«Величайшая тайна в мире!» (Концепция любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».) 11 класс скачать


«Величайшая тайна в мире!» (Концепция любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».) 11 класс

МКОУ СОШ № 2
г. Нефтекумска Ставропольского края
Конспект урока литературы
«Величайшая тайна в мире!»
(Концепция любви в рассказе
А.И.Куприна
«Гранатовый браслет».)
11 класс
Любой УМК
Учитель русского языка и литературы
Голышева Галина Эриевна
2015 2016
Уроки литературы уникальны тем, что не только погружают ребёнка в
мир художественных образов, но и манят возможностью разгадать тайны
человеческой души. Каждый писатель неповторим, и у нас есть шанс,
прикоснувшись к тайне, найти свой ответ. Творчество А.И.Куприна
благодатный материал для размышлений над простым, по мнению
современных подростков, и очень актуальным в наше прагматичное время
вопросом: «Что есть любовь?» Предлагаем подумать над этим вопросом,
изучая рассказ «Гранатовый браслет». Куприн избрал для произведения
одновременно романтическую и реалистическую тему любви трагедии,
которая сильна, как смерть. На протяжении долгих лет Куприн искал идеал
любви в реальных условиях, наблюдал утончённые переживания людей, но
не замечал очистительной стихии чувств. Тогда, отказавшись от варианта
счастливой, совершенной любви, само это чувство, абсолютизированное в
одной душе, сделал стимулом перерождения другой.
Перспективное задание: индивидуальное а) наизусть стихотворение
Д.Кленовского, б) сообщение по статье М.Нахратовой, в) инсценировка; г)
остальным учащимся даются вопросы для обсуждения.
Ход урока.
... мы целыми поколениями не умели
преклоняться и благоговеть перед любовью.
А.И.Куприн
I. Рефлексия.
Научиться любви нельзя, но учиться любить человеку необходимо.
Запишите продолжение фразы: «Любовь это ...» (После коллективного
обсуждения выясняется, что среди множества мнений преобладают
определения взаимопонимание и счастье.)
II. Постановка цели.
А писатель Александр Иванович Куприн считал, что любовь это
величайшая тайна в мире. Предлагаю вам прикоснуться к ней вместе с
героями рассказа «Гранатовый браслет», и, может быть, нам удастся
приоткрыть таинственную завесу над величайшим чувством, которым всегда
в русской литературе, начиная с фольклора, испытывали героев не только на
прочность, но и на выявление личностного начала в человеке.
III. Формулирование проблемы.
Прочитав «Гранатовый браслет», вы узнали удивительную историю
беззаветной любви мужчины к женщине. Насколько реальным кажется вам
чувство Желткова? Действительно человек может настолько самозабвенно
любить, что готов отказаться от самого дорого, что у него есть жизни? Не
считаете ли вы героя идеалистом, вымышленным персонажем?
Удивительно, но через полвека после появления рассказа мало кому
известный русский поэт Дмитрий Кленовский в 1956 году, когда ему
исполнилось 63 года (!), написал стихотворение, которое, на мой взгляд,
перекликается с купринским произведением. Прослушайте его и ответьте:
«Что сближает лирического героя с Желтковым
Нас было двое. Женщина была
Весёлой, молодой и рыжеватой,
Умела лгать и изменять могла,
Не быв при том ни разу виноватой.
Теперь она... – но нет, мне легче с ней
На «ты»! – теперь ты всё уже забыла:
Как целовала с каждым днём скучней,
Как мучила меня и как убила.
Нет, не сама, конечно! Кто теперь
Сам убивает? Я отлично помню,
Как ты на выстрел распахнула дверь
И кинулась ко мне, и как легко мне
Внезапно стало: я в твоих глазах
Прочёл всё то, во что уже не верил, –
Недоумение, и боль, и страх,
И чувство горькой всё-таки потери.
... О, если бы из тишины моей,
Из моего прекрасного свершенья
Вернуться снова в ужас этих дней,
Изведать снова всё твоё презренье,
Всю ложь прикосновенья твоего
И как последнюю земную милость
Спустить курок – всё только для того,
Чтоб ты опять вот так ко мне склонилась.
Что есть любовь? Возможна ли она ещё в этом мире? Какой она
должна быть?
IV. Обсуждение авторской концепции любви в рассказе.
1). Выслушаем разные мнения. Слово лингвисту
1
.
Меня интересует, как раскрывается значение слова любовь в рассказе:
ведь с его помощью определяется духовная сфера жизни персонажей.
