Рабочая программа по литературе для 6 класса: углубленный уровень (авторская программа под редакцией М.Б. Ладыгина)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 4 Ворошиловского района Волгограда»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 6 КЛАССА
углубленный уровень
(авторская программа под редакцией М.Б. Ладыгина)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Гузенко Ирина Владимировна
г. Волгоград
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования и авторской программы по литературе для школ и классов с углубленным
изучением литературы под редакцией М.Б. Ладыгина (Литература. Программы по литературе для школ и классов с
углубленным изучением литературы. 5-11 классы / М.Б. Ладыгин, А.Б. Есин, Н.А. Нефедова, Д.Г. Булгаков; под ред.
М.Б. Ладыгина. М.: Дрофа, 2010. 138 с.). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
В соответствии с Образовательной программой гимназии в 6 а классе должно обеспечиваться преподавание
литературы на углубленном уровне с целью выполнения требований государственного образовательного стандарта.
Данная программа предназначена для классов с углубленным изучением литературы, гимназий, лицеев гуманитарного
профиля.
Углубленное изучение предмета не сводится к простому расширению материала. Это особый подход к освоению
учебной дисциплины. В данной программе авторы разрабатывают алгоритм, на базе которого должны быть
сформированы система представлений, конкретные знания, умения читательской деятельности. Освоение алгоритма, по
мнению авторов, сделает выпускника вдумчивым, внимательным и подготовленным читателем, глубоко постигающим
суть литературного произведения, способного испытать эмоциональное переживание, получить эстетическое
наслаждение, выразить эстетическое отношение к прочитанному и обогатить свой внутренний мир в процессе чтения
художественной литературы. Таким образом, программа предполагает квалификационный подход к изучению
литературы как вида искусства, но конечной целью этого изучения является воспитание читателя, а не писателя или
литературоведа.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими
нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе
основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и
новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных
понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные
произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей
гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви
к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;
- обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи
учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств,
потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения
художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся
произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых
сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое
содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической
и зарубежной литературы. Основа литературного образования чтение и изучение художественных произведений,
знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для
понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня
восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой
основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим
на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу
прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно
глубже вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического,
историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать
художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному
эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые
давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием
отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы
познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими
художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими
высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи
формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по
литературе изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской
литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение
различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными
сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система
ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 5,6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из
признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию
навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные
виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения
для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 6 класса рассчитана на 3 часа в неделю.
Уроки развития речи
7 часов
Письменный ответ на вопрос
2 часа
Уроки развития речи.
Читательская лаборатория.
12 часов
Целями изучения предмета «Литература» в 6 классе являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным
самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и
самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ,
основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной
формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и
интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом
другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать
цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую
информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной
деятельности, речевом самосовершенствовании.
Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, эстетическом и
интеллектуальном развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Уроки
литературы предполагают изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое
творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного
взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую
национальную традицию. Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности
как основы создания художественного мира позволяет сформировать систему представлений о главных законах
литературного творчества. Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий
рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX в., как факт современного литературного процесса, открывает
перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы
как поэтической памяти народа чрезвычайно важная задача современного образования. Программа определяет
содержание литературного образования на двух его основных этапах, каждый из которых обладает своей спецификой и
связан с другим.
Главная задача этого этапа на основе творческого чтения произведений русской и зарубежной классики
сформировать представление об основных законах литературы как вида искусства и ее отличии от народного
поэтического творчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных
этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы; изучить основные понятия,
позволяющие осознать особенности художественного мира литературного произведения; сформировать систему умений
читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и
письменной речью.
Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех
этапах обучения.
Раздел «Уроки волшебства (мастерства)» способствует теоретическому освоению законов литературы как вида
искусства и закреплению в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения.
Раздел, в котором рекомендуется обязательное изучение, предполагает чтение и осмысление названных
произведений на основе их анализа и оценки.
Раздел «Читательская лаборатория» формирует основные умения читательской деятельности и обеспечивает
становление навыков самостоятельной работы с художественным текстом.
Раздел «В мастерской художника слова» раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает
ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя.
