Взгляд на повести М. А. Булгакова «роковые яйца» и «собачье сердце»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального
образования
Кемеровский профессионально-технический техникум
Взгляд на повести М. А. Булгакова «роковые яйца» и «собачье
сердце» татья)
Подготовил преподаватель русского языка и литературы
Перевизник Раиса Анатольевна
Кемерово 2015
М. А. Булгаков, рисуя трагические события и огромные потери, которые
понесла страна в гражданской войне, стремился «стать бесстрастно над
«красными» и «белыми» ради тех истин и нравственных ценностей, которые
именуются вечными.
Писатель остается себе верным и в повестях «Роковые яйца» и «Собачье
сердце». Их объединяет не только тема нравственной ответственности ученого
за проводимый эксперимент, но и сатирическое изображение
послереволюционной действительности, использование фантастики и гротеска.
Действие повести «Роковые яйца» происходит в будущем в 1928 году.
События, свидетелями которых мы становимся, на первый взгляд, совершенно
фантастичны, но, по сути, вполне реальны и близки к тому, что особенно ярко
проявилось к концу 20-х годов и эпоху «великого перелома» в советской
действительности.
Герой повести, профессор Персиков, открыл, что с помощью
определенного оптического устройства можно получить некий красный луч, в
поле действия которого живые организмы с невероятной скоростью
размножаются, становятся сверхъестественно активны и достигают гигантских
размеров. Открытие это требует тщательного изучения и крайне осторожных
экспериментов, которые Персиков и начинает готовить в своей лаборатории.
Но пресса успевает на весь мир раструбить о необыкновенных свойствах «луча
жизни», способного якобы преобразить жизнь всей страны («сказку сделать
былью»).
[2]
На беду аппараты Персикова попадают в руки людей
невежественных, которые и проводят опасные опыты в курином совхозе. И в
результате эксперимента с красным лучом вместо безобидных кур, как
предполагалось, появляются на свет и неудержимо множатся огромных
размеров гады: змеи, крокодилы. Нашествие их на Россию не могут остановить
не всесильное ГПУ, ни доблестная Красная Армия. Гибнет от рук объятой
ужасом толпы и сам профессор Персиков, а вместе с ним его великое
открытие. Спасает страну лишь чудо восемнадцатиградусный мороз в
середине августа.
Не случайно Булгаков придумал и красный луч, и жуткое нашествие.
Новая экономическая политика породила людей, искренне желавших добиться
экономического и культурного процветания страны. Но были и другие
полуграмотные, самоуверенные, та новая бюрократия, которая пышно расцвела
в эпоху военного коммунизма и усилила свои позиции в годы нэпа. Они, эти
люди, были особенно активны, размножались гораздо быстрее и несли вместо
созидания разрушение.
В «Роковых яйцах» показана неготовность общества принять новые
гуманистические принципы взаимоотношений, основанные на уважении к
труду, культуре и знаниям.
Болью за человека пронизана и последняя сатирическая повесть М.
Булгакова «Собачье сердце». В основе фантастического сюжета снова
рискованный эксперимент. Именно так воспринимал Булгаков строительство
социализма. Особенно он скептически относился к насильственным методам
создания и воспитания «нового, свободного» человека. Последствия
вмешательства в естественный ход вещей могут оказаться плачевными и для
самих экспериментаторов, считал писатель.
Когда профессор Преображенский в ходе научных опытов неожиданно
для себя самого получает из собаки человека и затем пытается воспитать это
существо, он рассчитывает на успех. Однако терпит поражение. Происходит
это, во-первых, потому, что в процесс воспитания Шарикова вмешивается сама
жизнь в лице Швондера, который хочет немедленно превратить Шарикова в
«сознательного строителя социализма». Во-вторых, задатки бездомного, вечно
голодного и униженного пса соединились с задатками уголовника и
алкоголика. Так и получился Шариков существо, по природе своей наглое,
агрессивное и жестокое. Ему как раз и подходит известная революционная
установка: «Кто был ничем, тот станет всем». Он деградирует от милейшего
пса до невообразимого пакостника, но уже не с собачьим этом ужас!), а с
человеческим сердцем, «самым паршивым» из тех, что существует в природе.
[1]
Счастливый конец, когда Шариков, «заведующий подотделом очистки
Москвы от бродячих животных (котов и проч.) в отделе МКХ», вновь
возвращен в лоно природы, в состояние «ничего». Он, освобожденный от
необходимости отвоевывать место в человеческом мире, опять обращается в
пса-милягу и ничуть не раздражает нас воинственными претензиями, мог быть
только в повести. В жизни шариковы шли прямым путем в швондеры, в
«идеологи», а потом и дальше швондеров, представляя смертельную опасность
уже не только для профессора Преображенского и самого Швондера, но и для
всей страны.
Ведь любую идею Шариков готов низвести до своего уровня и обратить
на практическую пользу себе, - гарантией этого будет бездушный автоматизм, с
каким он эту идею воспримет. Именно шариковы становились в реальной
жизни материалом и опорой того худшего, что произойдет в стране за долгие
годы советской власти, возникая то в роли оголтелого « коллективизатора»,
стригущего под ноль, режущего по-живому, то глашатая предвоенного
шапкозакидательства, то идеального исполнителя бюрократических
инструкций, то носителя якобы «национального духа», выраженного в
презрении и ненависти в чужому Мало ли у Шарикова, столь легкого на
подъем, превоплощений?Страшных, опасных, чудовищных, реализовать
которые Булгаков на захотел.
Анализ повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» дает нам основание
оценивать их скорее не как пародию на общество будущего в России, а как
своеобразное предупреждение того, что может случиться при дальнейшем
развитии тоталитарного режима, при безрассудном развитии технического
прогресса, не опирающегося на нравственные ценности.
[3]
Информационное обеспечение
1. Яновская, Л. Творческий путь Михаила Булгакова. [Текст] / Л. Яновская. М. :
Слово, 1989. – 182 с.
2. Булгаков, М. Собачье сердце. [Текст] / М. Булгаков. М. : Лениздат, 1989.
534 с.
3. Соколов, Б. В. Энциклопедия Булгаковская. [Текст] / Б. В. Соколов. М. :
Миф, 2000. 526 с.