Оказывается, в мире обитателей пригородного морского курорта любовь,
несмотря на все её разнообразные проявления, в том единственном высоком
смысле, в каком она существует для Куприна, отсутствует, её нет. А что же
есть? Есть жизнелюбие, которое имеет разнообразные предметы и сферы
приложения.
По данным толковым словарей, слово любовь имеет несколько
значений и оттенков. И почти все они являются актуальными в рассказе
Куприна.
По ходу сообщения в тетрадях оформляется запись:
Жизнелюбие
1. Любовь как пристрастие.
2. Любовь как склонность, интерес.
3. Любовь как удовольствие.
4. Любовь как удовлетворение от работы.
5. Любовь как глубокая привязанность.
1. Любовь как «пристрастие к чему-либо».
(Каждое определение подтверждается инсценировкой учащихся.)
Вера: Будет сестра Васи и, кажется, профессор Спешников. Я
вчера, Анненька, просто голову потеряла. Ты знаешь, что
они оба любят покушать – и дедушка и профессор.
Анна: Впрочем, между нами, у тебя у самой есть слабость вкусно
поесть.
Автор: Полковник Понамарёв говорил, что любит и сравнительно
хорошо играет только в винт... Обе сестры до смешного
любили азартные игры.
2. Любовь как «тяготение, склонность, интерес, проявляемый в
момент созерцания и мироощущения чего-либо».
Вера: ...нам, северянам, никогда не понять прелести моря. Я люблю
лес... Разве может он когда- нибудь прискучить?
3. Любовь как «удовольствие» от каких-нибудь событий.
Автор: По милым отдалённым воспоминаниям детства она всегда
любила этот день и всегда ожидала от него чего-то
счастливо-чудесного.
4. Любовь как «удовлетворение от проделанной работы».
Автор: Она достала из своего ручного мешочка маленькую
записную книжку в удивительном переплёте: на старом...
бархате вился тускло-золотой филигранный узор редкой
сложности, тонкости и красоты, – очевидно, любовное
дело рук искусного и терпеливого художника.
5. Любовь как «глубокая привязанность».
Анна: Мне всё равно, я всё люблю. А больше всего я люблю мою
сестрёнку, мою благоразумную Вереньку.
2). Почти у каждого из героев есть своя любовная история. Чем
является любовь для героев рассказа? По ходу обсуждения в тетрадях
оформляется запись:
Любовь в понимании светского общества
1. Любовь как «маленькое развлечение» (Васючок, Николай
Николаевич).
2. Любовь как книжные романтические страсти (Людмила
Львовна).
3. Любовь как «житейское удобство» (Анна, Василий Львович).
4. Любовь как «самодовольное» обожание (Густав Иванович).
5. Любовь как прочная, верная, истинная дружба (Вера
Николаевна).
6. Любовь как глупость и как жалость (прапорщик и муж
Леночки).
Авторская концепция любви
1. Любовь как вечное и взаимное чувство (Аносов) – реальная.
2. Любовь как громадное счастье, как божественное
вознаграждение (Желтков) – романтическая.
3. Любовь как трагедия, как величайшая тайна в мире
(А.И.Куприн) – философская).
А) Что значит любовь для подруги Веры по Смольному институту
знаменитой пианистки Женни Рейтер? Не более чем ухаживания светского
молодого богатого шалопая и кутилы Васючка, которого весь город знал под
этим фамильярным именем.
Как передана авторская ирония в описании этой пары? Васючок пел
вполголоса... голосок у него был маленький (тихий, слабый)... послушный и
верный. Женни Рейтер, очень требовательная музыкантша, всегда ему
охотно аккомпанировала.
Б). Какой любовью «наградила» жизнь радетеля светских приличий
чопорного брата Веры Николая Николаевича? Как соотносится его личная
история с той ролью, какую он на себя возложил, спровоцировав объяснение
с Желтковым? Почему Куприн подчеркнул, что пассия Николая была
богатой? Объяснить значение слова «петиметр». Его чувство окончилось
неудавшейся женитьбой на одной богатой и красивой даме, муж которой не
хотел давать ей развода. Интересно, что, требуя немедленного прекращения
переписки с Пе Пе Же, которой на деле не было, Николай с пафосом говорит
о дерзости, пошлости, добром имени Веры и её мужа, об опасности попасть в
смешное положение... А как же объяснить этот пафос применительно к его
ситуации волокитства за замужней женщиной, да ещё с таким скандальным
финалом? Кстати, упомянув о богатой возлюбленной Николая, автор
уточняет, что он и в самом деле был скуповат. Вряд ли это случайное
замечание. Также о «серьёзности, глубине» его чувства можно судить по
определению, которым награждает шурина князь Василий Львович, назвав
историю его любви «Приключением петиметра (уст. Молодой щеголь,
франт с претенциозно-смешными манерами) князя Николя...».
