Презентация "Серен Кьеркегор: безумец, опередивший время"


Подписи к слайдам:
Серен Кьеркегор: безумец, опередивший время.

Серен Кьеркегор: безумец, опередивший время.

Усенков Иван, Ю-131

«Первое, что необходимо понять: вы ничего не понимаете» С. Кьеркегор.

Серен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене 5 мая 1813 года. В то же году, что и Рихард Вагнер: два гения, которых объединяло одно общее свойство – печать безумия. Сразу оговорюсь, что безумие не было центральной чертой характера Кьеркегора (безумцем был его отец, а племянник и вовсе закончил жизнь в сумасшедшем доме), но в его поведении на протяжении всей жизни проявлялись определенные странности, в большей или меньшей степени [1]. Всю жизнь Кьеркегор оставался совершенно одиноким человеком, поэтому все то, что ему довелось пережить, отражалось на нем особенно сильно.

Личность Кьеркегора сформировалась под влиянием двух факторов: властного отца, который с семи лет на свой манер обучал мальчика, обучая логике путем критики каждого из его высказываний, которые Серену приходилось доказывать, а также описания «экскурсий по миру», которые проводил для него отец, пересказывавший мальчику описания из книг; и несчастной любви к девушке, с которой сам же и разорвал помолвку, поскольку понял, что ради того, чтобы посвятить себя «высшей жизни»: писать, заниматься философией, нужно пожертвовать всем остальным.

XX век. Экзистенционализм Сартра становится одним из самых популярных философских учений. Но основателем его еще столетие назад стал датский писатель, который в академическом смысле вовсе философом и не был. Именно Кьеркегор задался одним из главнейших философских вопросов «Что есть существование?», который философам долгое время представлялся нелепым, бессмысленным или исчерпанным в рамках собственного учения.

По Кьеркегору существование – непрерывное становление человека как возможности, вечный выбор, и вечное мучение от этого диалектического выбора между противоположностями. Причем разум не участвует в акте выбора, это привилегия воли [2].

  • Появляющийся в результате внешней угрозы. (Fureht – страх-боязнь) [3].
  • 2. Появляющийся в результате

    осознания безграничных

    возможностей

    собственного

    выбора. (Agnst

    – страх-тоска)

От осознания ответственности за результат собственного выбора приходит страх. «Понятие страха» Кьеркегора – одна из лучших дофрейдовских работ по психологии. Он выделяет два вида страха:

В качестве примера предложим ситуацию, когда человек идет по тропинке вдоль обрыва. Он испытывает страх перед падением в бездну, вплоть до головокружения. Однако отчасти он обязан этим странному импульсу, который одновременно тянет его к краю, и в тоже время отталкивает его. По Кьеркегору это как раз вторая разновидность страха: страх перед свободой, которой так просто воспользоваться в этот момент, сделав шаг в бездну.

Кьеркегор предлагает два пути, по которым человек может пройти свою жизнь.

Этический

Эстетический

Диалектический синтез которых образует третий путь (стадию)

Религиозный

На первом, эстетическом, уровне человек обращен к внешнему миру, погружен в мир чувств. Он стремится познать все виды наслаждения – от чувственного до высоко интеллектуального (музыка, театр, женщины). Этот представляет собой гедонизм в чистом виде. Эстетический уровень фундаментально ущербен, потому что опирается на внешний мир [4].

Этический уровень – свобода человека от игры чувств, подчинение нравственному долгу. Человек выбирает себя как нравственное существо, которое знает различие между добром и злом, осознает себя греховным и сознательно вступающее на истинный . Этик не принимает себя каким он есть, подобно эстетику, а пытается изменить в соответствии со своим внутренним выбором.

Религиозный уровень. Здесь человек вступает в общение с божеством, абсолютом. Для Кьеркегора Я – это индивидуальность, а истина – субъективна: в ее основе лежит выбор на основе веры, к тому же человек в экстремальной ситуации должен сам найти выход . Для этого необходим «прыжок веры», которая сама есть суть этического. Жертва Авраама, необходима, пусть и иррациональная (проведем параллель с отношениями Серена с Региной).

