Презентация "Федотов Павел Андреевич - русский офицер и художник" скачать бесплатно


Презентация "Федотов Павел Андреевич - русский офицер и художник"


Подписи к слайдам:
Федотов Павел Андреевич

Федотов Павел Андреевич - русский офицер и художник

Федотов Павел Андреевич — высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времен.

  • Федотов Павел Андреевич — высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времен.
  • Автопортрет. П.А.Федотов

Из биографии художника

  • Родился Павел Андреевич в Москве 22 июня 1815 г. на одной из окраинных улицах Москвы в Огородниках в семье титулярного советника. Отец художника, мечтал о военной карьере для сына. На всю жизнь запомнились Павлуше рассказы отца, в прошлом суворовского солдата, о походах и сражениях.
  • Главный фасад Кадетского корпуса Екатерининского дворца в Лефортове. Антонио Ринальди.
  • П.А.Федотов Портрет отца
  • Одиннадцати лет от роду Павел Федотов был определен в воспитанники Первого Москов-ского кадетского корпуса.

Из истории кадетских корпусов России

  • При Николае I складывается
  • наиболее стройная и рациональная
  • система устройства кадетских
  • корпусов и управление ими.
  • В 1824 г. в Екатерининских казармах г. Москвы размещается прибывший из Ярославля Смоленский кадетский корпус. Тогда же корпус переименовывается в 1-й Московский кадетский корпус, который был отнесен к военным учебным заведениям первого класса.
  • Николай I

  • В 1830 г. он был сделан унтер-офицером, в 1833 г. произведен в фельдфебели и в 1833 г. окончил курс первым учеником, при чем его имя, по заведенному
  • обычаю, внесено на почетную
  • мраморную доску в актовой зале корпуса.
  • П.А. Федотов окончил корпус в звании поручика и получил самое престижное назначение: в лейб-гвардии Финляндский полк, в Санкт-Петербург.
  • Кадет Федотов.
  • портрет Стромилова.
  • 1828

  • Финляндский лейб-гвардии полк, был сформирован в декабре 1806г. в Стрельне и Петергофе как Батальон Императорской милиции, а уже в 1808г. причислен к гвардии. В октябре 1811г. его переформиро-вали в три батальона и назвали лейб-гвардейским полком. В России армия распадалась на армейские и гвардейские корпуса.
  • ИЗ ИСТОРИИ
  • ФИНЛЯНДСКОГО ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ПОЛКА
  • Комплекс казарм
  • ФИНЛЯНДСКОГО ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ПОЛКА
  • Гвардия – отборная часть войска, пользующаяся некоторыми служебными
  • преимуществами перед армейскими полками.
  • Служба в гвардии могла обеспечить Федотову карьеру,
  • успех и деньги на всю жизнь.

Федотов - офицер

  • Началась полковая жизнь. В первые месяцы Федорова увлекла жизнь гвардейского офицерства – пирушки, карты, веселые песни. Но прошло немного времени, новизна утратила свою прелесть. Все чаще за внешним блеском парадов он видел пустую, бездумную жизнь гвардейского офицера.
  • Семейный портрет

На акварельных и масляных портретах однополчан военные лишены обычного для той поры романтического ореола героической личности. Товарищи по полку предстают перед зрителями буднично, без всякой позы, они скромны и интелли-гентны, художник относится с симпатией к своим героям, но трезво и объективно.

  • Много зарисовок Федотов делал из солдатской жизни. Он рисовал карикатуры и портреты друзей, сцены из полковой жизни.
  • «Федотов и его товарищи по лейб-гвардии
  • Финляндскому полку»

  • Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича
  • 8 июля 1837 г. 1838. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Академия художеств. Санкт- Петербург.