В). Сравните две истории первой любви (Людмилы, вдовой сестры
князя, генерала Аносова): где впервые упоминается об этих историях и в
какой тональности, как сложилась жизнь Людмилы Львовны и о какой любви
она мечтала, почему её разочаровал рассказ Аносова; что подчёркнуто в
характеристике генерала, что главное для такого человека в любви, как
сложилась его жизнь; как он отнесся к вопросу Людмилы Львовны о том,
была ли в его жизни настоящая любовь, и почему; что такое гуммиарабик?
Обе истории помещены в домашнем юмористическом журнале князя
Шеина. Учитывая, что в основу рассказа он брал истинный эпизод, следует
предположить реальность романтического побега Лимы из отчего дома. Эта
серьёзная история имеет опереточный финал: разгневанный отец догоняет
беглецов, юнкер малодушно сваливает всю беду на кроткую Лиму. Прожив
до пятидесяти лет, успев овдоветь, Людмила Львовна так и не испытала в
жизни ничего сильнее того девичьего чувства; поэтому, по словам Аносова,
её так и тянет около чужой любви покрутиться. Не изведав истинной любви,
она до сих пор представляет её такой, как она описана в женских любовных
романах: страсть, побег, погоня, разлука...
Вполне закономерна её реакция на рассказ генерала о своей вечной
взаимной любви к прехорошенькой болгарочке: «И всё? спросила
разочарованно Людмила Львовна». Ей не понять, что истинная любовь не
требует фейерверка страстей, театрализации. Для неё чувство, когда взгляды
встретились, между нами пробежала искра, подобная электрической, и я
почувствовал, что влюбился сразу пламенно и бесповоротно, – «это не
любовь, а просто бивуачное приключение армейского офицера». Впрочем, и
в восприятии князя данная Аносовым клятва в вечной любви это всего
лишь «История любовных похождений храброго генерала...».
Для боевого генерала, о котором сам Скобелев говорил, что Аносов
гораздо храбрее его, и которого Куприн характеризует как возвышенный
образ русского солдата с его бесхитростной верой, ясным, добродушно-
весёлым взглядом на жизнь, отвагой... нравственной выносливостью, любовь
это земное, реальное чувство, которое можно, раз испытав, сохранить в
душе навсегда, сделать его нравственным мерилом своих поступков,
эталоном человеческих отношений. Поэтому в комментарии Якова
Михайловича к своей истории звучит нотка сомнения: «Не знаю... любовь
это была или иное чувство...» Ведь светское общество не понимает такой
самоотверженности в чувствах людей, для него любовь, которая раз и
навсегда, – это, скорее, сумасшествие.
Герой же остаётся верен своей клятве: рассказывая о женитьбе на
свежей девчонке, Аносов ни разу не упоминает слово любовь, подчёркивая,
что любовь и женитьба вещи разные. Воспоминания о жене ничего, кроме
презрения, в генерале не вызывают. Тем более что общая участь
большинства мужей вьючный верблюд, позорный потатчик, укрыватель,
дойная корова, ширма, какая-то домашняя необходимая вещь... Всю свою
нежную дружбу и любовь герой, будучи преданным другом, перенёс на Веру
и Анну, дочерей боевого товарища.
Куприн подчёркивает исключительность генерала: по нынешним
нравам (образу жизни, морали) этот обломок старины представлялся
исполинской и необыкновенной фигурой. Поэтому, говоря о возвышенной
любви в понимании поколения Шеиных, Аносов оставляет за ними право
разводить словесный гуммиарабик (гуммиарабик прозрачная жидкая масса,
выделяемая акацией; применялась как клей), то есть слова о святой, чистой,
вечной... неземной любви герой воспринимает как нечто липкое, пачкающее,
опошленное, компрометирующее само понятие любви.
Г). Примером опошления святой, чистой, вечной любви становится
брак Анны и Густава Ивановича. Охарактеризуйте чувства супругов.
Сравните их портретные характеристики.
Анна была замужем за очень богатым и очень глупым человеком. Что
могло связывать столь разных людей? Деньги, расчёт, положение в обществе.