В результате изучения литературы ученик 6 класса должен:
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
изученные теоретико-литературные понятия;
отличия прозаической и стихотворной речи;
уметь:
выразительно читать произведения (или фрагменты);
пересказывать эпизод, сюжет и фабулу художественного произведения;
аргументированно отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно);
цитировать художественное произведение;
определять принадлежность произведения к литературному роду;
определять эпические жанры (новелла, роман), лирические жанры (послание, сонет), характеризовать балладу
как лироэпический жанр;
определять основной конфликт произведения и характеризовать сюжетно-композиционные особенности
произведения;
называть особенности художественного пространства и художественного времени в произведении;
определять стихотворный метр и составлять схему ритмического рисунка лирического произведения;
называть отличия фольклорного и литературного произведений, характеризовать фольклорные традиции в
литературном произведении;
сравнивать героев и эпизоды;
характеризовать персонаж литературного произведения;
выражать свое отношение к прочитанному;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска нужной информации в учебной хрестоматии и в словарях о литературе, о конкретном произведении и
его авторе;
написания выборочных изложений, создания рассказа на основе жизненных впечатлений, написания
сочинения-характеристики литературного героя, сравнения героев литературного произведения;
выбора произведения для внеклассного чтения.
Требования к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов
конкретного учебного предмета.
Личностные результаты, формируемые при изучении предмета «Литература»:
формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
формировать уважение к личности и её достоинству;
формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации;
формировать уважение к истории;
формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
способствовать развитию культурной и этнической толерантности;
осуществлять рефлексию.
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература»:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих
интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в
самостоятельной деятельности.
Регулятивные УУД:
- обучение целеполаганию;
- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;
- анализировать условия достижения цели;
- устанавливать целевые приоритеты;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- принимать решения в проблемной ситуации;
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;
- создавать тексты определённого жанра;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Познавательные УУД:
- давать определения понятиям;
- обобщать понятия;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
- пользоваться изучающим видом чтения;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
- строить рассуждения;
- осуществлять сравнение;
- излагать содержание прочитанного текста выборочно;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять анализ;
- учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять классификацию.
Предметные знания:
- знать биографические сведения о писателе;
- знать содержание прочитанных литературных произведений;
- понятие о приключенческой литературе и литературном герое;
- знать понятия вымысла и авторского замысла в литературе;
- знать: что такое литературный портрет;
- знать отличительные признаки стихотворной речи;
- знать понятие о детективной литературе; особенности сюжета и композиции в детективе;
- знать изученные теоретико-литературные понятия.
Предметные умения:
- формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;
- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;
- уметь характеризовать героев;
- определять роль портретной характеристики героя;
- видеть в тексте средства создания характера героя;
- узнавать приключенческую литературу по её признакам;
- уметь делать выводы об особенностях художественного мира приключенческой литературы;
- уметь выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и
их современного звучания;
- уметь писать сочинения разных жанров;
- уметь анализировать литературное произведение;
- уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;
- уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста и образных средств
русского языка;
- создавать устное монологическое высказывание;
- уметь отличать литературный портрет от обычной биографии;
- уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции;
- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- уметь сопоставлять героев;
- уметь понимать ключевые проблемы произведения;
- уметь сопоставлять произведения;
- уметь сопоставлять легенду и её интерпретацию в художественном произведении;
- читать выразительно наизусть стихотворения;
- уметь узнавать фантастическую литературу по её признакам;
- уметь отличать сказку от произведения фантастической литературы;
- уметь узнавать детектив по его жанровым признакам;
- уметь различать повесть и рассказ по их признакам;
- уметь различать в произведении автора и рассказчика;
- определять стихотворный размер;
- понимать русское слово в его эстетической функции.
Программа литературы. 6 класс
Художественный мир литературного произведения. Введение.
Художественный мир литературного произведения. Художественная образность как эстетическая основа
литературы. Изобразительно-выразительные средства художественной речи.
Устное народное творчество. Мифы.
Мифология как форма художественного познания действительности. Начальное понятие о мифе. Античная
мифология и ее своеобразие. Отражение мифа в литературе.
М и ф ы Д р е в н е й Г р е ц и и: «Олимп», «Гиацинт». Пантеон языческих богов как способ мифологического
познания мира. Художественное объяснение природных явлений в мифах.
М и ф о л о г и я е в р о п е й с к и х н а р о д о в: кельтская мифология, германская мифология, славянская
мифология. «Недуг уладов». Представления кельтов о языческих божествах. Тесная связь мира богов и мира людей.
