Конспект урока по литературе "Идейно-художественное своеобразие "Повести о Петре и Февронии Муромских" 7 класс


Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа «Кристалл» г Сызрани Самарской области
Конспект урока по литературе
в 7 классе
«Идейно-художественное своеобразие «Повести
о Петре и Февронии Муромских»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Гусева Татьяна Ивановна
г. Сызрань, 2015
Урок литературы в 7 классе по теме «Идейно- художественное своеобразие
«Повести о Петре и Февронии Муромских».
Тип урока: урок изучения новой темы, урок-исследование.
Цели урока:
Обучающие:
-совершенствовать умения учащихся анализировать прочитанное;
Выразить собственное суждение, раскрыть авторское отношение к героям и
событиям, совершенствовать монологическую речь;
-формировать навыки исследовательской работы;
Развивающие:
-развивать культуру ведения дискуссии, умение отстаивать собственную
точку зрения, умение выслушивать собеседника;
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность в
дружбе и любви, умение прощать;
формировать нравственные семейные ценности.
Эпиграф к уроку. Семья – это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит
нравственность человеческого общества.
Ф.Адлер
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Слово учителя.
Ребята! В последнее время стало очень модным отмечать день святого
Валентина- покровителя влюбленных. Но ведь в русском православном
календаре есть свой День влюбленных – 8 июля, связанный с историей
святых супругов Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи и
брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды. Жизнь Петра и
Февронии – история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть
все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской
семьи.
С 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и
верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году,
который объявлен годом семьи. Очень много людей в этот день совершает
паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святых Петра и Февронию за
покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного
лада и счастья.
Обратимся к эпиграфу урока.
Ф.Адлер говорил: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности
которого зависит нравственность человеческого общества».
- Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом
сегодняшнему нашему уроку?
- А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (великодушие, доброта,
сострадание, мудрость, верность, честность…)
- Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни
человека на протяжении веков или оно остается неизменным?
-Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь
древнерусская литература составляет период в 700 лет (с 10в. по 17в.)
- Сегодня мы погрузимся в мир древнерусской литературы – спокойный,
торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий 16 век…
Дома вы прочитали «Повесть о Петре и Февронии Муромских», а сегодня
обратимся к произведению еще раз, чтобы понять, что же хотел сказать нам
автор, какие темы поднимает в повести, какие проблемы волновали писателя
далекого прошлого.
Первая часть нашего урока пройдет в виде защиты ваших проектов-
исследований, которые вы самостоятельно приготовили в группах или
историков, или литературоведов.
Первая группа «Историки».
-«Повесть о Петре и Февронии Муромских» является одним из шедевров
древнерусской литературы, и имя автора должно стоять в ряду самых видных
писателей русского средневековья. Кто же написал это произведение? Какова
его предыстория? Слово – нашим историкам.
16 век- время образования единого Русского государства со стольным
городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской
культуры. Под руководством митрополита Макария составляется
обширное – 12огромных томов – собрание всех чтомых, т.е. читавшихся на
Руси книг. Это собрание называлось «Великие Четьи-Минеи»
В «Великих Четьи-Минеях» по порядку месяцев и дней излагались рассказы о
жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: «Не стоит
город без святого, селение- без праведника». И Макарий поручает
священникам собирать по русским землям предания о прославившихся
своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священнику Ермолаю,
писателю и публицисту, было поручено написать житие о Муромских
святых Петре и Февронии.
Читая произведение, мы обратили внимание, что автор пишет: «В одно
время приняли они монашество и облачились они в иноческие одежды. И
назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, преподобная
Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией».
Нас заинтересовал вопрос: «Князь Петр – истинный герой или был
прототип?
Муром славился легендами. Самой поэтичной из Муромских легенд явилось
сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и
послужило основой для повести. До сих пор неизвестно, кого можно назвать
прототипами героев. Но чаще всего, как мы выяснили, прототипом героя
повести, князя Петра, называют князя Давида Юрьевича, правившего
Муромом в начале 13 века. Он женился на крестьянке Ефросинии в
благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не
мог излечить. Брак князя с простой крестьянкой вызвал злобные наветы, но
супруги счастливо прожили до конца своих дней. Состарившись, они оба
приняли монашество и умерли в 1228 году.
Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы, она была
написана после канонизации ,т.е. причисления к лику святых Петра и
Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Ею зачитывались в
Московском государстве, до наших дней сохранилось 150 списков этого
произведения
Вторая группа «Литературоведы». Она представляет материал,
доказывающий что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» -
произведение фольклора имеет много общего со сказкой.
- Как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в
сборник «Великие Четьи- Минеи». Почему? Каковы особенности жанра
данного произведения?
В ходе выступления групп в тетрадях учащиеся заполняют таблицу.
Сказка
Житие
Повесть
Сказка- фольклорное произведение с установкой на вымысел .
