Анализ прозаического произведения Куприн "Куст сирени" 7 класс


Анализ прозаического произведения.
А. И. Куприн. Куст сирени.
Творчество Александра Ивановича Куприна (1870-1938)
связано с периодом конца XIX начала XX веков. Этот
писатель прожил достаточно трудную жизнь: безрадостное
«казенное» детство, учеба в кадетском корпусе с суровым
режимом и телесными наказаниями, затем обучение в
московском Александровском военном училище, по окончании
которого служба в пехотном полку в захолустном городке. В
1894 году Куприн вышел в отставку и много странствовал по
югу России, работал на заводе, лесным объездчиком,
псаломщиком, землемером, играл в провинциальной труппе…
Именно в эти годы он становится профессиональным
литератором, публикует свои произведения в различных газетах.
Его жизненный опыт подсказывает разнообразие сюжетов.
Герои А. Куприна люди различных социальных групп царской
России. Он писал «обо всех и для всех» и, несмотря на все
жизненные трудности, искренне верил, что «человек пришёл в
мир для безмерной свободы, творчества и счастья».
Теме счастья и любви посвящен рассказ «Куст сирени». Это
одно из ранних произведений писателя, но в нем проявились
лучшие качества прозы Куприна: психологизм, увлекательность
сюжета, многозначность художественной детали.
Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно
сирень выбирает автор? Наверное, потому что куст сирени,
посаженный за городом, приносит героям рассказа, супругам
Алмазовым, счастье и успокоение. Сирень - красивый весенний
цветок, символ возрождения. Сирень зацветает весной, а весна -
это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень -
цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет четыре лепестка.
В мифологии 4 символ Вселенной. На цветках сирени гадают,
а если найти пятилепестковую сирень, то может произойти чудо
и твое желание исполнится, как это произошло с героями
рассказа. Неслучайно, в финале произведения Вера Алмазова
говорит: «Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда
моим любимым цветком…» Конечно, ведь сирень принесла им
счастье, совершила чудо.
Все содержание произведения последовательно и четко
пронизывает символическое выражение мотива чуда, мечты.
Так, например, рассказ открывается словами: «Николай
Евграфович Алмазов…» Сочетание имени, отчества и фамилии,
вынесенное в самое начало произведения, указывает на
значительность всех его составляющих. Так, имя героя
мгновенно вызывает в сознании образ одного из святых
Николая Чудотворца. Отчество переводится с греческого как
«хорошо пишущий, благонаписанный: писаный красавец».
Фамилия же героя (Алмазов) отсылает читателя к символике и
назначению камня. Издавна драгоценные и полудрагоценные
камни благодаря своей красоте являлись не только украшением,
но и воздействовали на воображение игрой цвета и другими
свойствами. Алмаз является самым благородным из
драгоценных камней, символически означает совершенство,
чистоту и непорочность. Греческое слово «алмаз» (адамас)
«непобедимый». Символ света и жизни, стойкости в любви и
страдании, открытости и высшей чистоты. Вероятно, здесь
содержится намёк на чистые, светлые отношения между
супругами.
Имя жены Алмазова Веры восходит к образу четырех
святых: Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. И
действительно, на протяжении всего повествования Верочка
находится рядом с мужем, помогает ему, верит в него: «
Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала
в нем бодрость <…> Она бывала, по мере необходимости, его
переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной
книжкой». Другими словами, она чудо для Николая
Алмазова. Таким образом, уже при помощи имен А.И. Куприн
вводит читателя в необыкновенный мир художественного
произведения, в чудесный мир волшебства.
Николай Евграфович слушает лекции в Академии
генерального штаба, куда «само поступление казалось сначала
невозможным. Два года подряд Алмазов торжественно
проваливался и только на третий упорным трудом одолел все
препятствия». Для успешного окончания Академии ему
необходимо сдать «последнюю и самую трудную практическую
работу инструментальную съемку местности…», т.е. чертеж.
Однако во время работы над проектом Алмазов ставит пятно на
чертеж, «обыкновенное пятно, зеленой краской». Работа
провалена, придется Николаю вернуться обратно в полк, «да
еще с позором, с треском». Так оно и будет, если… не случится
чудо. Чудом для Алмазова станет его жена и куст сирени.
Вера предлагает поехать на участок и посадить кусты. Так
они и поступают. Но сначала надо заехать в ломбард, чтобы
получить деньги за старинный браслет и кольцо с «настоящим
брильянтом». Символика этих предметов многозначна и
определенна: браслет является символом семейной жизни, а
бриллиант это алмаз, хорошо отшлифованный в искусной
огранке.
Получив деньги за украшения, супруги Алмазовы
отправляются к садовнику. А.И. Куприн так описывает этого
героя: «Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках,
только что садился со своей семьею за ужин». (Ужин в кругу
семьи показывает, что в семье садовника чтят семейные
традиции.) Конечно, он был недоволен столь поздним
появлением заказчиков, заподозрил мистификацию (именно
мистификацию, а не обман). Но Вера правдиво рассказала ему о
своей семейной проблеме во всех подробностях садовник
слушал сначала недоверчиво, потом враждебно», но позже «он
сделался внимательнее и несколько раз сочувственно
улыбался»), и старичок, которому были понятны семейные
ценности, словно добрый волшебник, помогает Алмазовым.
Кстати, время посадки кустов ночь, т.е. время, когда
происходят все чудеса.
На следующий день профессор был так удивлен, что даже
не сразу поверил своим глазам: «Уж глядел он на них, (кусты
сирени), глядел, даже листочек сорвал и пожевал».
А Вера не могла усидеть дома и вышла встречать мужа.