Отношение к женщине в кельтском обществе. Этическое звучание мифа.
«Создание мира». Художественное воспроизведение космогонических представлений древних германцев.
Типологическая близость представлений о природных явлениях в образах языческих богов древних греков и древних
германцев.
«Норны». Мифологизм исторических и этических представлений древних германцев.
«Перун и Скипер-зверь». Мифологическое представление славян о природных явлениях. Художественная основа
мифа. Традиции национального фольклора в разработке мифа. Символическое изображение борьбы Добра и Зла. Образ
Перуна
как народный идеал. Семейная тема в мифе.
П р о и з в е д е н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о ч т е н и я у ч а щ и х с я
Легенды и мифы Древней Греции.
А. И. Н е м и р о в с к и й. «Мифы и легенды Древнего Востока».
И. В. Р а к. «Мифы Древнего Египта».
Мифы Древней Индии.
Предания и мифы средневековой Ирландии.
Скандинавские сказания.
Л. X. О л с о н. «Эрик — сын человека».
Мифы древних славян. Русские веды.
Мифы и легенды Отличие легенд от мифов. Легендарная основа народного героического эпоса европейских
народов.
«Песнь о Роланде». Памятник французского героического эпоса. Тема долга и чести в песни. Народный идеал
песни. Конфликт феодального и родового права. Карл Великий как идеал правителя.
«Калевала». Памятник карело-финского героического эпоса. Народный идеал в произведении, его патриотическое
звучание.
Русские былины. Памятник славянского героического эпоса. Отражение в былинах общенародных представлений
о героизме и народных героях. Художественное своеобразие народных былин. Средства создания поэтической
образности в былинах. Постоянный эпитет, гипербола, художественный повтор.
«Вольга и Микула Селянинович». Сопоставление характеров Вольги и Микулы. Мифологические черты образа
Вольги. Художественная роль зачина и повторов. Народный идеал в былине. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Принципы
создания в былине образа народного героя. Постоянные эпитеты в былине. Идейное и нравственное звучание
былины, ее патриотизм.
В м а с т е р с к о й х у д о ж н и к а с л о в а. Русские сказители.
П р о и з в е д е н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о ч т е н и я у ч а щ и х с я
Русские былины.
«Песнь о моем Сиде».
«Под звон мечей».
«Наследники Вюльфингов».
«Рыцари Круглого Стола».
Мифы и легенды Европы.
Литература
Связь и взаимодействие литературы и фольклора. Особенности построения художественного мира литературных
произведений на фольклорной основе.
«Мул без узды». Образец рыцарского романа. Начальное понятие о романе. Связь романа с кельтским
фольклором. Сходство и различие главного героя романа с героями народного героического эпоса. Средства
художественной образности в романе.
«Чудо Георгия о змие». Особенности жанра христианской легенды. Образ великомученика Георгия Победоносца.
Сила Божьего слова в легенде.
«Повесть о Евпатии Коловрате» (фрагмент из «Повести о разорении Рязани Батыем в 1237 году»). Памятник
древнерусской литературы. Художественные средства создания образа главного героя. Патриотическое звучание и
героический
пафос повести.
Народные традиции в западноевропейской литературе.
Р. Л. С т и в е н с о н. «Вересковый мед». Легендарная основа баллады, ее патриотическое звучание. Образ старого
пикта.
Былинные мотивы в русской поэзии. А. К. Т о лс т о й. «Илья Муромец», И. А.
Б у н и н. «Святогор и Илья», Н. С. Г у м и л е в. «Змей», Д. Б. К е д р и н. «Князь Василько Ростовский».
Былина и баллада, черты сходства и различия жанров. Народный идеал и авторская позиция в произведениях, их
художественное своеобразие.
П р о и з в е д е н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о ч т е н и я у ч а щ и х с я
Р. Л. Г р и н. «Легенды о рыцарях Круглого Стола».
И. К. А. М у з е у с. «Сказки и легенды».
Г. ф о н К л е й с т. «Поединок».
А. С. П у ш к и н. «Утопленник», «Гусар», «Песни западных славян».
О. М. С о м о в. «Оборотень», «Сказание о храбром витязе Укроме-табунщике».
Н. В. Г о г о л ь. «Вий».
А. К. Т о л с т о й. Баллады.