  • Года через три - четыре службы в полку, молодой офицер начал посещать вечерние рисовальные классы Академии Художеств, на Набережной Невы. Там он старался строже изучить формы человеческого тела и сделать свою руку более свободной и послушной в передаче видимой природы.
  • Часто Федотов как ученик Академии посещал Эрмитаж.
  • Эрмитаж. Набережная Невы

Крестьянский мир А.Г.Венецианова

  • Автопортрет
  • «На пашне. Весна».
  • «Пастушок с дудкой»
  • «Пастушок»
  • «На жатве. Лето»
  • «Гумно»

К. П. Брюллов

  • Автопортрет
  • Большое впечатление на Федотова произвела картина Брюллова «Последний день Помпеи». Она была выставлена в Академии Художеств. И в 1840 году Федотову разрешено было стать учеником Брюллова. Но учеником Брюллова Федотов так и не стал: он еще не верил в свой талант.
  • «Последний день
  • Помпеи»

Федотов - живописец

  • Свободного времени становилось все меньше, все чаще закрадывалось в душу сомнение: может быть, никогда не будет он настоящим художником?
  • Испытывая неодолимое влечение к искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в 1844 г. в отставку.
  • Сначала, учась у А. И. Зауервейда, Федотов думал посвятить себя батальной живописи.
  • Гениальный старец, видевший некоторые
  • из работ Федотова, убеждал его бросить солдатиков и лошадок и заняться исключительно бытовым жанром.
  • Так Федотов и поступил.
  • И. А. Крылов.

Полотна Федотова

  • Художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приемов живописи и к весне 1848 г. написал одну за другой, по имевшимся уже в его альбоме наброскам, две картины: «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии Художеств, они привели его в восхищение; благодаря ему, а еще больше своим достоинствам, они доставили Федотова от академии звание назначенного в академики.
  • «Разборчивая невеста».
  • Чтоб в одиночестве не кончить
  • веку,
  • Красавица пока совсем
  • не отцвела,
  • За первого. кто к ней
  • присватался, пошла:
  • И рада, рада уж была, что вышла за калеку.
  • И.А. Крылов
  • «Разборчивая невеста»

"Сватовство майора»

  • Главное произведение Федотова — картина «Сватовство майора» (1848), изображающая сцену приема жениха -офицера купеческим семейством. Здесь подмечено одно из характернейших явлений русской жизни 40-х гг.— стремление части купечества подняться на общественной лестнице ступенью выше и с другой стороны, желание многих представителей
  • разоряющегося дворянства
  • поправить свои дела выгодной женитьбой.
  • «Сватовство майора» (1848),

«Завтрак аристократа»

  • …Утро. В богато убранной комнате завтракает молодой барин. На завтрак у него – кусок черного хлеба, а рядом на стуле - объявление о продаже устриц. Конечно, он предпочел бы есть устрицы, но денег нет, и он набил рот черным хлебом. Вдруг почуял гостя пудель – «аристократическая собака», которую принято было держать в светских домах. Гость еще за дверью, но видна его рука в перчатке, взявшаяся за занавес. У молодого человека на лице испуг: глядя на дверь, он прикрывает хлеб книгой.
  • Кто он, этот молодой человек? Пустой бездельник, для которого самое главное в жизни – слыть богатым барином, блистать в свете, быть одетым по последней французской моде. Живет он обычно в долг, за чужой счет.

«Вдовушка»

  • Работая над этой картиной , Федотов думал о младшей сестре Любочке. У нее умер муж-офицер и ничего кроме долгов, ей не оставил. Что ожидает ее в будущем? Голод, нищета, горькая судьба русской женщины – офицерской вдовы. Вот она стоит у комода , лицо у нее грустное, задумчивое и покорное. Может быть, вчера похоронила она мужа, а сегодня в дом пришли кредиторы. Как жить?

«Анкор, еще анкор!»

