицу, как в распахнутое окно на последнем этаже. Превозмогая
душевную боль, герой умоляет только об одном: «Дай хоть последней
нежностью выстелить твой уходящий шаг». Цель письма – желание
счастья той, которая хотя и заставила страдать, но одарила
великим чувством любви. Именно это великое чувство и делает героя
благородным, способным на жертву.
- Хотели бы и вы быть таким же благородными, искренними в
трудную минуту расставания с возлюбленными?
- Теперь обратимся к письмам, написанным в сложное для всей
страны время Великую Отечественную войну. Пожалуй, самым
известным поэтическим обращением заклинанием стало
стихотворение К.Симонова «Жди меня». Вообще для поэзии войны
характерно объединение личного и гражданского, патриотического
чувства. В качестве примера обратимся к «Предпоследнему письму»
(1943) С. Наровчатова, написанному в самый разгар войны.
Вот и отобрана ты у меня!..
Неопытен в древней науке,
Я бой проиграл, пораженье кляня,
Долгой и трудной разлуке.
Я бился, как бьются за города
Не предатели и не трусы,
Не как голландцы за Амстердам,
Не как за Париж французы.
Я бился, как за глухое село,
Патроны истратив без счета,
Со свистом и руганью, в рост и в лоб
В штыковую выходит рота.
И село превращает в столицу борьба,
И вечером невеселым
Догорает Одессой простая изба,
И Севастополем - школа.
Бой проигран. Потери не в счет.
В любовь поверив, как в ненависть,
Я сейчас отступаю, чтоб день или год
Силы копить и разведывать.
И, удачу с расчетом спаяв, опять
Каким-нибудь утром нечаянным
Ворваться и с боем тебя отобрать
Всю - до последней окраины!
- Почему стихотворение так названо? Кому проиграл герой бой и
смирился ли с поражением? Каково его отношение к возлюбленной?
Это письмо борьба за любимую, которую отдалила от него
разлука. Бой за любовь принимает вселенский масштаб: изба и школа
подобны городам. И образ любимой уподоблен Родине, за которую
герой будет сражаться до последней окраины. Почему же письмо
предпоследнее? Видимо, в самом главном бою герой погиб, но любовь
как раз и есть то чувство, за которое человек готов, не задумываясь,
отдать жизнь.
- А вот пример более «личного» «Письма» (1941)
А.И.Недогонова.
Когда ты девочкой была,
я знал тебя из памяти.
И ты в душе моей жила -
в моей охранной грамоте.
Нет, я, поверь мне, никому
ни капли не завидовал —
тому, кто лгал тебе.
тому, кто удочки закидывал.
Я слепо верил: ты моя...
(Мне больше ль было надобно?)
Так верят в песню соловьи,
когда она предсвадебна.
В часы вечернего тепла
я шел к тебе сумерничать,
и ты, звезда моя, могла
с мечтой моей соперничать.
В пределах счастья двух имен,
в тебя - обмолвлюсь запросто -
я без оглядки был влюблен,
как мальчик, просто-напросто.
И, полюбив твои черты,
я ни на что не сетовал.
Я так любил тебя, что ты
не замечала этого!
И вот сейчас, когда война
меня бросает в стороны,
когда знакомых имена
в когтях уносят вороны,
я часто думаю над тем,
что, не родившись заново,
нам суждено домой не всем
вернуться с поля бранного.
Не всем нам видеть жен своих,
не всем прийти с победою.
А я в кругу друзей живых
о смерти не беседую.
Я верю, вынесу войну,
сто ран приму, но выстою.
Себя верну, любовь верну
и щедрую, и чистую,—
такую щедрую, что в ней
не думал об измене я,
такую чистую, что eй
лишь только ты - сравнение!
- Сопоставьте содержание письма и дату его написания. Какое
чувство вселило веру в героя?
Это письмо – вера в любовь, в жизнь, в победу над врагом. В нём
слилось личное и общественное. Удивительно, что написано оно в
самом начале войны, но герой знает, что мы победим, что
возлюбленная дождётся его, что он вернётся живым. И эта
уверенность рождена в нём «щедрой и чистой» любовью к женщине.