И. А. Б у н и н. «Святогор», «Баба-Яга у_____».
К. Д. Б а л ь м о н т. «Перун», «Световид».
П. П. Б а ж о в. «Серебряное копытце», «Медной горы Хозяйка».
Житийная литература
Житие святого. Характер Сергия. Житие как жанр средневековой русской литературы. Образ Сергия
Радонежского. Нравственное и патриотическое звучание жития, его художественные особенности.
Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться различать фольклорное и литературное произведения».
Литература как поэтическая память народа
Связь времен и наследование исторических традиций в литературе. Начальное понятие об историзме и средствах
создания исторического колорита. Литература как хранительница исторической памяти народа. Национальные
поэтические
традиции в литературе.
Н. М. К а р а м з и н. «Наталья, боярская дочь». Связь произведения с фольклорными традициями. Изображение
исторического прошлого. Патриотическое звучание произведения. Нравственный выбор героев. Авторская позиция.
А. С. П у ш к и н. «Песнь о вещем Олеге». Исторический и легендарный материал песни. Эпическая традиция в
песни. Роль диалогов. Поэтическое мастерство А. С. Пушкина.
Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как определить основную тему произведения».
М. Ю. Л е р м о н т о в. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Фольклорные традиции в произведении. Художественные средства создания исторического колорита. Характеры
Калашникова и Кирибеевича. Роль образа повествователя. Понятие о стилизации в произведении.
Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться характеризовать героя в произведении».
Н. В. Г о г о л ь. «Тарас Бульба». Легендарная и историческая основа произведения. Характер Тараса и средства
его создания. Начальное понятие о пафосе. Героический пафос произведения. Принцип контраста в изображении
сыновей Тараса. Нравственная проблематика произведения. Способы выражения авторской позиции, патриотическое
звучание произведения.
Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как определить авторское отношение к герою».
А. С. Х о м я к о в. «Вадим». Использование образов славянской мифологии. Патриотическое звучание
произведения.
В. Я. Б р ю с о в. «В башне». Особенности художественного пространства и художественного времени в
произведении. Сон как прием организации повествования.
Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как представить себе художественное пространство и художественное
время в произведении».
В. С. П и к у л ь. «Конная артиллерия, марш-марш!». Современное прочтение русской истории и ее эстетическое
осмысление.
В м а с т е р с к о й х у д о ж н и к а с л о в а. Факт и вымысел в художественном произведении на историческую
тему.
П р о и з в е д е н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о ч т е н и я у ч а щ и х с я
А. А. Д е л ь в и г. «Русская песня».
В. Ф. Р а е в с к и й. «Песнь воинов перед сражением».
К. Ф. Р ы л е е в. «Иван Сусанин», «Ермак».
А. А. Б е с т у ж е в - М а р л и н с к и й. «Наезды», «Роман и Ольга».
М. Ю. Л е р м о н т о в. «Баллада» («В избушке позднею порою...»).
К. П. М а с а л ь с к и й. «Стрельцы», «Регентство Бирона».
М. Н. З а г о с к и н. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
А. К. Т о л с т о й. «Князь Серебряный».
А. Н. М а й к о в. «Емшан».
М. А. В о л о ш и н. «Святая Русь».
В. Я. Б р ю с о в. «Нить».
В. А. Г и л я р о в с к и й. «Шипка».
К. М. С и м о н о в. «Ледовое побоище».
А. Д ю м а. «Три мушкетера».
В. С к о т т. «Айвенго».
Р. Л. С т и в е н с о н. «Черная стрела».
Э. Дж. Э. Б у л ь в е р - Л и т т о н. «Последние дни Помпеи».
Литературное произведение как художественное единство
Содержание и форма художественного произведения. Тема, проблема, идея. Композиция и сюжет литературного
произведения. Завязка, развитие действия, кульминация и развязка как сюжетно-композиционные элементы.
Экспозиция, пролог, эпилог. Виды композиции. Способы организации сюжета.
Н. В. Г о г о л ь. «Страшная месть». Своеобразие композиции. Основной конфликт в произведении. Тема
человеческой ответственности в противоборстве со злом.
А. С. П у ш к и н. «Дубровский». Основной конфликт произведения. Дубровские и Троекуров. Любовная линия
Владимир Маша и ее роль в организации повествования. Авантюрные приемы в произведении. Проблема
совместимости
офицерской чести и разбоя. Образ «благородного разбойника». Авторская позиция в произведении.
Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться определять роль пейзажа в художественном
произведении».
А. С. П у ш к и н. «Скупой рыцарь». Основной конфликт и трагическое в драматическом произведении.
Особенности жанра. Тема скупости и особенности авторской позиции в произведении. Мастерство Пушкина-
драматурга.
Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться определять основной конфликт в художественном
произведении».
Н. С. Л е с к о в. «Привидение в Инженерном замке». Своеобразие повествования. Особенности сюжета новеллы.
Фантастика и жизнеподобие в художественном мире произведения. Смысл названия новеллы.
Р. Д. К и п л и н г. «Маленький Вилли-Винки». Характер ребенка. Изображение внутреннего мира Винки. Тема
человеческой ответственности в произведении. Особенности композиции новеллы. Смысл названия, подзаголовка и
концовки
произведения.
Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как написать отзыв о прочитанном произведении».
А. П. П л а т о н о в. «Разноцветная бабочка». Сказочные мотивы и философский конфликт в произведении. Образ
матери и нравственное звучание произведения.
Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться пересказывать сюжет литературного произведения».
В. А. С о л о у х и н. «Мститель». Понятие о внутреннем конфликте. Изображение внутреннего мира как основа
организации сюжета. Утверждение идеи человеческого великодушия.
Е. И. Н о с о в. «Лоскутное одеяло». Использование диалога в организации сюжета. Связь поколений в новелле.
Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться характеризовать особенности композиции произведения».
В м а с т е р с к о й х у д о ж н и к а с л о в а. Строение сюжета.
П р о и з в е д е н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о ч т е н и я у ч а щ и х с я
Н. В. Г о г о л ь. «Майская ночь, или Утопленница».
И. С. Т у р г е н е в. «Хорь и Калиныч», «Малиновая вода».
Л. Н. Т о л с т о й. «Набег».
А. П. Ч е х о в. «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Налим».
Н. С. Г у м и л е в. «Мик».
И. С. Ш м е л е в. «Лето Господне» («Праздники»).
К. И. Ч у к о в с к и й. «Серебряный герб».
К. М. С и м о н о в. «Третий адъютант», «Малышка».
К. Г. П а у с т о в с к и й. «Последний черт», «Кот Ворюга».
В. И р в и н г. «Жених-призрак».
Э. А. П о. «Очки».
Ж. В е р н. «Пятнадцатилетний капитан».
П. М е р и м е. «Взятие редута».
Т. Г а р д и. «Роковая ошибка церковных музыкантов».
Дж. К. Д ж е р о м. «Миссис Корнер расплачивается».
Р. Б р э д б е р и. «И тогда грянул гром».
Дж. Л о н д о н. «На берегах Сакраменто», «Белый клык».
М. Т в е н. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».
Г. Р. Х а г г а р д. «Дочь Монтесумы».
Основы стихосложения и поэтической образности
Понятие ритма в стихотворной поэтической речи. Основы организации стихотворного ритма. Силлабо-тоническая
система стихосложения. Понятие стопы. Начальное понятие о стихотворных размерах. Двусложные стопы: ямб, хорей.
А. С. П у ш к и н. «Зимнее утро», «Бесы», М. Ю. Л е р м о н т о в. «Парус». Особенности ямбического и
хореического рисунка стихотворений. Начальное понятие о пиррихии и спондее. Идейно-художественное своеобразие
стихотворений.
А. С. П у ш к и н. «Дельвигу». Вольный стих и особенности жанра послания. Трехсложные стопы: дактиль,
амфибрахий и анапест.
М. Ю. Л е р м о н т о в. «Тучи». Дактилический рисунок стихотворения. Идейно- художественное своеобразие
лирического произведения.
Н. А. Н е к р а с о в. «Крестьянские дети». Амфибрахический рисунок стихотворения. Идейно-художественное
своеобразие произведения.
Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как услышать в художественном произведении голос автора».
Н. С. Г у м и л е в. «Сказочное». Анапест и его ритмообразующая роль в произведении. Художественное
своеобразие стихотворения.
Вольный стих, особенности ритмического рисунка вольного стиха.
Понятие о рифме и система рифмовки. Виды строф.
Сонет как формализованный стихотворный жанр. Ф. П е т р а р к а. Сонет СССХIХ («На смерть Мадон-ны
Лауры»);
У. Ш е к с п и р. Сонеты № 66, 74; А.