  • Маленькое, как и всегда у Федотова, полотно неоконченной картины «Анкор, еще анкор!» представляет зрителю будни офицера николаевской армии, отбывающего службу в каком-то глухом углу России. Бессмысленность и бесцельность существования этого человека, убивающая в нем всякое живое чувство,— вот тема картины, осуждающей губительное влияние, которое оказывала на человека система николаевской военщины, столь хорошо знакомая Федотову по собственному опыту.
  • Расслабленная поза лежащего
  • ничком на лавке офицера, красный, горячечный свет одинокой свечи создают ощущение безысходного одиночества и пустоты существования.

«Свежий кавалер»

  • Первой значительной работой Федотова была небольшая картина «Свежий кавалер» (1846; ГТГ) — сатирическое изображение полнейшего нравственного и духовного ничтожества чиновничьего мира Петербурга и Москвы 40-х гг. Здесь представлена оживленная перебранка между чиновником, только что поднявшимся с постели после пирушки, и его кухаркой, развязной молодой женщиной. Во всем облике этого заспанного, неряшливо одетого в рваный халат человека со свежеполученным орденком на груди — неописуемая смесь чванства и ограниченности.

Есть на свете старая-престарая пословица: «Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу, кто ты таков».

  • Есть на свете старая-престарая пословица: «Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу, кто ты таков».
  • С неменьшим смыслом можно, пожалуй, сказать: «Покажи мне твоё жильё, а я определю твои привычки, твой характер».
  • Александр Иванович Куприн

Художник очень часто пишет и рисует себя: вот он молодой блестящий гвардеец в парадной форме; вот он играет в карты с полковыми товарищами; вот он пишет портрет собачонки Фидельки; его портрет изображен на комоде рядом с вдовушкой… И каждый раз , изображая себя, он как будто смеется над собой, то добродушно, лукаво, то печально.

  • Это последний автопортрет Федотова – мрачный и безнадежный, глаза художника беспокойные, настороженные, больные. «…Я увидел себя в страшной безнадежности, потерялся, чувствовал какой-то бред ежеминутный» - так писал он тогда в неотправленном письме Юленьке Тарновской.
  • Постоянная нищета, многолетнее переутомление, нервное напряжение и крушение прекраснодушных иллюзий сказались роковым образом. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства.
  • 14 ноября художника не стало.
  • Последний автопортрет художника.

Вывод:

  • Имя этого художника хорошо известно любителям живописи. Его знают в основном по его юмористически-саркастичным картинам. Неслучайно, Федотова называли «Гоголем в русской живописи», а его творческое кредо «живописным анекдотом». Жизнь его, как и у большинства живописцев того времени, была тяжелой: бедность, болезни, постоянная борьба за существование и трагический ранний конец. Нам осталось его интересное творчество.

Из творческого наследия…

  • «Портрет детей Жербиных»

  • «Портрет Н.П. Жданович за клавесином»

  • «Офицер и денщик»

  • «Игроки»

Итоги

  • Какие факты жизни Федотова вас заинтересовали?
  • Кто из великих современников Федотова оказал влияние на его жизнь и творчество?
  • Назовите самые известные полотна художника.
  • Основателем какого направления русской живописи стал Федотов?

Библиография

  • Федотов: Альбом /Авт-сост. Э.Д. Кузнецов. – М.: Изобраз. искусство, 1990. - 64 с.
  • БЭКМ – большая компьютерная энциклопедия Кирилла и Мефодия
  • Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. Профильный уровень: учеб. Для 11 кл..- М.: Дрофа. 2006.
  • Карпова Т. Павел Федотов: сцены из обыкновенной жизни. // «Крестьянка».- 1997.-№4
  • Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. М.: Дет. Лит. – 1966.- С.7-52
  • Белошапкина Я. Анкор, ещё анкор! // Искусство.- №13.-2009.
  • Белошапкина Я. Завтрак аристократа // Искусство.- №13.-2009.
  • Белошапкина Я. Павел Федотов // Искусство.- №13.-2009.
  • Белошапкина Я. Свежий кавалер // Искусство.- №13.-2009.
  • Белошапкина Я. Сватовство майора // Искусство.- №13.-2009.