- Иная ситуация в стихотворении А. Вознесенского «Новогоднее
письмо в Варшаву» (1961), в котором любящие герои были
вынуждены расстаться.
Когда под утро, точно магний,
Бледнеют лица в зеркалах
И туалетною бумагой
Прозрачно пудра на щеках,
Как эти рожи постарели!
Как хищно на салфетке в ряд,
Как будто раки на тарелке,
Их руки красные лежат!
Ты бродишь среди этих блюдищ,
Ты лоб свой о фужеры студишь.
Ты шаль срываешь. Ты горишь.
"В Варшаве душно", — говоришь.
А у меня окно распахнуто
в высотный город словно в сад
и снег антоновкою пахнет
и хлопья в воздухе висят
они не движутся не падают
ждут
не шелохнутся
легки
внимательные
как лампады
или как летом табаки
они немножечко качнутся
когда их ноженькой
коснутся
одетой в польский сапожок...
Пахнет яблоком снежок.
- О чём пишет возлюбленной в новогоднем письме герой? Почему
мы понимаем, что любовь в их душах жива? Зачем написано это
письмо?
В самый «семейный» праздник героев разделяют не только
километры, границы, но предшествовавшее этому добровольное
расставание. Но оказывается, что счастья им это не принесло.
Более того, они оба мучаются и мечтают соединиться. Первым шаг
навстречу делает герой, и в этом ему помогает письмо
примирение. Даже холодный снег способен превратиться в
цветущий табак и источать аромат антоновских яблок, если ты
веришь в возвращение любимого человека.
4. Подведение итогов.
- Итак, сегодня мы познакомились с жанром письма на примере
лирики русских поэтов ХХ века. Нам были представлены разные
образцы любовного послания: письмо-воспоминание, письмо-
прощание, письмо-борьба, письмо-вера, письмо-примирение... Ясно,
что этот список можно продолжить. Для нас важно было понять, что
каждое из писем – это открытая душа влюблённого человека, который
оказывается в различных ситуациях, испытывает разные чувства, но
всегда покоряет своим благородством, самоотдачей, искренностью.
Не удивительно, что для него даже память о любви становится
сильнее времени.
Чтение наизусть стихотворения Р.Ивнева «Одно письмо» (1962).
Одно письмо из целой груды писем,
Но им, как негасимым фонарём,
Вдруг осветилось всё родное, близкое,
Что пряталось в сознании моём.
И я, впиваясь в эти строки тёплые,
Согретые дыханием твоим,
Увидел снова свет зари за окнами
И абескундских пароходов дым.
Бурлящий мир, неистовый, огромный,
Вместившийся в один счастливый час,
Дарил нам звёзд необозримых сонмы,
И всех морей бушующие волны
Баюкали, а не глотали нас.
Мы знали – время властвует над миром,
Хоть и его часы забвенья ждут.
Но нет той силы, что могла бы вырвать
Из памяти жизнь нескольких минут.
- Поэтому письма о любви это не только, как вы писали в своих
анкетах, память и радость, но это и третье измерение, соединяющее
настоящее и будущее, это спасение заблудших душ, это награда
вечной любовью, как в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»,
как в стихотворении Р.Ивнева «Старинное письмо» (1970):
Как память о чём-то давно миновавшем
И накрепко всеми забытом давно,
Храню я письмо полустёртое Ваше,
Погибнуть которому не суждено.
Пусть Вы отреклись без церковного звона
От первой своей настоящей любви,
Но я умираю таким же влюблённым,
Целуя по-прежнему руки твои.
От прежнего «ты» отойти не смогу я,
И кажется мне, что с собой унесу
Всё прошлое наше я в сферу другую
И души мятежные наши спасу.
5. Домашнее задание (на выбор):
выучить наизусть одно из прозвучавших на уроке
стихотворений;
сделать письменный анализ любого из стихотворений;
сочинить стихотворение в жанре письма о любви.