А. Д е л ь в и г. «Вдохновение»; А. С. П у ш к и н. «Сонет»; В. Я. Б р ю с о в. «Сонет к форме»; А. А. Т а р к о в с к
и й. «Беженец».
Ритмическое, строфическое и идейно-художественное своеобразие сонетов.
Изобразительно-выразительные средства художественной (поэтической) речи.
Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться определять стихотворный метр».
В м а с т е р с к о й х у д о ж н и к а с л о в а. Язык поэтического произведения.
Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Учимся пользоваться интернет-ресурсами».
Учебно-методическое обеспечение
ученика:
1. Литература. 6кл. В 2 ч.: учеб.-хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. лит., гимназий и лицеев/ авт.-
сост. О.Н. Зайцева, М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина; под ред. М.Б. Ладыгина – М. : Дрофа, 2013.
2. Литература. 6кл. В 2 ч.: рабочая тетрадь к учеб.-хрестоматии с углублённым изучением литературы /
Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина; под ред. М.Б. Ладыгина – М. : Дрофа, 2013.
учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. М. : Просвещение, 2012
2. Литература. Программа для школ и классов с углублённым изучением литературы. 5 11 классы / М.Б.
Ладыгин, А.Б. Есин, Н.А. Нефедова, Д.Г. Булгаков; под редакцией М.Б. Ладыгина. – М. : Дрофа, 2013.
3. М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова Методическое пособие к учебнику «Литература 6 класс» под редакцией М.Б.
Ладыгина – ООО Дрофа, 2013
4. Липина Е.Ю. Литература. ЕГЭ: шаг за шагом. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 2011
Календарно-тематическое планирование уроков литературы (углублённый уровень) в 6 классе
Тема
урока
Тип
урока
Содержан
ие образования
Планируемые
(прогнозируемые)
личностные,
метапредметные,
предметные результаты.
Опыт читательской
деятельности
Внутрипр
едметные и
межпредметные
связи
Виды
самостоятельной
работы,
направленные на
формирование
УУД, достижения
метапредметных и
предметных
результатов
Домашн
ее задание
Дата
план
факт
Первый урок волшебства 3 часа. Художественный мир литературного произведения
1
Знакомство с
новым учебником
литературы. Беседа
о летнем чтении.
Урок
открытия нового
знания
1
Структура
учебника: учебно-
научные статьи,
тексты
произведений,
материалы рубрик.
Личностные:
формируют стартовую
мотивацию к обучению.
Познавательные:
знакомятся со структурой
учебника, знают основные
разделы рубрик.
Регулятивные:
выбирают способ действия
в соответствии с
поставленной задачей
Коммуникативные:
умеют рассказать о
самостоятельно
прочитанном произведении
Русский
язык: создают
устное
высказывание о
прочитанном
произведении
Изучают
содержание
учебника.
Строят
высказывание о
самостоятельно
прочитанном
произведении,
эмоционально
выражая в речевой
деятельности
личное отношение
к прочитанному
Коллектив
ное
проектирование
домашнего
задания.
Чтение
статьи учебника
«Что такое
художественны
й мир
произведения»
2
Художественный
мир произведения.
Урок
открытия нового
знания
1
Художеств
енный мир
произведения.
Художественная
образность как
эстетическая
основа
литературы.
Находят в тексте
учебной статьи термины,
объясняют их толкование
Понимают
значение русского слова в
его эстетической функции,
роль изобразительно-
выразительных языковых
Русский
язык: эпитет,
олицетворение,
метафора,
гипербола;
письменное
высказывание-
рассуждение
Изучающе
е чтение статьи
учебника.
Самостоят
ельная подготовка
к выполнению
заданий после
статьи.
Прочит
ать статью с. 10-
15; записать
термины в
«Словарь
магических
слов»
Изобразительно-
выразительные
средства
художественной
речи.
средств в создании
художественных образов
литературных
произведений.
Могут объяснять
смысл понятия
художественный мир
литературного
произведения; называть
основные «правила, по
которым создается
художественный мир
произведения»; называть
изобразительно-
выразительные средства
литературы и объяснять их
роль в произведении.
Коллектив
ное
проектирование
домашнего
задания.
3
Выразительное
чтение и анализ
стихотворения А.С.
Пушкина «Поэт»
Урок
рефлексии
1
Тема поэта
и поэзии в лирике.