Издали по «живой и немного подпрыгивающей походке» мужа
она догадалась о благополучном окончании этой истории.
Домой возвращались Николай и Вера «так, как будто бы, кроме
них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно
смеясь», как дети.
Главные герои рассказа очень разные. В рассказе нет
описания их внешности, автору было важно изобразить
внутреннее состояние героев, показать их переживания.
Вера добрая, отзывчивая женщина, она очень любит
своего мужа. Ради него она отказывает себе во всем
необходимом, создавая комфортные условия для его работы. В
любой ситуации Вера пытается найти выход. Нам нравятся её
упорство и огромная вера в свои силы. Николай Алмазов
беспомощный, слабый человек, в трудной ситуации он теряется,
злится. В экспозиции рассказа Куприн мастерски рисует его
психологический портрет: «…насупившееся лицо со
сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой», он
громко роняет на пол портфель, «а сам бросается в кресло,
злобно хрустнув… пальцами», говорит горячо и раздраженно,
во время разговора с женой «вытаскивал из стоящей перед ним
пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки», а
потом «с озлоблением швырнул их на пол». Куприн с иронией
замечает: «Видно было, что этому сильному человеку хочется
плакать». Но «Верочка не давала ему падать духом и постоянно
поддерживала в нем бодрость… Она приучилась встречать
каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом». Понимая
состояние мужа и сочувствуя ему, она разговаривала с ним
осторожно, как говорят «только женщины у кровати близкого
труднобольного человека». В то же время она может говорить
решительно и действовать энергично. Придумав выход из
положения, Вера начала быстро собираться, отдавать указания
мужу и даже топнула ногой, когда он попытался ей возразить.
Вера настойчиво претворяет свой план в жизнь и до последнего
момента контролирует ситуацию. Она не согласилась поехать
домой, несмотря на уговоры мужа, и отправилась с ним за
город. Все время, пока рабочие сажали кусты, Вера суетилась и
согласилась вернуться домой только тогда, когда
удостоверилась, что вся работа завершена.
Итак, проблема благополучно разрешена. Алмазов сдал
экзамен в Академии, но выдержал ли он жизненный экзамен? На
этот вопрос нет однозначного ответа.
Говоря о композиции рассказа, можно выделить
развернутую экспозицию (фрагмент с пояснениями о жизни
семьи Алмазовых) и 3 части:
1. «Большое несчастье» (Алмазов приходит домой и
рассказывает жене о своей проблеме).
2. План Веры (Вера придумала выход из сложившейся
ситуации, молодые супруги посещают оценщика и
садовника…).
3. Победа (история с кустами сирени благополучно
завершилась).
Завязкой является самое начало рассказа, когда Вера поняла, что
«произошло очень большое несчастие». Кульминация решение
Веры исправить положение. Развязка начинается со встречи
Веры с мужем, это его рассказ о благополучном разрешении
проблемы.
Какова роль детали в рассказе? «Портфель» помогает
раскрыть внутреннее состояние героя. Вначале Алмазов
выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол.
Алмазов срывает злость на портфеле с чертежами, когда он
«злобно ткнул ногой» его. Или, например, еще одна деталь:
«старинный и погнутый браслет» (символ семейной жизни),
который совершенно неожиданно для Веры был оценен очень
дорого.
Интересна лексика рассказа: «экзамены сошли
благополучно» (так и хочется сказать «сошли с рук»), «тяжёлое
молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое
молчание», «встречать каждую неудачу с ясным… лицом»,
мистификация (а не обман).
Какова авторская позиция? Куприн открыто выражает свои
чувства. С большей симпатией он относится, конечно, к
Верочке. Своего героя он официально называет по имени
отчеству (Николай Евграфович) или по фамилии (Алмазов).
Только Вера называет его Колей. А героиня для автора Вера,
Верочка. О своих героях Куприн рассказывает заинтересованно,
сочувствует им и любуется ими. Умение проникать в душу
любимого человека, стремление сделать другого счастливым не
может оставить равнодушным никого.
О других героях он говорит немного, но метко. Оценщик в
ломбарде «так давно привык к ежедневным зрелищам
человеческих несчастий, что они вовсе не трогали его», он
«методично и долго рассматривал привезенные вещи», говорил
«с видом усталого равнодушия». А вот старик садовник
симпатичен автору: «маленький старичок в золотых очках»,
человек семейный, он «сочувственно улыбался». На страницах
рассказа мы знакомимся с профессором. «Аккуратный такой
немец, педант», «самый безобразнейший педант», но это со слов
рассерженного Алмазова. Это его субъективное мнение, которое
в конце рассказа меняется. Теперь он «славный», «умница»,
«один из лучших профессоров», обладающий удивительной
быстротой и точностью в оценке местности… Николаю
Алмазову даже становится жаль, что он обманул его.
Какие проблемы поднимает А. Куприн в своем рассказе?
Почему он так подробно описывает героев? Только сильный,
упорный и целеустремленный человек способен преодолеть
трудности. Всегда можно найти выход из сложной ситуации,
главное – не падать духом.
Куприн утверждает, что человек пришел в мир для счастья.
Но за счастье нужно бороться, счастье нужно создавать своими
руками, что и делает Вера Алмазова. Она стремится сделать
счастливым любимого человека и во имя этого готова
пожертвовать многим.
Рассказ «Куст сирени» напоминает известный рассказ О.
Генри «Дары волхвов», герои которого искренне и
самоотверженно любят друг друга. Только вот в рассказе А.
Куприна ведущая роль отведена Вере, ее деятельная и
самоотверженная любовь спасает Николая Алмазова. А что же
Николай Евграфович?.. Невольно возникает вопрос: счастлива
ли Вера Алмазова?