Прочитав «Повесть о Петре и Февронии Муромских», мы выявили
следующие черты сказки:
1.Начало произведения напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле
город…Правил в нем когда-то князь по имени Павел…»
2.Повесть начинается событием, которое , несомненно, перешло сюда из
сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.
3.Первая часть похожа на волшебную сказку о герое- змееборце, вторая- на
бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках есть сказочный герой
змей- искуситель.
4.По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает Зло:Петр победил
змея.
5.Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок.
Например, «Плохо ,когда дом без ушей, а горница без очей».
6.Хитроумные задания-испытания(задание Петра сшить из пучка льна
рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена).
7.Волшебные предметы(например, Агриков меч, от которого гибнет Змей).
8.Постоянные эпитеты: «лукавый змей», «мудрая дева» идр.
Таким образом, выявленные нами черты , характерные для волшебной и
бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии
Муромских» к жанру фольклора.
Необходимо отметить, что с развитием сюжета образы Петра и Февронии все
больше и больше начинают приобретать черты русских святых.
Третья группа «литературоведы». Они исследовали «Повесть…» как
житийное произведение.
Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие»
означает «жизнь».Житиями назывались произведения, рассказывающие о
святых- государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки
были расценены как образцовые. Житие – это жизнеописание святых.
Жития имели определенную структуру:
1.Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать
повествование.
2.Основная часть- рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных
чудесах.
3.Завершалось житие похвалой святому.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в форме жития –это
художественная биография людей, причисленных к лику святых.
В ходе исследования мы выявили следующие черты житийного жанра.
1.Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Петр –
благочестивый, святой; Феврония –святая, преподобная, блаженная).
2.Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим
похвалу им…
3.Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.
4.Чудеса, которые творят герои(например, Феврония исцеляет больных,
крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали пышными
деревьями).
5.Необычная смерть и посмертные чудеса(верные супруги не только умерли
в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения
верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).
В повести используется лексика, характерная для духовной литературы:
блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.
Но как мы можем отметить, в повести нет традиционного для житийного
жанра построения произведения(лишь финал- классический образец жития)
Четвертая группа « литературоведы». Они нашли в произведении элементы
исторической повести и предложили материал для обсуждения.
Жанр произведения определен в названии: «Повесть». В ходе исследования
мы выявили следующие жанровые особенности:
1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село
Ласково. Это придает повести достоверность.
2.Герои повести- реальные люди. Князь, прежде чем начать лечение, хочет
испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке
такие задания выполняются со сказочной быстротой. Не то в повести.
Феврония на лукаыре задание отвечает не менее лукавым.
3. Детали. Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы:
«…остановилась и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее
нитку, которой вышивала…» Эта деталь показывает изумительное
душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с
любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим
жестом.
4.На первый план выдвигается личность крестьянки.
5.Тема социального неравенства.
6.История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.
Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической
повести.
-Итак, каков жанр у этого произведения? «Повесть о Петре и Февронии
Муромских»- это фольклорное или литературное произведение? Можно ли
назвать это произведение житием?
-Это житийная повесть с элементами народно- сказочного характера.
Обобщающая беседа.
-Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести.
Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти:
рассказав о правлении Петра, автор показал, какой должна быть эта власть.
Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по
заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро – главнее
всего для автора.
- Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения?
(Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали
наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).
- Так почему же автор делает Петра главным героем? (Петр раскаялся,
исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в
вере).
- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку
не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по
происхождению, а по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть
люди мудрые, чистые, верные). В этом и состоят нравственные идеалы и
заветы Древней Руси.
- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? (Сочувствовали,
жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность,
радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и
приняли ее).
- Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не
красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр
убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с
великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и
общались через слуг).
- В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви
Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг
друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после
смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).
- А каково, по вашему мнению, отношение автора к Петру и Февронии? (
Писатель воспел мудрость простой крестьянки, князя, их верность, любовь,
благородство, преданность).
-В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются
в ней? Каковы заветы литературы Древней Руси?
-Эта повесть – гимн вере, любви, верности.
- Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность,
религиозность.
-Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви- основная идея повести.
Сочинение-миниатюра «Как меня изменила «Повесть о Петре и Февронии
Муромских»?(2-3 предложения)
Слово учителя. Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою
душу, делаем жизнь свою более наполненной, познаем свой смысл в ней.
Чтение отрывков из сочинений-миниатюр.
Подведем итоги урока.
- Чем запомнился вам сегодняшний урок?
- Чем обогатила вас история Петра и Февронии?
- О каких вечных темах мы говорили сегодня?
- Нравственные заветы Древней Руси. Нужны ли они сегодня?
Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «Какие семейные
ценности актуальны в наше время?»
Список использованной литературы
1. Меркин Г.С. Литература 7 кл ч 1.М.: «Русское слово», 2012г
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Осетров Е.И. Аз – свет миру: повесть в новеллах о Руси из устной, письменной и
печатной.М,1989.
2. Рассказы о Древней Руси. М., 1992.
3. Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских(Герменевтический опыт
медленного чтения) //http www.pravoslavie.ru/put/1782.htm