Судьба крестьянина и деревни в художественном осмыслении русских писателей. (С. Залыгин «На Иртыше», В. Белов «Кануны», Б. Можаев «Мужики и бабы»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального
образования
Кемеровский профессионально-технический техникум
Судьба крестьянина и деревни в художественном осмыслении
русских писателей.
(С. Залыгин «На Иртыше», В. Белов «Кануны», Б. Можаев
«Мужики и бабы», С. Антонов «Овраги») (статья)
Подготовил преподаватель русского языка и литературы
Перевизник Раиса Анатольевна
Кемерово 2015
С 60-х годов XX века видное место в литературе заняла тема деревни,
земли, памяти, связанной с «малой родиной». Свое слово в «деревенской
прозе» сказали С. Антонов, В. Белов, С. Залыгин, Б. Можаев. Но сегодняшнее
состояние деревни не будет нами осмыслено и до конца понято, если не
обратиться к трагическим 30-м годам, трагическим для всего народа и, в
первую очередь, для крестьянства, под корень подрезанного, согнанного со
своей земли. В эпоху «великого перелома» все было сделано для того, чтобы
столкнуть беднейшие слои деревни и трудолюбивейших хозяев, чтобы вызвать,
как в гражданскую войну, потоки крови.
Еще в 1964 году С. Залыгин опубликовал свою повесть «На Иртыше». В
ней он одним из первых взял под защиту «крепких мужиков», таких, как
Степан Чаузов. Не только о личном хозяйстве болела душа героя, он заботился
о будущем земли: «Мужик он на земле хозяин… Ей все одно, земле…Ей дай
хозяина, чтобы он ее пахал и миловал». Но вот этого-то хозяина люди, не
знавшие крестьянского труда, далекие от сельских проблем, стремились
фактически лишить земли. Над причинами этого размышлял в своей повести
С.Залыгин, но он уже писал о совершившемся переломе. А о том, что ему
предшествовало, как он готовился, рассказывает роман-хроника В. Белова
«Кануны».
В центре повествования два села Шибаниха и Ольховица, но это целый
мир, десятки колоритных народных характеров, труды и дни людей, кормящих
и держащих в итоге на своих плечах громадную страну. Мир это природный,
естественный, оправдывающий себя и потому справедливый. Это Данила и
Павел Пачины, Никита Рогов и его сын, Миронов, Насонов и другие. Здесь
каждый знает друг о друге все, каждый зависит от другого и потому не может
не считаться с ним. Этот мир устойчивый, выработавший на протяжении
долгого исторического опыта свою мораль и твердо придерживающийся ее. И
вот этот мир пытаются расколоть и перессорить. Автор печально замечает:
«Никто не знал, чего от кого можно ждать, откуда придет очередная беда или
новость…»
И в то же время Белов видит духовную красоту простых людей.
Замученные обстоятельствами, крестьяне не только кормят «всю
взбудораженную страну», но и обладают душевным богатством. Люди в
деревне при всех тяготах социалистических условий чувствуют дыхание вечно
живой жизни. Поэтому они так чутки к естественному, земному счастью, к
болям и страданиям других.
Роман кончается мучительными переживаниями Ивана Рогова, так и
принятого в колхоз: «Обида и страх нет, не за себя, а за семейство, за
деревню, за всех добрых людей страх и отчаяние поднимались откуда-то, от
самой земли…» Но разве такое волнение «за всех» не несет в себе заряд
душевной силы? А ненужное заявление Рогова о приеме в «сопроновский
колхоз» подхватил ветер, «…Обрывки заперевертывались и полетели вдоль по
Шабанихе». Разного рода циркуляры, распоряжения смутной эпохи ожидала та
же судьба. А трудовой, нравственный опыт крестьянства защитил страну в ее
исторических испытаниях.
Как и «Кануны» Белова, «Мужики и бабы» Б. Можаева (особенно вторая
книга), это не только роман-хроника, роман-диспут, но и роман-памфлет. С
публицистической откровенностью, привлечением газетных заметок и
архивных документов той поры бичуется «диктаторский восторг при виде
того, как на огромном кострище корчилась и распадалась вековая русская
община». Главным теоретиком в романе выступает бывший красный командир,
учитель, и гуманист Дмитрий Иванович Успенский, прямо называющий
действия районной комиссии по раскулачиванию «беззаконными».
Можаев честно дает хронику событий одного района на рязанской земле, в
которой, как в капле воды, отражается вся страна. Она стонет от
«погоняльщиков», нетрудовых элементов всех, кто изгоняет с родной земли
крестьян. Здесь нет белых офицеров, убийств активистов, здесь просто грабят,
насилуют, изводят под корень народ. Разрыв с национальной традицией, с
порядками, установленными предками, с памятью, завещанной ими нам, -
смерть истории. «Нельзя гнуть историю, как палку через колено», - настойчиво
повторяет в «Мужиках и бабах»
[2]
Б. Можаев, отдавая предпочтение
постепенности развития и осуждая катаклизмы, ведущие к кровопролитиям.
Теме насилия над крестьянством посвящена и повесть С. Антонова
«Овраги», написанная в 1988 году. Она показывает несколько поздний период,
когда колхозы были уже созданы, и появилась статья Сталина
«Головокружение от успехов». Но положение в деревне не изменилось.
Писатель убедительно передает характер и истоки порочной практики. В
глухих районах никто не слыхал о статье Сталина.
[1]
С. Антонов последовательно воспроизводит трагические события в
одном из дальних районов страны. Сюжетное движение повести стремительно
и напряженно. Продолжается раскулачивание, в «мирную» жизнь постоянно
врываются кровавые происшествия: убивают председателя Шевырдяева,
возникает антисоветский мятеж, закалывают крестьянина Макуна, погибает
отец Мити. О чем бы ни говорил автор, он решает важную проблему: что теряет
и приобретает новая колхозная деревня?
Раскулачивание состоятельных хозяев приводит к катастрофическим
потерям. Люди одаренные, способные на большие дела, навсегда покидали
колхозы.
Трагическое положение сядемского колхоза воссоздано в повести в
суровых красках. Но писатель передает и ощущение и светлых перспектив.
Оно рождается в сознании честных, серьезных, думающих о судьбе
крестьянства людей. Их немало в повести.
Последняя глава повести называется не без грустной иронии
«Счастливый конец».
Трагическое прошлое, наши горькие заблуждения помогают осмыслить
нынешний этап исторического развития с его глубочайшими противоречиями.
Это так необходимо новым поколениям.
Информационное обеспечение
1. Можаев, Б. А. Мужики и бабы: Роман. [Текст] / Б. А. Можаев. М. : Арда,
2007. 704 с.
2.Белов, В. А. Избранные произведения. [Текст] / В. А. Белов. М. : Слово, 1983
198с.