Могут называть
изобразительно-
выразительные средства
литературы и объяснять их
роль в произведении.
Отвечают
на вопросы в
учебнике,
подкрепляют их
цитатами.
Ищут
тропы в
стихотворении
А.С. Пушкина
«Поэт» (работают
в РТ с печатной
основой).
Выразител
ьно читают
стихотворение
Коллектив
ное
проектирование
домашнего
задания.
Прочит
ать статью «Что
такое
мифология»
Второй урок волшебства 16 часов. Мифология как художественное познание действительности.
4
Что такое миф и
мифология
Урок
открытия нового
знания
1
Взаимоотн
ошения богов и
людей в
древнегреческой
мифологии. Мифы
«Олимп»,
«Гиацинт».
Могут объяснять
смысл понятий миф и
мифология; пересказывать
мифы; рассказывать о
мифологических
представлениях славян о
природных явлениях,
выявлять поэтические
средства, которые
используются в мифах.
Умеют устно
отвечать на вопросы.
Принимают
участие в диалоге.
Умеют
выразительно читать,
выражая эмоциональное
состояние от
прочитанного.
Формулируют
собственное отношение к
произведению и дают
оценку содержанию.
Формировать
ситуацию саморегуляции
эмоциональных состояний.
Уметь извлекать
информацию из
прочитанного текста.
История:
древние боги,
библейские
сказания.
Сопостав
ляют духовно-
нравственные
ценностями
древних народов с
современными
нравственными
ценностями.
Применяю
т приёмы
изучающего
чтения.
Отмечают
определения
терминов.
Находят в
тексте учебной
статьи фрагменты
о роли мифов в
развитии
человечества.
Сжато
пересказывают
текст.
Прочит
ать мифы
«Недуг уладов»,
«Создание
мира»,
«Норны»,
«Перун и
Скипер-зверь».
5
-6
Общее и
национальное в
мифах разных
народов
Славянски
й миф «Перун и
Скипер-зверь»
Урок
открытия нового
знания
2
Мифы
«Недуг уладов»,
«Создание мира»,
«Норны», «Перун
и Скипер-зверь».
История:
славянские боги и
герои
Письменн
ые ответы на
вопросы в РТ
Устные
ответы.
Поиск
цитат.
Коллектив
ное
проектирование
домашнего
задания.
Подгото
вить
презентацию
одной из книг
«Легенды и
мифы Древней
Греции»,
«Легенды и
сказания
Древней Греции
и Древнего
Рима»,
эпические
поэмы Гомера,
«Исландские
саги.
Ирландский
эпос»,
«Скандинавские
сказания»,
«Русские веды»)
и заполнить
таблицу РТ
7
Сокровищ
а книжных полок
Урок
общемеодическо
й
направленности
1
Знакомство с
наиболее
известными
сборниками мифов
народов мира.
Презентац
ия книги мифов
народов мира.
Викторина
Тестирова
ние
Коллектив
ное
проектирование
домашнего
задания.
Чтение
статьи «мифы и
легенды»,
«Песни о
Роланде»
Инд.:
подготовить
сообщение об
исторической
основе
произведения
8
Мифы и
легенды.
Урок
открытия нового
знания
1
Французск
ий героический
эпос. Историческая
основа «Песни о
Роланде».
Самостоятельно
делают выводы,
перерабатывают
информацию.
Учатся
планировать алгоритм
ответа.
Умеют
формулировать и
высказывать свою точку
зрения:
-осознанно
используют речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации;
-владеют
монологической
контекстной речью.
История:
рыцарство, кодекс
чести рыцаря
Устные
монологические
ответы на
проблемные
вопросы.
Письменн
ые ответы на
вопросы в РТ
Выразител
ьное чтение
художественного
текста с
рецензированием.
Коллектив
ное
проектирование
домашнего
задания.
Заполни
ть таблицу в РТ
на с.25
9
«Песнь о
Роланде». Образы
рыцарей в
произведении.
Урок
открытия нового
знания
1
Тема долга
и чести: Роланд и
Ганелон.
История:
рыцарство, кодекс
чести рыцаря
Устно
отвечают на
вопросы с
последующей
взаимопроверкой
учителя.
Поиск
цитат в
соответствии с
учебной задачей.
Монологи
ческие
высказывания в
соответствии с
Переска
з эпизода
«Божьего суда»