Презентация "Фольклор, мифы и былины в детском чтении"


Подписи к слайдам:
PowerPoint Presentation

Фольклор, мифы и былины в детском чтении

  • «Детский фольклор представляет специфическую область
  • народного творчества,
  • объединяющую мир детей
  • и мир взрослых,
  • включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических
  • жанров фольклора»
  • М.Н.Мельников

Виды детского фольклора:

  • «Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки
  • Календарный - заклички и приговорки
  • Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребьёвые сговорки, считалки, дразнилки, поддёвки, скороговорки, перевёртыши.
  • Дидактический - скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.

«Поэзия пестования» («материнская поэзия»)

  • Колыбельные песни («баять, говорить, шептать, заговаривать») – произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка.
  • Пестушки («пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках, воспитывать») – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни.
  • Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.
  • Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Календарный детский фольклор

  • Заклички(«закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.
  • Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.

Игровой детский фольклор

  • Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.
  • Жеребьёвая сговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды.
  • Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма.
  • Дразнилка – рифмованное прибавление к имени.
  • Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.
  • Небылицы-перевертыши, нелепицы. Это разновидности прибауточного жанра.

Дидактический фольклор

  • Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.
  • Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.
  • Поговорка – меткое изречение, лишенное поучительного смысла.
  • Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету.

Ю. Г. Илларионова

  • Ю. Г. Илларионова
  • выделяет 4 признака загадки:
  • По содержанию это замысловатое описание, которое надо расшифровать.
  • Описание оформляется в виде вопросительного предложения.
  • Описание даётся лаконично.
  • Загадке свойственен определённый ритм.

Художественное своеобразие загадок:

  • олицетворение - наделение неодушевленных предметов качествами живых существ
  • 2) разные формы сравнения: прямое, косвенное, отрицательное
  • Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим

Классификация загадок:

  • По форме (В. И. Чичеров)
  • Метафорические или аллегорические – наиболее древний вид загадок, в них описываются, в основном, явления природы, времена года
  • Звукоподражательные загадки построены не на смысловом, а на звуковом образе. В этих загадках ключом к отгадыванию является звуковой образ
  • Арифметические - дают обычно одну цифру и указывают соотнесение с ней других величин, которые надо определить:
  • Шуточные - позже других возникшая группа, так как это пародия на сам жанр загадки. Они повились тогда, когда появилось и развилось отношение к загадкам, как к забаве, развлечению, шутке. Многие шуточные загадки построены на обманчивом звучании вопроса

По структуре (Ю. Г. Илларионова.)

  • Содержание передаётся одним простым предложением - вопросом.
  • Вопросительное предложение находится в начале загадки.
  • Вопрос – в конце загадки.
  • Загадка оформляется с помощью простых и сложных повествовательных предложений (вопрос присутствует в скрытой форме)
  • Содержание передаётся односоставным предложением.
  • Загадки, структурно не оконченные и связанные с отысканием отгадки путём подбора рифмы.

По темам (по содержанию). (В.В. Митрофанова)

  • Загадки о явлениях природы, небе, земле, воде.
  • Загадки о растениях:
  • Загадки о рыбах, земноводных, пресмыкающихся. Загадки о насекомых.
  • Загадки о птицах.
  • Загадки о животных.
  • Загадки о человеке.
  • Загадки о трудовой деятельности человека.
  • Загадки о жилище.
  • Загадки о музыкальных инструментах.
  • Загадки о грамоте, письме, книге, почте, буквах алфавита.
  • Загадки о времени, смене дня и ночи, годе и т.д..
  • Загадки о предметах, связанных с религией. Шутки, шарады.
  • Задачи.

ТРИ СЕКРЕТА ЗАГАДКИ

  • предмет, о котором загадывается загадка, не называется;
  • говорится о похожем на него предмете;
  • называются такие признаки загадываемого предмета, по которым его можно узнать.

Былины

  • Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Построение былины (композиция).

  • Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь.
  • Потом следует основная часть былин - повествование о подвиге. Действие развивается неторопливо вплоть до своего пика, высшего напряжения - КУЛЬМИНАЦИИ. Развязка действия наступает мгновенно, в ней изображается поражение врага. Былину, как правило, венчает концовка

Художественные средства

  • Одно из непременных художественных средств былин - ПОВТОРЫ. Повторяются отдельные слова, строки, описания событий - прибытия и приема гостей, поединков, плачей, зловещих предзнаменований и пророческих снов.
  • Для былин характерны ГИПЕРБОЛЫ, которые как бы укрупняют изображение, помогают ярче, выразительнее показать силу и подвиг богатырей. Сила богатыря невероятно преувеличена

При помощи ЭПИТЕТОВ создается особый - былинный, героический - поэтический мир. Богатырь определяется как святорусский, могучий; князь Владимир - как ласковый, славный, светлое солнце, красно солнышко. Враг называется поганым, злым, проклятым, безбожным. Определяемое слово часто употребляется с одним и тем же эпитетом. Такие эпитеты называются ПОСТОЯННЫМИ.

  • При помощи ЭПИТЕТОВ создается особый - былинный, героический - поэтический мир. Богатырь определяется как святорусский, могучий; князь Владимир - как ласковый, славный, светлое солнце, красно солнышко. Враг называется поганым, злым, проклятым, безбожным. Определяемое слово часто употребляется с одним и тем же эпитетом. Такие эпитеты называются ПОСТОЯННЫМИ.
  • СУФФИКСЫ играют большую роль в изображении поэтического мира былин, они определяют и отношение исполнителя к своим героям. Уменьшительно-ласкательными суффиксами награждаются любимые герои - Илюшенька, Добрынюшка, Алешенька; уничижительными и увеличительными их противники - Идолище, Змеище.

Миф

  • Миф (от греч. mýthos — предание, сказание) , повествования о богах, духах, обожествлённых героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе.
  • В мифе переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.
  • Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы.

Наиболее типичны мифы о:

  • происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы)
  • человека (антропогонические мифы) ;
  • происхождении солнца (солярные мифы)
  • луны (лунарные мифы)
  • звёзд (астральные мифы)
  • мифы о животных
  • календарные мифы
  • происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремёсел, земледелия)
  • установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.

Литература

  • Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов. М., 2004. 735 с.
  • Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с.
  • Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004. – 551 с.
  • Мудрость народная. Жизнь в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество; Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В. Аникина; Подбор. ил. В. Жигулевой; Фотограф А. Рязанцев. М.: Худож. лит. 1991. 589 с. ил.
  • Пропп, В.Я. Фольклор и действительность.-М.; Просвещение, 1970.-180 с.
  • Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. / Сост. Ю.Г. Круглов. М.: Высш. шк. 1986. 536 с.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: ООО Агенство «КРПА Олимп»: ООО Издательство АСТ, 2003. 538 с.

  • Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: ООО Агенство «КРПА Олимп»: ООО Издательство АСТ, 2003. 538 с.
  • Минералова И.Г. Миф в детском чтении. // И.Г. Минералова. Детская литература: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. 175 с.
  • Радциг С.И. История древнегреческой литературы, М.- Л., 1940, 403 с.
  • Славянская и древнерусская мифология // Энциклопедия мифологии
  • Тронский И.М. История античной литературы, Л., 1946, 496 с.

Спасибо за внимание!