Иначе, как терпеть не могла, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза,
автор и не характеризует чувства Анны к мужу. Её рискованный флирт,
расточительство, азартные игры, танцы не более чем месть за отказ от любви
во имя каких-то меркантильных интересов. И Фриессе готов был платить
любую цену, терпеть унижения, кокетство жены с другими мужчинами у
себя на глазах, потому что до сих пор обожал Анну... и ухаживал за нею так
влюблено и самодовольно, что часто становилось за него и жалко и неловко.
Конечно, этот человек, с худым, гладко обтянутым блестящей кожей лицом,
с прилизанными жидкими, светлыми волосами, с ввалившимися глазными
орбитами, походившим на череп, обнажавший в смехе прескверные зубы,
тешил своё самолюбие обладанием женщиной, лицо которой пленяло какой-
то неуловимой и непонятной прелестью... спина, грудь и плечи которой
были редкой красоты.
Д). Безусловно, брак Веры и Василия Львовича на фоне замужества
её сестры Анны выглядит вполне пристойным и благополучным. Но как
автор характеризует отношения супругов? Как князь реагирует на просьбу
Веры не рассказывать историю влюблённого телеграфиста? Что говорит
автор об отношении князя к жене? Чем дружба отличается от любви?
Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже
перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, всеми силами
старалась помочь князю удержаться от полного разорения. Она во многом,
незаметно от него, отказывала себе и, насколько возможно, экономила в
домашнем хозяйстве. Она не имела от него секретов, во всём советовалась с
ним (получив браслет от Желткова, показывает его мужу; не скрывает писем
тайного поклонника), после решения князя отослать браслет сразу
согласилась с этим, хотя ей почему-то стало жалко этого несчастного. Итак,
Вера в замужестве действительно стала верным и истинным другом, готовым
на определённые жертвы (отказывала себе), в отличие от Анны, но...
Можно ли то же самое сказать о князе? Во время вечера, когда
Василий Львович развлекает гостей своими юмористическими рассказами,
Вера тихо дотронулась до его плеча: «Лучше не нужно». Муж или не
расслышал её слов, или не придал им настоящего значения (интересно, мог
ли так же к просьбе Веры отнестись Желтков?). В конце концов всё
закончилось тем, что Вера прервала супруга: «Господа, кто хочет чаю?»
Удивительная «деликатность» князя по отношению к Вере! Но самое
интересное то, что Куприн обходит молчанием отношение Василия Львовича
к жене. Правда, по этому поводу даёт комментарий Аносов, когда Вера
пытается утверждать, что брак это и есть любовь: разве можно наш брак
назвать несчастливым? Аносов довольно долго молчал, потом протянул
неохотно: «... Вася... хороший парень. Почём знать, может быть, будущее и
покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я
говорю». Рассуждая о чувствах Шеина с высоты своего понимания любви
(вечной и взаимной, подобной электрической искре, не переходящей в
дружбу), генерал понимает, что в основе женитьбы на Вере лежит не
настоящая любовь (люди в наше время разучились любить), а один из
множества мотивов, среди которых Яков Михайлович называл усталость от
холостой жизни, семьёй жить выгоднее, пойдут детишки иллюзия
бессмертия, соблазн невинности, мысли о приданом... А где же любовь-то?
Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про
которую сказано «сильна, как смерть»? Следует обратить внимание на то,
что Вера, всё выслушав, не стала возражать Аносову.
Именно самоотверженностью отличается любовь от дружбы. Вера
может объяснить, почему она готова чем-то жертвовать во имя мужа: во-
первых, она его когда-то страстно любила, во-вторых, это её супружеский
долг, в-третьих...
Но имеет ли смысл приводить аргументы, если богу было угодно
послать, как громадное счастье, любовь. Человек любит, и его не интересует
в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем
счастье людей для него вся жизнь заключается только в любимом. И это не
болезнь, не маниакальная идея это любовь, которою богу было угодно за
что-то человека вознаградить.
Е). Куприн рассуждает о загадке любви с точки зрения роли мужчины:
ведь женщина, по его мнению, способна в любви на самый высокий героизм.
Для неё, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни всю
вселенную! Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла
такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства,
до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет
пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к
сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед
любовью.
Столь отрицательная характеристика мужчин нужна автору для того,
чтобы подчеркнуть исключительность образа Желткова. Но писатель
использует ещё один приём: подготавливая читателя к встрече с этим героем,
вводит в повествование две любовные истории персонажей, которые всего
лишь упоминаются. Чьи это истории и какую оценку им даёт Аносов? Зачем
введены эти истории?
