Презентация "Цветопись в лирике Сергея Есенина"

Подписи к слайдам:
Цветопись в лирике сергея есенина Презентацию подготовила ученица 11 класса Роговской СОШ Чукарина Алина Под «цветописью» понимается такой прием изобразительности, при котором художественный образ создается посредством колористики. Под «цветописью» понимается такой прием изобразительности, при котором художественный образ создается посредством колористики. Слова со значением цвета:
  • Слова со значением цвета:
Любимые цвета поэта. Любимые цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия («вечером лунным, вечером синим», «в летний вечер голубой»), выражают чувство нежности, любви («голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», заметался пожар голубой»). Мир поэзии С. Есенина - мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски.
  • Мир поэзии С. Есенина - мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски.
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
  • Там,где капустные грядки
  • Красной водой поливает восход,
  • Кленочек маленькой матке
  • Зеленое вымя сосет.
  • Выткал на озере алый свет зари.
  • На бору со звонами плачут глухари.
  • Плачет где-то иволга,схоронясь в дупло.
  • Только мне не плачется – на душе светло.
  • Дымом половодье
  • Зализало ил.
  • Желтые поводья
  • Месяц уронил.
  • Еду на баркасе,
  • Тычась в берега.
  • Церквами у прясел
  • Рыжие стога.
Заиграй,сыграй,тальяночка, малиновы меха. Выходи встречать к околице,красотка,жениха. Васильками сердце светится ,горит в нем бирюза. Я играю на тальяночке про синие глаза…
  • Полыхают зори,курятся туманы,
  • Над резным окошком занавес багряный.
  • Вьются паутины с золотой повети.
  • Где-то мышь скребется в затворенной клети…
  • Троицыно утро,утренний канон,
  • В роще по березкам белый перезвон…
  • По селу тропинкой кривенькой
  • В летних вечер голубой
  • Рекрута ходили с ливенкой
  • Разухабистой гурьбой…
  • Я-пастух;мои палаты-
  • Межи зыбистых полей,
  • По горам зеленым – скаты
  • С гарком гулких дупелей…
  • Сохнет стаявшая глина,
  • На сугорьях гниль опенок.
  • Пляшет ветер по равнинам ,
  • Рыжий ласковый осленок…
  • Черная,потом пропахшая выть!
  • Как мне тебя не ласкать,не любить?
  • Выйду на озеро в синюю гать,
  • К сердцу вечерняя льет благодать…
Свет от розовой иконы
  • Свет от розовой иконы
  • На златых моих ресницах. («Колокольчик среброзвонный...», 1917)
  • ...поет сверчок
  • О том, как ликом розовым Окапал рожь восток... (« Преображение», 1917)
  • Глупое, милое счастье.
  • Свежая розовость щек! («Вот оно, глупое счастье...», 1918)
Хорошо бы, как ветками ива,
  • Хорошо бы, как ветками ива,
  • Опрокинуться в розовость вод. («Закружилась листва золотая...», 1918)
  • ...Там, где омут розовых туманов
  • Не устанет берег золотить. («Каждый труд благослови, удача!..», 1925)
  • Оттого и сердцу стало сниться,
  • Что горю я розовым огнем. («Видно, так заведено навеки...», 1925)
Зеленый – цвет лугов и полей. Он передает чувство слияния с природой, говорит о радости приобщения к гармонии мира. Синий, голубой – цвет родной Оки, неба, Родины, символ высокого и вечного. Алый, малиновый, розовый – с этим цветом связано ощущение светлой радости первой любви, юности и в то же время грусти от сознания кратковременности бытия.
  • Особо богаты красный и желтый – цвета осени, символ неизбежности смены старого новым, символ краткости и величия жизни. С мыслью о неизбежности смерти связаны белый и черный цвет.
Цветопись – одна из характерных черт стихов Есенина. Она менее всего связана с украшательством. В цветописи, как верно заметил К. Зелинский, «находят выход его «буйство глаз» и «половодье чувств», то есть взволнованное восприятие бытия и романтически приподнятое к нему отношение…». Зеленый, золотой, красный, малиновый, черный, белый, желтый, серый – какие только цвета не встретишь в стихах Есенина, но самые заметные – синий и голубой. «Голубень» - так он назвал стихотворение, а по нему и сборник, вышедший в 1918 году. И этот цвет может быть личным цветным знаком поэта.