Значительная часть работ Кьеркегора посвящена критике своего юношеского кумира – Гегеля. Меланхолично-мечтательный, и в тоже время насмешливый и циничный Кьеркегор не единожды в резкой форме отзывается о философе. По сути же, главным недостатком философии Гегеля он считает то, что она так и не дает ответа на вопрос: что делать человеку, как ему жить, чтобы стать христианином, добиться личного спасения? [5]

«Если бы Гегель, доведя свои логические рассуждения до конца, отметил затем в предисловии, что все это лишь мыслительный опыт, в котором он позволил себе несколько произвольных допущений, он определенно был бы величайшим мыслителем всех времен. А так он просто шут». Кьеркегор.

Кьеркегор выделяет два вида истины:

1. Объективную 2. Субъективную

Первая может быть подтверждена с помощью внешних критериев, относится к внешнему миру. Вторая не может быть подтверждена объективными критериями. Кьеркегор считает, что истина субъективная важнее объективной, превосходит ее, а мораль не может проистекать из объективного факта. Сёрен предвосхищает и релятивизм, и феноменологию XX века, утверждая, что ценности, которые создают индивида, создают и мир.

В своем творчестве Кьеркегор использует псевдонимы, их около двенадцати, история многих сложна, как головоломка: так, рукопись «Или-или» якобы найдена ее издателем Виктором Эремита, который, проанализировав ее, приходит к выводу, что она плод работы двух авторов В и А. В предисловии же к «Дневнику соблазнителя» А заявляет, что украл его у своего друга, издатель же отвергает это версию, предполагая, что этот друг лишь плод воображения А… Однажды Кьеркегор даже сводит этих героев вместе, устраивая им симпозиум.

И все же эта нудная череда манипуляций имеет смысл: философ хотел представить свои идеи с различных точек зрения, не выдавая ни одну из них за верную, или даже авторскую.

Безумный и гениальный, циничный и мечтательный, Сёрен Кьеркегор был забыт за считанные для истории мгновения. Собственно говоря, при жизни он не был знаменит, если не считать знаменитостью последствия двух выходок, из-за которых из милого чудака с несчастной любовью в резюме превратился в настоящего изгоя общества (в первый раз он опубликовал ехидный отзыв о сатирическом журнале, раскрыв его анонимных издателей, чем обеспечил себе месяцы нападок и высмеивания от издания, во второй раз, уже на закате жизни, издал журнал, в котором жестко раскритиковал датскую церковь («если бы выяснилось, что Христос и не существовал вовсе, церковь продолжала бы жить как ни в чем не бывало») с тем же результатом).

И все же его вспомнили. В следующем веке, в философском учении, название которого он сам же случайно и упомянул в своей работе, в учении, к которому, с его неразборчивостью и атеизмом, он сам себя никогда бы не отнес. Вы стали знамениты и вас полюбили, Сёрен, жаль, что вам не удалось об этом узнать.

«Когда я умру, в моих бумагах не найдут записки с ключом к моей жизни (что меня утешает). Никто не найдет слов, которые все объясняют и которые обращают то, что представляются миру неважным, в событие огромного значения для меня, или, наоборот, то, что мир считает значительным, бережно покрывая это защитным лаком, в совершенную безделку для меня». Кьеркегор.

«Цель моей жизни – выразить открывшуюся мне истину, но так, чтобы она была лишена силы закона. Не имеющей власти, рассматриваемой всеми как нечто ненадежное, недостоверное – именно такой я выражаю истину , и ставлю всех остальных в оппозицию, в положение, выйти из которого можно, лишь сделав истину своей собственной». Кьеркегор.

Спасибо за внимание 

Список литературы:

  • Стретерн П. Кьеркегор/Пол Стретерн; пер. в англ. С.Самуйлова. – М. Колибри, 2015. 96с.
  • Левичева Е.Н. Существование человека в контексте философии Кьеркегора// Сборник статей по философским проблемам истории и современности. М.: Современные тетради, 2002. С. 124-132.
  • Васильева Н.А. Серен Кьеркегор: от страха к свободе. // Вестник иркутской сельскохозяйственной академии. 2012. №52.С. 148-153
  • Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004
  • Корнющенко-Ермолаева Н.С. Кьеркегор о человеческом бытии и одиночестве //Известия Томского политехнического университета. 2006. №8. С.244-248.