На вопрос Веры, видел ли Аносов настоящую любовь, о которой
мечтает каждая женщина в глубине своего сердца единой, всепрощающей,
на всё готовой, скромной и самоотверженной, старик решительно ответил:
«Нет» и добавил, что знает два случая похожих... Но один был продиктован
глупостью, а другой... так... какая-то кислота... одна жалость...
Обе истории (об искалеченном и пропавшем самым подлым образом
прапорщике и жалком, обманутом капитане) трагичны. Но суть трагедии в
них не возвышающая, не очищающая, как в случае с Желтковым, а жалкая,
унижающая человеческое достоинство. Такой самоотверженностью нельзя
восхищаться, она вызывает только досаду и сожаление.
Ё). Авторская концепция любви выражена в образе мелкого
чиновника, сумевшего ценой своей жизни опровергнуть горький факт,
который устами Аносова констатирует автор: мы целыми поколениями не
умели преклоняться и благоговеть перед любовью. Соотнесите мысли
генерала с историей любви Желткова. Как и почему герой принимает
решение уйти из жизни? Кто из героев и как меняется к финалу рассказа?
Почему автор делает любовь героя трагичной? Попытайтесь
опровергнуть мнение исследователя Л.В.Крутиковой о том, что «трагический
финал наряду с гимном любви выражал и другую, не менее важную мысль:
одной любовью жить нельзя».
Как вы оцениваете поступок Желткова? Согласны ли вы с точкой
зрения критика Афанасьева, что, «сделав своего «маленького человека»
способным лишь на самоотверженную, всепоглощающую любовь и отказав
ему при этом во всяких других интересах, Куприн невольно обеднил,
ограничил образ героя. Отгородившийся любовью от жизни, замкнувшийся в
своём чувстве, как в скорлупе, Желтков тем самым обедняет и саму любовь...
Такое обожание иссушает душу, делает её робкой и бессильной. Не потому
ли так охотно соглашается уйти из жизни придавленный своей любовью
Желтков?»
Старый генерал утверждал, что никакие жизненные удобства, расчёты
и компромиссы не должны касаться любви. Любовь должна быть
трагедией. Величайшей тайной в мире! Это такая любовь, для которой
совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение вовсе не труд,
а одна радость. Князь Василий Львович, разговаривая с Желтковым, также
чувствует, что присутствует при какой-то громадной трагедии души. Почему
автору так важно подчеркнуть трагичность чувства героя? Желтков это
романтический герой, обречённый волею судьбы самоотверженно отстаивать
своё понимание любви и само право на любовь в циничном и опошленном
мире Васючковых, Бахтинских, Фриессе и прочих. Он цельная, героическая
натура, потому что знает, во имя чего живёт, и не будет жить иначе, если
того потребуют обстоятельства.
Возлюбленной стоило сказать, что надоела вся эта история,
пожалуйста, прекратите её как можно скорее, и он, улыбаясь, прекращает
всю эту историю. А потом Вера видит его мёртвым, но улыбающимся
блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставанием с жизнью узнал
какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю его человеческую
жизнь. Загадку этой улыбки, как и тайну любви, автор объясняет в финале
произведения, когда плачущая Вера в звуках бетховенской сонаты услышала
молитвенное обращение того, кого она так и не удостоила внимания при
жизни: «Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь?
Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой.
Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг
друга только одно мгновение, но навеки... Мне спать так сладко, сладко,
сладко». За это одно мгновение Желтков, не раздумывая, отдал жизнь. Но
смерть его была не напрасна: она пробудила душу Веры, заставив
переоценить принципы, лишившие её большой любви, которая повторяется
только один раз в тысячу лет.
V. Обобщение по исследуемой проблеме.
Мы попытались прикоснуться к проблеме, которую человечество до
сих пор не решило однозначно. Это и неудивительно: у каждого человека
своё понимание любви и того, какой она должна быть. И всё же главное
следует помнить: любовь это возвышающее чувство, окрыляющее и
устремляющее человека к самосовершенствованию.
Я думаю, что теперь вы больше знаете о любви, чем в начале урока.
Вернитесь к своей записи и под звуки второй сонаты Бетховена допишите,
что такое любовь.
VI. Домашнее задание.
Выучить наизусть Гимн любви (13 глава).
Примечания
1
Выступление подготовлено на основе статьи М. Нахратовой «Ключевое
слово любовь в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» // «Русский язык
в школе», 2003, № 4.